Особенности организации кружка "Умелые руки"
методическая разработка (технология, 1 класс) по теме

Орешкина Ольга Львовна

Планирование кружка "Умелые руки" в 1 классе. Внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации кружка «Умелые руки» в 1-2 классах.

Учитель – Орешкина Ольга Львовна.

Пояснительная записка.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет  ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры,  преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

 Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение  родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 7-8 лет.

 Программа рассчитана на 1 учебный год(34 часа,  34 занятия по 1 часа в неделю).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

  1. Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
  2. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
  3. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
  4. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
  5. Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и  самореализации учащихся.
  6. Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, оригами, аппликация).
  7. Содействие жизненному самоопределению учащихся.
  8. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  2. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  1. Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  5. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  4. Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

  1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

  1. Формирование общественной активности.
  2. Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности  - художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с  технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

3 этап. Блок «Художественная аппликация» дает кружковцам сведения о технологии обработки различных материалов. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из различных материалов..

4 этап. Блок «Оригами» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой оригами. Дети осваивают азбуку и грамматику оригами, складывают образцы сувениров.

5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом .

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором  педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебно – тематический план

к рабочей программе  кружка по декоративно – прикладному искусству

«Умелые руки»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Традиционные народные куклы

5

3

Художественная аппликация.

10

4

Оригами.

10

5

Лоскутная пластика

8

Итого:

34

Поурочное планирование занятий

кружка «Умелые ручки» в 1 классе

в 2012– 2013 учебном году

(1 час в неделю, всего 34 часов)



Раздел, тема

Количество часов


Дата

По разделу

По теме

1.

Вводное занятие

1

   Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.


1


2.

Традиционные народные куклы

5

2.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.


1


2.2 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня»

1

2.3 Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

1

2.4 Изготовление сувенира «Домовичок»

1

2.5 Окончательная отделка сувенира «Домовичок»

1

3.

Художественная аппликация.

10

3.1 Из истории аппликации. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.

1

3.2 Способы аппликации из бумаги.

1

3.3 Выбор рисунка для панно. Перевод рисунка на  бумагу.

1

3.4 Изготовление аппликации из бумаги.

1

3.5 Изготовление аппликации из крупы.

1

3.6 Изготовление аппликации из яичной скорлупы. Окрашивание аппликации красками.

1

3.7 Изготовление аппликации из природного материала.

1

3.8 Изготовление аппликации из ваты на бархатной бумаге.

2

3.9 Коллективное панно из различных материалов.

1

3.10 Оформление панно в рамку.

1

4.

Оригами.

10

4.1 Азбука оригами. Из истории оригами. Инструменты и приспособления. Материалы для оригами.


1


4.2 Базовые формы оригами. Простейшие поделки из базовых форм.


2

4.3 Поделки для мальчиков.


1


4.4 Поделки для девочек.

1

4 5.Коллективная работа. Панно «Цветочная поляна».

2

4.6.Коллективная работа. Панно «Аквариум».

1

4.7 Коллективная работа. Украшаем свой класс к празднику.


2


5.

Лоскутная пластика

8

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

1

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

1

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

1

5.4 Сшивание лоскутного полотна.

1

5.5 Сборка готового изделия.

1

5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал.  раскрой лоскутов.

1

5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

1

5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

1

Итого:

34

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  2. Народные художественные промыслы России и родного края.
  3. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  4. Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  5. Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  6. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  2. Инструменты и приспособления для аппликации .
  3. Технологию выполнения изделий в технике аппликации .
  4. Инструменты и приспособления для оригами.

  1. Технологию изготовления изученных сувениров в технике оригами.
  2. Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
  3. Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
  4. Иметь представление о традициях разных стран.
  5. Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
  6. Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

  1. Правильно организовать свое рабочее место.
  1. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  2. Работать с электронагревательными приборами.
  3. Выполнять правила техники безопасности.
  1. Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
  2. Подготавливать материал к работе, окрашивать его.
  3. Соблюдать последовательность работ  при выполнении аппликации.
  4. Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.
  5. Работать по шаблону.
  6. Различать и называть основные  узоры .

  1. Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
  2. Изготавливать разные игрушки и сувениры.

  1. Приобрести навыки работы с лоскутками.
  2. Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
  3. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  4. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  5. Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности (курс "Цветовая экология)

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "я". В данном материале можно найти краткое описание курса "Цветовая экология"...

Особенности организации исследовательской деятельности в младших классах

   Одной из важнейших задач в современной школе является организация исследовательской деятельности. Новые стандарты образования требуют от учителей нового подхода, благодаря ко...

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы

В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики  и педагогических требований  к огранизации у пом...

Особенности организации современного урока в начальной школе

    Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....