Рабочая программа по технологии
рабочая программа (технология, 1,2,3,4 класс) по теме

Рабочая программа по технологии разработана на основе примерной программы, авторской программы Н. А. Цирулик, в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. В состав программы входит: пояснительная записка, основное содержание 1, 2, 3, 4 классов, требования к уровню подготовки учащихся к концу 1, 2, 3, 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

Составитель: Бирюк Р. В., учитель начальных классов

Пояснительная записка

к рабочей программе по технологии

 Рабочая программа по технологии разработана на основе примерной программы, авторской программы Н. А. Цирулика «Трудовое обучение», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005) в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

   Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
    
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
     Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.
    Курс предполагает решение
следующих задач:
     развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
     формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
     формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
     знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
     знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
    Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций.    Содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов.

     Дети овладевают такими операциями:

            вырезывание;

            сминание;

            скручивание;

            складывание;

            сгибание;

            обрывание;

            вытягивание;

            скатывание;

            плетение;

            вывязывание.
     Работы, предлагаемые ученикам, носят
различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
     При повторении образца ребенок "фотографирует" его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д.
     При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания.    Художественной деятельности на уроках ручного творчества придаем особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
     При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.)
     В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
     Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.
     С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
     Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
     В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе, начиная с первого, вводятся
термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.
     В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности.

     Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя также из региональных особенностей своего края.
      Организационные
формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.
    



Основное содержание

1класс

Количество часов в год – 33

Количество часов в неделю – 1

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Лепка

(4часа)

«Печатаем рисунки» на пластилиновой основе.

1

Знать:

- конструктивный способ лепки.

Уметь:

- лепить разными способами.

Знать:

- свойства материалов, из которых можно лепить.

2

«Рисование» жгутиками из пластилина.

1

3

4

Лепка конструктивным способом несложных фигур.

2

5

Аппликация

(4часа)

Аппликация на бумажной основе.

1

Знать:

- правила безопасной работы с клеем;

- приёмы аппликации.

Уметь:

- выполнять приёмы симметричного вырезания, сочетать в работе операции с разными материалами;

- выполнять различные приёмы аппликации;

- работать с бумагой (мозаичный приём)

Знать:

- приёмы симметричного вырезания;

- технологию выполнения аппликации;

- приёмы работы с бумагой, пластилином.

6

Аппликация из пластилина.

1

7

Плоскостная аппликация из листьев на бумажной основе.

1

8

Аппликация из кусочков бумаги.

1

9

Мозаика (1час)

Нанесение мозаичного изображения на пластилиновой основе.

1

Иметь представление о возможности выполнения мозаики.

10

Художественное складывание (2часа)

Приём гофрирования бумаги.

1

Иметь представление о приёме складывания бумаги (оригами) Знать:

- свойства материалов, из которых можно сделать оригами.

Уметь:

- складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приём гофрирования.

Уметь пользоваться схемой.

11

Складывание из бумажного квадрата с использованием схемы.

1

12

Плетение (3часа)

Простейшее узелковое плетение

1

Знать:

-приёмы плетения из текстиля и бумаги.

Уметь:

- выполнять простейшее узелковое плетение

- плоское прямое плетение из полос бумаги.

Уметь выполнять объёмное косое плетение в три пряди.

13

Объёмное косое плетение в три пряди.

1

14

Плоское прямое плетение из полос бумаги.

1

15

Шитье и вышивание

(3 часа)

Шитьё и вышивание. Продёргивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.

1

Знать:

- материалы для шитья и вышивания, их свойства;

- правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами

Уметь:

- выполнять швы «вперёд иголку» и «вперёд иголку с перевивом» по прямой линии

Знать приёмы работы с ниткой и иголкой. Уметь пришивать пуговицы с двумя отверстиями.

16

Швы «вперёд иголку» и «вперёд иголку с перевивом»

1

17

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

1

18

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических форм (3часа)

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону

1

Знать:

- способы соединения материалов с помощью клея;

- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, оригами.

Уметь:

- экономно размечать детали на бумаге.

Уметь выполнять разметку деталей по шаблону. Уметь пользоваться образцом.

19

Моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур.

