Сценарий проблемно - эвристического урока
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Сценарий проблемно - эвристического урока по технологии  для 3 класса. Тема урока: " Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: " Корзиночка с цветами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Мироненко Е.В. сценарий урока14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока по технологии

Автор: Мироненко Елена Владимировна

Образовательное учреждение: БОУ г. Омска «СОШ № 83»

Курс: Технология

Раздел: « Человек и земля»

Тема: Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: «Корзиночка с цветами».

Класс: 3

Учебно-методическое обеспечение: Учебник для общеобразовательных учреждений

«Технология» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Москва «Просвещение», 2011год. Рабочая тетрадь «Технология»  Н.И. Роговцева, Н.В Богданова, Н. В.Шипилова.

Время реализации занятия: 40 мин.

Цель урока: продолжить изучение различных приёмов работы с пластичными материалами  в форме активной деятельности учащихся и способствовать формированию у них  творческих способностей и приемов логической деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить с  учащимися состав, свойства солёного теста,
  2. продолжить формирование понятия о необходимости составления плана работы,
  3. познакомить с новыми приёмами  работы с тестом,
  4. продолжить формирование умение анализировать готовое изделие.

Развивающие:

  1. продолжить приобщение к процессу изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  2.  развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.

Воспитательные:

  1. содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира,
  2. продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях и творческих экспериментах, чувство сопереживания друг за друга.

Проблемные вопросы:

     Правда ли то, что: а) цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин?

                                     б) из  теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?

     

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний и умений

Форма урока: урок - исследование

Формы обучения:

  1. фронтальная экспериментальная работа
  2. индивидуальная работа

Оборудование:    

                       - учебник, рабочая тетрадь, образцы готовых изделий из теста, картон, стакан,

 перчатки, подкладная доска, скалка, стеки, ножницы, пустой стержень от ручки или зубочистка.

Методы: проблемно-эвристические

  1. Частично - поисковый
  2. Эвристическая беседа

                                              План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

 2  мин

Постановка познавательной задачи «Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок».

4мин

Решение познавательной задачи (плюс, минус, интересно).

  1. Фронтальная работа
  2. Общие выводы.

4  мин


 Составление плана работы

4 мин

    Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе.

16 мин

  Анализ готовых изделий.

5 мин

Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся.

            3 мин

Домашнее задание.

1 мин

                                                                 Ход урока:

1. Организационный этап.

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания, положительный настрой на предстоящую работу.

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов) 

Учитель: - Что можно в печке выпекать

                    И за обедом уплетать?

Учащиеся отвечают.

Учитель:

 С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире. Как вы думаете почему?

Учащиеся:

Потому что они экологически чистые и сделаны своими руками.

Учитель:

Техника работы с солёным тестом не сложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Солёное тесто один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. Попробуйте сами сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.

Учащиеся: Лепка изделий из солёного цветного теста. Узнаем разные приёмы и способы изготовления необычайно красивых работ из теста.

Учитель:

 Дома вы все приготовили тесто по предложенному рецепту.

(200 гр. = (1 стакан ) – муки, 200 гр. = (0,5 стакана) – соли, 125 мл  воды + 0,5 чайной ложки жидкой краски ( гуашь или пищевая краска)

 Давайте попробуем поразминать тесто в руках и проверим его качества и свойства.

3. Постановка познавательной задачи «Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок».

С первых минут практической работы  дети замечают, что из теста легко сформировать фигурки разные по форме: шарики, колбаски, ленточки, рюшки. Его можно расплющить и растянуть. Важно на данном этапе учителю проверить консистенцию теста, если оно липнет к пальчикам, то необходимо его подмесить мукой.

  Учитель: Прежде, чем мы приступим к изготовлению изделия, давайте внимательно изучим свойства нашего рабочего материала. Это поможет нам избежать ошибок и избавит от разочарования в неудавшейся работе.

   На доске размещены таблички с фразами, их учитель размещает в соответствующие графы, следуя ответам детей. 

4.Решение познавательной задачи с помощью заполнения таблички (плюс, минус, интересно).

