Рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Главная цель образовательной области «Технология» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие духовно-нравственных качеств ребенка, формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология 3 класс Куревина | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Технология» авторы О.А. Куревина , Е.А. Лутцева разработана в целях обеспечения достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Главная цель образовательной области «Технология» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие духовно-нравственных качеств ребенка, формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Задачи:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Особенностями учебного предмета «технология» являются:
– практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний,
полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,
литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика;
– формирование социально-ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности развитие творчества – создает
предпосылки для более успешной социализации личности;
– возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные
условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
содержание учебного курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий.
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Включение регионального компонента в программу по технологии призвано решать комплекс воспитательных и образовательных задач:
- развитие познавательных интересов, творческих способностей, эстетического вкуса;
- формирование у учащихся интереса к истории своего края, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев.
Первые уроки технологии начинаются с экскурсии в окрестности школы:
- Знакомство с техническими объектами в республике Бурятия.
- Сбор природного материала.
На уроках дети знакомятся с технологией изготовления основных видов строчевой вышивки, встречающийся в народных промыслах бурят. Уроки сопровождаются беседами «Народные мастера края» и др.
Введение регионального компонента на уроке – одно из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего и любящего свой край, город и умеющего сохранить и приумножить их богатые культурные традиции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- О.А.Куревина,Е.А.Лутцева Технология ,учебник для 3-го класса(Прекрасное рядом с тобой)-М.: Баласс,2012-128.с.
- Лутцева Е.А. Технология: Прекрасное рядом с тобой: 3 класс: Методика для учителя.- М.: Вентана – Граф, 2007.-96 с.
3. Примерная и авторская программа начального общего образования образовательная система «Школа 2100, О.А.Куревина,Е.А.Лутцева, -2012,Баласс.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. О.А.Куревина,Е.А.Лутцева Технология ,учебник для 3-го класса (Прекрасное рядом с тобой) -М.: Баласс,2012-128.с.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название раздела | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1. | Жизнь, труд, искусство | Вспомни! | ||
2. | Замысел | |||
3. | Замысел | |||
4. | Воплощение замысла | |||
5. | Воплощение замысла | |||
6. | Роль фантазии в реализации замысла | |||
7. | Роль фантазии в реализации замысла | |||
8. | Роль фантазии в создании искусства | |||
9. | Роль фантазии в создании искусства | |||
10. | О чем могут рассказать игрушки | |||
11. | О чем могут рассказать игрушки | |||
12. | О чем могут рассказать игрушки | |||
13. | Жизнь и творчество | Переосмысление жизни в творчестве | ||
14. | Переосмысление жизни в творчестве | |||
15. | Переосмысление жизни в творчестве | |||
16. | Переосмысление жизни в творчестве | |||
17. | Отражение жизни в творчестве | Народное искусство | ||
18. | Народное искусство | |||
19. | Живопись | |||
20. | Живопись | |||
21. | Архитектура | |||
22. | Вещи века | |||
23. | Вещи века | |||
24. | Материал и образ | |||
25. | Материал и образ | |||
26. | Материал и образ. Образы растений в искусстве. | |||
27. | Материал и образ. Образы растений в искусстве. | |||
28. | Гармония образа. Деятельность человека в разные эпохи. | |||
29. | Отражение времени в творчестве | |||
30. | Отражение времени в творчестве | |||
31. | Единство человека и природы | |||
32. | Архитектурные образы | |||
33. | Архитектурные образы | |||
34. | Архитектурные образы | |||
35. | Мастерство общения | |||
36. | Личность автора в творчестве | |||
37. | Мысль и чувства | |||
38. | Мысль и чувства | |||
39. | Многообразие проявления гармонии | |||
40. | Многообразие проявления гармонии | |||
41. | Цвет в природе и творчестве | |||
42. | Цвет в природе и творчестве | |||
43. | Образ художника в его творчестве | |||
44. | Образ художника в его творчестве | |||
45. | Образ ученого, исследователя, изобретателя | |||
46. | Образ ученого, исследователя, изобретателя | |||
47. | Давным – давно | Человек вознесся к небесам | ||
48. | Человек вознесся к небесам | |||
49. | Человек вознесся к небесам | |||
50. | Человек вознесся к небесам | |||
51. | Образ нового человека | |||
52. | Образ нового человека | |||
53. | Из тьмы явился цвет | |||
54. | Из тьмы явился цвет | |||
55. | Весь мир – театр | |||
56. | Весь мир – театр | |||
57. | Наш театр. Разыгрываем басню | |||
58. | Наш театр. Разыгрываем басню | |||
59. | Наш театр. Разыгрываем басню | |||
60. | Наш театр. Разыгрываем басню | |||
61. | Информационные технологии | Информация | ||
62. | Виды информации | |||
63. | Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером | |||
64. | Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером | |||
65. | Представление об информации. Управление компьютером | |||
66. | Представление об информации. Управление компьютером | |||
67. | Источники информации интернет | |||
68. | Информация и данные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...