Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО (приказ от 06 октября 2009г. №373), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, утвержденной приказом от 31.08.2011г №392 Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 1 год.
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения _ точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений людей разных профессий в современном мире;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Предметные знания
В результате изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.
Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.
Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.
Предметные действия
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.
Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для выполнения других такой точности не требуется (например, сплести косичку).
Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики познакомятся с персональным компьютером, с его основными устройствами, их назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования информации. Источниками информации в процессе исследовательской и проектной деятельности служат научно-популярные книги, энциклопедии, газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т.д.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
В учебном плане на занятия по технологии отведен 1 час в неделю. Для достижения планируемых результатов этого времени недостаточно. Поэтому необходимо использовать предусмотренные программой часы кружковой работы.
Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается с 1 по 9 класс по 1 часу в неделю (34 ч. в год).
ОТЛИЧИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ заключается в том, что перераспределено количество часов, отведенных на разные виды работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека.
Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - человек», «Человек - художественный образ».
Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства).
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, аудио- и видеоматериалам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы) до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).
Свойства материалов:
- бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;
- пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или стекой, сминать, придавать разную форму, размазывать;
- ткань можно резать, сшивать;
- нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки.
Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лепка
«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе.
«Рисование» жгутиками из пластилина.
Лепка конструктивным способом несложных фигур.
Лепка из снега.
Аппликация
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов).
Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно дорисовывать.
Аппликация с использованием «косичек».
Мозаика
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
Плетение
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
Шитье и вышивание
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.
3. Конструирование и моделирование
Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по заданным условиям.
Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Геометрическая мозаика.
Объемное моделирование из готовых геометрических форм
Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги
Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.
Художественное конструирование из природного материала
Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.
Моделирование несложных моделей из деталей конструктора
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения;
– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности;
– познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значение компьютера в жизни человека;
– понимать смысл слова «информация»;
– наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Оборудование | УУД |
1. | Вводный инструктаж. Организация рабочего места. ТБ во время работы. Работа с бумагой. Аппликация. Панно «Листопад». | Познакомить с техникой безопасности на уроках технологии. Познакомить с понятием «Аппликация». Выполнить аппликацию из бумаги; учить выбирать необходимый материал; развивать мелкую моторику. | Объяснение нового материала. | Инструктажи по технике безопасности на уроке. Плакат «Организация рабочего места». Образцы аппликаций, иллюстрации «Листопад», картон, цв.бумага, клей, ножницы. | -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -первоначальное умение проговаривать свои действия в ретроспективном плане; -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; -проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям; -обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; -принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; -понимать важность коллективной работы; -контролировать свои действия при совместной работе; -допускать существование различных точек зрения; -договариваться с партнерами и приходить к общему решению; -воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека; -называть профессии своих родителей; -организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; -соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; -отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; -понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; -наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. |
