Рабочая программа по технологии для 2 класса.
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Рабочая программа по учебному курсу «Технология»для 2 класса разработана на основании федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2009 года, Авторы программы: Цирулик Н.А..

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologiya_2_kl._shkola_rossii.zip41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«СОГЛАСОВАНО»

РУКОВОДИТЕЛЬ МО

ПРИДВОРОВА О. М………….

ФИО

ПРОТОКОЛ №…………………..

ОТ «……»…………………2011 Г.

«СОГЛАСОВАНО»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

ПО УВР МОУ «ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

СИЛЬЧЕНКО Н. В………………

ФИО

«…….» ……………………….2011 Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

РУКОВОДИТЕЛЬ МОУ

«ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

БУРМЕНСКИЙ В.Г.. ……………

ФИО

ПРИКАЗ №……………………….

ОТ «…….» ……………….2011 Г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Волошиной Ларисы Анатольевны

по технологии

для 2 «Б» класса

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

1. Роль и место  дисциплины в образовательном процессе.

     В начальном обучении учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.    

 Деятельностный  подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

2. Адресат.

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту.

   Рабочая программа по учебному курсу «Технология» разработана в соответствии с базисным учебным планом школы, на основании федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2009 года, Авторы программы: Цирулик Н.А., год издания 2007.

    Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю и составляет 35 часов в год, что соответствует учебному плану.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в II четверти – 9.

 Количество часов в IV четверти – 10.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2 кл. - Самара: Корпорация  «Федоров», 2007, 2008 г.

   Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

4. Цели программы.

Изучение курса технологии в начальной школе направлено на достижение целей:

  1. общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету.
  1. развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;
  2. освоение знаний о конструкции изделия, устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами;
  3. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму предметов; потребности участвовать в творческой деятельности.

5.  Задачи программы.

  1. развивать ручную умелость через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  2.  формировать умение ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
  3.  формировать умение планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  4. знакомить с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
  5. знакомить с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

6.   Общеучебные   умения,  навыки и способы деятельности.

      В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

  1. наблюдать объекты окружающего мира;
  2. уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью;
  3. вырезать ножницами, работать с иглой;
  4. размечать по лекалу контуры деталей;
  5. размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
  6. выполнять правила безопасной работы;

7. Методы обучения.

Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

8. Формы организации учебного процесса.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, экскурсий.

   Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа;  работа в парах.

Особое внимание в овладении данным предметом уделяется  формированию самоконтроля и самопроверки.

9. Требования к уровню подготовки.

Ученики должны иметь представление:

  1. об истории возникновения лепки из глины и плетения для   бытовых нужд;
  2. о возникновении аппликации, мозаики, оригами как искусства;  
  1. Ученики должны знать:
    новые термины, встречающиеся на уроках (макраме, коллаж),
  2. свойства новых материалов (стеарин, тесто),
  3. новые свойства уже встречавшихся материалов,
  4. новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет,
  5. новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги,
  6. новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки,
  7. новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.,
  8. приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Ученики должны уметь:

  1. лепить способом вытягивания из целого куска.
  2.  вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
  3. вырезать из бумаги полоски на глаз.
  4. обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
  5. плести разными способами из различных материалов.
  6.  вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
  7.  пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
  8.  экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами.
  9.  соединять детали различными способами.
  10. самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

Измерители

Характеристика основной деятельности учащихся

план

факт

Лепка (4 ч.)

1

05.09

Твое рабочее место. Правила безопасной работы. Из истории лепки. Рисунок на пластилине

1

Комбинированный

Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами, материалами

*иметь представление: об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд; *уметь: лепить из пластилина способом вытягивания, соединять детали разными способами, контролировать свои действия в результате работы.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

2

12.09

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка.

1

Комбинированный

Выполнение изделий из пластичных материалов (пластилина). Подготовка материалов к работе.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

3

19.09

Налепные украшения.

1

Комбинированный

Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

4

26.09

Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания

1

Комбинированный

Выполнение изделий из пластичных материалов (теста, стеарина).

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Аппликация (5 ч.)

5

03.10

Из истории аппликации. Обрывная аппликация.

