Планирование УМК "Гармония" технология 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Смирнова Наталия Александровна

Рабочая программа по технологии 2 часа в неделю 4 класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_4.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено на МО                                                             Согласовано:                                                        Утверждено  

Учителей начальных классов                                          Зам директора по УВР                                           Директор школы

«______»__________ 2012 г.                                «______»__________ 2012 г.                                   «_____»________  2012 г.                                

 _______________ Смирнова Н. А.                                _______________ Полякова Ю.В.                                       _____________ Аксельрод Г.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета                                         Технология

Класс                                                        4 «Б»

Срок реализации программы        2012 – 2013 учебный год

Ф.И.О. учителя, категория (разряд)         Смирнова Наталия Александровна,

учитель начальных классов   I   квалификационной категории

Количество часов по программе

(всего, в неделю)                                        68 часов в год, 2 часа в неделю

г. Санкт - Петербург

2012г.

Пояснительная записка
к тематическому планированию по технологии

Данная  рабочая  программа  разработана  на  основе  учебной  программы по трудовому обучению для четырехлетней начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность»  (основы  дизайнообразования) (автор – доктор пед. наук, профессор Н. М. Конышева), с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на проведение контрольной работы (1 ч) – в форме практической работы.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, рекомендованный Министерством образования РФ:

– Программа : учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2002.

Конышева, Н. М. Технология. Секреты мастеров : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Конышева, Н. М.  Технология : рабочая тетрадь к учебнику «Секреты мастеров» / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Конышева, Н. М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2004.

Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников : учебное пособие / Н. М. Конышева. – М. : Академия, 2000.

Изучение по трудовому обучению в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

– освоение знаний о мире, о трудовой деятельности человека в преображении окружающего мира, персональных представлений о мире профессий;

– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями, навыками, опытом практической деятельности по объективной оценке своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

– воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

– практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Требования к уровню знаний и умений
учащихся 4 класса к концу учебного года

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать:

– роль трудовой деятельности в жизни человека;

– распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

– влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

– область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

– основные источники информации;

– назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации;

уметь:

– выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

– осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

– получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

– работать  с  текстом  и  изображением,  представленными  на  компьютере;

– соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

– создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

– осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

– компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда;

– соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

– создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

– осуществления сотрудничества в совместной работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ

«Секреты мастеров»  4 класс   О.Т. Конышева (68 ч.)

/ из расчёта  2 часа в неделю /


п/п

Тема
урока

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся
(результат)

Вид

контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Дата
проведения

план

факт

Из глубины веков – до наших дней (16 ч)

1

Вводный урок

Беседа

Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключенной в вещах. Инструктаж по охране труда

Знать правила безопасной работы на уроках трудового обучения

Ответы на вопросы

2–3

Керамика
в культуре народов мира. Лепка и роспись простого сосуда

Комбинированный

Единство мира вещей и мира природы. Знакомство с бытовой керамикой. Использование древней символики для росписи сосудов. Способы лепки. Технология лепки простого сосуда. Роспись сосуда

Знать:

– способы лепки сосудов;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– организовать  свое рабочее место;

– выполнить лепку и роспись простого сосуда

Ответы на вопросы. Контроль за действием.
Выставка работ

4–8

Архитектурная керамика. Изготовление декоративного  панно из пластилина

Комбинированный

Знакомство с архитектурной керамикой. Изразец. Порядок изготовления «изразцового» панно из пластилина. Роспись панно красками с использованием древней символики и орнаментов

Знать:

– порядок работы по изготовлению изделия;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– организовать свое рабочее место;

– выполнить изготовление декоративной плитки (лепка, роспись)

Ответы на вопросы. Выставка
работ. Контроль
за действием

9–11

Плетение. Изготовление коробочки

Комбинированный

Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Декоративно-художественные достоинства плетения и его роль в народном быту. Изготовление коробочки. Прямое плетение

Знать:

– порядок работы над изделием;

– правила безопасной работы.

Уметь: 

– организовать рабочее место;

– выполнить плетение коробочки из бумаги

Ответы на вопросы. Выставка
работ.
Контроль
за действием

12–

16

Украшения. Бусы и цепочки из бисера

Комбинированный

Украшения. Основные правила создания украшений.

Украшения из бисера. Изготовление бус и цепочек из бисера. Приемы работы

Знать:

– основные правила создания украшения;

– приемы безопасной работы.

Уметь выполнить изготовление бус и цепочек из бисера

Ответы на вопросы. Выставка
работ.
Контроль
за действием

Традиции мастеров в изделиях для праздников (14 ч)

17–
18

Изготовление карнавальной шапочки

Комбинированный

Карнавал: традиция и современность.

Вырезание прямоугольника. Схема изготовления шапочки из бумаги. Отделка шапочки

Знать приемы безопасной работы.

