Рабочая программа по технологии 1 класс
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме

Нигматзянова Гульшат Фаритовна
Данная рабочая программа составлена на основе: авторской программы курса «Технология», Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.po_tehnologii_doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель: ______   Мухаметгалиева З.Т.

Протокол №1

от «29» августа  2011г.

«Согласовано»

Зам дир.по начальным  классам:  _____ Мифтахова В.Г.

Протокол № 1

От «29» августа 2011г.

 

«Утверждаю»

Директор школы:

_____________  Э.Ш.Хамизова

Приказ по школе № 76/2

от «31» августа 2011г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Тюлячинского муниципального района РТ

Рабочая  программа

по предмету технология для 1-а класса

2011 – 2012 учебный год

                                                                                                                                           Составитель: Нигматзянова Гульшат Фаритовна –

   учитель   начальных классов высшей квалификационной

                                                                                                                                                  категории МБОУ – Тюлячинской СОШ Тюлячинского

                                                                                                                                      муниципального района Республики Татарстан

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       Рассмотрено на заседании  педсовета школы

                                                                                                                                                       от 29.08.2011 г., Протокол № 1

ӀӀ. Пояснительная записка

     Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденной Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373;

2. Примерной программы начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011г,  авторской программы курса «Технология», Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011;

3.  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год.

        Рабочая программа по технологии  для 1 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и примерной программы начального общего образования.

    Цели изучения технологии:

•        Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

•        Освоение продуктивной проектной деятельности.

•        Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий

-Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении  других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Особое внимание  отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

-знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

-овладение составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;

-первичное ознакомление с законами природы и использованием ее богатств человеком, на которые опирается человек при работе;  

-знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

-изготовление  преимущественно объемных изделий, которые являются объектами предметного мира , а не природы (в целях развития пространственного  восприятия);

-осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

-проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

-использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности.

        Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

       - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Выпускник научится:

•иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

•понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

•планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

•выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

•уважительно относиться к труду людей;

•понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

•понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Выпускник научится:

•на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

•отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

•применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

•выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

•отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

•прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»

Выпускник научится

•анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

•решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

•изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться

•соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

•создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»

Выпускник научится:

•соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

•использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

•создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

•пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

Основные требования к знаниям учащихся   1 класса

Личностные результаты:

•ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

•уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

•оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

•называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

•положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

•представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

•первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;

•проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

•представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;

•формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

•самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

•формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

•знать основные моральные нормы поведения;

•знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

•в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

•определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

•понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

•определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

•проговаривать последовательность действий на уроке;

•учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

•с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

•использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

•учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

•выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

•учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

•ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

•отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

•сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

•группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

•определять тему;

•ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

•анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

•устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

•обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

•участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

•отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

•соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

•слушать и понимать речь других;

•принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

•понимать важность коллективной работы;

•контролировать свои действия при совместной работе;

•допускать существование различных точек зрения;

•договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений

•уважительно относиться к труду людей;

•называть некоторые профессии людей своего региона

•об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.

•виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;

•названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.

•технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

•виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

•разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

•способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.

•различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

•названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

•что такое деталь (составная часть изделия);

•по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;

•виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;

•какое соединение деталей называют неподвижным;

•части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;

•о семенном размножении растений (общее представление);

•о массовых профессиях (общие сведения);

•по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

•знать средствами связи, правила дорожного движения;

•организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

•под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;

•работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.

•Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);

•осуществлять контроль качества работы друг друга;

•соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

•по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;

•резать ножницами;

•соединять детали клеем, нитками;

•эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;

•использовать для сушки готового изделия пресс;

•ухаживать за комнатными растениями;

•проращивать крупные семена растений;

•по элементам техники: подбирать детали для работы;

•собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.

•по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),

•под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;

•осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.

•названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

•вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.

•пришивать пуговицу с двумя отверстиями.

•лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);

•вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.

•складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.

•плести в три пряди из различных материалов.

•определять инструменты и приспособления необходимые для работы.

•самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

•с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

•самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),

•словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);

•осваивать технологию моделирования.

•использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.

•развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;

•называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

•анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.

•исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).

•осваивать правила сбора и хранения природных материалов;

•использовать пресс для сушки изделий.

•под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

•безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

•выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

•создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

•осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

•работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Методические указания

Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается  не только работы с природными материалами. Природные  формы  лежат в основе  идей   изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях.  Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей  и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует  формированию экологической культуры детей.    Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе  интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,  изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и  законов дизайна,  младшие школьники осваивают  эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и  работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и  телами,  и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации    также тесно связано с  образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии»  естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми  реализуемых в изделии технических образов   рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в  учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются,  обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают  их, формулируют выводы.


Учебно-методическое планирование по технологии

Количество часов:

Всего – 33, часов в неделю – 1

Учебник:  «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

виды учебной деятельности

Виды контро-ля

Планируемый результат

Дата проведения

Приме

чание

план

факт

Давайте познакомимся

1.

Как работать с учебником. Я и мои друзья.

1

Введение

новых знаний

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать   критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему   условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию и переводить ее в  знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму).

Текущий

Обучающийся научится

- различать средства познания окружающего мира;

-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия.

Получит возможность научиться

- строить вопросительные предложения об окружающем мире;

- организовывать рабочее место.

6.09

2.

Материалы и  инструменты. Организация рабочего места.

1

Введение

новых знаний

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.  

Текущий

Обучающийся научится

- различать инструменты и материалы;

- называть виды предметно-практической деятельности.

13.09

3.

Что такое технология.

1

Введение

новых знаний

Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть  виды деятельности,  которыми  школьники  овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями.   Прогнозировать  результат своей деятельности. (чему научатся).

Текущий

Обучающийся научится

- называть виды предметно-практической деятельности.

- прогнозировать результат своей деятельности

20.09

Человек и земля

4

Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев».

1

Комбинированный

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Выполнять практическую работу  из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать  аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять  листья  похожими по форме и размеру на образец.

Самостоятельная работа

Обучающийся

- научится подготавливать природные материалы к работе;

- освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном;

Получит возможность научиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.

27.09

5

Пластилин. Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна».

1

Комбинированный

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)  свойства пластичных материалов. Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами.   Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя. Корректировать выполнение изделия.    

Самостоятельная работа

Обучающийся

- научится подготавливать природные материалы к работе;

- освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном;

4.10

6

Пластилин. Изделие «Мудрая сова»

1

Комбинированный

Сравнивать свойства различных    природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Осваивать приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.    Составлять композицию их природных материалов.  

Самостоятельная работа

Обучающийся

- научится работать с пластилином,

- работать в паре

-работать по плану.

- освоит алгоритм действий;

-навыки сотрудничества,

-освоит понятия «эскиз». «сборка», «отделка».

«пластилин», «приемы работы»;

11.10

7

Растения. Изделие: «Заготовка семян»

1

Комбинированный

Актуализировать знания  об овощах. Осмысливать значение растений для человека.  Выполнять практическую работу по получению и сушке семян.

Самостоятельная работа

- научится пользоваться шаблоном для разметки изделия;

- научится сервировать стол;

- научится выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.

18.10

8

9

Растения. Проект «Осенний урожай».  

Растения. Изделие. «Овощи из пластилина».

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание).  Подбирать  материал для выполнения изделия.  Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать  «Вопросы юного технолога», распределять роли,   проводить самооценку. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

Проект

Самостоятельная работа

Обучающийся

-научится осознавать значение растений для человека;

-видеть многообразие растительного мира.

-наблюдать и формировать навык ухода за растениями;

-освоит понятия «композиция», «проект»;

- получит первоначальные умения проектной деятельности.

25.10

1.11

10

Бумага. Изделие. Закладка из бумаги.

1

Комбинированный

Определять виды бумаги  по цвету и толщине.   Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.  Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.  

Самостоятельная работа

Обучающийся

-познакомится с видами и свойствами бумаги.

- с использованием бумаги и правилами экономного её расходования.

- правилами безопасной работы ножницами.

- с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием,

-освоит приёмы и способы работы с бумагой.  

Научится

-соединить детали изделия при помощи клея.

 - составлять симметричный орнамент из  геометрических фигур.

15.11

11

Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

1

Комбинированный

Использовать  различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы).  Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.  

