Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Федорова  Ирина Геннадьевна

Автор: Симоненко с модулем ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_4_klass.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с. Лесное Матюнино

Кузоватовского района Ульяновской области

 Согласована                                                                                                                                            Утверждаю                                                                                                                  Заместитель директора по учебно- воспитательной работе                                                               Директор  МОУ СОШ с. Лесное Матюнино                                                        

  ______________О.В.Киреева                                                                                                                     _____________В.И.Ерофеева  

30.08.2012  г.                                                                                                                                             30.08.2012 г.                                                                                                        

                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

технологии

4 класс

базовый уровень (68 часов)

2012 – 2013 учебный год

Учитель начальных классов: Фёдорова Ирина Геннадьевна,

первая категория

                                                                                                                                                          Рассмотрена                                                                                        

                                                                                                                            на заседании Педагогического совета школы

                                                                                             Протокол №1 от 30.08.2012

                                                                                                                                                                                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года и  на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Технология. 1-4 классы, созданной авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Симоненко, утверждённой МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

  1. Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  2. Технология 4 класс. Учебник/ Под редакцией В.Д. Симоненко  – М.: Вентана – Граф, 2008.

       В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» отводится 2 часа в неделю с III по IV класс. Программа  рассчитана  на 68 часов в год.

Количество часов:

  1. в год – 68;
  2. в неделю – 2;
  3. в 1-й четверти –  16;
  4. во 2-й четверти – 15;
  5. в 3-й четверти – 21,
  6. в 4-й четверти –  16.

            В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. В соответствии с новым Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в виде учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» в объеме 14 учебных часов.

Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования».   Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.

           Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Трудового обучения и информатики», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения  понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.

       Программа по технологии для начальной школы отражает современным требованиям к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

       Программа разработана в соответствии с требованиями личностно – деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна) и направлена на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

          Содержание «Технология» представлено различными видами труда: технический, бытовой, основы художественной обработки различных материалов и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами работы. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений, бесед по технике безопасности. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения учащихся, полученные при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Значительное место на уроках трудового обучения занимает моделирование, где учащиеся получают сведения, необходимые в жизни каждого ребенка. На уроках бытового труда предусматривается работа с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания, элементарными знаниями и умениями по шитью. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (кожа, мех, природные материалы, пенопласт, пластик). Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления.

         Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

          Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология  в 4 классе являются:

-        практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-        применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-        применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

         Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно стараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться им на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен сам попробовать себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. Предусматривается работа в ППС и малых группах.

         Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены пять  содержательных линий, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере», «Сельскохозяйственный труд».

Целью данного курса является воспитание творческой, социально-активной личности и её развитие: умственное, физическое, нравственное, эстетическое.

Цели обучения

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

  1. развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  2. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  3. овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  4. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

  1. начальные технико-технологические ЗУН по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
  2. начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение);
  3. учащиеся приобретут навыки учебного сотрудничества, сформируется культура их труда.

Результаты изучения учебного предмета «Технология»

Личностные результаты

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  1. действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
  2. действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
  3. проектная деятельность
  4. контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД

  1. планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
  2. отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  3. самоконтроль и корректировка хода практической работы;
  4. самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
  5. оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  1. осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
  2. сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
  3. чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
  4. моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
  5. конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
  6. сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
  7. сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
  8. анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
  9. выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
  10. проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
  11. поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  1. учёт позиции собеседника (соседа по парте);
  2. умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
  3. умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
  4. осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения технологии (труда) ученик 4 класса должен

знать/понимать

  1. роль трудовой деятельности в жизни человека;
  1. распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  1. влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  2. область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  3. основные источники информации;
  4. назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь

  1. выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  3. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  4. работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  2. использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе.

Планируемые результаты изучения курса «Технология».

