Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.po_tehnologii_doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель: ______ Мухаметгалиева З.Т. Протокол №1 от «29» августа 2011г. | «Согласовано» Зам дир.по начальным классам: _____ Мифтахова В.Г. Протокол № 1 От «29» августа 2011г.
| «Утверждаю» Директор школы: _____________ Э.Ш.Хамизова Приказ по школе № 76/2 от «31» августа 2011г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Тюлячинского муниципального района РТ
Рабочая программа
по предмету технология для 1-а класса
2011 – 2012 учебный год
Составитель: Нигматзянова Гульшат Фаритовна –
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории МБОУ – Тюлячинской СОШ Тюлячинского
муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педсовета школы
от 29.08.2011 г., Протокол № 1
ӀӀ. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденной Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373;
2. Примерной программы начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011г, авторской программы курса «Технология», Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011;
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год.
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и примерной программы начального общего образования.
Цели изучения технологии:
• Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
• Освоение продуктивной проектной деятельности.
• Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий
-Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особое внимание отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
-знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
-овладение составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
-первичное ознакомление с законами природы и использованием ее богатств человеком, на которые опирается человек при работе;
-знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
-изготовление преимущественно объемных изделий, которые являются объектами предметного мира , а не природы (в целях развития пространственного восприятия);
-осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
-проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
-использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
•иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
•понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
•планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
•выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
•уважительно относиться к труду людей;
•понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
•понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
•на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
•отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
•применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
•выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
•отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
•прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится
•анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
•решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
•изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться
•соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
•создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
•соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
•использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
•создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
•пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Основные требования к знаниям учащихся 1 класса
Личностные результаты:
•ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
•уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
•оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
•положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
•представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
•первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
•проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
•представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
•формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
•знать основные моральные нормы поведения;
•знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
•в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
•понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
•определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
•проговаривать последовательность действий на уроке;
•учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
•с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
•использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
•учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
•выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
•учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
•ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
•отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
•сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
•группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
•определять тему;
•ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
•делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
•устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
•обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
•участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
•отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
•соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
•слушать и понимать речь других;
•принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
•понимать важность коллективной работы;
•контролировать свои действия при совместной работе;
•допускать существование различных точек зрения;
•договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений
•уважительно относиться к труду людей;
•называть некоторые профессии людей своего региона
•об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
•виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;
•названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
•технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
•виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
•разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
•способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
•различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
•названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
•что такое деталь (составная часть изделия);
•по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
•виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;
•какое соединение деталей называют неподвижным;
•части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
•о семенном размножении растений (общее представление);
•о массовых профессиях (общие сведения);
•по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
•знать средствами связи, правила дорожного движения;
•организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
•под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
•работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
•Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
•осуществлять контроль качества работы друг друга;
•соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
•по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
•резать ножницами;
•соединять детали клеем, нитками;
•эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
•использовать для сушки готового изделия пресс;
•ухаживать за комнатными растениями;
•проращивать крупные семена растений;
•по элементам техники: подбирать детали для работы;
•собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
•по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
•под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;
•осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
•названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
•вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
•пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
•лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
•вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
•складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
•плести в три пряди из различных материалов.
•определять инструменты и приспособления необходимые для работы.
•самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
•с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
•самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),
•словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);
•осваивать технологию моделирования.
•использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
•развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
•называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
•анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
•исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
•осваивать правила сбора и хранения природных материалов;
•использовать пресс для сушки изделий.