Самостоятельная работа

Обучающийся

-научится применять умения работать с пластилином, природным материалом и бумагой;

-получит первоначальные представления о профессии пчеловода;

- освоит приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.

22.11

12

Дикие животные. Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

1

Комбинированный

Осваивать приемы  создания  изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.

Проект, самостоятельная работа

Обучающийся

 - познакомится с видами диких и домашних животных;

-развивает умения и навыки при работе с пластилином, мелкой  моторики рук;

-научится составлять рассказ.

-освоит понятия «коллаж»;

-получит новые знания о диких животных.

- научится общаться друг с другом в совместной работе над проектом;

- научится создавать изделия в технике коллажа.

29.11

13

14

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».

 Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку»

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Использовать умения работать  над проектом под руководством учителя:  составлять план, используя  «Вопросы юного технолога»; распределять роли,   проводить самооценку. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку  деталей по шаблону и  раскрой бумаги без ножниц  в технике обрывания по контуру.

Создавать на основе заданной  технологии и приведенных образцов  собственного изделия.

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.

Проект

Самостоятельная работа

Обучающийся

-усвоит приёмы обрывания бумаги по контуру рисунка, конструирование изделий;

- научится соблюдать правила сотрудничества в коллективной деятельности (проект);

 -познакомится со значением труда и праздников в жизни человека.

-научится общаться друг с другом;

6.12

13.12

15

Домашние животные. Изделие: «Котенок».

1

Комбинированный

Использовать приемы работы с пластилином:  скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать  форму и цвет  реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий.

Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека.  

Самостоятельная работа

Обучающийся

- закрепит навыки лепки из пластилина;

-научится планировать и организовать деятельность: - научится лепить домашнего животного.

-познакомится со значением для человека домашнего животного, с уходом за домашними животными.

20.12

16

Такие разные дома. Изделие:

« Домик из

 веток».

1

Комбинированный

Исследовать, наблюдать, сравни-вать, сопоставлять различные виды домов, свойства гофриро-ванного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрирован-ного картона (вдоль линий). Создавать макет  дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.

Самостоятельная работа

Обучающийся

- научится выполнять макет дома;

-закрепит навыки работы с шаблонами;

-получит новые знания о разнообразных видах построек, использование различных материалов;

-освоит понятия «жилище», «макет», «гофрокартон».

27.12

17

18

Посуда. 

Проект «Чайный

 сервиз»

Изделия: «чашка»,

«чайник», « сахарница»

1

1

Комбинированный

Комбинированный

Использовать умения работать  над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, Использовать приемы работы с пластилином: скаты-вание, сплющивание, вытягива-ние, скручивание,  вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».   Осваивать правила поведения за столом.

Самостоятельная работа, проект

Самостоятельная работа

Обучающий

- научится работать в группе;

-закрепит  умения лепки из целого куска пластилина.

-познакомится с технологией изготовления посуды, материалами, назначением посуды, правилами сервировки стола;

-освоит понятие «сервировка».

10.01

17.01

19

Свет в доме. Изделие: «Торшер».

1

Комбинированный

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. Анализировать конструктивные особенности торшера. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-научится  навыкам вырезывания по окружности;

- познакомится с правилами работы с шилом.

-получит знания о разнообразии освещения домов в разные исторические периоды;

-освоит понятия «торшер». «абажур».

.

24.01

20

Мебель 

Изделие: «Стул»

1

Комбинированный

Выбирать необходимые инстру-менты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-освоит новый способ разметки через копировальную бумагу;

--познакомится с функциями мебели, предметами мебели.

-соблюдать санитарно-гигиенические правила.

31.01

21

Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток»

1

Комбинированный

Исследовать текстильные и волокнистые материалы. Осуществлять подбор  тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение.

Самостоятельная работа

Обучающийся

- научится различать  текстильные и волокнистые материалы;

- определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и  применение в быту и на производстве.

-знакомится с назначением одежды, видами ниток и ткани; с различными профессиями.

-научится аккуратности, бережно относится к одежде и своему внешнему виду.

7.02

22

Учимся шить.  Способы пришивания пуговиц.

Изделие: «Закладка с вышивкой»,

1

Комбинированный

Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для  выполнения изделия по контрасту.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-освоит правила безопасной работы с иглой;

-научится выполнять работы по рисункам.