Уметь: 

– читать схемы оригами;

– изготовить карнавальную шапочку;

– выполнить отделку изделия

Выставка работ учащихся. Контроль
за действием

Создание декоратив-ных композиций по собственно-му желанию

19

Изготовление карнавальной маски

Практическая
работа

Карнавальные маски. Последовательность изготовления карнавальной маски. Материалы для изготовления изделия. Отделка изделия

одним из способов

Знать: 

– последовательность изготовления изделия;

– приемы разметки;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– делать геометрические построения
с помощью различных чертежных инструментов;

– изготовить изделие;

– выполнить его отделку

Ответы на вопросы. Контроль за действием.
Выставка работ

20–
21

Праздничный пряник (лепка из соленого теста)

Комбинированный

Обрядовое печенье: символизм образов и украшений. Подготовка и обработка пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия. Изготовление шаблона. Последовательность изготовления праздничного пряника. Роспись изделия

Знать приемы
работы с соленым тестом.

Уметь:

– приготовить материал к работе, организовать свое рабочее место;

– изготовить изделие и украсить его

Контроль за действием.
Выставка работ

22–
25

Декоративная рамка для фото

Комбинированный

Барельеф, техника выполнения. Декоративная рамка для фото: детали, материалы для изготовления. Последовательность работы по изготовлению рамки. Украшение изделия. Роспись красками

Знать:

– технику выполнения барельефа;

– приемы работы по изготовлению рамки.

Уметь:

– организовать рабочее место;

– изготовить декоративную рамку для фото, выполнить отделку изделия

Контроль за действием.
Выставка

работ

26

Изготовление гофрированной подвески

Комбинированный

Бумага и изделия из нее. Гофрирование бумаги: приемы работы. Материалы и инструменты для изготовления изделия. Последовательность изготовления гофрированной подвески. Варианты отделки изделия

Знать:

– правила разметки заготовок;

– приемы гофрирования.

Уметь выполнить разметку заготовки, гофрирование полоски бумаги, изготовление изделия и его отделку

Выставка работ.
Контроль за действием

27–

28

Изготовление раскладной открытки

Практическая
работа

Материалы и инструменты для изготовления изделия. Приемы работы по изготовлению раскладной открытки. Композиция. Изготовление раскладной открытки и ее оформление

Знать:

– приемы разметки деталей;

– способы вырезания деталей из листа бумаги, сложенной вчетверо. 

Уметь изготовить раскладную открытку и оформить ее

Контроль за действием.
Выставка работ

29–
30

Изготовление упаковки-елочки

Комбинированный

Развертка изделия. Построение развертки с помощью циркуля и линейки. Деление окружности на равные части. Последовательность изготовления изделия. Украшение изделия разными способами

Знать:

 приемы построения развертки изделия;

– правила безопасной работы.

Уметь: 

 выполнить построение развертки;

– изготовить изделие и украсить его

Контроль за действием.
Выставка работ

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (20 ч)

31

Вязание как один из видов рукоделия

Изучение нового материала

Вязание как один из видов рукоделия. Изделия, выполненные в технике вязания крючком. Инструменты для работы. Материалы для вязания крючком

Знать инструменты и материалы для вязания крючком

Ответы на вопросы

32–
34

Приемы вязания крючком

Комбинированный

Приемы вязания крючком. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Начальная (воздушная) петля. Цепочка из воздушных петель.

Изготовление коллажа из разноцветных цепочек

Знать:

приемы вязания;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– выполнять вязание цепочек крючком;

– изготовить из разноцветных цепочек коллаж

Контроль за действием.
Выставка

работ

35–

36

Вязание полотна

Комбини-рованный

Приемы вязания
полотна

Знать:

приемы вязания крючком;

– правила безопасной работы.

Уметь выполнять вязание полотна

Контроль за действием.
Выставка работ

37–

38

Изготовление декоративной сумочки

Практическая
работа

Приемы вязания
полотна из разноцветных ниток. Сшивание полотна. Изготовление дополнительных деталей (кисточек, ручки, подкладки). Вязание цветка для отделки изделия

Знать:

 приемы вязания крючком;

– правила безопасной работы.

Уметь выполнить вязание полотна и отделочных деталей, сшивание изделия, его отделку

Контроль за действием

39

Петельный шов

Комбини-рованный

Петельный шов:
применение, техника выполнения. Приемы работы. Правила безопасности

Знать:

– приемы работы; – правила безопасной работы.

Уметь выполнять петель-ный шов (на образце)

Контроль за действием

40–
42

Изготовление салфетки

Практическая
работа

Материалы и инструменты для изготовления изделия. Варианты салфеток. Детали изделия. Раскрой деталей. Обметывание срезов петельным швом. Сшивание деталей салфетки

Знать: 

– материалы и инструменты для изготовления изделия;

– приемы выполнения петельного шва.

Уметь выполнить изготовление декоративной салфетки

Контроль за действием.
Выставка работ

43–
44

Изготовление декоративного кармашка

Практическая
работа

Виды декоративных карманов, их назначение. Детали изделия. Раскрой деталей. Обметывание срезов деталей изделия. Отделка изделия. Изготовление дополнительных деталей

Знать:

 материалы и инструменты для изготовления изделия;

– приемы выполнения петельного шва.