•под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
•безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
•выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
•создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
•осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
•работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методические указания
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Учебно-методическое планирование по технологии
Количество часов:
Всего – 33, часов в неделю – 1
Учебник: «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся виды учебной деятельности | Виды контро-ля | Планируемый результат | Дата проведения | Приме чание | |
план | факт | ||||||||
Давайте познакомимся | |||||||||
1. | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | 1 | Введение новых знаний | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить ее в знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму). | Текущий | Обучающийся научится - различать средства познания окружающего мира; -сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Получит возможность научиться - строить вопросительные предложения об окружающем мире; - организовывать рабочее место. | 6.09 | ||
2. | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1 | Введение новых знаний | Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. | Текущий | Обучающийся научится - различать инструменты и материалы; - называть виды предметно-практической деятельности. | 13.09 | ||
3. | Что такое технология. | 1 | Введение новых знаний | Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности. (чему научатся). | Текущий | Обучающийся научится - называть виды предметно-практической деятельности. - прогнозировать результат своей деятельности | 20.09 | ||
Человек и земля | |||||||||
4 | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». | 1 | Комбинированный | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. | Самостоятельная работа | Обучающийся - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; Получит возможность научиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы. | 27.09 | ||
5 | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 1 | Комбинированный | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. | Самостоятельная работа | Обучающийся - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; | 4.10 | ||
6 | Пластилин. Изделие «Мудрая сова» | 1 | Комбинированный | Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. | Самостоятельная работа | Обучающийся - научится работать с пластилином, - работать в паре -работать по плану. - освоит алгоритм действий; -навыки сотрудничества, -освоит понятия «эскиз». «сборка», «отделка». «пластилин», «приемы работы»; | 11.10 | ||
7 | Растения. Изделие: «Заготовка семян» | 1 | Комбинированный | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по получению и сушке семян. | Самостоятельная работа | - научится пользоваться шаблоном для разметки изделия; - научится сервировать стол; - научится выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями. | 18.10 | ||
8 9 | Растения. Проект «Осенний урожай». Растения. Изделие. «Овощи из пластилина». | 1 1 | Комбинированный Комбинированный | Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | Проект Самостоятельная работа | Обучающийся -научится осознавать значение растений для человека; -видеть многообразие растительного мира. -наблюдать и формировать навык ухода за растениями; -освоит понятия «композиция», «проект»; - получит первоначальные умения проектной деятельности. | 25.10 1.11 | ||
10 | Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. | 1 | Комбинированный | Определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. | Самостоятельная работа | Обучающийся -познакомится с видами и свойствами бумаги. - с использованием бумаги и правилами экономного её расходования. - правилами безопасной работы ножницами. - с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, -освоит приёмы и способы работы с бумагой. Научится -соединить детали изделия при помощи клея. - составлять симметричный орнамент из геометрических фигур. | 15.11 | ||
11 | Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». | 1 | Комбинированный | Использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. | Самостоятельная работа | Обучающийся -научится применять умения работать с пластилином, природным материалом и бумагой; -получит первоначальные представления о профессии пчеловода; - освоит приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. | 22.11 | ||
12 | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные» | 1 | Комбинированный | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Проект, самостоятельная работа | Обучающийся - познакомится с видами диких и домашних животных; -развивает умения и навыки при работе с пластилином, мелкой моторики рук; -научится составлять рассказ. -освоит понятия «коллаж»; -получит новые знания о диких животных. - научится общаться друг с другом в совместной работе над проектом; - научится создавать изделия в технике коллажа. | 29.11 | ||
13 14 | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку» | 1 1 | Комбинированный Комбинированный | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план, используя «Вопросы юного технолога»; распределять роли, проводить самооценку. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. | Проект Самостоятельная работа | Обучающийся -усвоит приёмы обрывания бумаги по контуру рисунка, конструирование изделий; - научится соблюдать правила сотрудничества в коллективной деятельности (проект); -познакомится со значением труда и праздников в жизни человека. -научится общаться друг с другом; | 6.12 13.12 | ||
15 | Домашние животные. Изделие: «Котенок». | 1 | Комбинированный | Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека. | Самостоятельная работа | Обучающийся - закрепит навыки лепки из пластилина; -научится планировать и организовать деятельность: - научится лепить домашнего животного. -познакомится со значением для человека домашнего животного, с уходом за домашними животными. | 20.12 | ||
16 | Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». | 1 | Комбинированный | Исследовать, наблюдать, сравни-вать, сопоставлять различные виды домов, свойства гофриро-ванного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрирован-ного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина. | Самостоятельная работа | Обучающийся - научится выполнять макет дома; -закрепит навыки работы с шаблонами; -получит новые знания о разнообразных видах построек, использование различных материалов; -освоит понятия «жилище», «макет», «гофрокартон». | 27.12 | ||
