Знакомство с библиотекой
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Знакомство с библиотекой»
Сценарий проведения библиотечного урока для первоклассников
Составитель: библиотекарь Джелилова Г.Н.
Цель. Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Библиотекарь:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы - гости нашей школьной библиотеки.
Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке,
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека!
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим...
Пусть всегда да здравствуют книги!
В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках.
Каждый здесь что-то найдёт для души,
Лишь заглянув ненадолго в библиотеку!
Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей, и для взрослых людей —
Всё это — библиотека!
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку,
И выбирайте книгу, как друга.
(Татьяна Бокова)
- Что же такое библиотека? Библиотека – это «книжный дом».
Два древнегреческих слова «библио» (Показывает детям карточку со словом «библио») и «тека» (Показывает детям карточку со словом «тека») слились в одно и получилось слово библиотека. В переводе с древнегреческого языка слово «библио» обозначает «книга», а слово «тека» обозначает «хранить», поэтому слово «библиотека» переводится как книгохранилище.
Сейчас мы с вами находимся в комнате, которая называется читальным залом, или по-другому она может называться абонементом. Именно здесь ребята-школьники выбирают книги, чтобы почитать их дома. Кроме этого, можно прийти в читальный зал на перемене или после уроков и почитать книги, журналы здесь, сидя за столом.
Как только вы научитесь читать быстро, каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке.
Для того чтобы узнать, кто главный житель библиотеки, мы с вами немного попутешествуем по библиотеке и поищем буквы, из которых и составим ответ.
Итак, начинаем искать буквы!
(Под веселую мелодию дети двигаются по библиотеке, разыскивая буквы, затем все вместе составляют слово «КНИГИ»)
Библиотекарь:
- Ребята, все книги в библиотеке живут на специальных полках, которые называются стеллажами. У каждой книги есть свой адрес и своя «квартирка», т.е. место, где она находится или «живет». Адрес книги – это специальный раздел, куда книги объединены в определенную группу. Например, «книги о животных», «детские журналы», «книги по истории», «справочники» и т.д. «Квартира» - это книги на определенную букву, или определенного автора. (Приводятся примеры).
Библиотекарь:
- Вот мы немного познакомились с обитателями библиотеки, и теперь самое время немного поиграть и проверить, насколько вы внимательны.
В ответ на мои слова нужно говорить: «Это я, это я, это все мои друзья!», но не каждую мою реплику можно продолжать такой фразой, иногда надо промолчать и просто похлопать. Внимание!
1. Кто расправил грудь и плечи,
Рад сегодня нашей встрече? (Это я, это я, это все мои друзья!)
2. Кто отныне и навеки верный друг библиотеки?
3. Кто, скажите, целый год свой учебник бережет?
4. Кто, скажите, без сомнений, не любит сказок и стихотворений? (Хлопки)
5. Кто слыхал, что глухари изучают буквари? (Хлопки)
6. Кто из вас, хоть в кои веки, книги все возьмет в аптеке? (Хлопки)
7. Кто, скажите без подсказки, малышам читает сказки?
- Молодцы, ребята, я вижу, что вы все делаете правильно!
- Продолжаем разговор о библиотеке. Кроме того, что в библиотеке мы пользуемся книгами, газетами, журналами, словарями или справочниками, мы еще можем узнать много интересного, рассмотрев выставку, организованную в читальном зале.
(Показывает выставку «О творчестве А.С. Пушкина» или др.)
Библиотекарь:
А сейчас поговорим о книгах, которые вам читали мамы, или папы, или бабушки. Назовите свои любимые книги. (Ответы детей) Какие истории или сказки вы любите больше всего: страшные, веселые, грустные, смешные, загадочные…? (Ответы детей)
Библиотекарь:
Я предлагаю вам немного погрустить и послушать «Грустную историю» о дневнике, тетради и учебнике, которую написал писатель Евгений Флорентьев.
Говорили печально дневник и тетрадка:
«В мире нет, к сожалению, больше порядка.
Мы к неряхе попали, он нас загубил,
Он обложки красивые чаем залил».
