Рабочая программа по технологии.(авт.Е.А.Лутцева)
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 3 класса (автор Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXIвека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_3_klass.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО _______/Шелухина НН./ Протокол № ___ от «__»_____________2011г | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ «СОШ п.Молодежный Перелюбского района Саратовской области» __________/Сундетова А.М./ «__»____________2011г. | «Согласовано» Директор МОУ «СОШ п.Молодежный Перелюбского района Саратовской области » _____________/Маказюб Г.А./ Приказ № ___ от «__»____ 2011___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шелухиной Н.Н., высшая категория
по технологии, 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_____________2011 г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 3 класса (автор Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.
Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущим им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Содержание курса – 70 часов
Технико-технологические знания и умения,
основы технологической культуры (60 часов).
Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)
Основы технологических знаний и умений.
- Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
- Сборка изделия.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.
- Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.
Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Информационная среда: основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Из истории техники и технологии (8 часов).
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от средневековья до начала ХХ века. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
Резерв (2 часа)
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 3 классе
Иметь представление: о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не называя понятие); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Знать:
о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
простейшие способы достижения прочности конструкций;
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, назначение;
агротехнические приемы пересадки и перевалки растений,
размножение растений отпрысками и делением куста,
назначение технологических машин;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.
Уметь:
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
осуществлять перевалку и пересадку растений;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;
безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Общетрудовые умения.
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения.
Литература для учителя
- Образовательный стандарт начального общего образования по технологии. 2004г.
- Программа «Технология. Ступеньки к мастерству» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Автор Е.А.Лутцева
- Е.А. Лутцева, «Технология» 3 класс. учебник, М, «Вентана - Граф», 2008
- Е.А. Лутцева, Рабочая тетрадь «Технология» 3 класс., М, «Вентана - Граф», 2011
- « Поурочные разработки по технологии» М.А.Давыдова, Москва, «Вако», 2008
Литература для обучающихся
- Е.А. Лутцева, «Технология» 3 класс. учебник, М, «Вентана - Граф», 2008
- Е.А. Лутцева, Рабочая тетрадь «Технология» 3 класс., М, «Вентана - Граф», 2011
Поурочное планирование учебного материала
Разделы, Темы | Информационно-познавательная часть урока | Практикум | Кол-во уроков | Дата кален-дарная | Дата фактическая | Примеча-ние | ||
Темы в учебнике | Страницы учебника | Практические задания, творческие проекты в рабочей тетради | Страницы рабочей тетради | |||||
Из истории технологии. Человеческое жилье. Основы технологии обработки сырья, материалов. | Зеркало времени | 6-15 | Зад. 1 | 3 | 3 | Сент. 2, 3, 9 | ||
Постройки древней Руси | 16 – 22, 128 | (коллект. творч. проект) | 4 | 10, 16, 17 23 | ||||