17 18 | Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», « сахарница» | 1 1 | Комбинированный Комбинированный | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, Использовать приемы работы с пластилином: скаты-вание, сплющивание, вытягива-ние, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом. | Самостоятельная работа, проект Самостоятельная работа | Обучающий - научится работать в группе; -закрепит умения лепки из целого куска пластилина. -познакомится с технологией изготовления посуды, материалами, назначением посуды, правилами сервировки стола; -освоит понятие «сервировка». | 10.01 17.01 | ||
19 | Свет в доме. Изделие: «Торшер». | 1 | Комбинированный | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. Анализировать конструктивные особенности торшера. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. | Самостоятельная работа | Обучающийся -научится навыкам вырезывания по окружности; - познакомится с правилами работы с шилом. -получит знания о разнообразии освещения домов в разные исторические периоды; -освоит понятия «торшер». «абажур». . | 24.01 | ||
20 | Мебель Изделие: «Стул» | 1 | Комбинированный | Выбирать необходимые инстру-менты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры. | Самостоятельная работа | Обучающийся -освоит новый способ разметки через копировальную бумагу; --познакомится с функциями мебели, предметами мебели. -соблюдать санитарно-гигиенические правила. | 31.01 | ||
21 | Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток» | 1 | Комбинированный | Исследовать текстильные и волокнистые материалы. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. | Самостоятельная работа | Обучающийся - научится различать текстильные и волокнистые материалы; - определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. -знакомится с назначением одежды, видами ниток и ткани; с различными профессиями. -научится аккуратности, бережно относится к одежде и своему внешнему виду. | 7.02 | ||
22 | Учимся шить. Способы пришивания пуговиц. Изделие: «Закладка с вышивкой», | 1 | Комбинированный | Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. | Самостоятельная работа | Обучающийся -освоит правила безопасной работы с иглой; -научится выполнять работы по рисункам. -научится выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы; -ознакомится с видами пуговиц -освоит понятия «наперсток», «шов». . | 21.02 | ||
23 | Учимся шить Изделие:«Медвежонок» | 1 | Комбинированный | Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | Самостоятельная работа | Обучающийся -освоит правила безопасной работы с иглой; -научится выполнять работы по рисункам. -научится выполнять простейшие швы, | 28.02 | ||
24 | Передвижение по земле Изделие: «Тачка». | 1 | Комбинированный | Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки. Находить необходимую информацию в тексте. | Самостоятельная работа | Обучающийся научится: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соеди-нения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | 6.03 | ||
«Человек и вода» | |||||||||
25 | Вода в жизни человека и растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | 1 | Комбинированный | Осваивать способы проращи-вания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями. | Самостоятельная работа | Обучающийся научится - выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями; - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; Получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности. | 13.03 | ||
26 | Питьевая вода. Изделие: «Колодец» | 1 | Комбинированный | Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. | Самостоятельная работа | Обучающийся -освоит знания о значении воды в жизни людей, животных и растений; - научится последовательно создавать модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала; - Конструировать макет колодца. | 20.03 | ||
27 | Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 | Комбинированный | Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами» | Самостоятельная работа, проект | Обучающийся -усвоит приёмы составления композиции; - работать в коллективной деятельности; -освоит приемы техники «оригами», понятия «корпус», «плот». | 3.04 | ||
«Человек и воздух» | |||||||||
28 | Использование ветра. Изделие: «Вертушка» | 1 | Комбинированный | Осуществлять поиск необхо-димой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сравнивать совре-менные и старинные виды летательных аппаратов. Осва-ивать технологию моделирова-ния в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. | Самостоятельная работа | Обучающийся научится - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; - размечать изделие с помощью шаблона. Получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире. | 10.04 | ||
29 | Полеты птиц. Изделие: «Попугай» | 1 | Комбинированный | Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Осваивать и использовать способы экономного расходо-вания бумаги при выполнении техники «рваной бумаги». Выполнять заготовки для мозаики в группе. | Самостоятельная работа | Обучающийся -научится работать в технике «мозаика»; --освоит понятие «мозаика». - выполнять заготовки для мозаики в группе | 17.04 | ||
30 | Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» | 1 | Комбинированный | Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами».Проводить экспери-мент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше). | Самостоятельная работа | Обучающийся научиться: -отрабатывать логические операции, обобщить, подвести под понятие «эксперимент»; - работать по образцу. -познакомится с разными видами летательных аппаратов; -освоит содержания понятия «оригами». | 24.04 | ||
Человек и информация. Информацион-ная технология | |||||||||
31 | Человек и информация. Способы общения. | 1 | Комбинированный | Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия | Самостоятельная работа | Обучающийся научится: - ориентироваться в информации разного вида. - использовать различные материалы для передачи информации; - способам общения друг с другом. - кодировать и шифровать информацию; Получит возможность научиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях. | 8.05 | ||
32 | Важные телефонные номера, Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | 1 | Комбинированный | Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. | Самостоятельная работа | Обучающий - познакомиться с современными средствами связи, правилами дорожного движения. - научится ориентироваться в информации разного вида; -графически обозначать безопасный маршрут. | 15.05 | ||
33 | Компьютер. | 1 | Комбинированный | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого. | Самосто-ятельная работа | Обучающий - получить знания об основных составных частях компьютера, их назначении. -научиться безопасным приёмам труда при работе с компьютером. -овладеет умениями ис-пользовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; | 22.05 |
ӀV. Приложение
УМК
1. Учебник «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011
2. Рабочая тетрадь «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011
3. Методические пособия для учителя:
«Уроки технологии: 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Москва «Просвещение», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...