Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Автор: Симоненко с модулем ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_4_klass.doc | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
с. Лесное Матюнино
Кузоватовского района Ульяновской области
Согласована Утверждаю Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Директор МОУ СОШ с. Лесное Матюнино
______________О.В.Киреева _____________В.И.Ерофеева
30.08.2012 г. 30.08.2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
технологии
4 класс
базовый уровень (68 часов)
2012 – 2013 учебный год
Учитель начальных классов: Фёдорова Ирина Геннадьевна,
первая категория
Рассмотрена
на заседании Педагогического совета школы
Протокол №1 от 30.08.2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года и на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Технология. 1-4 классы, созданной авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Симоненко, утверждённой МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
- Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Технология 4 класс. Учебник/ Под редакцией В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2008.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» отводится 2 часа в неделю с III по IV класс. Программа рассчитана на 68 часов в год.
Количество часов:
- в год – 68;
- в неделю – 2;
- в 1-й четверти – 16;
- во 2-й четверти – 15;
- в 3-й четверти – 21,
- в 4-й четверти – 16.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. В соответствии с новым Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в виде учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» в объеме 14 учебных часов.
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования». Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.
Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Трудового обучения и информатики», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Программа по технологии для начальной школы отражает современным требованиям к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно – деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна) и направлена на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание «Технология» представлено различными видами труда: технический, бытовой, основы художественной обработки различных материалов и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами работы. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений, бесед по технике безопасности. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения учащихся, полученные при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Значительное место на уроках трудового обучения занимает моделирование, где учащиеся получают сведения, необходимые в жизни каждого ребенка. На уроках бытового труда предусматривается работа с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания, элементарными знаниями и умениями по шитью. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (кожа, мех, природные материалы, пенопласт, пластик). Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно стараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться им на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен сам попробовать себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. Предусматривается работа в ППС и малых группах.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены пять содержательных линий, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере», «Сельскохозяйственный труд».
Целью данного курса является воспитание творческой, социально-активной личности и её развитие: умственное, физическое, нравственное, эстетическое.
Цели обучения
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
- начальные технико-технологические ЗУН по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
- начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение);
- учащиеся приобретут навыки учебного сотрудничества, сформируется культура их труда.
Результаты изучения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность
- контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
- сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
- чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
- моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
- поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника (соседа по парте);
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
- осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения технологии (труда) ученик 4 класса должен
знать/понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Планируемые результаты изучения курса «Технология».
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки
зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с
общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в
предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические
знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или
собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять
известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять
свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций
(с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,
задания; проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит
технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит
технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать
факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
(средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
- составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Технология. 4 класс.
Название содержательной линии | Количество часов |
1.Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | 2 |
2. Изготовление изделий из бумаги и картона | 14 |
3. Изготовление изделий из текстильных материалов | 14 |
4. Изготовление изделий из древесины | 8 |
5.Домашний труд -5.1.Декоративное оформление и уход за жилищем | |
8 | |
6. Практика работы на компьютере | 14 |
7.Сельскохозяйственный труд | 4 |
8.Творческий проект | 4 |
ИТОГО: | 68 |
Основное содержание
(68 часов)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности (2 часа)
Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
Мастерим из бумаги и картона (14часов)
Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).
Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. Кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции.
Творим чудеса из лоскутков и ниток (14 часов)
Процесс труда: планирование и организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времени; выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Нетканые швейные материалы. Учимся вязать спицами. Вяжем панно. Рисуем нитью. Плетем макраме. Шьем игрушки из ткани.
Уют в доме своими руками (8часов)
Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.
Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.
Работаем с древесиной (8 часов)
Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Свойства древесины. Заготовка и обработка древесины. Изготовление подставки под горячее, катушки из фанеры.
Трудимся в саду и огороде (4 часа)
Основные приёмы выращивания овощных и декоративных растений. Выращивание капусты, томатов и других овощей. Выращивание виолы, люпина.
Творческие проекты (4 часа)
«Сказочный замок из проволоки».
« Домашние тапочки».
Практика работы на компьютере – 14 часов
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.
Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера. Создание презентаций. Выход в сеть Интернет.
