классный час "Путешествие в Дымково"
классный час по технологии (4 класс) на тему

Абасова Татьяна Николаевна

Учащиеся в стихотворной форме рассказывают об истории дымковской игрушки, сопровождая фрагменты презентации. В народных костюмах хозяева встречают гостей и дарят им дымковские игрушки сделанные своими руками. 

познакЦель данного классного часа познакомить учащихся с народным промыслом «Дымковская игрушка»; расширить кругозор детей о народных промыслах России; воспитывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к народным традициям.

Задачи:  содействовать восприятию духовно-эстетических ценностей заключенных в образах народного искусства; развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 

(КЛАССНЫЙ ЧАС)

Цели: познакомить учащихся с народным промыслом «Дымковская игрушка»; расширить кругозор детей о народных промыслах России; воспитывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к народным традициям.

Задачи:  содействовать восприятию духовно-эстетических ценностей заключенных в образах народного искусства; развивать творческие способности.

Оформление: плакат «Народные промыслы России», рисунки дымковских игрушек, плакат «Барыня».

Ход классного часа.

Учитель:  Сегодня мы проводим очередное занятие посвященное народным промыслам России. Вспомните, пожалуйста, о каких народных промыслах мы уже говорили? ( художественная роспись «Хохлома») Что интересного вы открыли для себя о «Хохломе»? Какие еще народные промыслы вы знаете? (плетение бисером, плетение макраме, разные виды вышивки).

      Когда то один мудрец сказал: «Не то золото что дорого и блестит, а то что руками мастера создано»

   Земля наша русская испокон века славится добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

   В России народных художественных промыслов великое множество. Это художественная керамика, резьба и роспись по дереву, роспись по металлу,  лаковая живопись, расписные платки, матрешки, кружевное шитье и еще очень много различных промыслов.   Но есть еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

   В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну, а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется Дымковские.

 (Звучит легкая музыка)

В Дымково, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд

Не ища на старости покоя

Мастерицы славные живут.

За своей работою старушки

На скамейке низенькой сидят,

Глиняную Вятскую игрушку

Лепят…нет, не лепят, а творят!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно, светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшая искусством ремесла.

- О чем же мы будем говорить сегодня на занятии?

(ответы детей).

- Да, мы сегодня поговорим о Дымковской игрушке. Узнаем о ее происхождении.

И сами попробуем раскрасить игрушки используя традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.

А сейчас встречайте наших гостей.

 1 хозяюшка. Добро пожаловать, гости дорогие, проходите.

 2 хозяюшка. Веселья вам да радости желаем.

1 хозяюшка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

2 хозяюшка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

1 хозяюшка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому-сказку, кому- правду, кому-песенку.

1 гость. Гостям то, известное дело, хватило мест, да не тесновато ли хозяевам?

1 хозяюшка. В тесноте - не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

2 Гость. Мы к вам прибыли из старинного русского городка Вятка(2слайд)и привезли вам в подарок дымковскую игрушку…3 слайд )

(Показывают игрушки принесенные с собой)

1 хозяйка. – Чем знаменито Дымково?

1 гость: Игрушкою своей!                               4 слайд

                     

             В ней нету цвету дымного,

            Сырости сырой,                                                  

            В ней что-то есть от радуги,                           

            От капельки росы.                                5 слайд

            В ней что-то есть от радости,

            Гремящей, как басы!                  

2 гость: Она глядит не прянично-                     6 слайд

            Ликующе и празднично

            В ней молодость –изюминка.                          

            В ней удаль и размах.                                 (7 слайд

            Сияйте, охра с суриком,

            По всей земле в домах                                 (8 слайд

            И злость, и хмурость льдинкою

            Без всякого следа

            Пусть под улыбкой Дымкова

            Растают навсегда!

2 хозяйка: Город Ватка, ( 9 слайд а игрушка дымковская. Откуда такое название? Как вы думаете, ребята? ( Ответы детей) 

3 гость Дымковская игрушка называется так потому, что родилась в слободе Дымково, ( 10 слайд  неподалеку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка



1 хозяйка: Поняла своим умом –

                 Дымковская – значит, дым!

                Значит, глину обжигали,

                В печку русскую сажали…

4 гость: Обжигали, но названье ведь от местности идет.

