Интеллектуально_познавательная игра "Что?Где?Когда? по сказкам А.С.Пушкина".
методическая разработка

Мельник Светлана Анатольевна

Методическая разработка открытого мероприятия по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Что где  когда» по сказкам А.С. Пушкина

Ст.гр. «Кораблик»      2014г.

Зал празднично украшен. Выставлены работы детей и иллюстрации к сказкам.

Стоит стол с юлой и разложены  конверты с заданиями. Две музыкальные паузы – скрипичный ключ. Столы для команд.

Дети под музыку заходят в зал и становятся в полукруг.

Вед. Из далеких краев , где морская волна

         Кружевной рассыпается пеной.

         К нам на крыльях ветров прилетает весна

         И приносит с собой перемены.

Реб.   Оттепель после метели.

          Только утихла пурга

          Разом сугробы осели

          И потемнели снега.

Реб.    Полюбуйся, весна наступает,

           Журавли караваном летят.

            В ярком золоте  день утопает

           И ручьи по оврагам шумят.

Реб.   Весна! Весна!  И все ей радо.

           Как в забытьи каком стоишь.

           И слышишь свежий запах сада

           И теплый запах теплых крыш.

                                            Песня Ласточка.

Вед. Пришла матушка весна

        Отворяйте ворота.

        Вот и первый март пришел

        Всех друзей с собой привел

        А за ним апрель

        Растворяй по шире дверь

        А потом пришел май

        Сколько хочешь гуляй.

                                          Хоровод «Ой бежит ручьем вода»

Дети сели на стулья. Выставляется стол с юлой.

Ведущий:    Итак, друзья, начнем программу.

                Затей у нас большой запас!

                А для кого они? Для вас!

                 Песни, загадки и пляски.

                 Но нет ничего интересней,

                 Чем наши волшебные сказки.

 Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый….»

- Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)

- Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А.С.Пушкина.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.

                                           Песня «Чудо сказки»

Здесь на этом столе расположены вопросы к викторине. Мы с вами разделимся на три команды. Какая команда  правильно ответит на вопрос, получи фишку. В конце игры мы проверим, у какой команды больше фишек, та и будет победителем. Оценивать ответы будет жюри.

И так, начинаем вертеть юлу.

1 задание. «Музыкальный конкурс»

- Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет или играет на металлофоне).

(Белка в «Сказке о царе Салтане».) Хоровод

2. задание: «Черный ящик»

- В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?

(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)

- В ящике лежит представитель животного мире, который в одной из сказок А.С.Пушкина помогал осуществить желание. Кто это?  (золотая рыбка)

3. задание: «Конкурс знатоков живописи»

На мольберте картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» - В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать, на которой картине изображен пушкинский персонаж.

4. задание: «Черный ящик-2»

В ящике лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?

(зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).

5. задание: «Отгадай».

- На листе бумаги изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).

6. задание: «Назови сказку»

Из какой сказки этот отрывок.

а) - И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз – и умер он.

(«Сказка о золотом петушке»)

 

б) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

 

в) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

 

г) Жил- был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

 

д) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане».)

7. задание: «Конкурс для девочек».

- Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?

Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

8-е задание: Послушайте, дети музыкальные фрагменты и угадайте их.(Море  Римского-Корсакова, Полет шмеля, Царевна Лебедь.)

 9-е задание: Музыкальная пауза.  Парный танец

                                                               Игра

10-е задание: Игра: «Дальше-дальше»

1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4 . Жилище старика и старухи. (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

     А во лбу? (звезда).

8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).

10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).

11-е задание: Игра «Найди пару»

                     Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героев.

12-е задание:  Конкурс чтецов. От каждой команды читается отрывок из

                          произведений   А.С.Пушкина.

13-е задание: «Подскажи словечко»

  1. Жил старик со своей старухой у самого синего….
  2. Родила царица в ночь не то сына нетто дочь, не мышонка не лягушку

А неведому……..

3.     И днем и ночью кот ученый  все ходит по цепи …(кругом)

4.     Белка песенки поет, да орешки все …(грызет)

5.     Нужен мне работник: повар, конюх и …(плотник)

6.     Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне …(назло)

7.     Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка …(Золотого Петушка)

8.     Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)

Подведем итоги.

Награждение победителя!

Ведущий.    Это Пушкин. Это чудо.

                     Это прелесть без конца.

                      В нашей жизни вечно будут

                     Этих сказок голоса.

                      Сколько сказок у поэта?

                      Их не много и не мало,

                      Но все Пушкинские – это

                      Наше вечное начало.

                                               Песня «Чудо сказки»

 

Кроссворд «Что за прелесть эти сказки» А.С. Пушкин

Вопросы к кроссворду.

1. Как звали Няню поэта? (Арина)

2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»

(Елисей.)

3. Чудо предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце.)

4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко.)

5. Имя царя в одной из сказок А.С.Пушкина. (Салтан.)

6. Исполнительница песни «Во саду ли во городе» (Белка.)

7. Жилище старика со старухой. (Землянка.)

8. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок А.С.Пушкина? (Балда.)

9. Сказочный переполох, исполняющий желания? (Рыбка.)

10. Сторож извещающий царство об опасности (Петушок.)

11. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)

12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? (Шмель.)

13. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

14. Имя царя в сказке о золотом петушке? (Дадон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия « Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж » (экологическая сказка) (для обучающихся 2-3 классов)

Тема  мероприятия :  Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»Цель мероприятия:  создать условие  для формирования уважения и любви к природе  и окружающему мир...