№ п/п | № темы | № урока по теме | Теоретические сведения | Варианты объектов труда | Неделя | Использование учебно-наглядного оборудования |
1 | 1 | Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Виды технологий и их влияние на окружающую среду, экономику страны. Современные средства труда. | Самостоятельный поиск информации. Составление инструкций по технике безопасности в рисунках | |||
2 | Сотрудничество в трудовой деятельности. | Подготовка сообщений и докладов о профессиях. | ||||
2 | 1 | Изготовление изделий из бумаги и картона Бумага и ее свойства. | Оригами. | |||
2 | Виды бумаги специального назначения и их свойства. | Подставка для карандашей на основе развертки. | ||||
3 | Профессии, связанные с производством и обработкой бумаги и картона. | Практическая работа №1. Наблюдения и опыты по исследованию свойств бумаги спец. назначения. | ||||
4 | Чтение чертежей, состоящих из трех видов. Технический рисунок. | Развертка параллелепипеда. | ||||
5 | Назначение и начертание линий невидимого контура предмета. | Практическая работа №2. Чтение чертежей и технических рисунков. | ||||
6 | Изделия в технике папье-маше. | Составление плана работы в технике папье-маше. | ||||
7 | Материалы, инструменты и приспособления для работы в технике папье-маше. | Тарелка. | ||||
8 | Способы отделки готового изделия. | Тарелка. | ||||
9 | Динамические соединения деталей из бумаги и картона. | Клоун. | ||||
10 | Материалы, инструменты и приспособления для изготовления динамических соединений деталей. | Заяц. | ||||
11 | Конструктивные особенности видов динамических игрушек. | Практическая работа №3. Разработка возможных вариантов игрушек. | ||||
12 | Организация рабочего места для изготовления изученных техник. | Составление индивидуального плана работы. | ||||
13 | Технология изготовления изделий на основе чертежа, технического рисунка и развертки. | Домик. | ||||
14 | Технология изготовления динамических рисунков на основе чертежа, технического рисунка и развертки. | Панно-открытка. | ||||
3 | 1 | Изготовление изделий из текстильных материалов Ткань, виды по происхождению и свойствам. | Аппликация из ткани. | |||
2 | Нетканые швейные материалы, их виды и применение в изготовлении одежды. | Практическая работа №4. Наблюдения и опыты по изучению структуры и свойств трикотажа, синтепона, ватина, флизелина. | ||||
3 | Профессии, связанные с производством и обработкой текстильных материалов. | |||||
4 | Материалы и инструменты для вязания на спицах. | Панно. | ||||
5 | Основные элементы вязания на спицах. Лицевые и изнаночные петли. | Панно. Отпаривание деталей и сборка вязаного изделия. | ||||
6 | Материалы и инструменты для изготовления изделий в технике изонити. | Открытка. | ||||
7 | Основные элементы техники изонити. | Закладка. | ||||
8 | Стилизация изображений для техники изонити. | Панно. | ||||
9 | Декоративное оформление изделий в технике изонити. | Выставка изделий. | ||||
10 | Материалы и приспособления для плетения в технике макраме. Узелковое плетение. | Закладка. | ||||
11 | Технология изготовления петель узелковым плетением. | Петли на шторах. | ||||
12 | Плоские игрушки из ткани. | Ёжик | ||||
13 | Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. | Варежки | ||||
14 | Соединение деталей из ткани временное и постоянное. | Варежки | ||||
4 | 1 | Изготовление изделий из древесины Заготовка и обработка древесины. | Подготовка сообщений из средств информаций. | |||
2 | Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства. | Подставка под горячее. | ||||
3 | Технологические операции обработки древесины. | Лесенка для цветка. | ||||
4 | Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры, безопасные приемы работы. | Декоративные катушки. | ||||
5 | Выжигание : правила и приемы разметки. | Разделочные доски. | ||||
6 | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру: правила и приемы разметки. | Вешалка. | ||||
7 | Разметка, пиления, зачистка и отделка древесины. | Практическая работа №5.Разработка изделия с применением обработки древесины. | ||||
8 | Экологический аспект заготовки древесины. | Подготовка сообщений из средств информаций. | ||||
5 | 1 | Домашний труд. Декоративное оформление и уход за жилищем Меню для ужина, правила сервировки стола к ужину. | Практическая работа №6. Составление меню для ужина. | |||
2 | Приемы украшения блюд. | Фигурки из овощей и фруктов. | ||||
3 | Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные украшения, бижутерия) | Бижутерия из природных материалов. | ||||
4 | Особенности изготовления и ношения украшений (история и современность) | Бижутерия из бросового материала. | ||||
5 | Материалы, инструменты и приспособления в традициях русских народных промыслов. | Подготовка сообщений из средств информаций. | ||||
6 | Особенности интерьера жилища человека разных времен. | Подготовка сообщений из средств информаций. | ||||
7 | Дизайн окон. Приемы изготовления украшений для окон из бумаги и картона. | Практическая работа №7.Составление эскиза комнаты с окнами. | ||||
8 | Материалы, инструменты и приспособления для украшения окон. | Элементы украшения окон. | ||||
6 | 1 | Практика работы на компьютере Компьютер – источник информации | ||||
2 | Информация | |||||
3 | Информация | |||||
4 | Понятие, суждение, умозаключение | |||||
