рабочая программа по технологии 3 класс ПНШ
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

 

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, с требованиями  ГОС 2004 года, приказом ГлавУО Курганской области от 11.06.2008 г. №1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для ОУ Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования» №1297 от 01.07.2009 г., примерной программой по технологии и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Рагозиной Т.М. «Технология» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_3_pnsh.docx67.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, с требованиями  ГОС 2004 года, приказом ГлавУО Курганской области от 11.06.2008 г. №1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для ОУ Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования» №1297 от 01.07.2009 г., примерной программой по технологии и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Рагозиной Т.М. «Технология» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.          За основу рабочей программы была выбрана авторская программа Рагозиной Т.М.  так как она разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.          

          При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.  При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой по технологии предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 135 часов. (1 класс-33часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа.)

Авторский курс, включающий модуль по информатике, рассчитан на 68 часов. Для пропедевтики информационно-технологического профиля  выделен 1 час на изучение предмета «Информатика» за счет часов раздела «Технология», таким образом, рабочая программа по технологии рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:

  1. Гринева А. А, Кузнецова  И. А, Рагозина  Т. М. Технология. 3 класс: учебник. - М.: Академкнига.
  2. Гринева  А. А., Кузнецова  И. А., Рагозина Т. М. Технология. 3 класс: методическое пособие. - М.: Академкнига.

Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой.

Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

  1. практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  2. применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами (окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство и др.) для решения технических и технологических задач;
  3. применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
  4. независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета внутри каждого года обучения программный материал представлен четырьмя разделами.

Первый раздел «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы.

Второй раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» состоит из структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Изготовление изделий из полуфабрикатов», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора». Круг изучаемых дидактических единиц по годам обучения разный.

«Многообразие материалов и область их применения» предполагает ознакомление учащихся с различными видами материалов: природными (растительными, минеральными), искусственными (бумагой и картоном, текстильными материалами, металлами) и синтетическими (пластмассой). Распределение материалов по классам осуществляется на основе доступности и посильности для младших школьников, на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических, механических и технологических свойств бумаги и картона, ткани, проволоки и фольги, пластичных материалов как отдельно, так и в сравнении с друг с другом. «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач» содержит специальные вопросы, которые необходимо решить с целью обеспечения самостоятельной деятельности школьника по преобразованию указанных материалов в изделие.

Структурная единица «Использование измерений для решения практических задач» содержит рекомендации по освоению учащимися видов разметки от класса к классу.

Содержание вышеуказанных единиц следует изучать в ходе обработки конкретных материалов.

Структурная единица «Изготовление изделий из различных материалов» содержит краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, творческие задания и перечень объектов труда.

Значительное место в третьем и четвертом классах занимает структурная единица «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора», где учащиеся получают сведения о машинах и механизмах, знакомятся с технической терминологией. В процессе сборки моделей и макетов из наборов деталей различного типа по образцу, графическому изображению и собственному замыслу у школьников формируются монтажные умения.

Третий раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы могут комбинироваться между собой либо дополнятся другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании. Дидактические единицы «Уход за одеждой», «Декоративное оформление предметов быта и жилища», «Современная бытовая техника» изучаются в ходе обработки конкретных материалов.

Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.

Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия.

Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять эвристические беседы, поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки, поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включать учащихся в проектную деятельность следует со второго класса. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (изготовление воздушных и плавающих моделей для игры и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация;
б)  репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Фронтальная
  3. Групповая

СОДЕРЖАНИЕ

1.Изготовление изделий из бумаги и картона -28часов

Виды картона: цветной, коробочный, упаковочный, гофрированный. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги: цвет, прочность, толщина, гибкость, ломкость, фактура поверхности. Подготовка упаковочного картона к работе. Разметка деталей по угольнику. Экономное расходование картона.

Краткая характеристика операций обработки бумаги: размечать по угольнику (получить на материале контуры будущей прямоугольной заготовки по эскизу или чертежу); размечать через копировальную бумагу (снять точную копию рисунка для вышивки); надрезать (разрезать немного сверху, не до конца); сделать рицовку; прокалывать (делать сквозное отверстие); выправлять (расправить); подравнивать (делать ровнее край).

