Тема: Моделирование бесшовных кукол. «Кукла-крестовец»
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме
Урок технологии в 4-м классе по программе Н. А. Цирулик Тема: Моделирование бесшовных кукол. «Кукла-крестовец»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 4-м классе по программе Н. А. Цирулик
Провела: учитель начальных классов, МБОУ СОШ№11 г. Белгода
Лиманская Вера Владимировна
Тема: Моделирование бесшовных кукол. «Кукла-крестовец»
Цели: расширить знания детей об истории кукол, познакомить с куклой-оберегом; научить моделировать «Куклу-крестовец».
Задачи: развивать творческие способности, воображение, мышление, фантазию; умение работать в паре, воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, воспитывать духовность, уважительное отношение к традициям русского народа.
Оборудование: учебник технологии Н. А. Цирулик 4 класс, лоскутки, ленты, верёвочки, веточки, фотографии старинных кукол, современные куклы, куклы-обереги: "Пеленашка",«Неразлучники» «Зернушка», "День и Ночь", « Десятиручка», «Кукла-крестовец», мультимедиа, компьютер.
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологический настрой.
-Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости, сегодня у нас удивительный и очень веселый день, потому что к нам на урок пришли не только гости, но и игрушки. Посмотрите, как их много и все такие разные. II.Постановка темы урока
-Посмотрите на нашу выставку игрушек. Как одним словом назвать наши игрушки?
-Куклы.
-Всех кукол я разделила на 2 группы, как думаете по каким признакам?
- Куклы самодельные (из ткани) и фабричные .
-Правильно. На правом столе расположились куклы, сделанные своими руками – или русская народная кукла, один из видов декоративно-прикладного искусства. А еще про таких кукол говорят «Куклы-обереги».
Тема нашего урока Русская народная кукла. Мы с вами тоже попытаемся сделать куклу своими руками. (Слайд 1)
III.Вводная беседа.
-Как вы понимаете значение слова-обереги?
- Правильно, от слова "оберегать", а это значит - беречь, охранять, спасать, заботиться. Люди, таким образом оберегали свою семью, своих близких от бед и несчастий. (Слайд2)
-А вы, ребята, что знаете об оберегах?
Под куклой обычно подразумевают фигурку человека. Но куклы не всегда были тряпичными, и не сразу стали игрушками.
"Первобытные люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите. (Показ фото старинных кукол у учебнике.)
С глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Берегини жили в каждой русской избе. Каждая женщина сама умела мастерить кукол, а училась она этому с детства. О том, какую хозяйку берут в дом, судили по кукле, сделанной руками невесты.
Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. Ведь в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл. А если сделать кукле лицо, в неё может вселиться злой дух, и тогда она оживет и погубит ребенка.
К концу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Самодельные куклы сменились фабричными. Появились деревянные куклы, куклы из папье-маше.
Столицей кукольного царства стал подмосковный Сергиев Посад. Благодаря его мастерам появилось несколько видов кукол: Кукла с открывающимися и закрывающимися глазами - моргалка, дама в модном кружевном костюме с тонкой талией - кукла - талия и т. д.
К концу 19 века в Сергиев Посаде появляются этнографические куклы, которые знакомили детей с русской историей, культурой, традициями. Каждая кукла была наряжена в особый костюм и представляла какую-либо российскую губернию." (Учебник технологии Н.А. Цирулик 4 кл.с.78-79 )
На Руси обережные куколки изготовляли из подручного материала: ткани, дерева, соломы, ниток, кости. Каждую куколку делали с определенной целью. У кукол имелось своё название, своя история, свой обряд приготовления.
(Рассказывают сообщения подготовленные дети)
(Слайд3)Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка . Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.
(Слайд4)Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
(Слайд5) «Зернушка» — (Данил Толстых) кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
(Показ изготовленной заранее куклы)
В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
(Слайд6) «Десятиручка» кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Много существует кукол-оберегов, и если вам интересно можно узнать о них, подробнее если прочитать книги или найти в интернете, а сейчас давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Под музыку дети выполняют упражнения по показу дежурных)
4.Практическая работа
Сегодня на уроке мы будем изготовим куклу-крестовец(Слайд7) , она тоже являлась оберегом. Давайте внимательно рассмотрим образец.
- Чем эта кукла отличается от современных кукол?
- Какие материалы и предметы, необходимые для её изготовления можно рассмотреть?
- Сколько лент вы видите на руках?
- Сколько раз встречается красный цвет?
- С чего надо начинать изготовление куклы?
Начинаем изготовление куклы:
1. Соединяем палочки, связываем их ниточками.
2 .Сделаем голову из ваты и ткани, привяжем к основе нитками. Косу сплетем из толстых ниток. Имейте в виду, что женщины на Руси заплетали одну косу, а девушки - две.
3.Подгибаем край на рукавах и подвязываем. Получилась блузка.
4.Ну, а теперь сделаем юбку или сарафан.
5. Дополним фартуком.
6.Теперь повяжем платок, его делаем из лоскутка.
Теперь повяжем платок, его делаем из лоскутка.
Осталось привязать ленточки. На каждую ленточку в старину загадывали желание, загадайте и вы желания, привязывая ленточки к своему оберегу, вдруг сбудутся?
V. Рефлексия
Вот наша кукла-оберег и готова. Нравиться кукла?
-Ребята, давайте вспомним, как называются и для чего предназначались куклы-обереги, которых я вам показывала?
А теперь нужно нашу куклу оделить даром оберега.
Для этого прочитайте со слайда слова заклинания. (Слайд8)
В руки куклу беру,
Оберегом назову.
От болезней огради,
В дом удачу приведи!
VI. Итог урока.
-Выйдете к доске, посмотрите на всех кукол, которых сделали ваши друзья. Cейчас мы устроим ярмарку. На ярмарке продают товары. Куклы обереги нельзя делать для себя, их не продают и не покупают. За них дают выкуп. В старину давали продукты питания, меняли на различные товары. А мы попросим наших гостей выбрать себе куклу, а выкупом будет оценка в дневнике. (Слайд 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по технологии на тему: «Моделирование и конструирование из различных материалов». Коллаж «Чистота улиц и дорог»
Задачи урока: 1.Создание коллажных работ, строящихся на основе полученных знаний, умений и навыков. 2. Формирование умения...
Статья на тему "Моделирование современного урока"
В статье содержатся рекомендации по моделированию современного урока в начальной школе в свете стандартов II поколения и сособенности структуры уроков в начальной школе в соответствии с ФГОС. Дан...
Выступление на уровне ФГОС по теме "Моделирование современного урока"
доклад по теме: «Моделирование современного урока»...
Презентация на тему:"Моделирование условий формирования личностных результатов обучающихся".
Презентация...
Тема :"Моделирование условий формирования личностных результатов обучающихся".
Тема по самообразованию....
Конспект урока технологии, 2 класс. Тема "Моделирование из бумажных полос. Салон-парикмахерская" (творческие проекты)
В ходе урока обучающиеся учатся моделировать причёски из бумаги, используя разные способы изменения формы бумажных полос и создают творческие проекты "Модельная причёска" с которым участвуют в конкурс...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...