5 | Понятие, суждение, умозаключение | |||||
6 | Информация | |||||
7 | Информация | |||||
8 | Понятие, суждение, умозаключение | |||||
9 | Понятие, суждение, умозаключение | |||||
10 | Практическая работа №8. Отработка навыков работы с графическими изображениями. | |||||
11 | Составление презентации по учебному предмету. | Разработка модели. | ||||
12 | Составление презентации о любимой книге. | Разработка модели. | ||||
13 | Приемы работы в сети Интернет. | |||||
14 | Обобщение по практике работы на компьютере | Игровое занятие «Лучший знаток информатики» | ||||
7 | 1 | Сельскохозяйственный труд Рассадный способ выращивания овощных культур. Разновидности капусты, особенности их строения и употребления в пищу. | Подготовка сообщений из средств информаций. | |||
2 | Томаты, их сорта и особенности выращивания. Уборка и хранение урожая капусты и томатов. | Практическая работа №8.Наблюдения и опыты по развитию растений. | ||||
3 | Особенности выращивания зеленных культур в осенне -зимний период. | Практическая работа №9.Выращивание салата, укропа, петрушки. | ||||
4 | Виды и особенности развития двулетних и многолетних цветковых растений. | Практическая работа №10. | ||||
65-68 | 8 | 1-4 | Творческий проект Разработка и изготовление творческого проекта. | «Узоры из проволоки» «Домашние тапочки» |
Раздел «Практика работы на компьютере » (использование информационных технологий).
4класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа раздела «Практика работы на компьютере» (образовательная область «Технология») создана на основе примерной программы по технологии (труду) и в соответствии с программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева) Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Данная программа обеспечивает выполнение требований Федерального компонента стандарта начального общего образования по технологии в рамках изучения модуля «Практика работы на компьютере». Программа рассчитана на 14 часов. Реализуется во втором полугодии 4 класса. Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Включение в примерную программу технологии нового содержания – обучение работе на компьютере - позволяет решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования.
Цели информатизации начальной школы:
- Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
- Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение - это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Умение учителя информатики добиваться поставленных целей, используя учебные умения, полученные на других уроках в начальной школе, интеллект и мотивы поведения детей, — это сплав знаний, педагогического опыта и искусства управления людьми. Однако цели обучения при этом должны быть четко сформулированными и конкретными.
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
- приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
- развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
- научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
- получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
- научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
- научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
- понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
- получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
- освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
- научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
- научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
- получить элементарные пользовательские навыки.
Содержание курса строится на основе трех основных идей:
- элементарное изложение школьного курса информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
- разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, напри мер, компьютерные модели;
- формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) ин формацию в различных формах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел и т. д.
Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем. Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».
№ п/п | Название темы | Обязательность изучения (по отношению к стандарту) | Число уроков |
1 | Знакомство с компьютером. Компьютер – источник информации | Обязательно | 1 |
2 | Информация. Создание текстов | Обязательно | 2 |
3 | Понятие, суждение, умозаключение | Обязательно | 3 |
4 | Модели и моделирование | Обязательно | 2 |
5 | Информационное управление | Обязательно | 1 |
6 | Отработка навыков работы с графическими изображениями. Создание рисунков | Обязательно | 1 |
7 | Составление презентации по учебному предмету. | Обязательно | 2 |
8 | Приемы работы в сети Интернет. | Обязательно | 1 |
9 | Обобщение по практике работы на компьютере. Игровое занятие. | Обязательно | 1 |
10 | Итого | 14 |
При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:
- Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»);
- Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности);
- Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
Для достижения прочных навыков работы на компьютере, практические работы с использование компьютера, должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН. В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе работа непосредственно за компьютером не должна превышать 15-20 минут.
Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:
- Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин.
- Объяснение нового материала. Работа с учебником.
Просмотр презентаций – 15-20 мин.
- Практическая работа на компьютере – 15-20 мин.
- Выключение ПК. Итог урока. Оценки.
Домашнее задание - 5-10 мин.
В кабинете информатики должны быть не только ПК, но и обычные ученические места.
Критерием успеха курса можно считать:
А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;
Б) результаты итогового игрового занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное тестирование);
Содержание тем учебного курса
Тема «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь: пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, для выступления с коротким сообщением перед другими учениками.
Тема «Информация. Создание текстов». Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Тема «Понятие, суждение, умозаключение». Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
представлять содержание действий обобщения и деления понятий в форме схемы, использовать для этого компьютерные технологии;
определять истинные и ложные высказывания;
приводить примеры суждений;
строить умозаключения.
Тема «Модели и моделирование». Модель объекта. Модель отношения между понятиями. Алгоритм. Компьютерная программа.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы и исполнять их.
Тема «Информационное управление». Управление собой, другими людьми и неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
самостоятельно планировать свою деятельность.
Тема «Отработка навыков работы с графическими изображениями. Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тема «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Поисковые системы в сети Интернет. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных публикаций.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Предполагается, что к концу изучения раздела «Практика работы на компьютере» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
- поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
- элементарное обоснование высказанного суждения;
- выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Терминологический словарь
Алгоритм – описание последовательности шагов решения задачи. Алгоритм на понятном компьютеру языке называют программой.
Виды информации по способу восприятия человеком – зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.
Виды информации по способу представления – текстовая, числовая, графическая.
Вкусовая информация – вид информации. Вкусовую информацию человек получает с помощью языка; эту информацию несёт человеку вкус чего-либо.
Графическая информация – вид информации. Графическая информация представляется человеком в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм.
Данные – это закодированная информация.
Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.
Документ электронный – набор данных, хранящихся в памяти компьютера.
Звуковая информация – вид информации. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей; эту информацию несут человеку различные звуки.
Значение слова – то, что мы понимаем под данным словом, его смысл. Значение слова можно найти в словаре, справочнике, энциклопедии (в том числе и электронных). Значение слова часто зависит от ситуации, в которой слово используется.
Знак – графическое изображение, обозначающее букву, цифру, знак препинания, знак арифметического действия и другое.
Изображение объекта – представленная человеком информация об объекте на носителе в виде рисунка, схемы или иным образом; вручную (карандашом, кистью) или с помощью технических средств (фотоаппарата, видеокамеры, компьютера). Изображения (рисунки, карты, схемы, фотографии) являются источниками зрительной информации об объектах.
Информационный объект – описание или изображение некоторого другого объекта.
Информация – то, что несут человеку объекты окружающего мира, устные или письменные сообщения, содержащие тексты, числа, рисунки, схемы и прочее. Человек воспринимает информацию с помощью своих органов чувств.
Источник информации – любой объект, который поставляет человеку информацию.
Использование информации – действие с информацией для решения человеком своих проблем, учебных или жизненных задач.
Информационные технологии – это способ обработки информации.
Компьютер – универсальное электронное программно управляемое устройство, созданное человеком для хранения, обработки и передачи информации; основной инструмент информационных технологий.
Медиатека – хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
Носитель информации – всё то, на чём можно оставить знак или след с целью сохранить или передать информацию.
Обонятельная информация – вид информации. Обонятельную информацию человек получает с помощью носа; эту информацию несут человеку запахи.
Обработка графической информации – дорисовка лил изменение рисунка, схемы, диаграммы.
Обработка информации – преобразование одного вида информации в другой или любое изменение данных – либо по смыслу, либо по форме представления, либо по способу организации.
Обработка текстовой информации - вставка пропущенной буквы, слова, предложения, подчёркивание нужных букв, слов или предложений по определённому правилу и прочее.
Осязательная (тактильная) информация – вид информации. Осязательную информацию человек получает с помощью кожи; эту информацию несут человеку ощущения твёрдости, гладкости, жёсткости и прочее.
Письменность – способ выражения мыслей в виде письменного текста, построенного на основе алфавита, словаря и совокупности правил с целью сохранить или предать информацию.