Инструменты и приспособления:  карандаши марки ТМ и 2М, нож-резак, ножницы, линейка, угольник, фальцлинейка, кисточка для клея, клей, подкладная доска, шило, гладилка.

Основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, скобами, гвоздиками, скрепками, проволокой, в «надрез».

Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий: из бумаги и картона по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовок с учётом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами и ножом; прокалывание шилом; подравнивание ножницами; выправление клапанов наружу; соединение деталей клеем, нитками, скотчем, скобами, гвоздем, скрепками, проволокой; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданных. Декоративное оформление изделия аппликацией.

Варианты объектов труда:  учебные пособия (устройство, демонстрирующее циркуляцию воздуха, змейка для определения движения тёплого воздуха, открытка – ландшафт, флюгер из картона), упаковки, подставки для письменных принадлежностей, картонные фигурки для театра с элементами движения, несложный ремонт книг.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. разнообразие природных материалов;
  3. основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

2.Изготовление изделий из природного материала - 2 часа

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. виды разметки;
  3. виды, назначение и свойства картона и бумаги;
  4. основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

3.Изготовление изделий из пластичных материалов - 2 часа

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. основные свойства глины и пластилина;
  3. основные способы соединения деталей изделия: прижимание.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

4.Изготовление изделий из текстильных материалов – 12 часов

Ткани животного происхождения, их виды и использование. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, толщина, фактура поверхности. Нити основы и утка. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке парных деталей.

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: закреплять конец нитки петелькой; наклеивать ткань и нитки на картонную основу. Способы выполнения ручных швов: стебельчатый, тамбурный.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы швейные, иглы для вышивки, булавки с колечками, напёрсток, портновский мел, выкройки.

Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учётом их свойств и размеров изделия; разметка и раскрой ткани; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединения деталей; соединение деталей петлеобразными стежками и ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Варианты объектов труда: декоративное оформление изделий вышивкой (обложки для записных книг, открытки), коллажи.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. ткани животного происхождения, их виды и использование;
  3. свойства ткани;
  4. нити основы и утка;
  5. основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

5.Изготовление изделий из проволоки и фольги – 12 часов

Ткани животного происхождения, их виды и использование. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, толщина, фактура поверхности. Нити основы и утка. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке парных деталей.

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: закреплять конец нитки петелькой; наклеивать ткань и нитки на картонную основу. Способы выполнения ручных швов: стебельчатый, тамбурный.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы швейные, иглы для вышивки, булавки с колечками, напёрсток, портновский мел, выкройки.

Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учётом их свойств и размеров изделия; разметка и раскрой ткани; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединения деталей; соединение деталей петлеобразными стежками и ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Варианты объектов труда: декоративное оформление изделий вышивкой (обложки для записных книг, открытки), коллажи.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. виды и назначение проволоки;
  3. где применяется фольга;
  4. свойства проволоки и фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму;
  5. основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

  1. Изготовление изделий из полуфабрикатов - 4 часа

Виды полуфабрикатов: пластмассовые упаковки – капсулы, трубочки, палочки; корковые пробки; банки из жести. Выбор материалов для изделия с учётом их свойств: цвет, прочность, режутся ножницами и ножом, прокалываются шилом, соединяются нитками, проволокой, клеем. Подготовка материала к работе. Экономное использование.

Краткая характеристика операций обработки полуфабрикатов:  вырезать пластмассовые ячейки, надрезать их  ножницами, изгибать на оправке, соединять клеем;  прокалывать пластмассовые капсулы шилом,  соединять гвоздиком; разрезать корковую пробку ножом, соединять с иглой клейкой лентой; соединять палочки ниткой, детали скотчем.

             Инструменты и приспособления: ножницы, нож-резак, фломастер, стальная  игла, подкладная доска.

              Практические работы: Изготовление изделий из полуфабрикатов по рисункам: выбор полуфабрикатов с учётом их поделочных качеств, формы и размера изделия, резание материалов на подкладной доске; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей нитками, клейкой лентой, скотчем, сборка изделия.