«Ах, как я отощала,- вздохнула тетрадь,-
Было много страниц, а теперь только пять.
И ошибок на этих страницах полно.
Лодырь бросил меня и умчался в кино».
«О, не плачьте, коллега, - ответил дневник.-
К двойкам этот мальчишка, как видно привык».
«Что же делать нам, братья?- учебник спросил,-
Весь в пыли я, забыт, и совсем я без сил.
Был я создан, чтобы знания детям давать,
А бездельник забросил меня под кровать!»
Не сдержавшись, заплакал облезлый портфель,-
«Был я прежде красавец- весь в дырах теперь!»
«И по комнате стоны и вздохи неслись-
Ручки в новом пенале от страха тряслись…
А лентяй ел конфету и шел из кино.
Видим мы, что неряхе тому все равно.
Я надеюсь, что этот печальный рассказ
Не касается, дети, кого-то из вас…
- Ну что ж, пора поговорить о правилах обращения с книгой и поведения в библиотеке.
(Беседа - диалог с детьми)
Итак, давайте еще раз закрепим все правила, о которых мы сейчас говорили.
1. Входя в библиотеку необходимо поздороваться с библиотекарем.
2. В библиотеке не бегай, соблюдай тишину, разговаривай вполголоса.
3. Бережно обращайся с книгами, газетами и журналами: не заламывай страницы, а пользуйся закладками, не пиши на страницах ручкой, а делай пометки карандашом, не ешь во время чтения, не бери книгу грязными руками, не кидай её и т. д.
4. После чтения, поставь книгу на место.
5. Если ты взял книгу домой, верни её вовремя в сохранности: чистой и подклеенной, если ты нечаянно её порвал.
6. Если ты все-таки книгу потерял, её необходимо заменить другой.
7. Самое главное: береги книгу!
Библиотекарь:
- И в заключение нашей встречи посчитаем все пожелания, которые я вам приготовила. Я буду произносить свои пожелания вам, а вы их хором будете считать и обязательно соблюдать:
Пусть всё получится в жизни у вас – РАЗ!
Здоровы были чтоб в жизни всегда – ДВА!
Чтоб душу грело изнутри – ТРИ!
Чтоб жили все в добре и мире – ЧЕТЫРЕ!
Чтоб никогда не унывать – ПЯТЬ!
Пятерок чтобы вам не счесть- ШЕСТЬ!
Чтобы вы тепло дарили всем – СЕМЬ!
Мы настроение хорошее с собой уносим – ВОСЕМЬ!
Что хорошо все будет, верить – ДЕВЯТЬ!
Приятно знать, что мир чудесен – ДЕСЯТЬ!
Желаю всем добра, здоровья и старанья.
Прощаюсь с вами и говорю всем ДО СВИДАНЬЯ!
В сценарии использована часть материала Н.И. Силецкой,
заведующей библиотекой школы №664 Восточного округа, г. Москва
/ журнал «Школьная библиотека» №6-2005 г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с библиотекой.Мы и книги."
Знакомство учащихся со строением книги....
Библиотечный урок (знакомство с библиотекой) в 1-м классе. Тема: "Как Катя в таинственном лесу клад искала".
Библиотечный урок (знакомство с библиотекой) в 1-м классе. Тема: "Как Катя в таинственном лесу клад искала"....
1 класс. Знакомство с библиотекой
Первое посещение в библиотеку, очень важное мероприятие. И от него зависит настрой первоклассников на посещение библиотеки. Первое посещение должно быть увлкалельным, интересным и не навязчивым. В дан...
Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"
конспект...
Знакомство с библиотекой
Из этой презентации ученики узнают о значении слова библиотека, о систематизации книг в библиотеках....
Знакомство с библиотекой
Урок для учащихся первых классов.Педагог-библиотекарь знакомит первоклассников со школьной библиотекой, объясняет правила и механизмы работы абонемента и читального зала.Форма урока: беседа с элемента...
Знакомство с библиотекой
Урок для учащихся первых классов.Педагог-библиотекарь знакомит первоклассников со школьной библиотекой, объясняет правила и механизмы работы абонемента и читального зала.Форма урока: беседа с элемента...