Представление информации – такое действие с информацией, когда она фиксируется (сохраняется) на носителе информации с помощью каких-либо знаков: букв, цифр, иероглифов, рисунков, схем и других.
Приёмник информации – тот, кто может воспринимать информацию в виде сигналов, звуков, речи, музыки, изображений, запахов и вкусов и использовать её для решения своих задач. Приёмниками информации могут быть только человек и животные.
Сообщение – способ передачи информации устно (в виде устной речи), письменно (в виде письменной речи), а также музыкой, танцем, позой, мимикой, условным сигналом и прочими средствами.
Сохранение информации – действие с информацией или данными, которое можно выразить такими словами: «запомнить», «записать», «представить», «выразить рисунком», «выразить графически», «выразить письмом» и так далее.
Способы представления информации – текст, число, рисунок, схема, диаграмма, таблица и другие.
Текстовая информация – вид информации. Текстовая информация представляется человеком в виде текста, то есть письменного сообщения.
Файл – набор данных, имеющих имя и хранящихся во внешней памяти компьютера.
Хранение информации – действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «беречь», «содержать в безопасности», «содержать в целости»
Учебно-методическое обеспечение:
- Технология 4 класс. Учебник/ Под редакцией В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Информатика: Учебник для 4 класса /Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 240 с.: ил.
- Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2008.
- Электронное пособие на CD-ROM
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||||||||
1 четверть – 16 ч. Общетрудовые знания, умения и способы деятельности – 2 ч. | ||||||||||
1- 2 | Технология вокруг нас. Сотрудничество в трудовой деятельности. | 2 | Практическая работа | Анализ технологии работы и составление технологической карты. | Знать разные виды технологий: химические, биологические, информационные. | |||||
Изготовление изделий из бумаги и картона – 14 ч. | ||||||||||
3-4 | Бумага и ее свойства. Оригами. Карандашница из картона | 2 | Комбини рованный | Решение проектно-технологических задач. | Текущий | Знать об истории возникновения и общие сведения о производстве бумаги Знать свойства бумаги. Иметь представление о процессе труда. | Повторить св-ва бумаги | |||
5-7 | Развертка параллелепипе да. | 3 | Комбини рованный Практическая работа | Чтение чертежей, состоящих из трех видов. Технический рисунок. Назначение и начертание линий невидимого контура предмета. | Практическая работа №1. Наблюдения и опыты по исследованию свойств бумаги спец. Назначения. Практическая работа №2. Чтение чертежей и технических рисунков. | Знать понятия: вид, чертёж, технический рисунок. Уметь вычерчивать развёртку основы изделия с учётом припусков на склеивание. | Ответить на вопросы с. 20 | |||
8-10 | Лепим из битой бумаги. | 3 | Комбини рованный | Изготовление посуды | Текущий | Уметь выполнять папье-маше | Подготовить сообщение о возникновении технологии папье-маше.(индивид.) Рассказать о своём изделии. | |||
11-14 | Динамические игрушки. | 4 | Комбини рованный Практическая работа | Изготовление деталей из картона по шаблонам. Скрепление деталей проволокой. | Текущий Практическая работа №3. Разработка возможных вариантов игрушек. | Уметь работать с бумагой, моделировить. | ||||
15 | Игрушки из бумаги. Домик. | 1 | Комбини рованный | Изготовление изделий на основе чертежа, технического рисунка и развертки. | Текущий | Уметь работать с бумагой, выполнять чертёж | ||||
16 | Панно-открытка. | 1 | Комбини рованный | Изготовление динамических рисунков на основе чертежа, технического рисунка и развертки. | Текущий | Знать технологию выполнения «панно» из бумаги. Уметь его выполнять.