1

20

Моделирование и конструирование из простых форм.

1

21

22

Объёмное моделирование и конструирование из геометрических форм (8часов)

Объёмное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм

2

Иметь представление о возможности выполнения изделий разными способами.

Уметь:

- вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично.

Уметь вырезать симметрично.

23

Создание технических моделей из готовых геометрических форм

1

24

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону.

1

25

Создание готовых образов из готовых форм с добавлением деталей.

1

26

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги путём скручивания.

1

27

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги

1

28

Моделирование летательных аппаратов с использованием разметки по шаблону.

1

29

Художественное конструирование из природных материалов

(5часов)

Изготовление плоскостных изделий.

1

Иметь представление о возможности выполнения изделий из разных материалов. 

Знать:

- свойства материалов, из которых можно выполнять изделие.

Уметь:

- соединять множество деталей разными способами для получения изделия.

Уметь

- соединять детали из природных материалов

- изготовлять

технические модели из деталей конструктора.

30

Изготовление объёмных изделий с множеством деталей

1

31

Художественное конструирование из природных материалов.

1

32

Приёмы соединения деталей из природных материалов.

1

33

Изготовление технических моделей из деталей конструктора.

1

Для реализации программного содержания используется учебник:

  1.  Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки» - учебник для 1 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005 год

Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

Ученики должны знать:
Термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение (аппликация, мозаика, оригами).
Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами.
Названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
Разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой.
Способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения.
Различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

Учащиеся должны уметь:
Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой).
Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
Складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
Плести в три пряди из различных материалов.
Вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
Пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
Экономно размечать детали на бумаге.
Соединять детали разными способами.
Самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.



Основное содержание

2класс

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Лепка (4часа)

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесённого на плоскую или объёмную основу.

1

Знать:

- историю возникновения лепки.

Уметь:

- выполнять с помощью стеки узор или рисунок на тонком слое пластилина;

- выполнять изделие, используя конструктивный способ лепки, обрубовки.

 

Уметь использовать, применять в жизни приёмы лепки: конструктивный способ лепки и пластический способ лепки.

2

3

Вылепливание сложной формы из нескольких частей путём примазывания  одной части к другой (конструктивный способ лепки). Обрубовка.

2

4

Лепка сложной формы из целого куска путём вытягивания (пластический способ лепки).

1

5

Аппликация (4часа)

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.

1

Знать:

- историю аппликации;

-технику выполнения аппликации из природных материалов

Иметь представление о коллаже.

Уметь:

- выполнять аппликацию путём обрывания бумаги;

- выполнять плоскую аппликацию, используя разные материалы;

- выполнять аппликацию из природных материалов;

- выполнять мозаику из бумаги.

Уметь выполнять

детали по образцам, эскизам: выбор заготовки с учётом свойств и размеров изделия, экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру.

 

6

Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

1

7

Объёмная аппликация из бумаги, приклеенной на бумажную основу.

1

8

Объёмная аппликация из природных материалов на бумажной основе.

1

9

Мозаика (4часа)

Выполнение мозаики из бумаги.

1

Знать:

- технику выполнения мозаики;

- свойства  гофрированной бумаги.

Уметь:

- выполнять мозаику из бумаги путём заполнения всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными путём обрывания;  

- выполнять мозаику из гофрированной бумаги

Уметь выполнять

разметку заготовки, резание ножницами по контуру, соединение деталей склеиванием.

10

Выполнение мозаики из гофрированной бумаги.

1

11

12

Выполнение мозаики из разных материалов.

2

13

Художественное складывание (4часа)

Складывание приёмом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата. Объединение деталей в одном изделии.

1

Знать:

- технику выполнения оригами;

- условные обозначения при оригами.

Уметь:

- складывать приёмом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата;

-объединять детали в одном изделии

Уметь пользоваться условными обозначениями, которые используются при оригами;

- складывать салфетки из ткани для праздничного стола.

14

15

Оригами из бумажного квадрата по схеме.

2

16

Складывание квадратной льняной салфетки, сравнение свойств бумаги и ткани.

1

17

Плетение (4часа)

Объёмное косое плетение в четыре пряди

1

Знать:

- технику выполнения макраме.

