Сценарий проблемно - эвристического урока
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме
Сценарий проблемно - эвристического урока по технологии для 3 класса. Тема урока: " Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: " Корзиночка с цветами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мироненко Е.В. сценарий урока | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемно-эвристического урока по технологии
Автор: Мироненко Елена Владимировна
Образовательное учреждение: БОУ г. Омска «СОШ № 83»
Курс: Технология
Раздел: « Человек и земля»
Тема: Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: «Корзиночка с цветами».
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: Учебник для общеобразовательных учреждений
«Технология» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Москва «Просвещение», 2011год. Рабочая тетрадь «Технология» Н.И. Роговцева, Н.В Богданова, Н. В.Шипилова.
Время реализации занятия: 40 мин.
Цель урока: продолжить изучение различных приёмов работы с пластичными материалами в форме активной деятельности учащихся и способствовать формированию у них творческих способностей и приемов логической деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить с учащимися состав, свойства солёного теста,
- продолжить формирование понятия о необходимости составления плана работы,
- познакомить с новыми приёмами работы с тестом,
- продолжить формирование умение анализировать готовое изделие.
Развивающие:
- продолжить приобщение к процессу изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
- развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира,
- продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях и творческих экспериментах, чувство сопереживания друг за друга.
Проблемные вопросы:
Правда ли то, что: а) цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин?
б) из теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний и умений
Форма урока: урок - исследование
Формы обучения:
- фронтальная экспериментальная работа
- индивидуальная работа
Оборудование:
- учебник, рабочая тетрадь, образцы готовых изделий из теста, картон, стакан,
перчатки, подкладная доска, скалка, стеки, ножницы, пустой стержень от ручки или зубочистка.
Методы: проблемно-эвристические
- Частично - поисковый
- Эвристическая беседа
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1 мин |
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов) | 2 мин |
Постановка познавательной задачи «Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок». | 4мин |
Решение познавательной задачи (плюс, минус, интересно).
| 4 мин |
Составление плана работы | 4 мин |
Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе. | 16 мин |
Анализ готовых изделий. | 5 мин |
Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся. | 3 мин |
Домашнее задание. | 1 мин |
Ход урока:
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания, положительный настрой на предстоящую работу.
2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)
Учитель: - Что можно в печке выпекать
И за обедом уплетать?
Учащиеся отвечают.
Учитель:
С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям.
В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире. Как вы думаете почему?
Учащиеся:
Потому что они экологически чистые и сделаны своими руками.
Учитель:
Техника работы с солёным тестом не сложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.
Солёное тесто один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. Попробуйте сами сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.
Учащиеся: Лепка изделий из солёного цветного теста. Узнаем разные приёмы и способы изготовления необычайно красивых работ из теста.
Учитель:
Дома вы все приготовили тесто по предложенному рецепту.
(200 гр. = (1 стакан ) – муки, 200 гр. = (0,5 стакана) – соли, 125 мл воды + 0,5 чайной ложки жидкой краски ( гуашь или пищевая краска)
Давайте попробуем поразминать тесто в руках и проверим его качества и свойства.
3. Постановка познавательной задачи «Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок».
С первых минут практической работы дети замечают, что из теста легко сформировать фигурки разные по форме: шарики, колбаски, ленточки, рюшки. Его можно расплющить и растянуть. Важно на данном этапе учителю проверить консистенцию теста, если оно липнет к пальчикам, то необходимо его подмесить мукой.
Учитель: Прежде, чем мы приступим к изготовлению изделия, давайте внимательно изучим свойства нашего рабочего материала. Это поможет нам избежать ошибок и избавит от разочарования в неудавшейся работе.
На доске размещены таблички с фразами, их учитель размещает в соответствующие графы, следуя ответам детей.
4.Решение познавательной задачи с помощью заполнения таблички (плюс, минус, интересно).
4.1. Фронтальная работа: обсуждение и заполнение таблицы под руководством учителя
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
- пластичен - легко вылепить фигуру любой сложности - фигурки объёмные - быстро виден результат - для декорирования можно использовать разнообразные подручные средства | - замес теста строго по рецепту - появление трещин и морщинок при неравномерном раскатывании | - как будет выглядеть работа после высыхания - как получить тесто необычного оттенка (золотого, серебристого и т. п.) |
4.2.Общие выводы.
