Проблемно - эврестический урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: « Разделительный твердый знак »
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева
Время реализации: 45 минут
Компьютерные медиапродукты: презентация Microsoft PowerPoint
Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.
Цели урока:
- Способствовать включению понятия о разделительном твердом знаке в систему представлений о правилах правописания.
- Формировать умение различать в словах Ъ и Ь.
- Развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание
- Воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Компьютер, проектор
Метод:
- Проблемно-эвристическое исследование
План занятия.
Этапы занятия | Временная реализация |
Организационный момент: приветствие, кинезиологические упражнения | 3 минуты |
Актуализация знаний, ситуация успеха | 6 минут |
Создание проблемной ситуации | 2 минуты |
Осознание противоречия | 1 минута |
Постановка учебной проблемы | 1 минута |
Решение учебной проблемы | 15 минут |
Физминутка | 2 минуты |
Моделирование в виде схемы | 1 минута |
Первичное закрепление | 7 минут |
Работа над правилом | 2 минуты |
Обобщение приобретенных знаний | 5 минут |
Рефлексия | 1 минута |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_prob._evrist_ur.doc | 94.5 КБ |
razdelitelnyy_.ppt | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Воробьёва Елена Валерьевна
Образовательное учреждение: МОУ гимназия № 26 г. Томска
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: « Разделительный твердый знак »
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева
Время реализации: 45 минут
Компьютерные медиапродукты: презентация Microsoft PowerPoint
Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.
Цели урока:
Способствовать включению понятия о разделительном твердом знаке в систему представлений о правилах правописания.
Формировать умение различать в словах Ъ и Ь.
Развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание
Воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Компьютер, проектор
Метод:
Проблемно-эвристическое исследование
План занятия.
Этапы занятия | Временная реализация |
Организационный момент: приветствие, кинезиологические упражнения | 3 минуты |
Актуализация знаний, ситуация успеха | 6 минут |
Создание проблемной ситуации | 2 минуты |
Осознание противоречия | 1 минута |
Постановка учебной проблемы | 1 минута |
Решение учебной проблемы | 15 минут |
Физминутка | 2 минуты |
Моделирование в виде схемы | 1 минута |
Первичное закрепление | 7 минут |
Работа над правилом | 2 минуты |
Обобщение приобретенных знаний | 5 минут |
Рефлексия | 1 минута |
Карта урока:
Комментарий хода урока | Время | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы | Продуктивные формы деятельности |
Педагог объявляет о начале урока, выполняет с детьми кинезиологические упражнения | 3 мин. | внимание |
Педагог предлагает детям ответить на вопросы: - Что объединяет эти слова? - Почему в этих словах написали «разделительный» Ь | 5 мин. | рефлексивность аргументированность ясность речи культура эмоций |
Педагог обобщает ответы детей и предлагает вспомнить схему | 1 мин. | внимание память |
Детям предлагается запись, предложение обсудить то, что написали с содом по парте. Выдвигаются 4 гипотезы. Для решения проблемы организуется групповая работа. Гипотезы обсуждаются. | 25 мин. | рефлексивность аргументированность ясность речи активность коммуникативная культура эмоциональная культура |
Педагог просит аргументировать свой вариант ответа представителя группы. Из предложенных вариантов выбираем решение проблемы | 8 мин. | память точность речи |
Педагог предлагает смоделировать схему по обсуждаемой теме, ответить на вопрос – когда пишется Ъ? | 1 мин. | системность аналитичность рефлексивность активное слушание |
В заключение урока педагог проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность | 1 мин. | рефлексивность аргументированность ясность речи |
Домашнее задание: Упражнение 352 стр. 132 | 1 мин. | ответственность рефлексивность любознательность |
Ход занятия
Этапы | Содержательный материал | Записи на доске |
Организационный момент: кинезиологические упражнения. | «Шапка размышлений» - Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, и пощипываем, ушко с верху в низ, крутим мочки уха. Упражнение выполняем 3 раза. «Ленивые восьмерки» - Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем выполним эти движения обеими руками одновременно | СЛАЙД № 3,4 |
Актуализация знаний, ситуация успеха. | Практическое задание -Замените одним словом и запишите: СЛАЙД № 5,6 Приспособление для сидения; Сочинение небольшого размера для журнала или газеты; То, без чего птица не улетит; Верхняя женская одежда; Домики для пчел. Заросли высокой сорной травы. | 2 ученика у доски: Скамья, статья, крылья, платье, ульи, бурьян |
Учитель: -Что объединяет все эти слова? | Ученики: -Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь |
-Почему в этих словах написали «разделительный» Ь? | -Когда произносим слово, то слышим в нем звук [й’] после согласного звука перед гласным Платье [плат’й’э] |
-Перед какими буквами пишется «разделительный» Ь? | -Перд гласными еёиюя | СЛАЙД № 7 Е Ё И Ю Я |
-Молодцы, хорошо усвоили это правило |
Создание проблемной ситуации | -Запишите стихотворение | СЛАЙД№ 8,9 Без него На пень я сел. Он пришёл, И пень я с?ел. С?ел и удивился Пнём не подавился! |
Учитель: -Обсудите то, что написали с соседом по парте. -В чём проблема? | Ученики: - Не знаем, какую букву писать в слове «с?ел»? |
- Какие есть версии? | - сел, сьел, съел, сйэл | сел, сьел, съел, сйэл |
-У нас получилось 4 гипотезы. Я, предлагая вам разделиться на 4 группы, взять по одному слову, обсудить их в группах и представить свои аргументы | -Какой знак писать в словах? | СЛАЙД № 10 С?ЕЛ |
Дети по очереди выходят к доске и объясняют свою версию. | -Слово сел имеет значение сидеть. Например: На пень я сел посидеть. Эта гипотеза неверная | СЛАЙД № 11 СЕЛ |
-Какие еще версии? | -Мы предполагаем, что наша версия тоже будет неверна. СЬЕЛ. Так как мягкий знак пишется в корне слова. | СЛАЙД № 12 СЬЕЛ |
Осознание противоречия | -В чем возникли затруднения?