                Варианты объектов труда: игрушки;  пособия (самодельный компас, весы для определения веса воздуха).

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. виды и назначение пластмасс;
  3. свойства пластмасс;
  4. основные способы соединения деталей изделия: склеить, сшить ниткой, соединить скотчем, гвоздем, скрепками, проволокой.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

  1. Сборка моделей и макетов из деталей конструктора - 2 часа

                Понятия: типовая деталь, подвижное и неподвижное соединение деталей.

Поиск и применение информации для технических и технологических задач:  определять принцип действия и устройства простейших машин по образцу и графическому изображению; определять назначение, количество и способы соединения деталей и узлов.

                     Практические работы. Сборка моделей из деталей конструктора по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей; приёмы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии демонтаж изделия.

                     Варианты объектов труда. Модели циферблатов часов.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. распространенные виды профессий, связанных с механизированным трудом (с учетом региональных особенностей);
  2. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  3. понятия: типовая деталь, подвижное и неподвижное соединение деталей.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  6. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  3. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  4. осуществления сотрудничества в совместной работе;
  1. Домашний труд  - 2 часа

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
  2. о ремонте и декорировании одежды.

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  1. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  2. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  3. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  4. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  5. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  2. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  3. осуществления сотрудничества в совместной работе;
  1. Практика работы на компьютере (34 ч.)
  1.     Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру(2ч.)
  2. Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.                                        
  3. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приёмы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.    
  4. 2.    Основы работы за компьютером (5ч.)      
  5. Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе(включение компьютера).Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
  6. Мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажёре как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы с помощью мыши.
  7. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
  8. 3.  Технология работы с инструментальными программами.(3ч.)

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого  замысла.

 Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Включать и выключать компьютер;
  2. Владеть элементарными приёмами работы с дисководом и электронным диском;
  3. Владеть приёмами работы с мышью;
  4. Работать с прикладной программой, используя элементы управления (кнопки);
  5. Работать с текстом и изображением, представленными на компьютере;
  6. Владеть элементарными приёмами работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор);

                               Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

             

  1.  Поиска, преобразования и применение информации для решения различных задач;
  2. Выполнения домашнего труда (самообслуживание , мелкий ремонт одежды);
  3. Соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приёмов  работы с материалами, инструментами, средствами информационных  и коммуникационных технологий;
  4. Создания различных изделий  по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. Работы с программными продуктами, записанными на электронных дисках, для обеспечения возможности дальнейшего  использования учащимися программно-педагогических средств в учебном процессе;
  6. Осуществления сотрудничества в совместной работе;

Работы с тренажёром 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Технология 3 класс - 34 часа ( 1 час в неделю)

Дата

Темы уроков

Мате-риалы

учеб-ника

Инструменты и

приспособления

1

Изготовление изделий из пластичных  материалов. Лепка птиц из глины.

с. 6-7

Пластилин, стеки, доска, салфетка

2

Изготовление изделий из пластичных материалов. Лепка декоративных пластин.

с. 8-9

Пластилин, стеки, доска, салфетка

3

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Устройство из полос бумаги. Шар.

с. 10

Плотная бумага, скотч, клей, линейка, угольник, ножницы, шило, кисть для клея.

4

Изготовление  изделий из полуфабрикатов. Самодельный компас.

с. 11

Корковая пробка, стальная игла, лак для ногтей, скотч, резак, ножницы.

5-6

Изготовление  изделий из природного материала. Аппликация из семян «Жители леса».

с. 14-16

Чёрный картон, калька,  соломка, клей, ножницы, кисть  для клея, карандаш, стержень, коробочка.

7-8

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Подставка для письменных принадлежностей.

с. 17-18

Бумага и картон цветные, бумага в клетку, клей, кисть для клея, карандаш, ножницы, салфетка, угольник, резак, фальцлинейка.

9

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Коробка со съёмной крышкой.

с. 19-20

Цветная бумага и картон, фальцугольник,  клей, циркуль,  кисть для клея , карандаш, ножницы, резак, шило.


10

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха. Змейка для определения движения тёплого воздуха.