Плоские фигуры и объемные формы | 22 – 27 | Зад. 3- 9 | 4 - 14 | 2 | 24,30 | |||
Конструкция изделий из коробков | 28 – 29, | 2 | Окт. 1,7 | |||||
Изготовляем объемные фигуры | 30-32 | 1 | 8 | |||||
Изобретение русской избы | 32-37, 131-134 | 1 | 14 | |||||
Доброе мастерство | 38 - 40 | Зад. 10,11 | 15 | 1 | 15 | |||
Изготовление игрушки по собственному эскизу в стиле народных промыслов Дымково или Гжель | 41 | Зад. 12 – 13 | 16 | 2 | 21,22 | |||
Разные времена – разная одежда | 42-44 | Зад. 14 | 17 | 1 | 28 | |||
Русский костюм | 45-50 | 1 | 29 | |||||
Какие бывают ткани | 50-52 | 15 | 18-19 | 2 | Нояб.11, 12 | |||
Свойства тканей | 52-53 | 16 | 19 | 1 | 18 | |||
Застёжки и отделка одежды. Проверь себя | 53-56 | 17, 18, 19 | 20-23 | 4 | 19,25,26 Дек.2 | |||
От замысла – к результату: семь технологических задач (обобщение) | 57 - 58 | Зад. 20,21, 22 | 24- 25 | 2 | 3,9 | |||
58-59 | 23 | 26 | 1 | 10 | ||||
59-60 | 24 | 27 | 2 | 16,17 | ||||
Проверь себя | 60-61 62-64 | 25, 26 коллективный творческий проект 27-30 | 31-34 49-60 | 2 | 23 24 | |||
Технико-технологи-ческие знания и умения, основы технологической культуры Основы агротехники | Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка стебля | 66 – 67 68-69 | Зад. 31 | 35 | 2 | |||
Размножение растений делением куста и отпрысками | 70 | Зад. 32 | 36 | 2 | ||||
Когда растение просит помощи (перевалка, пересадка) | 71 | Зад. 33 | 37 | 2 | ||||
Цветочное убранство интерьера | 67 - 68 | Зад. 34 (коллективный творческий проект) | 38- 40 | 5 | ||||
Технология преобразова-ния и использования энергии | Человек и стихии природы. Огонь работает на человека | 76 – 80, 134-135 | 1 | |||||
Главный металл | 80-82 | 2 | ||||||
Ветер работает на человека | 83-84 | Зад. 37 | 41 | 2 | ||||
Устройство передаточного механизма | 85-87 | Зад. 38-39 | 41-42 | 2 | ||||
Вода работает на человека | 88 - 90 | Зад. 40, 41 | 43 | 2 | ||||
Паровые двигатели (помощь родителей) | 90-91, 135-137 | Зад. 42 | 44 | 2 | ||||
Получение и использование электричества. Электрическая цепь (экскурсия в кабинет физики) | 92-94 95-98 | Зад. 43 | 45 | 2 | ||||
Информация и информационные технологии. | Какая бывает информация? | 100-103 | Зад. 44 | 46 | 1 | |||
Компьютер – источник информации. В кабинете информатики | 103-111 | 2 | ||||||
Книга – источник информации. | 112-115 | Зад. 45 | 44 | 2 | ||||
Изобретение бумаги. Технология изготовления печатной книги. Конструкция современных книг | 115-120, 138-139 121-124 | Зад. 45 | 2 | |||||
Развитие техники и технологий от средних веков до начала ХХ века | Изобретение колеса. Изобретение часов. | 140-143 | Зад. 46-47 | 47 | 3 | |||
Изобретение телескопа и микроскопа. | 143-146 | 1 | ||||||
Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. | 146-149 | 1 | ||||||
Резерв | 2 | |||||||
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок –практикум по технологии 2 класс Учебник Технология автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2012
Урок –практикум по технологии 2 класс Учебник "Технология " автор Е.А.Лутцева, Москва «Вентана-Граф» 2012 "Начальная школа XXIвека"Тема урока: Чай...
Презентация к Уроку технологии 3 класс (Куревина-Лутцева) "Пасхальный кролик".
В презентации содержится подробная пошаговая инструкция к выполнению Пасхального кролика в технике Оригами....
Рабочая программа по технологии О. А Куревина, Лутцева
Рабочая программа по технологии "Школа 2100" для 1-4 кл по ФГОС...
Рабочая программа по технологии для 1 класса (Лутцева)
Рабочая программа по технологии для 1 класса (Лутцева)...
Рабочая программа по ТЕХНОЛОГИИ 1 класс, учебник ЛУТЦЕВОЙ 2016 года издания
Готовая рабочая программа с УУД по ТЕХНОЛОГИИ Лутцевой, 1 класс...
Рабочая программа и КТП по технологии 1-4 класс (Лутцева Е. А.)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ...
Рабочая программа по технологии авторы Е. А. Лутцева, Т.П. Зуева УМК Школа России
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО...