Ай, да казачка!
материал
Предварительный просмотр:
Ай, да казачка!
Ведущий: Здорово дневали, казаки! Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем. Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному.
Атаман: Собрались мы сегодня, чтобы поздравить наших мам, бабушек с днем матери, матери - казачки.
Казачка: 4 декабря казаки отмечают православный праздник Введения в храм пресвятой Богородицы, а также День Матери - казачки. И мы в нашей школе празднуем его, так как мы живем в казачьем крае. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
Атаман:
Как у нас на Дону зорьки ясные,
Как у нас на Дону ветры – ястребы.
Над веселой водой ходит месяц молодой.
Как у нас на Дону люди сильные
Как у нас на Дону дали синие.
А казачки то у нас – все красивые!
Ведущий2:
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Ведущий1:
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
Казачка: Сегодня мы решили провести праздник "Казачка Дона", на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.
Казак: Солнце красное на небе поднимается,
А в нашем зале казачки собираются.
Самых смелых мы встречаем
И на сцену приглашаем!
Под казачью мелодию входят участницы конкурса в казачьих костюмах.
Представляет участниц
Казачка:
А участники у нас все как на подбор
Красивые, умные, веселые, да шумные
Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы!
Атаман: А как же нам выбрать одну, ту самую казачку?
Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания. Сейчас я вам о них расскажу:
1-ый конкурс «Будем знакомы» или «Казачьему роду – нет переводу!».
2-ой конкурс: «Посидим рядком, да поговорим ладком». Участницы покажут знание казачьего говора.
3-ий конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» - дефиле с коромыслом
4-ый конкурс: «Казачка – хранительница традиций» . Участницы покажут знания о предметах казачьего быта.
5-ый конкурс: «Хлебосольная казачка».
Казак: Любо вам, казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?
Дети: Любо! (3 раза)
Ведущая: Прошу конкурсанток подойти к столику жюри для жеребьёвки.
(Девочки выбирают цветок подсолнуха, на котором указан номер, под которым они будут выступать)
Ведущий: А оценивать выступление наших участниц будет многоуважаемое жюри: ____________________________________________________
Каждый конкурс оценивается в «5» баллов, оценки один и два отсутствуют. Критерии оценки участников: исполнительское мастерство, эрудиция, смекалка, умение держаться на сцене, женское обаяние. Все формальности соблюдены, конкурс объявлен, конкурсантки представлены, жюри на месте. Девушки, я прошу Вас, готовиться к первому конкурсу, а мы смотрим концертный номер.
Ведущий:
У кого глаза сияют
Словно звездочки в ночи?
Красотою кто блистает
Просто глаз не отвести?
Кто на свете всех краше?
Все мальчики: Это девочки наши!
Ведущий:
Отцветает вся природа,
А взгляните на девчат ,
Ведь в любое время года
Быть красивыми хотят.
Вам поведают сейчас
О себе они рассказ
Визитная карточка «Будем знакомы»- показывает…..(объявление конкурсанток)
Первый конкурс так и называется «Казачьему роду – нет переводу! »
/Участники должны представить в оригинальной форме свою визитную карточку своей семьи. /
Ведущая: Пока жюри совещается
Конкурс для зрителей
Казачка: Назовите названия казачьих блюда, в рецепт которого входят:
1 рецепт- картофель, лук, зелень, рыба - Уха
2 рецепт- сухие яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм - Взвар
3-й рецепт: капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло- винегрет
4 рецепт- ржаные сухари, кипяток, дрожжи. сахар, изюм- хлебный квас
Казачка: А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» - о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.
Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.
Н-р: петух – кочет, тюльпан – лазорик, дом - курень, ласточка - касатка, лодка - каюк, жабы - кваки, звать - кликать, фамилия – кличка, щенок – кутенок, тыква – кабак и тд.