Иметь представление об узелковом плетении; о плетении декоративных узлов

Уметь:

- выполнять объёмное косое плетение в четыре пряди;

- плоское прямое плетение из полосок бумаги

Уметь выполнять разметку по линейке

18

Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке)

1

19

Макраме из текстильных материалов. Узелковое плетение

1

20

Макраме из текстильных материалов. Декоративные узлы

1

21

Шитьё и вышивание (4часа)

Как получаются ткани. Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку»

1

Знать:

-способы  выполнения ручных швов;

- приёмы пришивания пуговиц.

Уметь:

- вышивать швом «вперёд иголку»;

- выполнять  двойной шов «вперёд иголку»;

- выполнять изделие, используя

шов «вперёд иголку».

Уметь выполнять ручные швы, пришивать пуговицы;

- ухаживать за своей одеждой.

22

Вышивание по криволинейному контуру. Двойной шов «вперёд иголку»

1

23

Пришивание  пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

1

24

Изготовление поделок с использованием шва «вперёд иголку» и пришивание  пуговиц с четырьмя отверстиями.

1

25

Плоскостное моделирование (2часа)

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба

1

Знать:

- технику выполнения аппликации из геометрических фигур

Уметь:

-выполнять аппликация из геометрических фигур

Уметь выполнять разметку заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей склеиванием.

26

Аппликация из геометрических фигур

1

27

Объёмное моделирование из готовых форм (4часа)

Технические модели, выполняемые из готовых форм.

1

Знать:

- технику выполнения моделей из готовых форм.

Уметь:

-выполнять модели многоэтажного дома гаража из готовых форм.

Уметь создать выбранный художественный образ из готовых форм.

28

Макет многоэтажного дома из готовых форм.

1

29

Макет гаража из готовых форм.

1

30

Художественные образы  из готовых форм.

1

31

32

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги (4часа)

Объёмное моделирование из одной или нескольких полосок бумаги, полученные путём складывания и сгибания.

2

Знать:

- технику изготовления изделий по чертежам.

Уметь:

-выполнять Объёмные поделки из одной или нескольких полосок бумаги, полученные путём складывания и сгибания

Уметь пользоваться чертежом.

33

34

Летающие модели, выполняемые по чертежам.

2

Для реализации программного содержания используется учебник:

 Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества» - учебник для 2 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005 год


Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения

Ученики должны знать:
Новые термины, встречающиеся на уроках (макраме, коллаж). Свойства новых материалов (стеарин, тесто). Новые свойства уже встречавшихся материалов. Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения. Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Ученики должны уметь:
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Плести разными способами из различных материалов.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
Экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами.
Соединять детали различными способами.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполне-ниядействий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.


Основное содержание

3класс

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

2

Оригами (8часов)

Техника безопасности и приёмы работы. Бумага и картон. Из истории бумаги.

2

Знать:

- историю изобретения бумаги
- виды бумаги и их свойства

-условные обозначения, которые используются при оригами.

- свойства и предназначение бумажного конструктора.

Иметь представление о двухцветном модуле.

Уметь:

- пользоваться приёмами разметки деталей

- складывать бумагу

- соединять модули различными способами, получать объёмные фигуры.

- по схеме и алгоритму.

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Знать термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение.

Уметь:

- читать разные виды  разметки;

-работать с таблицами и схемами;

-работать с различными модулями

3

4

Художественное моделирование из бумаги путём сгибания. Схемы оригами. Условные обозначения.

2

5

6

Конструируем из модулей. Бумажный конструктор. Звёздочка

2

7

8

Складываем из прямоугольника. Стрелочка.

2

9

10

Объемное моделирование и конструирование из бумаги (6часов)

Складываем, а затем вырезаем. Золотая рыбка.

2

Знать, что путём складывания можно получить объёмные фигуры

- технику изготовления панно.

- об особенностях японской техники при изготовлении изделия.

Уметь точно складывать и вырезать;

- работать с разными панно;

- изготовлять изделие путём складывания.

Уметь наблюдать и складывать.

Пробовать учиться изготовлять рельефные узорчатые картины из разных модулей.