1

Комбинированный

Многообразие материалов и сферы их применения: бумага, природные материалы, картон. Выбор материалов по их свойствам.

*знать: новые термины, данные в учебнике; свойства новых материалов; новые свойства уже встречавшихся материалов; приёмы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет; новые приёмы разметки.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

6

10.10

Обрывная аппликация

1

Комбинированный

Подготовка материалов к работе.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

7

17.10

 Аппликация из ткани

1

Комбинированный

Бережное использование материалов.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

8

24.10

Объемная аппликация

1

Комбинированный

Декоративное оформление изделий.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

9

07.11

Объемная аппликация

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Мозаика (4 ч.)

10

14.11

Из истории мозаики. Мозаика из обрывных кусочков.

1

Комбинированный

Последовательность операций.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

11

21.11

Живописная мозаика

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

12

28.11

Объемная мозаика

1

Комбинированный

Рациональное размещение инструментов и материалов на рабочем месте.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

13

05.12

Мозаика из газетных комков

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Оригами (3 ч.)

14

12.12

Складываем «гармошкой»

1

Комбинированный

Последовательность операций.

Знать новые термины, данные в учебнике.

Уметь:

вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

15

19.12

Оригами.

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

16

26.12

Складываем из квадрата бумаги

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Плетение (4 ч.)

17

16.01

Из истории плетения. Косое плетение в четыре пряди.

1

Комбинированный

Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельностиИзготовление изделий из проволоки и фольги. Овладение основными приёмами работы с проволокой: резание, выпрямление, сгибание.

Знать новые термины, данные в учебнике, новые способы соединений.

Уметь обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

18

23.01

Прямое плетение из полосок бумаги

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

19

30.01

Прямое плетение из полосок бумаги

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

20

06.02

Прямое плетение из полосок бумаги

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Шитьё и вышивание (4 ч.)

21

13.02

Из истории шитья. Вышивание по криволинейному контуру.

1

Комбинированный

Изготовление изделий из текстильных материалов. Последовательность и краткая характеристика операций. Шитьё несложных изделий из готового кроя.

Знать свойства новых материалов.

Уметь

выполнять шов «вперёд иголку» по криволинейному контуру; пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами; экономно размещать детали на бумаге и ткани. Ориентироваться в задании. Планировать последовательность выполнения действий.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

22

20.02

Вышивание по криволинейному контуру.

1

Комбинированный

Рациональное размещение инструментов и материалов на рабочем месте.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

23

27.02

Использование пуговиц в поделках

1

Комбинированный

Овладение основными приёмами работы с тканью: разметка, резание, соединение деталей нитками и клеем.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

24

05.03

Использование пуговиц в поделках

1

Комбинированный

Декоративное оформление изделий. Мелкий ремонт одежды и предметов быта.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

Моделирование и конструирование (6 ч.)

25

12.03

Мозаика из частей квадрата

1

Комбинированный

Определение формы, размеров, последовательность изготовления изделий по рисункам.

Знать новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки.

Уметь выполнять задания по чертежам, создавать образцы по собственному замыслу.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

26

19.03

Мозаика из частей прямоугольника

1

Комбинированный

Изготовление изделий по схемам.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

27

09.04

Аппликация из частей круга

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

28

16.04

Игрушки из бумажных полосок

1

Комбинированный

Изготовление изделий по эскизам.

Знать новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки.

Уметь экономно размещать детали на бумаге.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

29

23.04

Летающие модели

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

30

30.04

Технические модели

1

Комбинированный

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

31-35

07.05

14.05

21.05

28.05

Резервные уроки

5

Комбинированный

Сотрудничество в трудовом процессе.

Текущий, практическая работа.

Коллективная

Индивидуальная

10. Содержание программы учебного курса.