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

  общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в

  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно

  характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

  относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

  собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4м классе  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного

  обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

  известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

  (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять

  свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций

  (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных

  инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,

  задания; проверять модели в действии, вносить необходимые

  конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит

  технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять

  степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из

  имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит

  технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники

  информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,

  инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

  упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать

  факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых

  явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,

  таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и

  письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

  пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

  изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий

  служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий

  диалог));

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном

  решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

  (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные  результаты освоения учебной программы по курсу «Технология»  к концу 4-го года обучения

Выпускник  научится:

  1. составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
  2. организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
  3. отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
  4. осуществлять контроль и корректировку хода работы;
  5. выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
  6. выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
  7. отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  8. применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
  9. размечать бумагу и картон циркулем;
  10. отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
  11. изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
  12. анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
  13. рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
  14. использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
  15. работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
  16. использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
  17. использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
  18. соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
  19. включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
  20. использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
  21. использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
  22. осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
  23. решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
  24. подключать к компьютеру дополнительные устройства;
  25. осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
  26. соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
  2. отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  3. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  4. осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:

  1. элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  2. соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
  3. достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
  4. умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
  5. овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  6. умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
  7. развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Технология. 4 класс.

Название содержательной линии

Количество часов

1.Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

2

2. Изготовление изделий из бумаги и картона

14

3. Изготовление изделий из текстильных материалов

14

4. Изготовление изделий из древесины

8

5.Домашний труд

-5.1.Декоративное оформление и уход за жилищем

8

6. Практика работы на компьютере

14

7.Сельскохозяйственный труд

4

8.Творческий проект

4

ИТОГО:

68

Основное содержание

(68 часов)

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности (2 часа)

 Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).

Мастерим из бумаги и картона (14часов)

Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. Кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции. 

Творим чудеса из лоскутков и ниток (14 часов)

Процесс труда: планирование и организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времени; выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Нетканые швейные материалы. Учимся вязать спицами. Вяжем панно. Рисуем нитью. Плетем макраме. Шьем игрушки из ткани.

Уют в доме своими руками (8часов)

Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.

Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.

Работаем с древесиной (8 часов)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Свойства древесины. Заготовка и обработка древесины. Изготовление подставки под горячее, катушки из фанеры.

Трудимся в саду и огороде (4 часа)

Основные приёмы выращивания овощных и декоративных растений. Выращивание капусты, томатов и других овощей. Выращивание виолы, люпина.

Творческие проекты (4 часа)

«Сказочный замок из проволоки».

« Домашние тапочки».

Практика работы на компьютере – 14 часов

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.

Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера. Создание презентаций. Выход в сеть Интернет.


№ п/п

№ темы

№ урока по теме

Теоретические сведения

Варианты объектов труда

Неделя

Использование

учебно-наглядного оборудования

1

1

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

Виды технологий и их влияние на окружающую среду, экономику страны.

Современные средства труда.

Самостоятельный поиск информации.

Составление инструкций по технике безопасности в рисунках

2

Сотрудничество в трудовой деятельности.

Подготовка сообщений и докладов о профессиях.

2

1

Изготовление изделий из бумаги и картона

Бумага и ее свойства.

Оригами.

2

Виды бумаги специального назначения и их свойства.

Подставка для карандашей на основе развертки.

3

Профессии, связанные с производством и обработкой бумаги и картона.

Практическая работа №1. Наблюдения и опыты по исследованию свойств бумаги спец. назначения.

4

Чтение чертежей, состоящих из трех видов. Технический рисунок.

Развертка параллелепипеда.

5

Назначение и начертание линий невидимого контура предмета.

Практическая работа №2. Чтение чертежей и технических рисунков.

6

Изделия в технике папье-маше.

Составление плана работы в технике папье-маше.

7

Материалы, инструменты и приспособления для работы в технике папье-маше.

Тарелка.

8

Способы отделки готового изделия.

Тарелка.

9

Динамические соединения деталей из бумаги и картона.

Клоун.

10

Материалы, инструменты и приспособления для изготовления динамических соединений деталей.

Заяц.

11

Конструктивные особенности видов динамических игрушек.