Уметь работать со справочной литературой.

11

12

Складываем модули для украшения поверхностей

2

13

14

Старинное японское изделие. Сундучок санбо.

2

15

16

Аппликация

(8 часов)

Вырезание и аппликация.

Из истории ножниц. Выпуклая аппликация из бумажных полосок.

2

Знать:

- историю создания ножниц, их применение, различные виды;

-особенности работы с ножницами при вырезании;

- особенности работы с канцелярским ножом; технику изготовления выпуклых аппликаций.

Уметь:

- выполнять аппликацию из вырезанных деталей;

- работать с наглядными пособиями;

- работать с наглядными пособиями;

- делать прорезы и сгибы.

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Уметь использовать свойства симметрии при вырезании деталей.

Уметь превращать одну форму в другую, более усовершенствованную.

Уметь:

-работать с таблицами и схемами.

17

18

Симметричное вырезание. Знакомые насекомые.

2

19

20

Наряд для баночки.

2

21

22

Выпуклая прорезная аппликация. Работа с канцелярским ножом.

2

23

24

Художественное  

конструирование

(6часов)

Прорези с переворотами и по криволинейному контуру. Панда

2

Знать:

- особенности работы с криволинейным контуром;

- особенности работы с бумагой без клея;

- особенности работы с медной проволокой.

Уметь:

- соединять детали, используя разные способы соединения деталей;

- вырезать детали для изготовления цепочной гирлянды;

- соединять детали при помощи проволоки.

Уметь выполнять различные изделия, используя приёмы прорези.

Уметь соединяем детали в цепочку без клея.

Уметь извлекать информацию из различных источников.

25

26

Соединяем в цепочку без клея. Гирлянда «Ёлочка».

2

27

28

Соединение деталей с помощью проволоки.

2

29

30

Плоскостное моделирование и конструирование

(12 часов)

Аппликация из цельных нитей.

2

Знать:

- свойства нитей;

- свойства скрученных нитей;

- особенности жилищ разных народов;

- технику изготовления сжатой поверхности;

- технику нитяной графики.

Уметь:

- выполнять аппликации из ниток;

- выполнять аппликации, используя скрученные нити;

- изготовлять заготовки круглой и прямоугольной формы;

- изготовлять аппликацию, используя технику изготовления сжатой поверхности;

- выполнять графический рисунок из нитей.

Уметь создавать свои аппликации с использованием различных узоров.

Уметь работать с шаблонами.

Уметь работать со справочной литературой.

Уметь работать по алгоритму.

31

32

Аппликация из скрученных нитей.

2

33

34

Аппликация из резаных нитей. Одуванчик.

2

35

36

Жилища разных народов

2

37

38

Аппликация из сжатой ткани.

2

39

40

Нитяная графика. Натяжение нитей на поверхности и через сквозное отверстие.

2

41

42

Моделирование и конструирование из ткани

 (10 часов)

Макраме и другие виды плетения. Из истории узлов. Вязание узлов. Узел «Конструктор»

2

Знать:

- историю использования различных узлов;

- технику выполнения макраме;

-основные виды тканей и способы их обработки;

- правила сервировки стола.

Уметь:

- вязать различные узлы и соединять их в узоры;

- создать свои виды раскладывания тканевых и бумажных салфеток

Уметь вязать различные узлы.

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Уметь подбирать ткань с необходимыми качествами в зависимости от назначения изделия

Уметь раскладывать тканевые и бумажные салфетки для праздничного стола.

43

44

Макраме одинарный плоский узел. Брелок.

2

45

46

Двойной плоский узел. Наряд для карандаша.

2

47

48

Обработка тканей. Виды тканей.

2

49

50

Салфетки для праздничного стола.

2

51

52

Шитьё и вышивание (6часов)

Виды швов. Шов «ручная строчка», «стебельчатый шов».

2

Знать:

- назначение различных швов и способы их выполнения;

- историю создания пуговицы.

Уметь

-создавать рисунок со швами «ручная строчка»,  «стебельчатый шов» и тамбурные швы;

-создавать аппликацию из пуговиц.

Уметь выполнять шов «ручная строчка», «стебельчатый шов» и тамбурные швы.