            Слушай же мое сказанье любознательный народ.(11 слайд  

Когда-то очень давно на поросшем берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами.(12 слайд А на другом берегу со временем появилось селение – слобода (13 слайд )

.Слобода наша окружена была могучими лесами. Далеко до нее добираться, да и заблудиться можно. По утрам хозяйки топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу(14 слайд Только дымок от печек и можно было заметить. Он вился среди зеленого моря. Зрелище было совершенно необыкновенным в то время, когда над слободой расстилался туман. ( 15слайд «Река в тумане» Деревушка была словно в дымке. Наверное поэтому и назвали слободу Дымковской.

5 гость: Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в русских печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины, тщательно перемешанной с мелким песком, посуду, а еще дудочки- свистульки в виде зверушек  и птичек.(16-17 слайд « Лепят игрушку») Слепят и в печь поставят, чтобы долго всех радовали.(

6 гость: Да, слобода прославилась игрушкою своей.(18 слайд «Козел») Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием – свистунья(19 слайд «С самоваром»). На дымковские игрушки – нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника, - нельзя смотреть без улыбки 

1 гость: А вот традиционные игрушки которые есть в каждом доме

                 (20 слайд) Барашек – свисток,

                                     Левый рог –завиток,

                                     Правый рог –завиток,

                                     На груди –цветок.

Барашек это образ приносящий в дом достаток.

2 гость (21слайд)     Утка – Марфутка

                                     Бережком идет,

                                     Уточек – Марфуточек

                                     Купаться ведет.

Утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудка и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

3 гость ( 22 слайд)    Бока – крутые,

                                     Рога – золотые,

                                     Копыта с оборкой,

                                     На спинке Егорка.

Образ коня в народном творчестве, как образ птицы, любим и почитаем, также связан с древним культом солнца.

4 гость: (23слайд)  Индя – индя – индючок,

                                   Ты похож на сундучок,

                                   Сундучок не простой –

                                   Красный, белый, золотой.

Индючок – традиционный мотив дымковской игрушки.

5 гость: ( 24 слайд») А вот вам красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой! Платье разрисовано в полоску, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые, малиновые, сиреневые круги и узоры. 

(25 слайд)Модницы друг перед дружкой хвастаются шляпками. Кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает (26слайд)

6 гость Художники расписывают(27 слайд дымковские игрушки самыми яркими, самыми веселыми красками. Стоят игрушки на столе или на  музейном стенде – словно шумная, пестрая ярмарка веселится, гуляет(28 слайд яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом. 

1 хозяюшка: У всех гостей от вашей игрушки на душе радость необыкновенная.

2 хозяюшка: (29слайд  ) Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас все вместе, попробуем раскрасить, как дымковские мастера, нашу барышню.

 

 Итог: -Чем же знаменито Дымково?

            - На какой реке расположено село Дымково?

            - На какой фон наносятся узоры?

            - Какие геометрические узоры используются в росписи игрушки?

Молодцы! Ну, а сейчас вы поработаете в группах и выполните творческое задание.

Раскрасьте  игрушку, используя как можно больше узоров и цветовых сочетаний.

           

1 хозяйка: И в благодарность нашим гостям мы споем частушки.

        Ставьте ушки на макушки,

         Слушайте внимательно.

         Пропоем мы вам частушки,

         Будет замечательно!

         Велика Россия наша,

         И талантлив наш народ.

         О Руси родной умельцах

         На весь мир молва идет.

        Я куплю себе свистульку,

         Буду трели выводить,

         Мастеров из славной Дымки

         Никогда нам не забыть.

        Ты, играй моя гармошка,

         Ты подруга, подпевай,

         Мастеров Руси великой

         Во весь голос прославляй!

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только дляради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на прадники и наполняли ими свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Вот и мы нашим гостям хотим подарить свои игрушки.

Гости из «Дымкова» раздают свои игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Путешествие в Дымково"

В данной презентации используются слайды  к классному часу,(разнообразныедымковские  игрушки, старый город Вятка, рабочая слобода Дымково, современная Вятка, река Вятка в туманной дымк...

Творческий коллективный проект "Народная игрушка из Дымково"

Актуальность проекта:Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чт...

План-конспект урока ИЗО во 2 классе коррекционной школы по теме "Волшебная страна Дымково"

Цель урока: закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки....

Конспект урока изобразительного искусства "Волшебная страна Дымково. Барыня"

Дымковская игрушка поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками невозможно. Но это не так. Слепить её...

Дымково. Работа с пластилином. Дымковская игрушка "Лошадка"

Конспект урока по технологии для начальной школы для 2 класса....

Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».

Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская  народная  глиняная  игрушка. Особенности  игрушек  традиционных  центров...

Технологическая карта урока технологии "Народные промыслы. Дымково"(УМК Перспектива,2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения росписи изделия элементами дымковской росписи.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с ос...