Практическая работа №3. Разработка возможных вариантов игрушек.

12

Организация рабочего места для изготовления изученных техник.

Составление индивидуального плана работы.

13

Технология изготовления изделий на основе чертежа, технического рисунка и развертки.

Домик.

14

Технология изготовления динамических рисунков на основе чертежа, технического рисунка и развертки.

Панно-открытка.

3

1

Изготовление изделий из текстильных материалов

Ткань, виды по происхождению и свойствам.

Аппликация из ткани.

2

Нетканые швейные материалы, их виды и применение в изготовлении одежды.

Практическая работа №4. Наблюдения и опыты по изучению структуры и свойств трикотажа, синтепона, ватина, флизелина.

3

Профессии, связанные с производством и обработкой текстильных материалов.

4

Материалы и инструменты для вязания на спицах.

Панно.

5

Основные элементы вязания на спицах. Лицевые и изнаночные петли.

Панно. Отпаривание деталей и сборка вязаного изделия.

6

Материалы и инструменты для изготовления изделий в технике изонити.

Открытка.

7

Основные элементы техники изонити.

Закладка.

8

Стилизация изображений для техники изонити.

Панно.

9

Декоративное оформление изделий в технике изонити.

Выставка изделий.

10

Материалы и приспособления для плетения в технике макраме. Узелковое плетение.

Закладка.

11

Технология изготовления петель узелковым плетением.

Петли на шторах.

12

Плоские игрушки из ткани.

Ёжик

13

Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани.

Варежки

14

Соединение деталей из ткани временное и постоянное.

Варежки

4

1

Изготовление изделий из древесины

Заготовка  и обработка древесины.

Подготовка сообщений из средств информаций.

2

Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства.

Подставка под горячее.

3

Технологические операции обработки древесины.

Лесенка для цветка.

4

Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры, безопасные приемы работы.

Декоративные катушки.

5

Выжигание : правила и приемы разметки.

Разделочные доски.

6

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру: правила и приемы разметки.

Вешалка.

7

Разметка, пиления, зачистка и отделка древесины.

Практическая работа №5.Разработка изделия с применением обработки древесины.

8

Экологический аспект заготовки древесины.

Подготовка сообщений из средств информаций.

5

1

Домашний труд.

Декоративное оформление и уход за жилищем

Меню для ужина, правила сервировки стола к ужину.

Практическая работа №6. Составление меню для ужина.

2

Приемы украшения блюд.

Фигурки из овощей и фруктов.

3

Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные украшения, бижутерия)

Бижутерия из природных материалов.

4

Особенности изготовления и ношения украшений (история и современность)

Бижутерия из бросового материала.

5

Материалы, инструменты и приспособления в традициях русских народных промыслов.

Подготовка сообщений из средств информаций.

6

Особенности интерьера жилища человека разных времен.

Подготовка сообщений из средств информаций.

7

Дизайн окон. Приемы изготовления украшений для окон из бумаги и картона.

Практическая работа №7.Составление эскиза комнаты с окнами.

8

Материалы, инструменты и приспособления для украшения окон.

Элементы украшения окон.

6

1

Практика работы на компьютере

Компьютер – источник информации

2

Информация

3

Информация

4

Понятие, суждение, умозаключение

5

Понятие, суждение, умозаключение

6

Информация

7

Информация

8

Понятие, суждение, умозаключение

9

Понятие, суждение, умозаключение

10

Практическая работа №8. Отработка навыков работы с графическими изображениями.

11

Составление презентации по учебному предмету.

Разработка модели.

12

Составление презентации о любимой книге.

Разработка модели.

13

Приемы работы в сети Интернет.

14

Обобщение по практике работы на компьютере

Игровое  занятие «Лучший знаток информатики»

7

1

Сельскохозяйственный труд

Рассадный способ выращивания овощных культур.

Разновидности капусты, особенности их строения и употребления в пищу.

Подготовка сообщений из средств информаций.

2

Томаты, их сорта и особенности выращивания. Уборка и хранение урожая капусты и томатов.