Учитель: Ваш интерес к работе очевиден. Остановимся подробнее на минусах. Дефекты негустого теста мы уже исправили, а что нужно сделать, чтобы изделия были с ровной поверхностью?
Учащиеся: Не торопиться в работе, тщательно разминать детали.
Учитель: Любая работа состоит из различных этапов, предлагаю вам составить план нашей работы.
5. «Составление плана работы»
Учитель: Посмотрите внимательно на уже готовое изделие (образец), на наличие инструментов и материалов перед собой. Давайте подумаем, как нам поэтапно построить свою работу.
1. Разметка элементов поделки (чаша корзиночки, ручка, цветы, рамочка)
2. Изготовление чаши корзинки «плоским блинчиком».
3. Ручка и рамочка «переплёт колбасок».
4.Фантазийные цветы ( каждый придумывает свою технику)
6. Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе. ( слайды
- Обсуждение проблемных ситуации, возникших в ходе практической работы, и их решение:
- Изготовление чаши корзинки «плоским блинчиком».
какие трудности возникли | как учащиеся нашли выход из ситуации |
При сильном растягивании, раскатывании элемент рвётся | Повторно скатываем в шарик и раскатываем не так тонко |
Поверхность чрезмерно бугристая | Аккуратно раскатать непосредственно на картоне |
При нанесении рисунка зубочисткой края корзинки теряют чёткие очертания | Придать нужную форму стекой после завершения орнамента |
- Ручка и рамочка «переплёт колбасок».
какие трудности возникли | как учащиеся нашли выход из ситуации |
При сильном сплющивании теряется форма | Скручивать небольшие по длине элементы |
При катании колбасок получаются разрывы | Скатывать только на доске, не в воздухе |
- Фантазийные цветы (каждый придумывает свою технику)
какие трудности возникли | как учащиеся нашли выход из ситуации |
Нет ощущения объёмного букета | При размещении цветов не боятся их прикреплять за края корзиночки, на ручку |
Лепестки получаются плоскими | Прикреплять к основе не всей площадью, а частями ( верхний и нижний краешки) |
7.Анализ готовых изделий.
- Выставка готовых работ
8. Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги. Что вы сегодня нового узнали на уроке? Чему научились?
После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают, какие навыки и практические умения, они приобрели на сегодняшнем уроке, вопросы к учителю.
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
- | - | - |
Учитель: Можем ли мы после проделанной работы ответить на вопросы, которые задали себе в начале урока? Правда ли то, что цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин? Из теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?
Не появились ли у вас новые вопросы, не обозначенные в начале урока? Появились. Например?
9.Домашнее задание:
Используя эскиз из рабочей тетради изготовить брелок со знаком вашего зодиака.
Список использованной литературы:
- «Поделки из солёного теста», Анистратова А.А., Гришина Н.А., Издательство «Оникс», 2009г.
- «Солёное тесто» Г.Н. Чаянова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2009 г.
- «Солёное тесто», И. Хананова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов
Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и вод...
Проблемно - эврестический урок русского языка в 3 классе
Тема: « Разделительный твердый знак »Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. РамзаеваВремя реализации: 45 минутКомпьютерные медиапродукты: презентация Mic...
Сценарий проблемно-эвристического урока по теме: « Письменное деление многозначного числа на трёхзначное»
« Письменное деление многозначного числа на трёхзначное» проблемно-эвристический урок математики в 4 классе.Цель урока:Сформировать способность к делению многозначного числа на трёхзначное; выве...
Проблемно-эвристический урок. Рассказ Л.Н. Толстого "Прыжок".
Урок-диалог к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение" 3 класс, программа "Начальная школа XXI века"....
Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".
Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...
конспект проблемно-эвристического урока по русскому языку в 4-м классе
В конспекте урока по русскому языку "Морфологический разбор имени прилагательного" используется проблемный подход, выход из которой находится в игре....
Эвристический урок в начальной школе
методическая разработка урока музыки в 1 классе...