| -Какую букву писать. |
- Следующая версия | Сй’эл - Это звуковая запись слова, если после согласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется Ь. | СЛАЙД № 13 СЙ’ЭЛ |
Постановка учебной проблемы. Решение проблемы. | - Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах? | - Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки. Разделительный мягкий знак пишется в корне слова. Значит, его мы писать в это слово не будем. | СЛАЙД № 14 С?ЕЛ |
- И последняя группа | Съел - Слышим [й’], орфограмма не в корне слова. Пишется между приставкой и корнем. Это «разделительный» Ъ. -Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами ЕЁЮЯ |
Моделирование в виде схемы | - Как схематично можно показать все признаки нового понятия? | СЛАЙД № 15 Е Ё Ю Я СЪЕЛ СЪЕХАЛ |
Физминутка СЛАЙД № 16 |
Этап первичного закрепления | Практическое задание |
-Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ и гласную после него. После выполнения сверьте с доской. | СЛАЙД № 17, 18 Необ?ятная страна, под?ём в гору, с?ёмка фильма, с?езд писателей, раз?ярённый зверь. |
Работа над правилом стр. 149 | - Что нового узнали. Сравните по учебнику, как это правило формулируют авторы учебника. На какие две части можно разделить его? | - Когда и где пишется Ъ. - Ъ после приставки; Ъ перед буквами Е Ё Ю Я |
- Есть моменты, о которых мы не сказали на уроке? - Молодцы!!! - Что хотели бы добавить? | - Нет. - Алгоритм проверки слова с Ъ | СЛАЙД № 19 Если слышится [й’] разъезд – нужен разделительный Ъ. Выделить в слове корень разъезд. Если в корне пиши Ь, если между приставкой и корнем – Ъ. Обозначь орфограмму. |
Самостоятельно взаимопроверка | Стр. 149 упр. 351, 352 |
Рефлексия | - Над какой проблемой работали? - Были ошибки в ходе решения проблемы? - На что необходимо обращать внимание, чтобы таких ошибок не допускать? - Довольны ли вы своей работой, покажите знаком. | - Когда в словах пишется «разделительный» Ъ. - Да, хотели применить правило о «разделительном» Ь. - Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами Е Ё Ю Я | СЛАЙД № 20, 21 |
Домашнее задание | Упражнение 353 стр. 150 |
Список используемой литературы:
Учебник «Русский язык» для 3 кл.Т.Г. Рамзаева. Москва. 2009г Дрофа.
Г. Семенов. Живая азбука.- Стихи, загадки, потешки.- Новосибирское книжное издательство, 1997 г.
Дмитриева О. Д., Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т. Г. и Поляковой А. В. – М,: ВАКО, 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
кинезиологические упражнения. «Шапка размышлений» Растираем ладошки до образования «теплого комочка», одеваем комочек на голову, и пощипываем ушко с верху в низ, крутим мочки уха. Упражнение выполняем 3 раза.
«Ленивые восьмерки» - Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем выполним эти движения обеими руками одновременно.
Замените одним словом и запишите: Приспособление для сидения; Сочинение небольшого размера для журнала или газеты; То, без чего птица не улетит; Верхняя женская одежда; Домики для пчел. Заросли высокой сорной травы.
Ск амья, статья, крылья, платье, ульи, бурьян
Е , Ё , Ю , Я , И
Запишите стихотворение Без него На пень я сел. Он пришёл, И пень я с?ел . С?ел и удивился Пнём не подавился!
сел, сьел, съел, сйэл
С ? ЕЛ
СЕЛ
СЬЕЛ
СЙ ’ ЭЛ
С ? ЕЛ
ъ ВЪЕХАЛ СЪЕЛ Е Ё Ю Я СЪЕХАЛ
Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.
Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ и гласную после него. Необ ? ятная страна, под ? ём в гору, с ? ёмка фильма, с ? езд писателей, раз ? ярённый зверь.
Необ Ъ ятная страна, под Ъ ём в гору, с Ъ ёмка фильма, с Ъ езд писателей, раз Ъ ярённый зверь.
Алгоритм проверки слова с Ъ Если слышится [й’] разъезд – нужен разделительный Ъ. Выделить в слове корень. Если в корне пиши Ь, если между приставкой и корнем – Ъ. Обозначь орфограмму.
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В І КЛАССЕ
В статье обоснована возможность и представлен опыт использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка в 1 классе....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...