Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 1 класс к УМК "Начальная школа XXI века", соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_1_kl.docx | 56.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по технологии для 1 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.
Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
В первом классе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Цель учебного курса:
ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Рабочая учебная программа курса «Технология» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения технологии в современной начальной школе.
Преобладающим типом урока является урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности первоклассников, используются такие формы уроков как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной, исследовательской и проблемной деятельности.
В первом классе в ходе освоения предмета «Технология» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности (элементы) | Использование исследователь ской деятельности (элементы) |
1 | Что нас окружает | 5 | 0 | 0 | 0 |
2 | Кто где живет. Мир человеческих отношений. | 4 | 1 | 1 | 1 |
3 | Азбука мастерства | 6 | 1 | 1 | 1 |
4 | Работаем с бумагой | 3 | 0 | 1 | 0 |
5 | Помощники мастера | 4 | 1 | 1 | 1 |
6 | Сначала нарисуем | 3 | 0 | 0 | 0 |
7 | Разметка деталей. | 4 | 1 | 0 | 1 |
8 | Технология обработка ткани. | 4 | 1 | 0 | 0 |
Всего | 33 | 5 | 4 | 4 |
Основное содержание тематического плана
Тема урока | Кол-во часов | |
Что нас окружает | 5 | |
1 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг? (урок-экскурсия) | 1 |
2 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы. (урок-экскурсия) | 1 |
3 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный. (урок-экскурсия) | 1 |
4 | О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь. (урок-экскурсия) | 1 |
5 | Комплексная работа «Книжкина больница» (урок-игра) | 1 |
Кто где живет. Мир человеческих отношений. | 4 | |
6 | Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? (урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 |
7 | Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. (урок с применением ИКТ) | 1 |
8 | О радости общения и совместного труда. Готовим праздник. (урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 |
9 | О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник. (урок-игра) | 1 |
Азбука мастерства | 6 | |
10 | Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов? (урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 |
11 | Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. (урок с применением ИКТ) | 1 |
12 | О способах соединения материалов. Как соединяют детали? | 1 |
13 | Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? (урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 |
14 | О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон? | 1 |
15 | Новогодняя мастерская. (урок-игра) | 1 |
Работаем с бумагой | 3 | |
16 | Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой? | 1 |
17 | Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям? | 1 |
18 | Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? (урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 |
Помощники мастера | 4 | |
19 | Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники? (урок с применением ИКТ) | 1 |
20 | Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров? (урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 |
21 | Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? | 1 |
22 | Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры? (урок с применением элементов проектной деятельности) | 1 |
Сначала нарисуем | 3 | |
23 | Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка. | 1 |
24- 25 | Творческие работы | 2 |
Разметка деталей. | 4 | |
26 | Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги? (урок с применением элементов исследовательской деятельности) | 1 |
27 | Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольник? (урок с применением ИКТ) | 1 |
28 | Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольник? | 1 |
29 | Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? | 1 |
Технология обработка ткани. | 4 | |
30 | Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? | 1 |
31 | Швейные приспособления. Иглы и булавки. (урок с применением ИКТ) | 1 |
32- 33 | Отделка изделий из ткани – прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? | 2 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения (УУД) | Дата | Коррек тировка | |
план | факт | ||||||
1 четверть (8 часов) | |||||||
1 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг? | 1 | Что нас окружает? Что в окружающем мире сделано человеком? Что возникло и существует без его участия? Классификация предметов окружающего мира по признакам: природные, рукотворные. | Познавательные Общеучебные: поиск необходимой информации; произвольное построение речевого высказывания; Логические: анализ; синтез; классификация объектов. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью. Личностные самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация | 07.09 | ||
2 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы. | 1 | Почему мы любуемся природой? Чем она нас радует, удивляет, восхищает? Какие загадки загадывает природа? | 14.09 | |||
3 | Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный. | 1 | Для чего созданы разные предметы окружающего мира? Из чего они сделаны? Кто такие мастера? | 21.09 | |||
4 | О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь. | 1 | Вечна ли красота природы? Что или кто ее может разрушить? Как сохранить природу? | Познавательные Общеучебные: осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности. Логические: анализ; синтез; сравнение объектов. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества; владение диалогической и монологической речью Личностные самоопределение; смыслообразование нравственно-этическая ориентация Регулятивные прогнозирование; планирование; контроль; коррекция; оценка | 28.09 | ||
5 | Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? | 1 | Зачем нужны жилища животным и человеку? Почему жилища животных и людей такие разные? | 05.10 | |||
6 | Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. | 1 | Как сделать свой дом красивым, уютным и непохожим на другие? Как вообще сохранить красоту и уют? | 12.10 | |||