Дорим (дарим), песню играем (поем), здорово дневали (здравствуйте) , раззявил (раскрыл), хворать ( болеть), цибарка (ведро) , чувяки (тапочки), кочет (петух), гуторить (говорить), батя (отец), вечерять (ужинать), завеска (фартук), малахай (шапка), чирики (тапочки), гребло (лопата), часок (минутка).
Ядрёный — крупный,
Апосля - после, в конце.
Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;
Баз – скотный двор;
Здорово дневали – здравствуйте.
Добре – хорошо.
Кочет – петух
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте
Ведущий 2: Конкурс для зрителей «Самый меткий»
Казачка: Казак – казачок, казак миленький дружок,
Выходи скорей гулять, булаву свою метать.
У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий
Ведущий 1: Праздник не кончается,
Конкурс продолжается!
Ведущая: А сейчас мы проведем следующий конкурс: «Казачка - хранительница-традиций»
- участницам предстоит дать правильно название традиционных предметов казачьего быта, а также объяснить или показать их практическое применение, а также блеснуть знаниями казачьих пословиц.
Участницы расскажут нам о назначении выбранных ими предметов казачьего быта.
Ведущий: Жюри подсчитывает заработанные девочками баллы, а мы в это время немного поиграем.
Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»
Казак: вопросы на тему казачества.
1. Что означает слово "казак"? (Удалой, вольный человек.)
2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)
3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"?
(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)
4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось наше село. (Кагальник)
5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)
6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)
7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)
8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)
9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)
10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)
11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)
12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)
13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)
14. Как называется жилище казака? (Курень)
Казачка:
Тонкой струйкой сытной.
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный.
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
Сценка «Соседки»
Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами
Встречаются
1 - Здорово дневала, соседушка.
2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)
1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.
2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.
1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.
2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.
1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.
Уходит
Наш конкурс называется «Хлебосольная казачка»
Ну-ка смелее выходи, да своим угощением нас удиви!
Участники демонстрируют свои блюда и рассказывают о его рецепте.
Сценка
Гришка: Ох, добре песню играют! Любо!
Казак: Гриня, я вот, как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.
Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.
Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак иль казачка?
Казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.
Гришка: Ох и люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый день силы немеряно.
Казачка:
Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.
Ведущий1: И так, конкурс: "Ай да казачка, ай да стать" дефиле с коромыслом.
Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
С распущёной косою с коромыслом на руке?
Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,
На груди неугомонной кудри стелятся волной.
Ведущий2:
Просим наших конкурсанток выйти на сцену.
Дадим им в руки коромысло да два ведра.
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет.
Звучит старинная казачья плясовая.
Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.
Ведущий1: Молодцы, ну просто диво,
Выступали вы красиво!
Ведущий2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.
Казак: Вот пришла пора узнать
Кому какое званье дать!
Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,
Ну, а жюри объявит нам своё решенье!
Казачка: - Женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же новая праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно домашним, и общенациональным праздником.
Атаман:. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!
Объявление результатов конкурса.
Казачка: Наши юные казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества умирают, а передаются из поколения в поколение.
Казак: И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.
Ведущий2: Спасибо большое участникам праздника и зрителям. До новых встреч!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Одежда казачки"
Методические материалы (презентация, конспект урока, раздаточный материал) для успешного проведения урока кубановедения...
Река Казанка
«Истоки Казанки»- так называется ландшафтный памятник природы. Это уникальный природный комплекс, объединяющий различные типы лесов южной тайги. Ель, пихта, дуб…войдешь в такой лес и уже трудно ...
Утро казачки
разработка урока по кубановедению "Утро казачки"...
Внеклассное мероприятие "День Матери-Казачки"
Занятие включает в себя историю возникновения праздника...
Методическая разработка по кубановедению "Казачка и оружие"
Методическая разработка по кубановедению может использоваться на внеклассных уроках, меоприятиях или классных часах в 6-9 классах. В разработке представлены сведения о казачках, о их подвигах и заслуг...
Кружок по внеклассной работе "Казачок"
Календарно-тематическое планирование...