Конспект урока технологии в 3 классе по теме "Архитектура".
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме
Урок открытия нового знания создан на основе деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_onz.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Предмет: Технология
Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова.
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Архитектура».
Основные цели:
1) сформировать представление о процессе построения здания;
2) познакомить с основами черчения и выполнения чертежа в масштабе;
3) сформировать умение выполнять чертеж в заданном масштабе;
4) сформировать представление об особенностях профессиональной деятельности людей, участвующих в создании зданий;
5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах, фиксировать умение применять эталон «активный ученик».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
На доске расположены карточки с шагами учебной деятельности и эталоном с качествами активного ученика.
− Добрый день, ребята! С чем вы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с тем как работать с учебником и рабочей тетрадью. Познакомились с понятием «стоимость».)
− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились вычислять стоимость изделия, учились рисовать маршрутную карту и работать с ней.)
− Что вы повторяли из курса «Технологии», полученные в 1−2 классах? (Как отбирать необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием.)
− Сегодня вы продолжите путешествовать по городу и узнаете много нового. Какой деятельностью вы будете заниматься на уроке? (Учебной деятельностью.)
− Что, значит, находится в учебной деятельности? (Это значит выяснять, что мы не знаем, и самим искать новый способ.)
− Какой эталон вам помог ответить на вопрос? (Эталон с шагами учебной деятельности.)
− О чём говорит второй эталон? (Какими качествами должен обладать активный ученик.)
− Почему важно быть активным на уроке? (…)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
На доске вывешены иллюстрации различных городских построек, например: старинные (особняк, деревянная постройка) и современные (здание больницы, жилой дом).
− Сравните здания, изображенные на иллюстрации. (…)
Ученики определяют сходства и различия.
− Определите, почему здания выглядят по-своему и с чем это связано. (Здания выглядят по-своему в зависимости от назначения здания, время постройки, научных достижений, материалов, из которых построены.)
− Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения называется архитектурой. Представьте, что вы строители и вам нужно построить здание. Откройте учебник на стр. 12, прочитайте слова Вани и составьте план строительства здания. Работать вы будете в парах. Чтобы работа была успешной, вспомните правила работы в парах.
При необходимости учащиеся озвучивают правила работы в парах. Учащиеся работают с учебником самостоятельно. Проверку провести фронтально. На доске фиксируются основные шаги строительства здания.
− Первый этап создания здания — это эскиз. Кто создает эскиз? (Архитектор.)
− Эскиз – это рисунок будущего здания, предварительное изображения какого-то предмета. Эскиз выполняется от руки. При выполнении эскиза не используются чертёжные инструменты и не учитываются настоящие размеры.
− После выполнения эскиза, что делает архитектор? (Выполняет чертёж.)
− Как изобразить здание, чтобы потом можно было начертить чертеж и построить дом? (Его надо уменьшить.)
− Уменьшение размеров реальных объектов при изображении на бумаги называется «изображением в масштабе». А чертёж – это условное изображение изделий, предметов и деталей на бумаги с указанием их размеров и масштаба.
На доску вывешивается карточка с понятием «масштаб».
− Прочтите, что такое масштаб.
− Масштаб принято записывать так: М 1 : 1; М 2 : 1; М 1 : 2.
Учитель выполняет запись на доске.
− Первое число соответствует размерам на чертеже, а вторая – размерам в действительности.
− Что означает запись М 1 : 1? (При выполнении чертежа размеры не изменяются.)
− Что означает запись М 2 : 1? (При выполнении чертежа размеры увеличатся.)
− Что означает запись М 1 : 2? (При выполнении чертежа размеры уменьшатся.)
− Что вы нового узнали?
− А теперь я вам предлагаю выполнить следующее задание.
У каждого на столе карточка с заданием, линейка, карандаш.
Задание на пробное действие: выполните чертёж в заданном масштабе.
− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить чертёж в заданном масштабе.)
− Поднимите карточки те, кто выполнил задание.
− Кто уверен, что правильно выполнил задание, оставьте ваши работы поднятыми.
− Кто опустил работы, в чём ваше затруднение? (Мы не уверены в правильности выполнения задания.)
− Те, кто уверен, что выполнил задание правильно, опустите свои работы и назовите эталон, который позволил вам быть уверенными в правильности выполнения задания.
Учащиеся не смогут указать эталон.
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать правильность выполнения задания.)
− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
− Что вы теперь должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было выполнить чертёж в заданном масштабе.)
− Чем вы могли воспользоваться при выполнении задания? (Понятием масштаба.)
