Лекарственные травы. Дети с ОВЗ.
план-конспект занятия (3 класс)

Буркина Галина Владимировна

Сценарий открытого занятия "Лекарственные растения" в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-Продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.

-Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

-Познакомить с лекарственными растениями.

Задачи:

-Изучить значение растений для здоровья человека, формировать знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах;

-Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений и принципами их применения (фитотерапия);

-Способствовать формированию нравственных чувств и представлений;

-Воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты;

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: гербарий с лекарственными растениями, ассортимент лекарственных трав для ароматерапии и фитотерапии, воздушные шары.

Основная часть

1.Сегодня на уроке мы узнаем какие растения называются лекарственными и для лечения каких заболеваний они используются. (Ведущий)

 Стук в дверь.

-Вам письмо, срочное! И волшебный клубок! (Почтальон)

-Пришло письмо, от Василисы Прекрасной. (Ведущий). Сейчас мы его прочитаем. (вскрывает).

-Дети, случилась беда, Василиса Прекрасная просит помощь, срочно! Злая волшебница позавидовала ее красоте и уму и решила извести красавицу. Заколдовала Василису, иссушила, всю силу отняла. Не может теперь девица ни песен петь звонких, ни хлеба печь пышного, ни танцевать весело и людям радость дарить. Плачет она и умоляет о помощи.

-Поможем Василисе Прекрасной, дети? (Да!).

-Для этого нам нужно совершить путешествие в сказочный лес, где живет травница, добрая волшебница Акулина, которая своими лечебными травами сможет снять заклятье и вернуть жизнь красавице. Но нам потребуется внимательно выслушать ее и выполнить задания. Вы согласны? А вот этот волшебный клубок нам поможет и отведет к Акулине-травнице.

Звучит лесная музыка, поют птицы.

Дети идут, сматывая клубок, и приходят на поляну - ковер, где Акулина готовит снадобье и говорит слова:

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

-Здравствуйте, дети! Зачем пришли-пожаловали, аль соскучились, аль беда какая приключилась? (Акулина)

-Дети говорят о беде Василисы Прекрасной.

-Да, я все знаю, птицы плохую весть принесли. Но заклятье спадет не сразу, нужно выполнить задания, ответить на вопросы и помочь мне. Вы согласны?

-Да! (дети).

-Я-травница, понимаю, люблю и разбираюсь в силах трав. Помогаю всем, кому нужно! Готовлю из лечебных трав отвары, настои, мази, бальзамы и с вами поделюсь своими знаниями сокровенными. Да и красавицу, Василисушку, вылечу ими с радостью. Я вам дам список нужных мне трав. Я вас жду. Как можно быстрее принесите мне лечебные травы. Удачи вам!

Ученики идут на поляну с заданиями и садятся.

Рассказ учителя

-Дети, какие лечебные растения вы знаете? (ответы детей).

-А вы знаете, что из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Собирать можно только те растения, которые не относятся к числу охраняемых видов.

Брать только здоровые, не поврежденные, хорошо известные вам растения.

Не вырывать растения с корнями, их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова.

Не собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей - они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями.

Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовитые.

Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса.

Молодцы, вы нашли первое лекарственное растение, это ромашка. Давайте рассмотрим и понюхаем ромашку, и ученик расскажет нам о ней.

Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки поласкают рот и горло при ангине.

2. А теперь, ребята, следующее задание. Чтобы получить это растение, надо ответить на вопросы. Только для этого нужно дружно выкрикивать правильные ответы.

 1.Лекарственными называют растения, из которых

а) готовят еду б) делают лекарства в) варят варенье

2. Лекарственные растения продают в

а) аптеке б) магазине в) на рынке

3. Какое лекарственное растение в народе считают «травой от 99 болезней» ?

а) одуванчик б) ромашку в) зверобой

4.Какое растение является чемпионом по количеству витаминов?

а) береза б) шиповник в) подорожник

5. Какое растение используют для лечения ожогов?

а) облепиха б) малина в) земляника

Молодцы, вы нашли второе лекарственное растение, это Зверобой. Рассказ ребенка о Зверобое.

Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. В старину зверобой считали мистическим   растением, рождённым молнией. В народных поверьях зверобой является источником света, устраняющим зло, прогоняющим духов тоски, избавляющим от чёрной печали.

3. А теперь, дети, следующее задание. Постарайтесь выполнить его без ошибок. Встаем на нашей полянке (бодрая музыка).

Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

Молодцы, вы нашли третье лекарственное растение. Это Крапива.

Сообщение о крапиве: Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Крапива укрепляет волосы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени. В настоящее время крапива находит применение не только в медицине, но и в кулинарии (салаты, щи, чуду и т.д). Рассматривают образец.

4. Следующее задание. У нас есть корзинки с лекарственными растениями от разных болезней. Мы сейчас их рассмотрим и запомним.

От простуды : душица, репчатый лук.

От ссадин и ранок: подорожник, петрушка, чеснок.

От боли в животе: ромашка, мята укроп.

Молодцы, вы нашли четвертое лекарственное растение, это Шиповник. Рассказ ребенка о Шиповнике.

Шиповник-является прекрасным лекарственным средством. Прежде всего, за счет содержания в нем большого количества витамина С и аскорбиновой кислоты. Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника. Сушеные ягоды часто используют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный чай из шиповника имеет много полезных свойств, прежде всего, он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, печени и желудочно-кишечного тракта.

5. Чтобы получить последнее растение, надо прослушать сказку и хлопнуть в ладоши, когда услышите лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

Вы молодцы! Нашли пятое лекарственное растение, это Подорожник.

Рассказ ребенка о Подорожнике.

Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.

Какие вы все молодцы! Вы собрали все растения по списку. Теперь все дружно идем к травнице.

(Травница)- Все нашли? Пока вы ходили за травами, вы, наверное, много про них узнали. А я сейчас расскажу вам о лекарственных травах то, что вы точно не знаете. (Травница «варит» во время рассказа отвар).

Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял, что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.

На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.

При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота.

Российский царь Петр1 издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в аптеках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить. Метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений называется фитотерапия.  Фитотерапия - это одна из самых древних медицинских наук.

(Травница) Дети, вы молодцы! Вы выполнили все задания, ответили на все вопросы, принесли мне лечебные травы и лечебный отвар приобрел лечебную силу, теперь он вылечит Василису Прекрасную. Я его передала с быстрым зайцем. А для вас я приготовила полезный отвар, который восполнит ваши силы.

Травница Акулина угощает всех лечебным отваром, вареньем и баранками.

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Лекарственные травы"

В данной презентации представлены изображения некоторых лекарственных трав....

Своя игра "Лекарственные травы"

проводится игра на проверку знаний по окружающему миру по теме "Лекарственные растения"...

Лекарственные травы

Материал презентации можно  использовать на уроке окружающего мира, на классном часе....

Научно-исследовательская работа "Лекарственные травы Башкортостана"

Описаны четыре вида лекарственных трав: душица, мелисса, зверобой, иван-чай....

Проект "Лекарственные травы Московской области"

Цель работы: формировать представления о значении лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека....

Открытое занятие по экологии для детей 7-12 лет "Лекарственные травы приморского края"

Цель                Цель   :расширить знания детей о лекарственных травах.             Задачи:    ...