| ||||
Изготовление изделий из текстильных материалов – 14 ч. 2 четверть – 15 ч. | ||||||||||
17 | Аппликация из ткани. | 1 | Комбини рованный | Изготовление аппликации | Текущий | Знать технологию выполнения «аппликации» из ткани. Уметь её выполнять Знать виды ткани по происхождению и свойствам. | Повторить виды ткани | |||
18-19 | Нетканые швейные материалы | 2 | Комбини рованный Практическая работа | Практическая работа №4. Наблюдения и опыты по изучению структуры и свойств трикотажа, синтепона, ватина, флизелина. | Знать об истории возникновения и общие сведения о производстве ткани | Составить коллекцию образцов под названием «Нетканые материалы». | ||||
20-21 | Вяжем панно | 2 | Практическая работа | Вязание панно по схеме | Текущий | Знать технологию вязания.Уметь выполнять «панно» | Рассмотреть изделия для творческого проекта с. 46 | |||
22-25 | Рисуем нитью. Открытка Закладка Панно | 4 | Комбини рованный | Изготовление рисунка из нитей. | Текущий | Уметь выполнять изделия с элементами плоского плетения | Повторить технику «изонить». Творческая работа с. 51 | |||
26-27 | Плетём макраме. Узелковое плетение. Закладка. Петли на шторах. | 2 | Комбини рованный | Изготовление изделия из ниток | Текущий | Уметь переплетать нити | Ответить на вопросы с. 62. Повторить отличие петельного узла от плоского . | |||
28 | Плоские игрушки из ткани «Ёжик» | 1 | Комбини рованный | Раскройка деталей для ёжика по шаблону, сшивание деталей | Текущий | Уметь раскраивать детали изделия из ткани по выкройкам-шаблонам. | Рассмотреть изделия для творческого проекта, с.65. | |||
29-30 | Пошив изделия из ткани «Варежки» | 2 | Комбини рованный | Раскройка деталей для варежки по шаблону, сшивание деталей | Текущий | Уметь раскраивать детали изделия из ткани по выкройкам-шаблонам. | Ответить на вопросы, с.64 | |||
Изготовление изделий из древесины – 8 ч. 3 четверть – 21 ч. | ||||||||||
31 | Заготовка и обработка древесины. | 1 | Комбини рованный | Обработка древесины | Текущий | Знать операции обработки древесины, соблюдать правила безопасного труда. Уметь выполнять отделку (зачистку) изделия. | Подготовить сообщение. Как человек использует древесину. Повторить св-ва древесины. | |||
32 | Подставка под горячее | 1 | Комбини рованный | Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства. | Текущий | Уметь выполнять конструкцию из реек | Выбрать изделие для творческого проекта, с. 96 | |||
33 | Лесенка для цветка | 1 | Комбини рованный | Технологические операции обработки древесины. | Текущий | Уметь выполнять конструкцию из реек | Повторить св-ва древесины. | |||
34 | Декоративные катушки | 1 | Комбини рованный | Инструменты и приспособления для обработки древесины и фанеры, безопасные приемы работы. | Текущий | Уметь выпиливать лобзиком изделие из фанеры | Повторить приёмы безопасной работы с инструментами. | |||
35 | Разделочная доска | 1 | Комбини рованный | Выжигание : правила и приемы разметки. | Текущий | Уметь выжигать изделие | Повторить св-ва древесины. | |||
36 | Вешалка | 1 | Комбини рованный | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру: правила и приемы разметки. | Текущий | Уметь выпиливать лобзиком изделие из фанеры | Повторить приёмы безопасной работы с инструментами. | |||
37-38 | Разработка изделия с применением обработки древесины. Беседа «Экологический аспект заготовки древесины». | 2 | Комбини рованный Практическая работа | Разметка, пиления, зачистка и отделка древесины. | Текущий Практическая работа №5. | Знать операции обработки древесины, соблюдать правила безопасного труда. Уметь выполнять отделку (зачистку) изделия. | Выполнить проект | |||
Домашний труд – 8 ч. | ||||||||||
39-40 | Уют в доме своими руками Встречаем гостей. Оформляем блюда. | 2 | Комбини рованный | Практическая работа №6 Разработка меню и планов сервировки стола для ужина. Фигурки из овощей и фруктов. | Текущий | Уметь составлять меню, сервировать стол. Знать о столовой посуде, приборах, белье. Знать приёмы украшения блюд. | Ответить на вопрос, с.69 | |||
41-42 | Уют в доме своими руками Поделка из бисера «Бисерная мимоза». | 2 | Комбини рованный | Выбор рисунка. Распределение бисера по рисунку. Прошивание рисунка бисером | Текущий | Знать о техники вышивания бисером | Подготовить сообщение «Материалы, инструменты и приспособления в традициях русских народных промыслов». | |||
43 | Уют в доме своими руками Бижутерия в подарок | 1 | Комбини рованный | Изготовление изделия из бисера | Текущий | Знать о техники вышивания бисером. Уметь выполнять изделия из бисера | Инд. з. Подготовить сообщение «Особенности интерьера жилища человека разных времен». Выполнить задание, с. 78 | |||