Практическая работа №8.Наблюдения и опыты по развитию растений.

3

Особенности выращивания зеленных культур в осенне -зимний период.

Практическая работа №9.Выращивание салата, укропа, петрушки.

4

Виды и особенности развития двулетних и многолетних цветковых растений.

Практическая работа №10.

65-68

8

1-4

Творческий проект Разработка и изготовление творческого проекта.

«Узоры из проволоки»

«Домашние тапочки»

Раздел «Практика работы на компьютере »  (использование информационных технологий).

4класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа раздела «Практика работы на компьютере» (образовательная область «Технология») создана на основе примерной программы по технологии (труду) и в соответствии с программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева) Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Данная программа обеспечивает выполнение требований Федерального компонента стандарта начального общего образования по технологии в рамках изучения модуля «Практика работы на компьютере». Программа рассчитана на 14 часов. Реализуется во втором полугодии 4 класса. Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования  одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Включение в примерную программу технологии нового содержания – обучение работе на компьютере -  позволяет решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования. 

          Цели информатизации начальной школы:

  1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
  2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
  3. Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического  здоровья детей.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение - это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным  устройством,  поэтому компьютер  часто называют инструментом для обработки информации.

Умение учителя информатики добиваться поставленных целей, используя учебные умения, полученные на других уроках в начальной школе, интеллект и мотивы поведения детей, — это сплав знаний, педагогического опыта и искусства управления людьми. Однако цели обучения при этом должны быть четко сформулированными и конкретными.

       Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

            Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

  Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  2. знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
  3. приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
  4. развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
  5. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  6. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  1. научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
  2. получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
  3. научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
  1. научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
  2. научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
  3. осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

  1. понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
  2. получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
  3. освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
  4. научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
  5. научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  6. получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
  7. научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
  8. получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
  9. получить элементарные пользовательские навыки.

Содержание курса строится на основе трех основных идей:

  1. элементарное изложение школьного курса информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
  2. разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, напри мер, компьютерные модели;
  3. формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) ин формацию в различных формах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел и т. д.

Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем. Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».

№ п/п

Название темы

Обязательность изучения

(по отношению к стандарту)

Число уроков

1

Знакомство с компьютером. Компьютер – источник информации

Обязательно

1

2

Информация. Создание текстов

Обязательно

2

3

Понятие, суждение, умозаключение

Обязательно

3

4

Модели и моделирование

Обязательно

2

5

Информационное управление

Обязательно

1

6

Отработка навыков работы с графическими изображениями.

Создание рисунков

Обязательно

1

7

Составление презентации по учебному предмету.

Обязательно

2

8

Приемы работы в сети Интернет.

Обязательно

1

9

Обобщение по практике работы на компьютере. Игровое занятие.

Обязательно

1

10

Итого

14

При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников  с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:

  1. Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»);
  2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа  их деятельности);
  3. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
  4. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

           Для достижения прочных навыков работы на компьютере, практические работы с использование компьютера, должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН.  В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе работа непосредственно за компьютером не  должна превышать 15-20 минут.

       Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:

  1. Организация класса.  Инструктаж по ТБ   –                  5 мин.
  2. Объяснение нового материала. Работа с учебником.

 Просмотр презентаций –                                                                        15-20 мин.

  1. Практическая работа  на компьютере        –             15-20 мин.
  2. Выключение ПК.   Итог урока. Оценки.  

      Домашнее  задание   -                                                             5-10 мин.

В кабинете информатики должны быть не только ПК, но и обычные ученические места.

Критерием успеха курса можно считать:

А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;

Б) результаты итогового игрового  занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное  тестирование);

Содержание тем учебного курса

Тема «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь: пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, для выступления с коротким сообщением перед другими учениками.

Тема «Информация. Создание текстов». Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

           набирать текст на клавиатуре;

           сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;

           устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

           подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

          составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое       оформление.

