Рабочая программа по технологии, 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Рабочая программа по технологии к УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rabochaya_programma.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Большетумановская ООШ __________/_____________/ ФИО «____» _____________ 2013 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Большетумановская ООШ ___________________/И.В.Уткина/ « ____» ____________ 2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология».
Разработала:
Лобанова В.В.
учитель начальных классов
2013 г.
ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В.Богдановой и др. «Технология. 1-4 классы»
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в её структуре. Содержание основных разделов – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приёмы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя – к самостоятельному изготовлению определённой «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. – М.:
Просвещение, 2012.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология. 2 класс.
– М.: Просвещение, 2012.
- CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В.,
Добромысловой Н.В. Технология. 2 класс» - М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов ООПНОО | Количество часов рабочей программы |
1 | Как работать с учебником | 1 | 1 |
2 | Человек и земля | 23 | 23 |
3 | Человек и вода | 3 | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 |
5 | Человек и информация | 3 | 3 |
6 | Заключительный урок | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 |
Содержание программы (34 ч)
Как работать с учебником (1 ч)
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Материалы и инструменты.
Человек и земля (23 ч)
Земледелие.
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивание овощных культур. Технология выращивания лука в домашних условиях.
Понятие: земледелие. Профессии: садовод, овощевод.
Практическая работа: «Выращивание лука»
Посуда (4 ч)
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Плетение корзин.
Профессии: гончар, мастер-корзинщик.
Изделие «Корзина с цветами».
Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам.
Практическая работа: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые».
Изделие «Семейка грибов на поляне».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера.
Понятия: тестопластика. Профессии: пекарь, кондитер.
Изделие: «Игрушка из теста»
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы (5 ч)
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие.
Техника: папье-маше, грунтовка.
Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Золотая хохлома».
Городецкая роспись. Выполнение аппликации из бумаги.
Изделие «Городецкая роспись».
Дымковская игрушка. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.
Изделие « Дымковская игрушка»
История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника. Разные способы росписи матрёшек. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.
Профессии: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие «Матрёшка»
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Изделие: пейзаж «Деревня».
Домашние животные и птицы (3 ч)
Значение лошади в жизни человека. Конструирование из бумаги движущейся игрушки. Подвижное соединение деталей при помощи иглы и ниток, скрепок.
Профессии: животновод, коневод, конюх.
Изделие «Лошадка».
Практическая работа «Домашние животные»
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.
Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделия: «Цыплёнок», «Петушок».
Проект «Деревенский двор».
Новый год (1 ч)
История возникновения ёлочных игрушек и традиций празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.
Изделия: «Ёлочные игрушки из яиц».
Строительство (1 ч)
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объёма, скручивание деталей с помощью карандаша.
Изделие «Изба».
В доме (4 ч)
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.
Изделие «Домовой».
Практическая работа «Наш дом».
Проект «Убранство избы».
Убранство русской печи. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Печная утварь. Изготовление модели печи из пластилина. Самостоятельное составление плана изготовления по иллюстрации.
Изделие «Русская печь».
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.
Изделие «Коврик».
Мебель, традиционная для русской избы.
Конструкции стола и скамейки из картона.
Изделие «Стол и скамья».
Народный костюм (4 ч)
Национальный костюм и особенности его украшения. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие «Русская красавица»
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелёк»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков.
Понятие: пяльцы. Профессии: пряха, вышивальщица.
Изделие: «Салфетка»
Человек и вода (3 ч)
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Понятия: рыболовство, изонить.
Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Проект «Аквариум». Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок.
Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум.
Изделие: «Аквариум»
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочным морским персонажем. Использование литературных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена.
Изделие «Русалка»
Человек и воздух (3 ч)
Птица счастья (1 ч)
Значение птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.
Изделие: «Птица счастья»
Использование ветра (2 ч)
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование.
Новый вид материала – фольга. Свойства фольги. Использование фольги.
Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер.
Изделие: «Флюгер»
Человек и информация (3 ч)
Книгопечатание
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.
Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Изделие: «Книжка-ширма»
Поиск информации в Интернете (3 ч)
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации об издательстве «Просвещение».
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
Требования к уровню подготовки учащихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится:
- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Ученик научится:
- выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
- изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
- анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
- изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
- изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
ИКТ- компетентность
Ученик научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Планируемы результаты освоения предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности.
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
- этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
- ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
- способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
- представление о себе как о гражданине России;
- бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
- эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
- потребность в творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются:
Регулятивные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
- изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
- проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
- проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- выделять познавательную задачу из практического задания;
- воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия.
Познавательные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
- находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
- выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
- читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
- выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
- соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
- приводя аргументы «за» и «против»;
- учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- вести диалог на заданную тему;
- использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Чтение: работа с информацией
Учащийся научится:
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри существенных признака.