с. 22

с. 31

Папиросная бумага, шпагат, скотч,  карандаш, ножницы, линейка,картон, шило, циркуль, кисть и клей.

11-12

Изготовление  изделий из текстильных материалов. Куклы для пальчикового театра.

с. 23-25

Ткань, тесьма, нитки, калька, бусинки, пуговицы, ножницы, игла, наперсток, мел, булавки

13

Изготовление  изделий из текстильных материалов. Коллаж.

с. 26-27

Лоскутки ткани, кисть тесьма, калька, клей, бусинки, пуговицы, нитки,  проволока,  ножницы, карандаш, бумага белая.

14

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Новогодние игрушки.

с. 42-43

Цветная бумага и картон, нитки, клей,  угольник, линейка, карандаш, дырокол, резак, ножницы, шило, кисть, салфетка.

15

Изготовление изделий из проволоки и фольги. Украшение из фольги.

с. 44-45

Фольга, нитки, игла, карандаш, ножницы, линейка,  стержень.

16

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Подвески на ёлку.

с. 46-47

Соломка, трубочки, проволока, линейка, карандаш, ножницы, нитки швейные.

17

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Палетка.

с. 41

Картон, прозрачная плёнка, клей, линейка, угольник, резак,  шило, фальцлинейка, карандаш, тонкий фламастер, ножницы, кисть,салфетка.

18-19

Изготовление  изделий из текстильных материалов. Аппликация из ниток.

с. 34-35

Нитки для вязания, гофрированный картон, калька, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея.

20-21

Изготовление  изделий из бумаги и картона. Открытка-ландшафт.

с. 48-52

Альб. лист, цв. бумага,клей, линейка, угольник, карандаш. ножницы, резак, кисть, салфетка.

22-23

Домашний труд. Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды.                                                          

с.36-40

Ткань, нитки швейные и  мулине, иглы, пуговицы, ножницы, напёрсток.

24

Ремонт книг. Ремонт книг с заменой обложки.

с.54-55

Книга,требующая ремонта, цв, бумага, картон, нитки, клей, линейка, карандаш,  ножницы, шило, игла,

кисть для клея.

25-26

Изготовление изделий из бумаги и картона. Поздравительная открытка из гофрированного картона.

с.56

Гофр. цв. картон, альб. бумага, лист в клетку, наклейка, бумажная лента, клей, карандаш, ножницы, резак, степлер, линейка, кисть , скрепка, салфетка.

 27-28

Изготовление изделий из текстильных материалов. Нитяная графика на картонной основе.

с. 57-58

Картон, нитки швейные, игла с игольницей, линейка, угольник, карандаш, ножницы, шило.

29

Изготовление изделий из текстильных материалов. Подвески из ткани.

с. 59-61

Лоскутки шерст. ткани, бисер, нитки шв., тесьма, альб. лист, линейка, мел, угольник, карандаш, ножницы, игла, булавки, напёрсток.

30-31

Изготовление  изделий из полуфабрикатов. Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул.

с.62-63

Цв. бумага, картон,, капсулы, клей, карандаш, калька,  ножницы, шило, кисть, салфетка.

32

Изготовление  изделий из полуфабрикатов. Декоративное панно.

с.64-66

Цв. бумага, картон, клей, карандаш, ножницы, кисть, салфетка.

33

 Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей грузовых и легковых машин.

с.70-75

Наборы металлического конструктора.

34

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей грузовых и легковых машин..

с.70-75

Наборы металлического конструктора.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

По курсу «Технология» к концу третьего года обучения обучающиеся  должны знать/понимать:

  1. распространенные виды профессий, связанных с механизированным трудом (с учетом региональных особенностей);
  2. область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, нож-резак, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);

Уметь:

  1. выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
  3. осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
  9. Гринева, А. А, Кузнецова, И. А, Рагозина, Т. М. Технология. 3 класс: учебник. - М.: Академкнига, 2012.
  10. Гринева, А. А., Кузнецова, И. А., Рагозина, Т. М. Технология. 3 класс: методическое пособие. - М.: Академкнига, 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...