Уметь пришивать пуговицы с ушком.

53

54

Тамбурные швы.

2

55

56

Пришивание пуговиц с ушком.

2

57

58

Лепка (7 часов)

Пластилин. Из истории глиняной игрушки.

2

Знать:

- свойства пластилина и его особенности;

- о способах изготовления глиняных игрушек;

- приёмы раскатки при выполнении узоров;

-историю возникновения матрёшки, виды матрёшек.

Уметь

-самостоятельно вылепить игрушку из пластилина;

-получать разные оттенки одного цвета путём смешивания;

-создать свою матрёшку.

Уметь применять свойства пластилина и глины.

Уметь подобрать узоры одежды в стиле народных национальных костюмов.

Уметь работать со справочной литературой.

59

60

Расписной пластилин, полученный раскатыванием. Фактурная поверхность пластилина.

2

61

62

63

Комбинированные работы из различных материалов. Из истории матрёшки.

3

64

65

Работа на пришкольном участке (5часов)

Уборка дорожки школьного двора.

2

Знать:

орудия труда и способы их применения.

Уметь

пользоваться граблями, веником.

Уметь проявлять дизайнерские, оригинальные оформительские способности в украшении территории.

66

67

68

Уборка территории школы.

3

Для реализации программного содержания используется учебник:

 Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства» - учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005 год


Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

Ученики должны знать:
Свойства материалов, проявляющиеся в новых видах работы.
Новые приемы работы в уже известной технике (аппликации, мозаики, плетения).
Приемы разметки с помощью создания эскизов.
Способы соединения деталей с помощью щелевого замка и клапана.

Ученики приобретают умения:
Лепки разными способами.
Вырезывания ножницами деталей из ткани.
Вырезывания бумажных узоров на глаз, без предварительного нанесения контура.
Складывания из бумаги по прямой линии с использованием схемы.
Плетения разными способами, указанными в программе.
Использования швов "строчка", "через край", "петельный".
Соединения деталей с помощью клея, ниток, щелевого замка, проволоки.

Ученики совершенствуют умения:
Ориентировки в заданиях, выполняемых по образцу.
Создания образов по собственному замыслу с использованием любой известной техники.
Видеть возможность использования различных предметов в новой для них функции для создания образов.
Комбинирования в одном изделии различных материалов.
Планирования последовательности выполнения действий при воспроизведении образца.

Контроля своей работы на всех этапах ее выполнения


Основное содержание

4класс

Количество часов в год – 70

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

2

3

4

Работа с бумагой и картоном (22часа)

-Художественное моделирование из бумаги путём сгибания.

- Оригами. «Кусудамы»

-Декоративные подвесные украшения.

-Сувениры.

4

Знать:

- технику безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами;

- свойства материалов: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность

Уметь:

- создавать объёмные фигуры на твёрдых формах из разных материалов;

- выполнять выпуклые композиции из фольги;

- моделировать объёмные изделия на каркасе из фольги.

Уметь:

-выполнять многоэтапные изделия из бумаги;

- выполнять орнаменты;

- выполнять транспарантное вырезание;

- выполнять отделку изделий.

5

6

7

8

-Вырезание и аппликация.

- Орнаменты.

4

9

10

11

12

13

14

- Художественное конструирование.

- «Замки и города».

- Объёмные композиции «Герои сказок мифов и легенд».

6

15

16

17

18

- Папье-маше. «Солнечные дары».

- Овощи и фрукты из папье-маше.

4

19

20

21

22

- Моделирование из фольги.

- «Серебряный зоопарк» (изделия из фольги)

4

23

24

25

26

27

28

Работа с текстильными материалами

 (18 часов)

- Обработка ткани.

-Мелкий ремонт одежды.

-Швы «козлик» (крестообразный), потайной.

-Лоскутная техника.

- Изготовление мягкой игрушки по выкройкам.

-Вышивание «Крестом», гладью.

- Украшение изделий.

6

Знать:

- технологию мелкого ремонта одежды;

- технику выполнения швов «козлик» и потайной;

- приёмы лоскутной техники;

- простейшие виды мережки, украшения изделий;

- «чешуйчатую» технику.