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).
Предметные результаты:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (34 ч)
№ п/п | № уро ка | Тема урока | Дата | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (по разделу) | ||
Предметные | Метапредметные | ||||||
УУД | Личностные | ||||||
1 четверть (9 ч) | |||||||
Давайте познакомимся – 1ч | |||||||
1 | 1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия. | Обучающийся научится: - определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать и сравнивать учебную литературу. | Познавательные УУД: - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности | - положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия; - понимать культурно-историческую ценность | |
Человек и земля – 23ч | |||||||
Земледелие (1 ч) | |||||||
2 | 1 | Земледелие. П.р. №1 «Выращива-ние лука». | Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты. | Обучающийся научится: - применять на практике умения выращивать лук. Обучающийся получит возможность научиться: - проводить наблюдения, оформлять результаты. | декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; - учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; | традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - ценностное и бережное отношение к окружающему | |
Посуда (4 ч) | |||||||
3 | 2 | Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами» | Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления. Организовывать рабочее место. Размечать изделия по шаблону, составлять композицию. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. | Обучающийся научится: - размечать изделие по шаблону, составлять композицию; - выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия; - анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы; - наматывать, обматывать и переплетать нитки; - работать с пластилином; - готовить солёное тесто и работать с ним; - использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации о посуде, профессиях пекаря и кондитера; - отличать съедобные грибы от несъедобных; - сравнивать свойства пластичных материалов; - осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность. | - находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал); - с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Регулятивные УУД: - определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов); - определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. | миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию; - интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника; - представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; - основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»; - этические нормы (сотрудниче ства, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта; - потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; | |
4 | 3 | Работа с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». П.р №2 «Съедобные и несъедобные грибы» П.р №3 «Плоды лесные и садовые» | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений). | ||||
5 | 4 | Тестопласти- ка. Изделие «Игрушка из теста». | Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином. | ||||
6 | 5 | Проект «Празднич- ный стол» | Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность. | ||||
Народные промыслы (5 ч) | |||||||
7 | 6 | Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома». | Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. | Обучающийся научится: - выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия; - анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы; - выделять особенности хохломской, городецкой росписи; - изготавливать изделие в технике «папье-маше»; - использовать приёмы работы с бумагой и ножницами; - размечать детали изделия на ткани по шаблону и соединять детали из разных материалов при помощи клея; - освоит технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина; - создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. | Познавательные УУД: - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; - учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; - находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал); - с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. | - представления о значении проектной деятельности; - интерес к конструктивной деятельности; - простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды). | |
8 | 7 | Народные промыслы. Изделие «Городецкая роспись» | Осмысливать на практическом уровне понятие «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. | ||||
9 | 8 | Народные промыслы. Изделие «Дымковская игрушка». | Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приёмы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов. | ||||
2 четверть (7 ч) | |||||||
10 | 9 | Народные промыслы. Изделие «Матрёшка». | Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрёшки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. | Регулятивные УУД: - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; - определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов); - определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. | |||
11 | 10 | Рельефная картина. Изделие: пейзаж «Деревня». | Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина. | ||||
Домашние животные и птицы (3 ч) | |||||||
12 | 11 | Конструирование. Изделие «Лошадка». П.р №34«Домашние животные» | Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных (на основе иллюстрации учебника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога». | Обучающийся научится: - выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия; предложенным в учебнике; - работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу; - освоит правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей; -освоит соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции; - различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), - сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования; - работать с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и пр.), выполнять аппликацию в технике мозаика; - экономно расходовать материалы при выполнении работы; - конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток; - размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам; - создавать и оформлять тематическую композицию Обучающийся получит возможность научиться: - работать в группе выполняя проект; - проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации. | Познавательные УУД: - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; - учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; - находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал); - с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Регулятивные УУД: - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; - определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, | ||
13 | 12 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделия «Курочка из крупы», «Цыпленок» | Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и пр.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объёма и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделия). Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами. | ||||
14 | 13 | Проект «Деревенский двор». | Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Вопросы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток. Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы ножницами. Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации. | ||||
Новый год (1 ч) | |||||||
15 | 14 | Новый год. Изделия «Новогодняя маска». «Елочные игрушки из яиц». | Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года( на основе материала учебника, собственных наблюдениях и знаниях традиций региона проживания). | Обучающийся научится: - применять принцип симметрии при выполнении раскроя деталей; - использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок; - работать с целой яичной скорлупой. Обучающийся получит возможность научиться: - придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения. | - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов); - определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. | ||
Строительство 1 ч. В доме (4 ч) | |||||||
16 | 15 | Полуобъём- ная пластика. Изделия «Изба», «Крепость». | Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приёмы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы. | Обучающийся научится: - выбирать и использовать необходимые инструменты для выполнения изделия; - выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; - выполнять разметку деталей по шаблону; - освоит приёмы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше; - использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия; - работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать); - находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений; | Познавательные УУД: - находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; - высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, - проводить защиту проекта по заданному плану; - использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; - проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; | ||