– Почему вы не смогли выполнить задание или не можете доказать, что выполнили его правильно? (Мы не знаем способа выполнения чертежа в заданном масштабе.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что теперь вы будете делать? (Мы сами будем строить новый способ.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать способ выполнения чертежа в заданном масштабе.)
− Чем надо воспользоваться для достижения цели? (Понятием масштаб.)
− Что может показывать масштаб? (На чертеже размеры будут теми же, как в действительности, уменьшаться или увеличатся.)
− Для достижения цели вам поможет рисунок на странице 15, как вы с ним будете работать? (Мы проанализируем рисунки, сравним масштабы и изображения, выясним, о что показывает каждый из данных масштабов, сделаем вывод, составим алгоритм выполнения чертежа в заданном масштабе.)
5. Реализация построенного проекта
− Работать вы будете в группах. В группах вспомните правила, по которым вы будете работать.
При необходимости учащиеся озвучивают правила работы в группах.
Каждой группе даётся конверт с шагами алгоритма, чистый лист А4, клей.
− Если вам будет трудно самостоятельно составить алгоритм выполнения чертежа в масштабе у вас в конвертах лежат шаги алгоритма, воспользуйтесь этими шагами и составьте из них алгоритм, наклев шаги на лист бумаги.
Группы работают самостоятельно 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритмов. Одна из групп рассказывает, как они рассуждали при построении алгоритма. Остальные группы при необходимости уточняют ответ. После согласования на доску вывешивается алгоритм выполнения чертежа в масштабе.
− Вы построили новый способ. Что теперь надо сделать? (Надо вернуться к заданию на пробное действие.)
Фронтально проговариваются шаги алгоритма, и учащиеся выполняют их у себя на карточках.
Возможный вариант выполнения задания:
1) Надо найти числа обозначающие масштаб: М 3 : 1.
2) Определим, что они обозначают: увеличение.
3) Измерим длину отрезков на чертеже (учащиеся выполняют измерения).
4) Определим и запишем их действительные размеры: увеличим размеры в три раза.
5) Выполни чертеж с реальными размерами на бумаге:
М 1 : 1 М 3 : 1
− Вы справились с затруднением?
− Какие задания вы теперь сможете выполнять? (Мы сможем выполнять чертежи в заданном масштабе.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Для тренировки выполните задание в рабочей тетради на странице 6.
− Прочтите, что вы должны сделать?
− Вы будете выполнять задание в парах: план составите полностью, а построите изображение отрезков АБ, БВ, ВГ, ДЕ, ЕЖ, ЖЗ, ЗИ, ИК, КЛ, ЛМ.
Учащиеся работают в парах. После выполнения работы учащиеся проверяют выполнение задания по образцу.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
— Завершите чертёж самостоятельно.
Учащимся раздаются эталоны для самопроверки.
− Сравните реальные размеры сторон фигуры, объясните свои действия.
− У кого возникло затруднение при выполнении задания?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Какие профессии принимают участие в строительстве заданий и сооружений? (…)
− Как вы можете проверить, все ли профессии вы назвали?
− Откройте учебник на странице 13.
Дальше работа проводится по учебнику, стр. 13−14.
− Посмотрите на страницы 16−17 учебника и определите чем вы будете заниматься на следующем уроке.
9. Рефлексия деятельности на уроке
− А теперь подведём итог. Что нового вы сегодня узнали и чему научились?
− Какую цель вы перед собой ставили?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем же было затруднение и почему оно возникло?
− Чем вы воспользовались при достижении цели? (…)
− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)
− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)
Учащимся раздаются карточки с утверждениями.
– А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите зеленый карандаш, отметьте знаком « + » те высказывания, с истинностью которых вы согласны.
– Молодцы!
Домашнее задание:
Творческое задание (по желанию). Измерьте реальный объект, распишите его размеры, выберите масштаб и выполните чертеж предмета в масштабе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии. 1 класс. Тема: Аппликация из бумаги. Открытка ко Дню Победы"
Урок построен на использовании проектных технологий....
Конспект урока технологии 3 класс по ОС "Школа2100".
Урок технологии по ОС" Школа 2100". Тема:"Прообраз в живописи." Урок-проект....
Конспект урока технологии. 2 класс. Знакомство с подрубочным швом.
Повторение разных видов швов. Знакомство с новым видом шва "подрубочным". Изготовление салфетки....
Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»
Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...
Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"
Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...
Конспект урока технологии, 3 класс. Тема урока: Пришивание пуговиц.
Цель урока: Познакомить учащихся с техническими сведениями о пуговицах, с технологией пришивания пуговиц.Тип урока: урок усвоения новых знаний....