"Технология проблемного обучения"
статья по технологии по теме

Шестакова Наталья Васильевна

Технология проблемного обучения наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было обучение на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 города Лыткарино

Московской области

Технология проблемного обучения

 (доклад)

                                                                     Подготовила

   учитель начальных классов

Шестакова Наталья Васильевна

2012-2013 уч.год

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса.

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:

  1. обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
  2. обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  3. значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
  4. необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Главные психолого-педагогическая цели проблемного обучения:

  1. развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений,
  2. усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении,
  3. воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,
  4. развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Основные формы проблемного обучения

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения.

– проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции «О жизни растений» ставится проблема «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны», но лектор не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;

– частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся база знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии;

— самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня — творчество и 4-и уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций»

Первым условием проблемного обучения является система развивающих и развивающихся структур учебной информации, которые предопределяют развитие учебной деятельности учащихся.

Второе условие проблемного обучения может быть реализовано, если при переводе информации в учебную задачу предусмотрена возможность выбора способов ее решения.

Третье условие проблемного обучения — субъектная позиция ученика, осознание и принятие им цели познания и самооценка имеющихся средств для решения и получения результатов.

Центральным звеном, определяющим проблемное обучение, является проблемная ситуация как способ взаимодействия между учителем и учащимися, характеризую­щийся высокой активностью учащихся и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной учителем задачей-проблемой.

Принципы проблемного обучения:

- самостоятельность в работе учащихся;

- развивающий характер обучения;

- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

- использование алгоритмизированных дидактических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...