2. | Виды художественной обработки материалов. Экскурсия в природу. | Познакомить с понятием «природный материал»; рассказать о способах заготовки природного материала. | Объяснение нового материала. | Учебник, плакат «Подготовка листьев к работе». | |
3. | Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Овощи». ТБ при работе с ножницами. | Выполнить аппликацию из листьев; учить выбирать нужный материал; развивать мелкую моторику. | Объяснение нового материала. | Образцы аппликаций, иллюстрации «Овощи», картон, цв.бумага, клей, ножницы. | |
4. | Работа с природным материалом. Изделие «Осенний букет». | Выполнить аппликацию из листьев, работать по намеченному плану. | Объяснение нового материала. | Рисунок листа, карта поэтапного выполнения, папка по труду, аудиозапись «Звуки леса». | |
5. | Работа с пластилином. Лепка овощей и фруктов. Правила при работе с пластилином. | Выполнить лепку овощей и фруктов; познакомить со свойствами пластилина; воспитывать бережное отношение к природе. | Объяснение нового материала. | Образцы и иллюстрации фруктов и овощей, карта поэтапного выполнения работы, пластилин, стеки. | |
6. | Пластилин вместо карандашей и красок. Рисуем рыбку скалярию. | Выполнить панно в технике рисования пластилином; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление; воспитывать чуткое отношение к животным. | Объяснение нового материала. | Образец панно; картон, пластилин, мелкие камушки, ракушки, природный материал, стеки. | |
7. | Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «В лес за грибами». | Выполнить аппликацию из листьев, работать по намеченному плану. | Объяснение нового материала. | Рисунок листа, карта поэтапного выполнения, папка по труду, аудиозапись «Звуки леса». | |
8. | Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика «Осеннее дерево». | Выполнить аппликацию в технике мозаика из цв.бумаги; развивать воображение, мышление, кругозор. | Объяснение нового материала. | Иллюстрации деревьев в различные времена года; карта поэтапного выполнения, папка по труду. | |
9. | Работа с пластилином. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Цветик-семицветик. | Выполнить работу в технике «рисование» жгутиками, закрепить знания о свойствах пластилина, развивать воображение, мышление, кругозор. | Объяснение нового материала. | Образцы работ, видеомагнитофон, мультик «Цветик-семицветик» (по В.Катаеву), пластилин, картон, стеки, ножницы. | |
10. | Работа с разными материалами. «Зайчик в белой шубке» из ватных дисков. | Познакомить с новым способом соединения деталей при помощи степлера. | Объяснение нового материала. | Образец «мягкой» игрушки, карта поэтапного выполнения работы, ватные диски, цв.картон, газета, клей, ножницы, карандаш, степлер. | |
11. | Работа с гофрированной бумагой. Техника «торцевание». Контурная аппликация «Снежинка». | Познакомить с новым способом соединения деталей торцеванием. Изучить свойства гофрированной бумаги. Выполнить аппликацию из гофрированной бумаги. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации, иллюстрации снежинок; видеомагнитофон, фрагмент мастер-класса Т.Просняковой о технике торцевания. | |
12. | Работа с пластилином. Лепка из отдельных частей. | Выполнить лепку животных из отдельных частей; закрепить знания о свойствах пластилина. | Объяснение нового материала. | Образцы лепки игрушек из отдельных частей; пластилин, стеки. | |
13. | Работа с пластилином и разными материалами. Мозаика из гальки на пластилиновой основе. | Познакомить с новым видом мозаики с использованием гальки; выполнить мозаику; закрепить знания о свойствах пластилина. | Объяснение нового материала. | Образцы мозаики, рисунки африканской акации, жирафа, пластилин, стеки, галька, картон. | |
14. | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Цыпленок». | Выполнить аппликацию из геометрических фигур; учить работать с шаблонами, пользуясь ножницами. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации, иллюстрации цыплят; видеомагнитофон, мультфильма «Гадкий утенок». | |
15. | Работа с бумагой. Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. | Познакомить с техникой оригами. Выполнить упражнения по складыванию полоски и прямоугольника. | Объяснение нового материала. | Образец поделки, схема поэтапного выполнения. Поделки, иллюстрации работ, выполненных в технике оригами. | |
16. | Экскурсия в парк ТПП УНГ. Снежный городок. Лепка из снега. | Познакомить с историей празднования Нового года; расширять кругозор. Изготовить снежные фигуры на пришкольном участке. | Объяснение нового материала. | ||
17. | Работа с бумагой. Оригами. Изготовление закладки, оформление. | ||||
18. | Работа с бумагой. Мозаика «Грибочек». | Закрепить понятие «Аппликация»; закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, клеем. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации, рисунки грибов, карта поэтапного выполнения, шаблон грибка, папка по труду. | |
19. | Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги «Птичка». | Учить пользоваться ножницами; развивать умение вырезать детали, экономя бумагу; расширять кругозор; познакомить с повадками птиц. | Объяснение нового материала. | Образец «мягкой» игрушки, иллюстрации с изображением птиц, карта поэтапного выполнения работы, цветная гофрированная бумага, цв.картон, газета, клей, ножницы, карандаш. | |
