Рабочая программа по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме
Предлагаю рабочую программу по технологии, по Конышевой, для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_tehnologii_konysheva.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы курса «Технология» Конышевой Н.М. и предназначена для 4 класса общеобразовательной школы. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов за год.
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины: формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития; расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности; развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности; развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.); развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Требования к уровню подготовки.
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Из глубины веков – до наших дней | 16 | + | ||
2 | Традиции мастеров в изделиях для праздника | 17 | + | ||
3 | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | 16 | + | ||
4 | В каждом деле – свои секреты | 15 | + | ||
5 | Работа над проектами | 4 | + | + | + |
Итого | 68 | 19 % | 6 % | 6 % |
Основное содержание тематического плана.
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
I раздел. Из глубины веков – до наших дней Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец. Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций. | 16 часов |
II раздел. Традиции мастеров в изделиях для праздника Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни. Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству. | 17 часов |
III раздел. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий. | 16 часов |
IV раздел. В каждом деле – свои секреты Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки. Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы. Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира. | 15 часов |
V раздел. Работа над проектами «Город, в котором удобно и приятно жить», «Традиции мастеров: из глубины веков-до наших дней». | 4 часа |
Информационно – методическое обеспечение.
Учебно – методический комплект:
Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 168
Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 56
Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 56
Литература для учителя:
Колесник С.В. Азбука Мастерства. 4 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64
Конышева Н.М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век
Петрушина С.В. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век
Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336
Литература для обучающихся:
Докучаева Н.Н. Серия: Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. – СПб.: ТОО Диамант, 1997. – 160
Докучаева Н.Н. Серия: Мастерим бумажный мир. Строим город. – СПб.: ТОО Диамант, 1997. – 160
Зорин В.А. Серия: Мастерим бумажный мир. Волшебный квадрат. – СПб.: ТОО Диамант, 1998. – 160
Лепим из пластилина. /Авт.-сост. З. Марина. – СПб.: Кристалл, 1997. – 224
Электронные носители:
DVD диск. Мировая художественная культура.
Адреса сайтов:
http://files.schol-collection.edu.ru/
http://files.schol-collection.informika.ru/
Календарно – тематический план.
№ п/п | тема | дата | основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||
1 | Из глубины веков – до наших дней. (теоретический урок) | |||
2 | Керамика. ИКТ | керамика | ||
3 | Лепка простого сосуда. | |||
4 | Из истории гончарного дела. ИКТ | гончарный круг, гончар | ||
5 | Роспись сосуда. | свастика | ||
6 | Архитектурная керамика. Израрец. ИКТ | керамика | ||
7 | Изготовление изразцового панно из пластилина. | |||
8 | Роспись готового панно. | |||
9 | Плетение. ИКТ | лоза, щепа, берёста | ||
10 | Изготовление коробочки. Прямое плетение. | |||
11 | Изготовление украшений. Фигурное плетение. | |||
12 | Украшения. ИКТ | |||
13 | Бусы и цепочки из бисера (колечки). | |||
14 | Бусы и цепочки из бисера (колечки). | |||
15 | Бусы и цепочки из бисера (крестик). | |||
16 | Бусы и цепочки из бисера (крестик). | |||
17 | Традиции мастеров в изделиях для праздников. ИКТ | колядки | ||
18 | Гофрированная подвеска из бумаги. | |||
19 | Из истории бумажных изделий. ИКТ | |||
20 | Раскладная открытка. | |||
21 | Раскладная открытка. | |||
22 | Упаковка-футляр для подарка. | |||
23 | Карнавал. Шапочка треуголка. | карнавал | ||
24 | Шапочка-пилотка и шлем богатыря. | |||
25 | Корона для карнавала. | |||
26 | Карнавальная шляпа. | |||
27 | Карнавальная маска. | |||
28 | Праздничный пряник. Лепка из теста «Праздничное печенье». | |||
29 | Праздничный пряник. Лепка из теста. | |||
30 | Декоративная рамка для фото. Барельеф. | |||
31 | Декоративная рамка для фото. | |||
32 | Декоративная рамка для фото. | |||
33 | Декоративная рамка для фото. | |||
34 | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие. ИКТ | |||
35 | Вязание крючком. | |||
36 | Вязание крючком. | |||
37 | Вязание крючком. | |||
38 | Вязание крючком. | |||
39 | Петельный шов. Сердечки – сувениры. | |||
40 | Декоративные кармашки из ткани. | |||
41 | Декоративные кармашки из ткани. | |||
42 | Закладка с вышивкой. | |||
43 | Обложка для проездного билета. | |||
44 | Ремонт книги. ИКТ | книжный блок, переплёт, форзац | ||
45 | Ремонт книги. | |||
46 | Записная книжка-малышка. | |||
47 | Записная книжка-малышка. | |||
48 | Папка для бумаг. | |||
49 | Украшение папки для бумаг. | |||
50 | В каждом деле - свои секреты. | |||
51 | Аппликация из соломки. | |||
52 | Аппликация из соломки. | |||
53 | Аппликация из соломки. | |||
54 | Игрушки из соломки. | |||
55 | Игрушки из ниток «Золотой петушок». | |||
56 | Игрушки из ниток «Лошадка». | |||
57 | Игрушки из ниток «Олень». | |||
58 | Металл в руках мастера. ИКТ | чекана | ||
59 | Ручное теснение по фольге. | |||
60 | Ручное теснение по фольге. | |||
61 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. ИКТ | |||
62 | Оригами «Кусудама». | |||
63 | Оригами «Коробочка санбо». | |||
64 | Оригами «Вертушка». | |||
65 | Работа над проектом «Город, в котором удобно и приятно жить». | |||
66 | Работа над проектом «Традиции мастеров: из глубины веков-до наших дней». | |||
67 | Защита проектов. ИКТ | |||
68 | Защита проектов. ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...