Уметь:

- классифицировать ткани по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки;

- вышивать «крестом», гладью, вприкреп;

- изготовлять изделия лоскутными «уголками».

Уметь:

-выполнять мелкий ремонт одежды;

- пользовать в практике шитья потайным швом;

- украшать изделия тесьмой, шнуром;

- вязать изделия на спицах и крючком;

- изготовлять простейший гобелен из пряжи;

- украшать сувениры в технике макраме;

- упаковывать подарки.

29

30

31

32

33

34

- Вязание. Вязание на спицах.

- Вывязывание шнуров и тесьмы

- Вязание крючком.

6

35

36

- Ткачество.

- Гобелен из пряжи.

2

37

38

39

40

- Плетение.

- Украшение сувениров в технике макраме.

- Завязывание лент, упаковка подарков.

4

41

42

43

44

45

46

Лепка (6часов)

- Пластилин. Горельеф из пластилина. Контррельеф.

- Сграффито.

- Лепка фигур человека, животных. Передача пропорций, движения.

- Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов. Создание сюжетных декоративных композиций.

6

Знать:

- способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе.

Уметь:

- использовать горельеф, контррельеф, сграффито.

Уметь создавать сюжетные декоративные композиции.

47

48

49

50

51

52

Работа с природным материалом

( 13 часов)

- Флористика.

- Создание искусственных цветов.

- «Новогодняя ёлка» в цветочном горшке.

6

Иметь представление о флористике.

Знать:

- технику японского искусства составления букетов;

- правила хранения природных материалов;

- некоторые приёмы кулинарной обработки пищевых продуктов;

- соблюдать правила этикета при приёме гостей, правила поведения за столом.

Уметь:

- делать панно, букеты; 

- пользовать ножом.

Уметь:

- делать панно, букеты; 

- сервировать стол, украшать праздничные блюда;

- соблюдать правила этикета при приёме гостей, правила поведения за столом;

- пользоваться столовым прибором.

53

54

55

56

57

58

59

- Элементы кулинарии.

- « Съедобные букеты из овощей и фруктов»

7

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Комбинированные виды работ

(11 часов)

- Дом для сказочного героя.

- Карнавальные костюмы.

9

Знать:

- историю создания карнавального костюма.

Уметь:

- моделировать простейшие электро - технические  устройства.

Уметь:

- моделировать карнавальные костюмы;

- выполнять разметку с помощью выкройки;

- работать по алгоритму.

69

70

-Обобщающие работы:

- «Полёт фантазии».

- «Город мечты».

2

Знать:

- приёмы работы с разными материалами.

Уметь:

- фантазировать;

- уступать друг другу и слушать одноклассников.

Уметь:

- работать по чертежу и схеме;

- работать коллективно в группе.

Для реализации программного содержания используется учебник:

  Проснякова Т. Н. «Творческая мастерская» - учебник для 4 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2005 год


Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения

Ученики должны знать:
Новые термины, встречающиеся в программе (фольга, тиснение, рельеф, каркас, папье-маше и т.д.).
Новые свойства уже встречавшихся материалов (вытягивание бумаги при тиснении, складывание бумаги по кривой).
Новые приемы разметки (с помощью выкройки, увеличения рисунка по клеткам).
Новые операции обработки материалов (тиснение по фольге, на бумаге, скручивание проволоки).

Ученики приобретают умения:
Вышивать крестом, стебельчатым и тамбурным швами.
Вывязывать крючком цепочки, столбики без накида и с накидом.
Вывязывать спицами простейшие узоры.
Обрабатывать бумагу и фольгу в технике тиснения.
Пользоваться приемом скручивания проволоки.
Работать в технике папье-маше.
Складывать бумагу по кривой линии.
Делать разметку с помощью выкройки и по клеткам.
Соединять детали путем закручивания ниткой (при изготовлении кукол).

Ученики совершенствуют умения:
Пользоваться чертежом.
Создавать композиции из разных материалов в различной технике. Подбирать материалы, сюжеты, цвета.
Комбинировать в одной работе различные материалы и технику выполнения.
Планировать последовательность выполнения работы.
Осуществлять контроль на всех этапах работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...