конспект урока технологии во 2 классе "Подарок радуги"
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

данный материал содержит подробный конспект урока технологии по изготовлению цветка ириса из гофрированной бумаги и подручных материалов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока73.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : Подарок радуги.

ЦЕЛИ: продолжить работу по созданию изделия из бумаги на основе проволочного каркаса ; формировать умение работать в парах.

ЗАДАЧИ: учить выполнять задания по созданию образа с опорой на наглядность; формировать эстетический вкус учащихся; воспитывать экологическую культуру.

ТИП : урок закрепления изученного материала.
СОДЕРЖАНИЕ: урок по обработке бумаги.

  1. Погружение в тему урока.(слайд 1)
    Несколько миллионов лет назад, когда на Земле было еще много волшебства, стоял чудесный летний день. Вдруг , неожиданно, над землей вспыхнула огромная радуга.(слайд 2) По ней, как по ступенькам, сбежала на землю богиня Ирида.(слайд 3,4) Она весело пронеслась мимо изумленных зверей и птиц, застывших от неожиданности. А радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Ее чудесные осколки упали на землю и проросли в  очаровательные цветы.(слайд 5) Они  были  так прекрасны, что полюбоваться ими собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые затем и разнесли созревшие семена цветов по всему миру. Всеми цветами радуги одарила природа эти цветы:  розовым и бронзово-багряным, лазоревым и сапфировым, пурпурно-вишневым и сиреневым, лимонным и оранжево-желтым, небесно-голубым, снежно-белым и иссиня-черным. В те времена все жители земли считали Ириду посредницей между богами и людьми, она, как и радуга, рождаясь после дождя, соединяет небо и землю. И тогда люди назвали этот цветок , схожий с радугой по окраске, ирисом.
    Издали ирисы кажутся маленькими маяками, указывающими путь рыбакам. и проросли они, согласно поморской легенде, из слез рыбачки, которая часто оплакивала разлуки с мужем
    .(слайд 6)

Где-то там, за пределом миров,
Где расцвел фиолетовый ирис,
Мы до будущей жизни простились,
Чтоб когда-нибудь встретиться вновь,
Чтобы снова друг друга обжечь
Голосами, касанием словом,
Узнаваньем в обличии новом,
Ожиданьем обещанных встреч.
И пока этот ирис цветет,
За грехи нам дается прощенье,
Над мирами не властвуют тени
И безумного времени ход.

2.Физминутка для глаз. А сейчас настало время дать отдых нашим глазкам. Займите удобное положение, ваше тело расслаблено, следим за движущимися объектами. (слайд 7)
С ирисом связано много старинных легенд.(слайд 8) Ребята подготовили сообщения лишь по некоторым из них. Одна из легенд рассказывает о том, как это растение попало в сады японских императоров. Послушайте, пожалуйста.( подготовленный ученик рассказывает легенду).
Одна девушка была светловолосой (а надо заметить, что волосы у японцев от природы черные, как смоль), что считалось в древней Японии не только крайне некрасивым и даже уродливым, но и толковалось как проклятие богов. Бедняжка с детства стала изгоем: с ней никто не дружил и не разговаривал, а женихи обходили ее дом самой дальней дорогой. Как-то, гуляя в одиночестве на отдаленном лугу, девушка залюбовалась необычным цветком, который был, конечно же, ирисом. Повинуясь внутреннему голосу, она выкопала растение, принесла домой, приготовила из него настой, заварив кипятком, и вымыла этим снадобьем голову. И тут случилось чудо – ее волосы приобрели удивительный медный оттенок с золотистым отливом. Увидев такой необычный цвет, односельчане решили, что на девушку снизошла божественная благодать и ее голову на закате позолотило солнце. С тех пор рыжий цвет волос стал самым модным в Японии, а ирис, как посланник богов, перекочевал в императорский сад. В средние века официальные лица носили парики из листьев ириса, а дети использовали связки ирисов в качестве хлыста и соревновались, кто сможет ударить ими громче. Добавляли измельченные листья и в сакэ – так получался ритуальный напиток. Ирис – это и лекарство, и украшение. Японцы уверены, что ожерелье с листьями ириса предотвращает простуду и очищает от грехов. До сих пор цветами ирисов украшают прически, наряды, предметы обихода, интерьеры. Готовят из листьев ириса различные блюда, например, некий прообраз наших голубцов – заворачивают в них рис и рыбу.
Ценят ирисы за красоту и аромат, а также широко используют в парфюмерной промышленности, в виноделии и для изготовления кондитерских изделий. Корневища некоторых сортов ириса также имеют приятный и необычный запах и применяются для дубления кожи. Листья ириса служат сырьем для изготовления веревок и циновок, без которых жизнь японцев немыслима.