Тема «Понятие, суждение, умозаключение».  Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

представлять содержание действий обобщения и деления понятий в форме схемы, использовать для этого компьютерные технологии;

определять истинные и ложные высказывания;

приводить примеры суждений;

строить умозаключения.

Тема «Модели и моделирование». Модель объекта. Модель отношения между понятиями. Алгоритм. Компьютерная программа.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы и исполнять их.

Тема «Информационное управление». Управление собой,  другими людьми и неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

самостоятельно планировать свою деятельность.

          Тема «Отработка навыков работы с графическими изображениями. Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры        графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

          В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

          выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

         сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Тема «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Поисковые системы в сети Интернет. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

        В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

        искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных публикаций.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Предполагается, что к концу изучения раздела «Практика работы на компьютере»  у детей сформируются  следующие общеучебные умения и навыки:

  1. умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  3. создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  1. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
  2. поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
  3. элементарное обоснование высказанного суждения;
  4. выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Терминологический словарь

Алгоритм – описание последовательности шагов решения задачи. Алгоритм на понятном компьютеру языке называют программой.

Виды информации по способу восприятия человеком – зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.

Виды информации по способу представления – текстовая, числовая, графическая.

Вкусовая информация – вид информации. Вкусовую информацию человек получает с помощью языка; эту информацию несёт человеку вкус чего-либо.

Графическая информация – вид информации. Графическая информация представляется человеком в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм.

Данные – это закодированная информация.

Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.

Документ электронный – набор данных, хранящихся в памяти компьютера.

Звуковая информация – вид информации. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей; эту информацию несут человеку различные звуки.

Значение слова – то, что мы понимаем под данным словом, его смысл. Значение слова можно найти в словаре, справочнике, энциклопедии (в том числе и электронных). Значение слова часто зависит от ситуации, в которой слово используется.

Знак – графическое изображение, обозначающее  букву, цифру, знак препинания, знак арифметического действия и другое.

Изображение объекта – представленная человеком информация об объекте на носителе в виде рисунка, схемы или иным образом; вручную (карандашом, кистью) или с помощью технических средств (фотоаппарата, видеокамеры, компьютера). Изображения (рисунки, карты, схемы, фотографии) являются источниками зрительной информации об объектах.

Информационный объект – описание или изображение некоторого другого объекта.

Информация – то, что несут человеку объекты окружающего мира, устные или письменные сообщения, содержащие тексты, числа, рисунки, схемы и прочее. Человек воспринимает информацию с помощью своих органов чувств.

Источник информации – любой объект, который поставляет человеку информацию.

Использование информации – действие с информацией для решения человеком своих проблем, учебных или жизненных задач.

Информационные технологии – это способ обработки информации.

Компьютер – универсальное электронное программно управляемое устройство, созданное человеком для хранения, обработки и передачи информации; основной инструмент информационных технологий.

Медиатека – хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.

Носитель информации – всё то, на чём можно оставить знак или след с целью сохранить или передать информацию.

Обонятельная информация – вид информации. Обонятельную информацию человек получает с помощью носа; эту информацию несут человеку запахи.

Обработка графической информации – дорисовка лил изменение рисунка, схемы, диаграммы.

Обработка информации –  преобразование одного вида информации в другой или любое изменение данных – либо по смыслу, либо по форме представления, либо по способу организации.

Обработка текстовой информации - вставка пропущенной буквы, слова, предложения, подчёркивание нужных букв, слов или предложений по определённому правилу и прочее.

Осязательная (тактильная) информация – вид информации. Осязательную информацию человек получает с помощью кожи; эту информацию несут человеку ощущения твёрдости, гладкости, жёсткости и прочее.

Письменность – способ выражения мыслей в виде письменного текста, построенного на основе алфавита, словаря и совокупности правил с целью сохранить или предать информацию.

Представление информации – такое действие с информацией, когда она фиксируется (сохраняется) на носителе информации с помощью каких-либо знаков: букв, цифр, иероглифов, рисунков, схем и других.

Приёмник информации – тот, кто может воспринимать информацию в виде сигналов, звуков, речи, музыки, изображений, запахов и вкусов и использовать её для решения своих задач. Приёмниками информации могут быть только человек и животные.