4.1. Фронтальная работа: обсуждение и заполнение таблицы под руководством учителя

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

- пластичен

- легко вылепить фигуру любой сложности

- фигурки объёмные

- быстро виден результат

- для декорирования можно использовать разнообразные подручные средства

- замес теста строго по рецепту

- появление трещин и морщинок при неравномерном раскатывании


- как будет выглядеть работа после высыхания

- как получить тесто необычного оттенка (золотого, серебристого и т. п.)

  4.2.Общие выводы.

  Учитель: Ваш интерес к работе  очевиден. Остановимся подробнее на минусах. Дефекты негустого теста мы уже исправили, а что нужно сделать, чтобы изделия были с ровной поверхностью?

Учащиеся: Не торопиться в работе, тщательно разминать детали.

 Учитель: Любая работа состоит из различных этапов, предлагаю вам составить план нашей работы.

5. «Составление плана работы»

  Учитель: Посмотрите внимательно на уже готовое изделие (образец), на наличие инструментов и материалов перед собой. Давайте подумаем, как нам поэтапно построить свою работу.

1. Разметка элементов поделки (чаша корзиночки, ручка, цветы, рамочка)

2. Изготовление чаши корзинки  «плоским блинчиком».

3. Ручка и рамочка «переплёт колбасок».

4.Фантазийные цветы ( каждый придумывает свою технику)

   6. Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе. ( слайды

 - Обсуждение проблемных ситуации, возникших в ходе практической работы, и их решение:    

  1. Изготовление чаши корзинки  «плоским блинчиком».

какие трудности возникли

как учащиеся нашли выход из ситуации

При сильном растягивании, раскатывании элемент рвётся

Повторно скатываем в шарик и раскатываем не так тонко

Поверхность чрезмерно бугристая

Аккуратно раскатать непосредственно на картоне

При нанесении рисунка зубочисткой края корзинки теряют чёткие очертания

Придать нужную форму стекой после завершения орнамента

  1. Ручка и рамочка «переплёт колбасок».

какие трудности возникли

как учащиеся нашли выход из ситуации

При сильном сплющивании теряется форма

Скручивать небольшие по длине элементы

При катании колбасок получаются разрывы

Скатывать только на доске, не в воздухе

  1. Фантазийные цветы (каждый придумывает свою технику)

какие трудности возникли

как учащиеся нашли выход из ситуации

Нет ощущения объёмного букета

При размещении цветов не боятся их прикреплять за края корзиночки, на ручку

Лепестки получаются плоскими

Прикреплять к основе не всей площадью, а частями ( верхний и нижний краешки)

7.Анализ готовых изделий.

 - Выставка готовых работ

8. Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся.

Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги. Что вы сегодня нового узнали на уроке? Чему научились?

    После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают, какие навыки и практические умения, они приобрели на сегодняшнем уроке, вопросы к учителю.

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

-

-

-

Учитель: Можем ли мы после проделанной работы ответить на вопросы, которые  задали себе в начале урока? Правда ли то, что цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин? Из  теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?

 Не появились ли у вас новые вопросы, не обозначенные в начале урока? Появились. Например? 

   

     9.Домашнее задание:

Используя эскиз из рабочей тетради изготовить брелок со знаком вашего зодиака.

Список использованной литературы:

  1. «Поделки из солёного теста», Анистратова А.А., Гришина Н.А., Издательство «Оникс», 2009г.
  2. «Солёное тесто» Г.Н. Чаянова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2009 г.
  3. «Солёное тесто», И. Хананова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

Проблемно - эврестический урок русского языка в 3 классе

Тема: « Разделительный твердый знак »Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. РамзаеваВремя реализации:  45 минутКомпьютерные медиапродукты: презентация Mic...

Сценарий проблемно-эвристического урока по теме: « Письменное деление многозначного числа на трёхзначное»

« Письменное деление многозначного числа на трёхзначное» проблемно-эвристический урок математики в 4 классе.Цель урока:Сформировать способность к делению многозначного числа на трёхзначное; выве...

Проблемно-эвристический урок. Рассказ Л.Н. Толстого "Прыжок".

Урок-диалог к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение" 3 класс, программа "Начальная школа XXI века"....

Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".

         Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...

конспект проблемно-эвристического урока по русскому языку в 4-м классе

В конспекте урока по русскому языку "Морфологический разбор имени прилагательного" используется проблемный подход, выход из которой находится в игре....

Эвристический урок в начальной школе

методическая разработка урока музыки в 1 классе...