Особенности организации кружка "Умелые руки"
методическая разработка (технология, 1 класс) по теме
Планирование кружка "Умелые руки" в 1 классе. Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_dekorativno_prikladnomu_tvorchestvu_.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации кружка «Умелые руки» в 1-2 классах.
Учитель – Орешкина Ольга Львовна.
Пояснительная записка.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 7-8 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год(34 часа, 34 занятия по 1 часа в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
- Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
- Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
- Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
- Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
- Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, оригами, аппликация).
- Содействие жизненному самоопределению учащихся.
- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
- Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
- Формирование общественной активности.
- Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.
3 этап. Блок «Художественная аппликация» дает кружковцам сведения о технологии обработки различных материалов. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из различных материалов..
4 этап. Блок «Оригами» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой оригами. Дети осваивают азбуку и грамматику оригами, складывают образцы сувениров.
5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом .
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству
«Умелые руки»
№ | Название разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Традиционные народные куклы | 5 |
3 | Художественная аппликация. | 10 |
4 | Оригами. | 10 |
5 | Лоскутная пластика | 8 |
Итого: | 34 | |
Поурочное планирование занятий
кружка «Умелые ручки» в 1 классе
в 2012– 2013 учебном году
(1 час в неделю, всего 34 часов)
№ | Раздел, тема | Количество часов | Дата | |
По разделу | По теме | |||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год. | 1 | |||
2. | Традиционные народные куклы | 5 | ||
2.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. | 1 | |||
2.2 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня» | 1 | |||
2.3 Изготовление сувенира «Мешочек счастья» | 1 | |||
2.4 Изготовление сувенира «Домовичок» | 1 | |||
2.5 Окончательная отделка сувенира «Домовичок» | 1 | |||
3. | Художественная аппликация. | 10 | ||
3.1 Из истории аппликации. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе. | 1 | |||
3.2 Способы аппликации из бумаги. | 1 | |||
3.3 Выбор рисунка для панно. Перевод рисунка на бумагу. | 1 | |||
3.4 Изготовление аппликации из бумаги. | 1 | |||
3.5 Изготовление аппликации из крупы. | 1 | |||
3.6 Изготовление аппликации из яичной скорлупы. Окрашивание аппликации красками. | 1 | |||
3.7 Изготовление аппликации из природного материала. | 1 | |||
3.8 Изготовление аппликации из ваты на бархатной бумаге. | 2 | |||
3.9 Коллективное панно из различных материалов. | 1 | |||
3.10 Оформление панно в рамку. | 1 | |||
4. | Оригами. | 10 | ||
4.1 Азбука оригами. Из истории оригами. Инструменты и приспособления. Материалы для оригами. | 1 | |||
4.2 Базовые формы оригами. Простейшие поделки из базовых форм. | 2 | |||
4.3 Поделки для мальчиков. | 1 | |||
4.4 Поделки для девочек. | 1 | |||
4 5.Коллективная работа. Панно «Цветочная поляна». | 2 | |||
4.6.Коллективная работа. Панно «Аквариум». | 1 | |||
4.7 Коллективная работа. Украшаем свой класс к празднику. | 2 | |||
5. | Лоскутная пластика | 8 | ||
5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. | 1 | |||
5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов. | 1 | |||
5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов. | 1 | |||
5.4 Сшивание лоскутного полотна. | 1 | |||
5.5 Сборка готового изделия. | 1 | |||
5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов. | 1 | |||
5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом. | 1 | |||
5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно. | 1 | |||
Итого: | 34 |
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- Народные художественные промыслы России и родного края.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
- Инструменты и приспособления для аппликации .
- Технологию выполнения изделий в технике аппликации .
- Инструменты и приспособления для оригами.
- Технологию изготовления изученных сувениров в технике оригами.
- Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
- Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
- Иметь представление о традициях разных стран.
- Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
- Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
- Подготавливать материал к работе, окрашивать его.
- Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
- Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.
- Работать по шаблону.
- Различать и называть основные узоры .
- Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
- Изготавливать разные игрушки и сувениры.
- Приобрести навыки работы с лоскутками.
- Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности (курс "Цветовая экология)
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "я". В данном материале можно найти краткое описание курса "Цветовая экология"...
Особенности организации исследовательской деятельности в младших классах
Одной из важнейших задач в современной школе является организация исследовательской деятельности. Новые стандарты образования требуют от учителей нового подхода, благодаря ко...
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....
Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы
В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у пом...
Особенности организации современного урока в начальной школе
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....
Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Выступление на педагогическом совете школы....