(слайд 9) Посвящен этому древнему растению и специальный праздник – Праздник ирисов (Сёбу-но сэкку), который отмечается 5 мая. Его истоки лежат в первых веках нашей эры, когда он ознаменовывал начало полевых работ и был связан с мистическими охранительными церемониями. Еще одно название этого дня – Праздник мальчиков (Танго-но сэкку). Взаимосвязь здесь простая. Листья ириса мечевидные, тонкие и плоские, напоминают лезвие холодного оружия. Поэтому ирис в Японии олицетворяет самурайский дух и символизирует успех и здоровье, а амулеты из ириса предохраняют мальчиков – будущих воинов – от болезней и наделяют их отвагой.
На время праздника этими цветами, наряду с ритуальными фигурками и оружием, украшают дома: ставят в вазы, рассыпают на крышах, раскладывают под окнами. Считается, что это отпугивает злых духов и предохраняет от несчастья. В день «чествования» растения принято принимать ванну с цветами ириса – «сёбу-ю», которая наделяет доблестью, дарит успех и препятствует различным заболеваниям. Но долгое время такие водные процедуры могли делать только члены высокопоставленных и благородных семей.
Это растение известно как древнейшая садовая культура
.( слайд 10) Вот еще одна легенда. Послушайте, пожалуйста.( Ученик рассказывает легенду). На острове Крит среди развалин Кносского дворца быта найдена фреска, датируемая началом 3-го тысячелетия до нашей эры, на которой изображен юноша, а рядом с ним поле ирисов. Изображения ириса на царском скипетре найдены в Древнем Вавилоне, в Ассирии, Египте. Всюду он означал силу светской власти и внушал страх и почтение подданным. В средневековой Европе изображение ириса часто встречалось на оружии, печатях, монетах. Такой популярностью цветок обязан королю франков Хлодвигу Меро-вингу. Историческая легенда свидетельствует, что в IV веке ирис спас воевавшего с глотами Хлодвига от поражения. Войска короля франков попали в западню на Рейне. Заметив, что река в одном месте заросла ирисами, Хлодвиг провел своих людей по мелководью на другой берег. В ознаменование спасения король сделал своей эмблемой золотой ирис, который с тех пор у французов считается символом власти. (слайд11)

«На грядках туман и сырость                                                                                                                       Зори плавают в дыму,                                                                                                                          Из тумана томный ирис                                                                                                                      Гордо смотрит в полутьму»

( слайд 12) В России ирисы возделывают с XVII века. На Руси ирисы называют касатиком, что значит - милый, дорогой, любимый и желанный. Ирисы хороши в любое время года, но особенно очаровательны в лунном озарении: в зависимости от собственной фантазии в них можно увидеть и искрящийся снег, и блики зари, и золотистое солнце, и морскую гладь, и красный закат, и наступление ночи .

2.Физминутка.(слайд 13)

3.Работа по созданию изделия.( слайды 14 -16)

Внимательно посмотрите на расположение лепестков. Возьмите заготовки и соберите цветок. Аккуратно оберните стебель бумажной лентой. Конец закрепите с помощью клея. Мальчики, пожалуйста помогите девочкам. Приступаем к формированию цветка. Наружные лепестки плавно отгибаем назад, внутренние- сгибаем внутрь в виде полукруга. Вот и получился у нас волшебный цветок-подарок радуги. Нравится? А ведь ирис при всей своей внешней красоте очень неприхотлив. И поэтому легко используется нашими садоводами. Посадите весной в своем дворе ирис, немного полива, внимания – и вы будете щедро вознаграждены прекрасными цветами. Приятно пройти мимо ухоженного двора? Берегите и уважайте чужой труд. И тогда вам самим не придется плакать над сорванным кем-то цветком, сломанным деревом, разоренной клумбой. И если вдруг ваша рука потянется к тоненькому стеблю- вспомните мои слова:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все- и я , и ты, если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны- и не будет красоты!

 У всех народов мира широко используется радужная гамма цветов и оттенков и причудливые формы соцветия ирисов. Их можно  видеть в народных промыслах, в текстильной промышленности, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, рушников, шалей и полушалков).С древних времен художники, поэты, музыканты воспевали в своем творчестве рисы. ( слайд  17-26)

(слайд 27)
Экзотичны и в хрусталь обуты,
Ирисы гостят на книжной полке –
Женственно-изысканны, как будто
Живопись китайская на шелке.
Оболочек радужных нарядность –
Дар природы иль подарок Неба?
Мне бы вашей жизни безоглядность!
Прелесть беззастенчивую – мне бы!
Разрушают годы и обиды,
Опыта холодные теченья,
О, богиня радуги, Ирида!
Плоть мою возьми на попеченье.
И в своей заботе неизбывной
Как цветок, люби и будь в ответе
За мои непрошенные ливни,
За мое земное многоцветье.

4.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Что запомнилось больше всего?

-Какие трудности испытали?
(слайд 28) Уважаемые гости! Ребята вместе с родителями организовали выставку «Необыкновенный букет». Приглашаем вас принять участие в голосовании, чтобы определить победителя. Вот какие замечательные работы создали наши мастера. Мне бы тоже хотелось принять участие.

День весенний, совсем не морозный,

Очень солнечный, яркий, мимозный,

День безоблачный и не капризный,

День веселый, волшебный, сюрпризный.

Зайчик солнечный скачет по партам,

Улыбается нам с высоты.

От улыбок веселого марта

Распускаются всюду цветы.

Мои цветы распустились на пирожных. Надеюсь, что они вам понравятся.

                                           

                                       

                                      «Учитель  учителю»

                                              Конспект  конкурсного урока технологии

                                 «Подарок   радуги»

                                                                                                                        Урок подготовила и провела

                                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                                         МОУ- СОШ № 2  г.Аркадака

                                                                                                                         Шебалкова Н.Ю.                                                                                  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»

Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...

Конспект урока технологии «Виды швов в ручной вышивке, технология выполнения», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Конспект урока «Технологии» с использованием ИКТ- технологий «Открытка-платье для мамы»

Конспект урока «Технологии» с использованием ИКТ- технологий «Открытка-платье для мамы»...

Конспект урока окружающего мира «Почему радуга разноцветная?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света; объяснение природных явлений; воспитание бережного отнош...

Конспект урока по математике "Математическая радуга"

Открытый урок по математике в рамках проекта  "Предметная неделя"...