Сообщение – способ передачи информации  устно (в виде устной речи), письменно (в виде письменной речи), а также музыкой, танцем, позой, мимикой, условным сигналом и прочими средствами.

Сохранение информации – действие с информацией или данными, которое можно выразить такими словами: «запомнить», «записать», «представить», «выразить рисунком», «выразить графически», «выразить письмом» и так далее.

Способы представления информации – текст, число, рисунок, схема, диаграмма, таблица и другие.

Текстовая информация – вид информации. Текстовая информация представляется человеком в виде текста, то есть письменного сообщения.

Файл – набор данных, имеющих имя и хранящихся во внешней памяти компьютера.

Хранение информации – действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «беречь», «содержать в безопасности», «содержать в целости»

Учебно-методическое обеспечение: 

  1. Технология 4 класс. Учебник/ Под редакцией В.Д. Симоненко  – М.: Вентана – Граф, 2008.
  2. Информатика: Учебник для 4 класса /Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 240 с.: ил.
  3. Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2008.
  5. Электронное пособие на CD-ROM

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1 четверть – 16 ч.

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности – 2 ч.

1-

2

Технология вокруг нас.

Сотрудничество в трудовой деятельности.

2

Практическая работа

Анализ технологии работы и составление технологической карты.

Знать разные виды технологий: химические, биологические, информационные.

Изготовление изделий из бумаги и картона – 14 ч.

3-4

Бумага и ее свойства. Оригами.

Карандашница из картона

2

Комбини

рованный

Решение проектно-технологических задач.

Текущий

Знать об истории возникновения и общие сведения о производстве бумаги Знать свойства бумаги. Иметь представление о процессе труда.

Повторить св-ва бумаги

5-7

Развертка параллелепипе

да.

3

Комбини

рованный

Практическая работа

Чтение чертежей, состоящих из трех видов. Технический рисунок.

Назначение и начертание линий невидимого контура предмета.

Практическая работа №1. Наблюдения и опыты по исследованию свойств бумаги спец. Назначения.

Практическая работа №2. Чтение чертежей и технических рисунков.

Знать понятия: вид, чертёж, технический рисунок.

Уметь вычерчивать развёртку основы изделия с учётом припусков на склеивание.

Ответить на вопросы с. 20

8-10

Лепим из битой бумаги.

3

Комбини

рованный

Изготовление посуды

Текущий

Уметь выполнять папье-маше

Подготовить сообщение о возникновении технологии папье-маше.(индивид.) Рассказать о своём изделии.

11-14

Динамические игрушки.

4

Комбини

рованный

Практическая работа

Изготовление деталей из картона по шаблонам. Скрепление деталей проволокой.

Текущий

Практическая работа №3. Разработка возможных вариантов игрушек.

Уметь работать с бумагой, моделировить.

15

Игрушки из бумаги. Домик.

1

Комбини

рованный

Изготовление изделий на основе чертежа, технического рисунка и развертки.

Текущий

Уметь работать с бумагой, выполнять чертёж

16

Панно-открытка.

1

Комбини

рованный

Изготовление динамических рисунков на основе чертежа, технического рисунка и развертки.

Текущий

Знать технологию выполнения «панно» из бумаги. Уметь его выполнять.

 

Изготовление изделий из текстильных материалов – 14 ч.

2 четверть – 15 ч.

17

Аппликация из ткани.

1

Комбини

рованный

Изготовление аппликации

Текущий

Знать технологию выполнения «аппликации» из ткани. Уметь её выполнять Знать виды ткани по происхождению и свойствам.

Повторить виды ткани

18-19

Нетканые швейные материалы

2

Комбини

рованный

Практическая работа

Практическая работа №4. Наблюдения и опыты по изучению структуры и свойств трикотажа, синтепона, ватина, флизелина.

Знать об истории возникновения и общие сведения о производстве ткани

Составить коллекцию образцов под названием «Нетканые материалы».