3 четверть (10 ч) | |||||||
17 | 16 | Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой» П.р №5 «Наш дом» | Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). | - освоит новый вид работы: переплетение полос бумаги; - выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. - изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии; - изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям Обучающийся получит возможность научиться: - изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей; - создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу; - выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу; - осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания; - составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. | - наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; - находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; - с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; - дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя; - изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; - проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя; - осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; - контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; - проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их. | ||
18 | 17 | Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». | Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. | ||||
19 | 18 | Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик». | Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы – переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. | ||||
20 | 19 | Конструирование. Изделие «Стол и скамья» | Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Овладеть способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий. | ||||
Народный костюм (4 ч) | |||||||
21 | 20 | Народный костюм. Изделие «Русская красавица». | Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России. Сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона. Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Анализировать детали праздничного женского головного убора и причёски. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приёмы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора. | Обучающийся научится: - выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций; - приёму плетения косички в три нити; - использовать приёмы работы бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними; - выполнять разметку ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона; - выполнять строчку косых стежков; - использовать правила работы иглой; - выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку; - пришивать пуговицы разными способами; - освоит технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания; - переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги; Обучающийся получит возможность научиться: - исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона; - исследовать виды, свойства и состав тканей; - определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон; - исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение; | Познавательные УУД: - находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; - высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, - использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; - проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; - находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; - дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя; - изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; - проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя; - осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; - контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; | ||
22 | 21 | Народный костюм. Аппликация. Изделие «Костюмы для Ани и Вани». | Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. | ||||
23 | 22 | Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие «Кошелёк» | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. | ||||
24 | 23 | Салфетка. Вышивка. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка». | Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги. Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения салфетки. Применять и соблюдать правила при работе с иглой. Осваивать работу с технологической картой. Составлять последовательность изготовления изделий по заданным иллюстративным и словестным планам, сравнивать последовательность и находить общие закономерности в их изготовлении. | ||||
Человек и вода (3 ч) | |||||||
25 | Изонить. Изделие6 композиция «Золотая рыбка». | Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли. Объяснять значение воды для жизни на земле. Осваивать технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту), применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнить графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. | Обучающийся научится: -создавать изделия, украшенные в технике «изонить»; - переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги; - подбирать цвета ниток (по контрасту); - применять правила работы иглой, ножницами; - составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу; - составлять композицию из природных материалов; - выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку; - освоит технику создания полуобъёмной аппликации; Обучающийся получит возможность научиться: - объяснять значение воды для жизни на земле; - работать в группе выполняя проект; | - проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их. | |||
26 | Проект «Аквариум» Изделие «Аквариум» | Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия. | |||||
27 | Работа с бумагой. Изделие «Русалка». | Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников. | |||||
Человек и воздух (3 ч) | |||||||
28 | Работа с бумагой. Изделие «Птица счастья». | Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. | Обучающийся научится: - складывать изделия техникой оригами; - конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану; - освоит подвижное соединение деталей (при помощи стержня); - освоит способ соединения деталей при помощи скрепки; - выполнять раскрой и отделку изделия. Обучающийся получит возможность научиться: - искать информацию по темам уроков; - исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги. | Познавательные УУД: - находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; - высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, - использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; - проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и используя свой жизненный опыт; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; - находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; - самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; - уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов; - дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя; | |||
29 | Объемная модель. Изделие «Ветряная мельница». | Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике. | |||||
30 | Использова-ние ветра. Изделие «Флюгер». | Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя). | |||||
Человек и информатика (4 ч) | |||||||
31 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма» | Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. | Обучающийся научится: - выполнять разметку деталей изделия по линейке; - освоит вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов; - применять правила безопасного использования компьютера; - набирать текст (предложения); - формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). - осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого; - сохранять текстовую информацию в папках. Обучающийся получит возможность научиться: - соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике; - набирать и оформлять небольшие по объему тексты; - отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника. | - изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; - проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя; - осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; - контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; - проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их. | |||
32 | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. П.р №6 «Ищем информацию в Интернете». | Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете сведений об издательстве «Просвещение». | |||||
33 | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. | ||||||
34 | Подведение итогов за год. Презентация изделий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...