7 | О радости общения и совместного труда. Готовим праздник. | 1 | Как доставить радость и удовольствие друзьям, близким? Приятно ли дарить подарки? Почему? | 19.10 | |||
8 | О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник. | 1 | Что такое материал? Какой материал лучше подходит для лепки? Как можно порадовать друзей и близких? | 26.10 | |||
2 четверть (8 часов) | |||||||
9 | Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов? | 1 | Для чего людям нужны разные вещи, предметы, изделия? Из чего сделаны предметы, которые нас окружают? | 09.11 | |||
10 | Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. | 1 | Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия? Изделие и его детали. | Познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Логические: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов. Выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные планирование; контроль; коррекция; оценка. Личностные самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация | 16.11 | ||
11 | О способах соединения материалов. Как соединяют детали? | 1 | С помощью каких материалов соединяются детали? Почему для разных материалов нужны различные способы соединения деталей? | 23.11 | |||
12 | Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? | 1 | Какие основные общие этапы есть в изготовлении любых изделий из разных материалов? Получается ли изделие, если не выполнить какой-либо этап работы? | 30.11 | |||
13 | О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон? | 1 | Какими свойствами обладает бумага как материал? Почему созданы разные виды бумаги? Как рационально организовать рабочее место? | 07.12 | |||
14 | Новогодняя мастерская. | 1 | Изготовление новогодних украшений. | 14.12 | |||
15 | Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой? | 1 | Как аккуратно наклеить мелкие бумажные детали на основу? | 21.12 | |||
16 | Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники? | 1 | Для чего предназначены и как устроены ножницы? Правила работы ножницами. Зачем нужно знать правила обращения с ножницами? | 28.12 | |||
3 четверть (9 часов) | |||||||
17 | Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров? | 1 | Почему у разных мастеров разные ножницы? Какие инструменты помогают делить разные предметы на части? | Познавательные Общеучебные: выбор эффективных способов решения задач; структурирование знаний; рефлексия Логические: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Постановка и решение проблемы: Самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные планирование; контроль; оценка; коррекция. Личностные самоопределение; смыслообразование | 11.01 | ||
18 | Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? | 1 | Какие бывают линии? Как разные мастера используют линии в своей работе? Что можно изобразить с помощью линий? | 18.01 | |||
19 | Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры? | 1 | Как прочно соединить нить (пряжу, шпагат) с бумагой? | 25.01 | |||
20 | Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям? | 1 | Как точно и ровно вырезать ножницами изображения, размеченные с помощью карандаша? | 01.02 | |||
21 | Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги? | 1 | Что такое шаблон? Как размечать детали по шаблону, который имеет форму круга? | 08.02 | |||
22 | Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольник? | 1 | Как выполнять разметку деталей по шаблону, имеющему форму прямоугольника? Отличается ли данный способ разметки от известного – разметки деталей круглой формы? | 22.02 | |||
23 | Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольник? | 1 | Как выполнять рациональную разметку деталей по шаблону, имеющему форму треугольника? Что общего в способах разметки деталей по шаблонам разной формы? Есть ли какие-то существенные различия в способах разметки? | 01.03 | |||
24 | Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? | 1 | Как изготовит игрушку из листа бумаги, не применяя никаких инструментов? Как выполнить качественное сгибание бумажного листа? | 15.03 | |||
25 | Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? | 1 | Как путем складывания разделить квадрат на равные и неравные части? | 22.03 | |||
4 четверть (8 часов) | |||||||
26- 27 | Творческие работы | 2 | Применение ранее изученных технико-технологических знаний и освоение практических умений при изготовлении изделий. | Познавательные Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний; рефлексия Постановка решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы Регулятивные планирование; контроль; коррекция; оценка. Личностные самоопределение; смыслообразование | 05.04; 12.04 | ||
28 | Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? | 1 | Какие свойства у ткани? Сравнение свойств бумаги и ткани. Что общего? В чем различие? | 19.04 | |||
29 | Швейные приспособления. Иглы и булавки. | 1 | Для чего нужна игла? Как пользоваться иглами и хранить их? | 26.04 | |||
30- 31 | Отделка изделий из ткани – прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? | 2 | Как отмерить нитку для шитья нужной длины, вдеть нитку в иглу и закрепить на ткани? Как выполнить прямую строчку и перевивы? Как разметить «путь» иглы? | 03.05; 10.05 | |||
32 | Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка. | 1 | Что можно выполнять с помощью прямой строчки? Как закреплять нитки в ткани? | 17.05 | |||
33 | Комплексная работа «Книжкина больница» | 1 | Как помочь книгам, у которых надорваны страницы или выпали листы? | 24.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
Технология : 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Технология : 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Литература для учителя
Технология : 1-4 классы: программа / Е.А. Лутцева. – 2-е изд., с изм. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Технология : 1 класс : органайзер для учителя : сценарии уроков / Е.А. Лутцева. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Литература для учащихся
Энциклопедия для детей : Физика. Т. 16. – М.: Аванта, 2000.
Энциклопедия для детей : Химия. Т. 17. – М.: Аванта, 2000.
Энциклопедия для детей : Техника. Т. 14. – М.: Аванта, 1999.
Энциклопедия юного ученого: Техника. Т. – М.: Росмен, 2001.
Интернет-ресурсы.
Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru .
Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...