I. Разделы программы

1. Виды художественной обработки материалов

Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.
Конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой.
Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания.
Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

Обучающиеся должны знать:

- термины (конструктивный способ лепки, пластический способ лепки);

- свойства пластилина, стеарина;    

Обучающиеся должны уметь:

- лепить из пластилина способом вытягивания                                                                                      

Аппликация
   Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация их ткани на бумажной основе. Вариант выполнения: на бумагу нанести контур, вырезать его как бы с припуском, наклеить на ткань, после высыхания вырезать точно по контуру.
  Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.
   Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

Обучающиеся должны знать:

-  термины  коллаж, обрывная аппликация, плоская аппликация, объёмная аппликация;

-  разметку деталей из бумаги с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Обучающиеся должны уметь:

- вырезать из бумаги детали криволинейного контура;
- вырезать из бумаги полоски на глаз;
- обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

Мозаика
    Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Выполнение мозаики из разных материалов.

Обучающиеся должны знать:

- разметку деталей из бумаги с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;
- свойства бумаги, ткани;

- приёмы разметки ткани: с помощью копировальной бумаги, с помощью шаблонов.

Обучающиеся должны уметь:

- вырезать из бумаги детали криволинейного контура;
- вырезать из бумаги полоски на глаз;
- обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
- вырезать из ткани детали криволинейного контура.

Оригами
     Складывание приемом гофрирования деталей в форме круга, овала, квадрата, объединение деталей в одном изделии.
    Складывание бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Обучающиеся должны знать:

 -свойства бумаги, ткани;

- приём гофрирования деталей.

Обучающиеся должны уметь:

- складывать приемом гофрирования детали в форме круга, овала, квадрата;

- объединять детали в одном изделии;
- складывать бумажный квадрат по схеме.

Плетение
    Объемное косое плетение в 3-4 пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы;
   Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке);
   Макраме из текстильных материалов.

Обучающиеся должны знать:

- термин «макраме»;

- способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;
-  виды  плетения;

- приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Обучающиеся должны уметь:

-плести разными способами из различных материалов.

Шитье и вышивание
  Вышивание по криволинейному контуру швом "вперед иголку". Пришивание пуговиц

с четырьмя отверстиями разными способами.

Обучающиеся должны знать:

- свойства ткани;

-  шов  «вперёд иголку».

Обучающиеся должны уметь:

- вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру;
- пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;
- экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами;
- соединять детали различными способами;
- самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

                                     2. Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм 
  Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь может заходить за другую.
  Мозаика из разных геометрических форм.

Обучающиеся должны знать:

- термины  «плоскостное моделирование», «конструирование», «мозаика»;

- свойства бумаги.

Обучающиеся должны уметь:

 - выполнять аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь может заходить за  другую;

- самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу;
- создавать художественные и технические образы по собственному замыслу.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.          Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе, из цилиндра и конуса).

Обучающиеся должны знать:

- свойства материалов, проявляющиеся в новых видах работы;

-способы соединения деталей.

Обучающиеся должны уметь:

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы, и после ее завершения;
- планировать последовательность выполнения действий по образцу;
- создавать технические модели из готовых форм.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги
   Объемное моделирование и конструирование из одной или нескольких полосок путем складывания, сгибания. Летающие модели, выполненные по чертежу.

Обучающиеся должны знать:

-приемы складывания бумаги;

-свойства бумаги.

Обучающиеся должны уметь:

-выполнять летающие модели, по чертежу;

-самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы, и после ее завершения

II. Сквозные виды работ

Наблюдения

     

Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином.
     Продольные и поперечные волокна бумаги.
     Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).
     Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
     Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
    Сравнение швейных игл по внешнему виду.
    Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
    Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.

Беседы

     

 Об истории  возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, материалов. О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.

11. Формы и средства контроля.

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. 

Виды контроля:

  1. текущий
  2. тематический
  3. итоговый

Формы контроля:

  1. фронтальный
  2. индивидуальны

12. Перечень учебно-методических средств обучения.

Класс

   Тип программы

(государственная, авторская

Кол - во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

2

Государственная

1 час в неделю

35 часов

в год

Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2 кл. - Самара: Корпорация  «Федоров», 2007, 2008 г.

Учебник

Методическое пособие

Рабочая тетрадь

Наглядный материал, раздаточный материал, доска

13. Список литературы.

Учебник: Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2 кл. - Самара: Корпорация  «Федоров», 2007, 2008 г.

Учебные и справочные пособия

Научные энциклопедии

Толковый словарь русского языка

Детские журналы

Учебно-методическая литература

Поурочные разработки по трудовому обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...