-научится выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы;

-ознакомится с видами пуговиц

-освоит понятия «наперсток», «шов».

.

21.02

23

  Учимся шить  Изделие:«Медвежонок»

1

Комбинированный

Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-освоит правила безопасной работы с иглой;

-научится выполнять работы по рисункам.

-научится выполнять простейшие швы,

28.02

24

Передвижение по земле 

Изделие: «Тачка».

1

Комбинированный

Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами  деталей и способами  их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой  стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки.

Находить необходимую информацию в тексте.

Самостоятельная работа

Обучающийся научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соеди-нения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

6.03

«Человек и вода»

25

Вода в жизни человека и растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

1

Комбинированный

Осваивать способы проращи-вания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления  необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.

Самостоятельная работа

Обучающийся научится

- выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями;

- выполнять макет и модель изделия из различных материалов;

Получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности.

13.03

26

Питьевая вода. 

Изделие: «Колодец»

1

Комбинированный

Осваивать последовательность создания модели куба  из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.).

 Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-освоит знания о значении воды в жизни людей, животных и растений;

- научится последовательно создавать модели куба  из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала;

-  Конструировать макет колодца.

20.03

27

Передвижение по воде. Проект:  «Речной флот»,

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

1

Комбинированный

Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с  бумагой — «оригами»

Самостоятельная работа, проект

Обучающийся

-усвоит приёмы составления композиции;

- работать в коллективной деятельности;

 -освоит  приемы техники «оригами», понятия «корпус», «плот».

3.04

«Человек и воздух»

28

Использование ветра. Изделие: «Вертушка»

1

Комбинированный

Осуществлять поиск необхо-димой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах.  Сравнивать совре-менные и старинные  виды летательных аппаратов. Осва-ивать технологию моделирова-ния в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки.

Самостоятельная работа

Обучающийся научится

- выполнять макет и модель изделия из различных материалов; - размечать изделие с помощью шаблона.

Получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

10.04

29

Полеты птиц. 

Изделие: «Попугай»

1

Комбинированный

Осваивать новый способ изготовления  мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Осваивать и использовать способы экономного расходо-вания бумаги при выполнении техники «рваной бумаги».  Выполнять заготовки для мозаики в группе.

Самостоятельная работа

Обучающийся

-научится работать в технике «мозаика»;

--освоит понятие «мозаика».

- выполнять заготовки для мозаики в группе

17.04

30

Полеты человека.

Изделие: «Самолет», «Парашют»

1

Комбинированный

Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами».Проводить экспери-мент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз,  тем скорость падения парашюта выше).

Самостоятельная работа

Обучающийся научиться:

-отрабатывать логические операции, обобщить, подвести  под понятие «эксперимент»;

- работать по образцу.

-познакомится с разными видами летательных аппаратов;

-освоит содержания понятия «оригами».

24.04

Человек и информация. Информацион-ная технология

31

Человек и информация. Способы общения.  

1

Комбинированный

Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом   - глина -  и нанесение на нее рисунка с помощью стеки.  Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

Самостоятельная работа

Обучающийся научится:

-  ориентироваться в информации разного вида.

- использовать различные материалы для передачи информации;

-  способам общения друг с другом.

- кодировать и шифровать информацию;

Получит  возможность научиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.

8.05

32

Важные телефонные номера,

Правила движения. Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы.

1

Комбинированный

Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.  Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт.

Самостоятельная работа

Обучающий

- познакомиться с современными средствами связи, правилами дорожного движения.

- научится ориентироваться в информации разного вида;

-графически обозначать безопасный маршрут.

15.05

33

Компьютер.

1

Комбинированный

Осуществлять поиск информации  о компьютере, его составных частях, сферах применения.  Осваивать правила безопасного использования компьютера.

Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого.

Самосто-ятельная работа

Обучающий

- получить знания об основных составных частях компьютера, их назначении.

-научиться безопасным приёмам труда при работе с компьютером.

-овладеет умениями ис-пользовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

22.05

ӀV. Приложение

УМК

1. Учебник «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011

2. Рабочая тетрадь «Технология 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Москва, «Просвещение», 2011

3. Методические пособия для учителя:

«Уроки технологии: 1 класс» Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Москва «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...