20-21

Вяжем панно

2

Практическая работа

Вязание панно по схеме

Текущий

Знать технологию вязания.Уметь выполнять «панно»

Рассмотреть изделия для творческого проекта с. 46

22-25

Рисуем нитью.

Открытка

Закладка

Панно

4

Комбини

рованный

Изготовление рисунка из нитей.

Текущий

Уметь выполнять изделия с элементами плоского плетения

Повторить технику «изонить».

Творческая работа с. 51

26-27

Плетём макраме. Узелковое плетение.

Закладка.

Петли на шторах.

2

Комбини

рованный

Изготовление изделия из ниток

Текущий

Уметь переплетать нити

Ответить на вопросы с. 62. Повторить отличие петельного узла от плоского .

28

Плоские игрушки из ткани «Ёжик»

1

Комбини

рованный

Раскройка деталей для ёжика по шаблону, сшивание деталей

Текущий

Уметь раскраивать детали изделия из ткани по выкройкам-шаблонам.

Рассмотреть изделия для творческого проекта, с.65.

29-30

Пошив изделия из ткани «Варежки»

2

Комбини

рованный

Раскройка деталей для варежки по шаблону, сшивание деталей

Текущий

Уметь раскраивать детали изделия из ткани по выкройкам-шаблонам.

Ответить на вопросы, с.64

Изготовление изделий из древесины – 8 ч.

3 четверть – 21 ч.

31

Заготовка  и обработка древесины.

1

Комбини

рованный

Обработка древесины

Текущий

Знать операции обработки древесины, соблюдать правила безопасного труда.

Уметь выполнять отделку (зачистку) изделия.

Подготовить сообщение. Как человек использует древесину.

Повторить св-ва древесины.

32

Подставка под горячее

1

Комбини

рованный

Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства.

Текущий

Уметь выполнять конструкцию из реек

Выбрать изделие для творческого проекта, с. 96

33

Лесенка для цветка

1

Комбини

рованный

Технологические операции обработки древесины.

Текущий

Уметь выполнять конструкцию из реек

Повторить св-ва древесины.

34

Декоративные катушки

1

Комбини

рованный

Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры, безопасные приемы работы.

Текущий

Уметь выпиливать лобзиком изделие из фанеры

Повторить приёмы безопасной работы с инструментами.

35

Разделочная доска

1

Комбини

рованный

Выжигание : правила и приемы разметки.

Текущий

Уметь выжигать изделие

Повторить св-ва древесины.

36

Вешалка

1

Комбини

рованный

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру: правила и приемы разметки.

Текущий

Уметь выпиливать лобзиком изделие из фанеры

Повторить приёмы безопасной работы с инструментами.

37-38

Разработка изделия с применением обработки древесины.

Беседа «Экологический аспект заготовки древесины».

2

Комбини

рованный

Практическая работа

Разметка, пиления, зачистка и отделка древесины.

Текущий

Практическая работа №5.

Знать операции обработки древесины, соблюдать правила безопасного труда.

Уметь выполнять отделку (зачистку) изделия.

Выполнить проект

Домашний труд – 8 ч.

39-40

Уют в доме своими руками

Встречаем гостей.

Оформляем блюда.

2

Комбини

рованный

Практическая работа №6

Разработка меню и планов сервировки стола для ужина.

Фигурки из овощей и фруктов.

Текущий

Уметь составлять меню, сервировать стол. Знать о столовой  посуде, приборах, белье. Знать приёмы украшения блюд.

Ответить на вопрос, с.69

41-42

Уют в доме своими руками

Поделка из бисера «Бисерная мимоза».

2

Комбини

рованный

Выбор рисунка. Распределение бисера по рисунку. Прошивание рисунка бисером

Текущий

Знать о техники вышивания бисером

Подготовить сообщение «Материалы, инструменты и приспособления в традициях русских народных промыслов».

43

Уют в доме своими руками

Бижутерия в подарок

1

Комбини

рованный

Изготовление  изделия из бисера

Текущий

Знать о техники вышивания бисером. Уметь  выполнять изделия из бисера

Инд. з. Подготовить сообщение «Особенности интерьера жилища человека разных времен».

