В гостях у матрёшки (развлекательно - познавательное мероприятие).
методическая разработка (3, 4 класс)
Познакомить учащихся с историей возникновения русской матрёшки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного; воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_matryoshki.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлекательно – познавательное мероприятие
(для учащихся 3 – 4 классов).
В гостях у матрёшки.
Цель: совершенствовать знания учащихся о русских матрёшках.
Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения русской матрёшки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного; воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.
Оборудование: художественные образцы матрёшек из Загорска, Полхова – Майдана, Семёнова.
Ход занятия
1-й ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам и радости. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем.
2-ой ведущий. Послушайте нашу загадку, назовите нам отгадку.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секрет есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(Матрёшка).
1-й ведущий. Совершенно верно. Сегодня мы в гостях у Матрёшки.
Мы сегодня про матрёшку многое узнаем.
Мы вам песни пропоём, загадки загадаем.
Кто, когда её придумал – весело расскажем.
Даже как её создать, дружно вам покажем.
(Под музыку М.Глинки из оперы “Иван Сусанин” в зал входят ученики с матрёшками).
1-й ученик. Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно, что сотни лет
Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2-й ученик.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
3-й ученик.
На щеках навёл зари румянец,
Наба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он должно быть, весело сказал:
4-й ученик.
Ну и пой, Гуляй по свету,
Весели честной народ.
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
5-й ученик.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
2-й ведущий. А как же появилась первая русская Матрёшка?
1-й ведущий. Неужели мастер неизвестен?
1 – я ученица: Более ста лет назад в подмосковное село Абрамцево попала японская деревянная игрушка - японец, а в нём – мал мала меньше – вся его семья.
2 – я ученица: Вот тогда мастер из Загорска Василий Звёздочкин выточил похожую игрушку – русскую матрёшку.
3 – я ученица: Матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Яблоками лёг на щёки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала русая коса.
1-й ученик.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
2-й ученик.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
3-й ученик.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ей любуется весь мир.
Учащиеся (хором). И сегодня русская Матрёшка желанная гостья в каждом доме.
И в наш дом тоже пожаловали Матрёшки. Они хотят нам танец станцевать.
ТАНЕЦ “Ой, да мы, матрёшки!”
2-й ведущий. На наш праздник прибыли Матрёшки из разных уголков России: Загорска, Полхово - Майдана и Семёнова.
Входят ученики с Матрёшками из Загорска.
1 – я ученица: Наша Матрёшка прибыла из Загорска. Она в сарафане, кофточка с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки с горошками. (Показ художественного образца Матрёшки из Загорска).
1-й ведущий: С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрёшек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы(=60км).
А сейчас мы покажем вам свою компанию матрёшек.
Входят восемь учеников на середину зала. В руках одного из них - большая Матрёшка. Учащиеся по очереди читают стихотворение и постепенно достают восемь матрёшек.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт еще одна
Кукла в серединке.
Эту куклу открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая.
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Ведущий 1: Вот поставленные в ряд,
Сёстры – куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: Дети (хором). Восемь!
Входят два ученика с матрёшками из Семёнова.
2 – я ученица. А эта Матрёшка из Семёнова. Её отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а края платка – цепь небольших бутонов. (Показ художественного образца Матрёшки из Семёнова).
2-й ведущий: В Семёнове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семёнова Матрёшка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.
1-й ведущий. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли Матрёшки!
Частушки (исполняют дети)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки.
Ложки деревянные
Матрёшечки румяные!
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам идём!
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе.
Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подружка, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ
О Матрёшке нашей русской
На весь мир молва идёт.
2-ой ведущий: Спасибо, Матрёшечки за частушечки. А что расскажут гости из Полхово-Майдана?
Входят два участника с матрёшками из Полхово-Майдана.
3 – я ученица. У мастеров из Полхово-Майдана свой стиль декоративной росписи. Они закрывают всю фигуру матрёшки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. (Показ художественного образца Матрёшки из Полхово-Майдана).
1-й ведущий: Эти Матрёшки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрёшек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет её одежды ярок: малиново-красный, ярко-жёлтый, сочно-фиолетовый.
2-й ведущий: Ребята, а теперь для вас викторина.
Викторина:
- Назовите имя и фамилию мастера, художника, который выточил матрёшку?
- Назовите имя и фамилию художника, который расписал матрёшку?
- Сколько лет существует матрёшка?
- От какого русского имени произошла матрёшка?
- Сколько матрёшек было внутри самой первой?
- Сколько матрёшек в самой большой матрёшке-гиганте?
- Какие виды матрёшек вы знаете?
- Из какого дерева делают матрёшек?
- В какой стране есть игрушка похожая на матрёшку?
Открывается задание: «Сделай аппликацию».
Практическая работа
- Ребята, посмотрите на пословицы. Выберите пословицу о труде. Объясните смысл вашей пословицы.
- Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа делает аппликацию одной из трёх Матрёшек. (Семёновскую, Загорскую, Полхово-Майдановскую.)
- Дети представляют свою матрёшку. Рассказывают о ней.
Открываются буквы: БЛАГОДАРЮ.
1-й ведущий. И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу Россию с её зажигательными танцами, задорными частушками и душевными песнями.
Исполняется песня «Матрёшки».
1 куплет.
В лавке на прилавке Матрёшечки стоят,
Всех нас завлекает затейливый наряд.
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят.
А Матрёшечки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Припев: Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина
Наташа, Таня, Нина.
Знамениты и пригожи эти крошечки
Завлекают, удивляют русские Матрёшечки.
2 куплет.
Все вокруг довольны, Матрёшкам нет цены.
Покупатели, как деты, в Матрёшек влюблены.
А Матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят.
Все похожи друг на друга, будто все они родня.
Припев.
2-ой ведущий. Более ста лет живёт это игрушка, а суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в наш дом. И пусть в вашем доме будет эта маленькая посланница.
(Дети дарят сувениры «Матрёшка» всем гостям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательно-познавательное мероприятие «Богатырская наша сила»
Спортивное мероприятие способствовало развитию гармонично развитой здоровой личности и раскрытию творческих способностей. ...
Развлекательно-познавательное мероприятие "НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ".
Разработка мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Нового года в разных странах....
"Богатырская наша сила" развлекательно познавательное мероприятие.
Мероприятие очень содержательное, много полезной информации для детей из истории Русской Земли.А историю своей исторической Родины нужно знать. Развлекательно-познавательное мероприятие...
Развлекательно-познавательное мероприятие "Осенний марафон"
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 1 - 2 классов. Может быть проведено в одном классном коллективе, можно привлечь детей из друих классов паралглели....
Развлекательно-познавательное мероприятие «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» английский язык
Данный материал знакомит детей с главными источниками витаминов – овощами, фруктами и ягодами и их значением для организма, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, п...
КВН. 4 клас (развлекательно-познавательное мероприятие)
Цель: - развивать творческие способности детей-развивать речь, логическое мышление, память, внимание, сообразительность учащихся- учить работать в коллективе, прислушиваться к мнению других...
Сценарий развлекательно - познавательного мероприятия "За грибами в лес"
Сценарий осеннего развлечения «За грибами в лес»Разработала: Усачева Богдана Богдановна (воспитатель)Цель: обобщение знаний детей об осени и грибах через музыкальную де...