Уметь подобрать ткань, выполнить раскрой деталей и изготовление изделия

Контроль за действием.
Выставка работ

45–
46

Изготовление закладки с вышивкой

Комбинированный

Материалы и инструменты для изготовления изделия. Цветовое решение. Швы: козлик, тамбурный, прямые, строчка, «через край». Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Вышивание закладки. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия

Знать:

 приемы выполнения швов;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– выполнить раскрой деталей, вышивание;

– соединить детали;

– выполнить окончательную отделку изделия

Контроль за действием.
Выставка работ

47–
48

Обложка
для проездного билета

Комбинированный

Материалы и инструменты для изготовления изделия. Разметка и заготовка деталей. Сборка изделия. Окантовка картона. Отделка изделия

Знать: 

– приемы разметки деталей прямоугольной формы;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– выполнить разметку деталей;

– изготовить изделие, оформить обложку

Контроль за действием.
Выставка работ

49–
50

Ремонт книги. Жесткий переплет

Комбинированный

Основные части книги. Отличительные особенности жесткого переплета. Разметка и заготовка деталей для жесткого переплета. Сборка изделия. Вставка книжного блока в переплетную крышку. Оформление изделия

Знать: 

– основные части книги и жесткого переплета;

– правила разметки деталей прямоугольной формы;

– правила безопасной работы.

Уметь:

– выполнить разметку деталей;

– изготовить переплетную крышку;

– вставить книжный блок в переплетную крышку

Контроль за действием.
Выставка работ

В каждом деле свои секреты (18 ч)

51–

52

Аппликации из соломки

Комбинированный

Знакомство со свойствами соломы как материалом для поделок. Подготовка соломы к работе. Инструменты для
работы с соломой. Выбор рисунка. Эскиз композиции. Последовательность

выполнения аппликации из соломки

Знать: 

– приемы работы с соломой;

– правила безопасной работы с инструментами и клеем.

Уметь:

– подбирать рисунок для аппликации;

– выполнять аппликацию из соломки по простой технико-технологической документации;

– воплощать мысленный образ в материале

Контроль за действием.
Выставка работ учащихся

53–

54

Игрушки из соломки и ниток: «Золотой петушок»

Комбинированный

Игрушки из соломки: древние традиции и современность. Использование пряжи для изготовления игрушек. Последовательность изготовления игрушки «Золотой петушок». Приемы работы.

Дополнительные детали

Знать приемы работы с соломой или пряжей.

Уметь выполнить изготовление игрушки

Контроль за действием.
Выставка работ

55–
56

Игрушки из соломки и ниток: лошадка и олень

Комбинированный

Последовательность изготовления игрушек: «Лошадка» и «Олень». Приемы работы. Дополнительные детали

Знать приемы работы с пряжей.

Уметь изготовить игрушку

Контроль за действием.
Выставка работ

57–
58

Ручное тиснение по фольге

Комбинированный

Металл в руках
мастера. Знакомство с художественной обработкой металла в народном искусстве. Ручное тиснение по фольге. Подготовка фольги к работе. Приемы работы. Инструменты. Правила безопасной работы

Знать:

 простейшие приемы обработки металла (тиснение);

– правила безопасной работы.

Уметь выполнить ручное тиснение по фольге

Контроль за действием.
Выставка работ

59–
60

Работа с набором «Конструктор-механик»

Практическая
работа

Детали конструктора. Подвижное соединение. Изготовление тележки из деталей конструктора

Знать правила безопасной работы.

Уметь выполнить из деталей конструктора изготовление тележки

Контроль за действием

61

Компьютерные технологии на службе человека

Изучение нового материала

Компьютерные технологии на службе человека. Правила поведения в кабинете информатики

Знать правила поведения в кабинете информатики

Ответы на вопросы

62

Основные устройства компьютера

Изучение нового мате-

риала

Основные устройства компьютера:
системный блок,

монитор, клавиатура, мышь

Знать основные устройства компьютера

Ответы на вопросы

6364

Тренировочное упражнение

Практическая

Выполнение упражнения по работе с мышью и клавиатурой

Уметь работать с мышью, клавиатурой

Контроль за действием

65–
66

Открытка с компьютерным рисунком

Комбинированный

Компьютерный рисунок. Размеры открытки. Рисование на компьютере. Изменение цвета. Компьютерный шрифт. Выполнение надписи. Соединение рисунка и надписи

Усвоить приемы
работы на компьютере

Контроль за действием

67–
68

Работа над проектом
«Город,
в котором удобно и приятно жить»
(коллективная работа)

Практическая
работа

Этапы работы над проектом. Распределение объема общей работы по группам. Работа над проектом. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. Защита проекта

Знать приемы
работы с различными материалами.

Уметь воплотить замысел в материале

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

Календарно-тематическое планирование , 2 класс

Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...