20. | Работа с разными материалами. Аппликация «Собачка Тобик». | Выполнить аппликацию; учить детей выполнять работу в соответствии с намеченным планом, пользоваться ножницами; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации, иллюстрации с изображением собачки, опорная схема, шаблоны частей собачки, «локоны», из распущенной пряжи для шерсти, цв.бумага, цв.картон, клей, ножницы, карандаш. | |
21. | Работа с бумагой. Плоское прямое плетение. Закладка. | Изготовить закладку в технике плоского прямого плетения; учить пользоваться ножницами; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. | Объяснение нового материала. | Образцы закладок, цв.бумага, металлическая бумага, тесьма, сутаж, бумажный шпагат, клей, ножницы, карандаш. | |
22. | Работа со шнуровкой и лентами. Плетение. | Учить детей выполнять плетение «косички» из трех и двух прядей; развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, речь; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Образцы плетения «косичек» из 2 и 3 прядей; цветные шнурки, картон, скотч, ножницы. | |
23. | Работа с разными материалами. Аппликация «Львенок». | Выполнить аппликацию из разных материалов; учить выполнять работу в соответствии с намеченным планом; учить пользоваться ножницами; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации; иллюстрации с изображением льва, опорная схема, «косички», сплетенные на одном из предыдущих уроков, цв.бумага, цв.картон, шаблоны, клей ПВА, ножницы, карандаш. | |
24. | Работа с разными материалами. Аппликация «Веселая обезьянка». | Выполнить аппликацию; учить детей выполнять работу в соответствии с намеченным планом, пользоваться ножницами; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Образец аппликации, иллюстрации с изображением обезьянки, опорная схема, шаблоны пальм и обезьянки, «косички», сплетенные на предыдущих уроках из шнурков, цв.бумага, цв.картон, клей, ножницы, карандаш, фломастеры, шило, скотч. | |
25. | Объемное моделирование из готовых геометрических форм. Технические модели. Грузовик. Паровозик. Фургон с секретом. | Выполнить работу из спичечных коробков; учить работать самостоятельно, аккуратно; развивать мышление, воображение. | Объяснение нового материала. | Образцы изделий, выполненных из спичечных коробков, иллюстрации различных видов транспорта, пустые спичечные коробки, цв.бумага, цв.картон, клей, узкая ленточка 15см, карандаш, фломастеры. | |
26. | Работа с тканью. ТБ при работе с иглой. Шов «вперед иголку». Бахрома. Дорожки. | Научить выполнять шов «вперед иголкой», познакомить с коллекцией тканей; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Коллекция тканей, образцы швов, х\б ткань, игла, нитки мулине, линейка, карандаш. | |
27. | Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя дырочками. Изделие цветущая полянка». ТБ при работе с иглой. | Выполнить изделие «Цветущая полянка», учить пришивать пуговицы с двумя дырочками; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Образцы пришивания пуговиц с двумя дырочками; шаблоны, х\б ткань зеленого цвета, игла, нитки для шитья, пуговицы, клей ПВА, ножницы. | |
28. | Работа с ткань. Вышивка «Солнышко». | Выполнить вышивку «Солнышко»; повторить шов «вперед иголкой»; учить выполнять бахрому; развивать мелкую мускулатуру рук, мышление. | Объяснение нового материала. | Образец вышивки, шаблон круга, образцы вышивок, х\б ткань голубого цвета, игла, мулине, ножницы, пяльцы. | |
29. | Работа с разными материалами. Моделирование из спичечных коробков. Изделия «Машины». | Выполнить работу из спичечных коробков; учить работать самостоятельно, аккуратно; развивать мышление, воображение. | Объяснение нового материала. | Образцы машин, выполненных из спичечных коробков, иллюстрации различных видов машин, пустые спичечные коробки, цв.бумага, цв.картон, клей, узкая ленточка 15см, карандаш, фломастеры. | |
30. | Работа с различными материалами. Игрушки из скрученных полос. «Петрушка», «Паучок», «Бумажный театрик». | Учить работать самостоятельно, аккуратно; развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление; расширять кругозор. | Объяснение нового материала. | Готовые образцы поделок, иллюстрации различных детских игрушек, цв.крепированная бумага, фантики от конфет, фольга, ножницы. | |
31. | Работа с пластилином. Рисование пластилином. Панно «Цветы». | Выполнить панно в технике рисования пластилином; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление; расширить кругозор: познакомить с некоторыми лекарственными растениями. | Объяснение нового материала. | Образец панно, иллюстрации одуванчика, мать-и-мачехи, картон, пластилин, стеки. | |
32. | Работа с природным материалом. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. | Выполнить аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, работать по самостоятельно намеченному плану. | Контрольный урок. | ||
33. (доп.) | Работа с разными материалами. Экскурсия в Центр творчества юных на выставку работ учащихся. | Познакомить с понятиями «выставка», «экспозиция»; рассказать о техниках выполнения работ из различных материалов. | Объяснение нового материала. | ||
34. | Работа с бумагой. Оригами. Панно «Скоро лето». | Выполнить работу в технике оригами; развивать умение вырезать детали, воспитывать дружеское отношение друг к другу. | Объяснение нового материала. | Образец панно, цв.бумага, альбомный лист, клей, ножницы, простой карандаш. | |
35 | Выставка работ |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ (приложение к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...