Выполнить задание, с. 78

44-46

Уют в доме своими руками

Украшаем окна

3

Комбини

рованный

Практическая работа

Изготовление украшения из бумаги и картона

Текущий

Практическая работа №6.Составление эскиза комнаты с окнами.

Уметь выполнять изделия из бумаги и картона

Ответить на вопросы, с.80. Повторить виды объёмной аппликации. Вспомнить приёмы изготовления аппликации.

Модуль. Практика работы на компьютере – 14 ч.

47

Компьютер – источник информации

1

Комбини

рованный

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам.

Текущий

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практике для поиска, преобразования и хранения информации

Ответить на вопросы, с.12

48

Информация

1

Урок - лекция

Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер. Работа с простейшими информационными объектами (таблица,текст, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

Текущий

Уметь работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представлять материал в табличном виде.

§1,2

49

Информация

1

Комбини

рованный

Текущий

Фронтальный опрос

§3,4

50

Понятие, суждение, умозаключение

1

Урок - лекция

Представление отношений между понятиями словами и схемой

Текущий

Уметь объединять предметы по общему признаку. Различать целое и часть.

Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…».

§6,7

51

Понятие, суждение, умозаключение

1

Урок - лекция

Текущий

§8,9

52

Понятие, суждение, умозаключение

1

Комбини

рованный

Текущий

§10,11,12,прочитать

4 четверть – 16 ч.

53

Модели и моделирование

1

Урок - лекция

Компьютерная программа. Составление алгоритмов.

Текущий

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

§13,14

54

Модели и моделирование

1

Комбини

рованный

Текущий

§15,16,17

55

Информационное управление

1

Урок - лекция

Управление компьютером.

Текущий

Уметь решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера; осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов; изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

§19,23

56

Отработка навыков работы с графическими изображениями.

1

Практическая работа

Создание рисунков.

Практическая работа №7.

Творческая работа

57

Составление презентации по учебному предмету.

1

Урок - лекция

Разработка модели.

Текущий

Варианты презентаций.

58

Составление презентации о любимой книге.

1

Комбини

рованный

Разработка модели.

Текущий

Презентация о классе.

59

Приемы работы в сети Интернет.

1

Комбини

рованный

Поиск информации

Текущий

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практике для поиска, преобразования и хранения информации.

60

Обобщение по практике работы на компьютере

1

Игровое  занятие «Лучший знаток информатики»

Текущий

Сочинить сказку «Этот компьютерный мир»

Сельскохозяйственный труд – 4 часа

61

Трудимся в саду и огороде

Выращиваем капусту

1

Комбини

рованный

Выращивание рассады капусты.

Текущий

Знать о  сельскохоз. культуре (капусте), о её видах  и технология выращивания.

Ответить на вопросы, с.105

62

Трудимся в саду и огороде

Выращиваем томаты

1

Практическая работа

Выращивание рассады томатов

Практическая работа №8.

Знать о сельскохоз. культуре, о её видах и особенностях. Знать,  как выращивают в открытом грунте

Повторить правила ухода за растениями

63

Трудимся в саду и огороде

Огород на подоконнике

1

Практическая работа

Выращивание салата, укропа, петрушки.

Практическая работа №9.

Знать технологию выращивания

Ответить на вопросы, с.106

64

Декоративные растения

1

Практическая работа

Выращивание луковичных растений.

Практическая работа №10

Знать луковичные цветковые растения, их виды и технология выращивания.

Уметь ухаживать за декоративными растениями

Ответить на вопрос, с.107

Творческий проект – 4 часа

65-66

Творческий проект

«Узоры из проволоки»

2

Комбини

рованный

Изготовление поделки из проволоки

Текущий

Уметь выполнять узоры из проволоки; уметь создавать проект

67-68

Творческий проект

«Домашние тапочки»

2

Комбини

рованный

Изготовление тапочек

Текущий

Уметь создавать проект; знать порядок изготовления тапочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...