44-46 | Уют в доме своими руками Украшаем окна | 3 | Комбини рованный Практическая работа | Изготовление украшения из бумаги и картона | Текущий Практическая работа №6.Составление эскиза комнаты с окнами. | Уметь выполнять изделия из бумаги и картона | Ответить на вопросы, с.80. Повторить виды объёмной аппликации. Вспомнить приёмы изготовления аппликации. | |||
Модуль. Практика работы на компьютере – 14 ч. | ||||||||||
47 | Компьютер – источник информации | 1 | Комбини рованный | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. | Текущий | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практике для поиска, преобразования и хранения информации | Ответить на вопросы, с.12 | |||
48 | Информация | 1 | Урок - лекция | Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер. Работа с простейшими информационными объектами (таблица,текст, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. | Текущий | Уметь работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представлять материал в табличном виде. | §1,2 | |||
49 | Информация | 1 | Комбини рованный | Текущий Фронтальный опрос | §3,4 | |||||
50 | Понятие, суждение, умозаключение | 1 | Урок - лекция | Представление отношений между понятиями словами и схемой | Текущий | Уметь объединять предметы по общему признаку. Различать целое и часть. Использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». | §6,7 | |||
51 | Понятие, суждение, умозаключение | 1 | Урок - лекция | Текущий | §8,9 | |||||
52 | Понятие, суждение, умозаключение | 1 | Комбини рованный | Текущий | §10,11,12,прочитать | |||||
4 четверть – 16 ч. | ||||||||||
53 | Модели и моделирование | 1 | Урок - лекция | Компьютерная программа. Составление алгоритмов. | Текущий | Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. | §13,14 | |||
54 | Модели и моделирование | 1 | Комбини рованный | Текущий | §15,16,17 | |||||
55 | Информационное управление | 1 | Урок - лекция | Управление компьютером. | Текущий | Уметь решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера; осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов; изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере. | §19,23 | |||
56 | Отработка навыков работы с графическими изображениями. | 1 | Практическая работа | Создание рисунков. | Практическая работа №7. | Творческая работа | ||||
57 | Составление презентации по учебному предмету. | 1 | Урок - лекция | Разработка модели. | Текущий | Варианты презентаций. | ||||
58 | Составление презентации о любимой книге. | 1 | Комбини рованный | Разработка модели. | Текущий | Презентация о классе. | ||||
59 | Приемы работы в сети Интернет. | 1 | Комбини рованный | Поиск информации | Текущий | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практике для поиска, преобразования и хранения информации. | ||||
60 | Обобщение по практике работы на компьютере | 1 | Игровое занятие «Лучший знаток информатики» | Текущий | Сочинить сказку «Этот компьютерный мир» | |||||
Сельскохозяйственный труд – 4 часа | ||||||||||
61 | Трудимся в саду и огороде Выращиваем капусту | 1 | Комбини рованный | Выращивание рассады капусты. | Текущий | Знать о сельскохоз. культуре (капусте), о её видах и технология выращивания. | Ответить на вопросы, с.105 | |||
62 | Трудимся в саду и огороде Выращиваем томаты | 1 | Практическая работа | Выращивание рассады томатов | Практическая работа №8. | Знать о сельскохоз. культуре, о её видах и особенностях. Знать, как выращивают в открытом грунте | Повторить правила ухода за растениями | |||
63 | Трудимся в саду и огороде Огород на подоконнике | 1 | Практическая работа | Выращивание салата, укропа, петрушки. | Практическая работа №9. | Знать технологию выращивания | Ответить на вопросы, с.106 | |||
64 | Декоративные растения | 1 | Практическая работа | Выращивание луковичных растений. | Практическая работа №10 | Знать луковичные цветковые растения, их виды и технология выращивания. Уметь ухаживать за декоративными растениями | Ответить на вопрос, с.107 | |||
Творческий проект – 4 часа | ||||||||||
65-66 | Творческий проект «Узоры из проволоки» | 2 | Комбини рованный | Изготовление поделки из проволоки | Текущий | Уметь выполнять узоры из проволоки; уметь создавать проект | ||||
67-68 | Творческий проект «Домашние тапочки» | 2 | Комбини рованный | Изготовление тапочек | Текущий | Уметь создавать проект; знать порядок изготовления тапочек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...