Пасха на Руси.
классный час (2, 3 класс)

На это внеклассном мероприятии учащиеся знакомятся  с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора,  русскими  народными песнями, хороводами, играми. Воспитание у детей  любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha_na_rusi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Пасха  на Руси.

Задачи:

  1. Воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа, пробуждение интереса к русскому фольклору,  старинным русским обрядам.
  2. Знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора, совершенствование уровня исполнения  русских народных песен, хороводов, игр и других жанров фольклора,  знакомство с игрой на народных музыкальных инструментах.
  3. Формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей каждого ребёнка, активизация творческой фантазии и воображения.

Оборудование:   Выставка детских рисунков «пасхальное яйцо», выставка пасхальных открыток, русские народные инструменты: балалайка, трещотки, ложки, треугольник, колокольчик, ксилофон, свирели, пищалки, аккордеон, запись колокольного звона; веточки ивы с листочками; оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, крашенные пасхальные яйца, домашняя утварь.

Ход урока.

Дети в русских народных костюмах поделены на две группы: девочки и мальчики. В руках – веточки ивы. Каждая группа заходит в зал со своей закличкой.

  1. Здравствуйте гости дорогие!  Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе.

  1. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. Это самый главный православный праздник. Этот праздник восходит к временам, когда воскрес Христос, на третий день после этого события, с этого момента люди начинают красить яйца. На Руси праздник Пасхи начали праздновать после Крещения, около 1000 лет назад.

  1. В этот день старики расчёсывали волосы, с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

  1. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть»  и  «веселиться красно солнышко».  Дети же обращались к солнцу, к весне с  помощью заклички.

Девочки.

Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за тёмных лесов.

Из-за синих морей

Приходи,

Солнцем, светом озари!

Мальчики.

Жаворонки, перепелушки,

Птички, ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Дети встают  у расставленных полукругом стульев.

Учитель.  Вы, дети, зашли  с закличками.  Кого вы закликали?

Дети. Весну.

У. какие народные праздники приносит с собой весна?

Д. Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху.

У. Весна от нас далеко. Чтобы нас она услышала, давайте ещё раз её покличем.

Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.

Д. Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким ( поднимают веточки),

С корнем глубоким ( приседают с веточками),

С дождями сильными ( идут в центр),

С хлебами обильными ( расходятся в круг)!

Дети поднимают веточки ивы, образуют «воротики».  Учитель  включает аудиозапись весеннего леса.  В класс входит девочка – Весна, проходит через «воротики» несколько раз, останавливается  в центре круга.

Д.Весна-красна,

Где бывала?

Весна.

В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила.

Д.  Весна-красна,

На чём пришла?

Весна.

На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жёрдочке,

На бороздочке.

На ржаном колоску.

На пшеничном пирожку!

Д. Весна-красна,

Что нам принесла?

Весна.

Соху, борону

И кобылку ворону,

Солнца клочок

И соломки пучок!

Д. Весна-красна,

Что в подарок принесла?

Весна. Светлый праздник – Святу Пасху!

Дети ставят веточки ивы в большую вазу, садятся на места.

1. С куличами, весельем и радостью

Пасха Красная вновь к нам пришла,

Чтоб наполнились души благостью,

Чтоб надежда в сердцах жила.

У.- У каждого большого  церковного  праздника, у Пасхи есть свои народные обряды – для пасхального стола пекут куличи, по специальному рецепту готовят творожную пасту, красят яйца.

В старину, как и сейчас, яйца окрашивали в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели.  Перед Пасхой в магазинах продавались и посей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно не только окрасить яйцо в какой-нибудь цвет, но и расписать цветами, орнаментами или нарисовать какую-нибудь картинку. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой или серебряной краской писали: «ХВ».

А если на яйце была нарисована сосна, это означало долголетие и здоровье. Звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю. Листья дуба – символ силы и мужества, знаки воды – символ бесконечной жизни. (Выставка рисунков пасхальных яиц).

1. Луч надежды светит нам с небес,

Наполняет сердце благодатью,

В этот светлый день Христос Воскрес!

Наступил чудесный, добрый праздник!

2. Пусть любовью озарится мир,

Постучатся в дом улыбки, радость,

Будет светлым каждый жизни миг,

Будьте счастливы в чудесный праздник Пасхи!

У. - В светлое Христово воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе» - и ответным:  «Воистину воскресе!»

( Дети с преподавателем под гитару исполняют песню «Христос Воскрес»  А. Майкова ).

У. - На пасху разрешается всем желающим, в том числе детям Звонить в церковные колокола. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы с вами послушаем запись звона колоколов.

Учитель включает запись пасхального перезвона.

У. Каким у вас стало настроение после звучания колокольного звона?

Д. Радостным, праздничным.

У. От чего зависит высота тона колокола?

Д. От металла, из которого отлит колокол.

У. Почему мы говорим: «серебряный звон»,  «малиновый звон»?  Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью.

Пасхальный благовест.  С  Есенин.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понесли удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

У. К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Слово это означает поющие под окном.

В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов. Напоминающий святочное колядование.   Волочебники славили хозяев,  поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков.

Им выносили яйца, сало. Молоко, пироги, деньги. Послушайте волочебников.

Мальчик 1.

Ну-те, братцы-товарищи!

Собирайтесь до кучечки!

Пройдёмте в то село,

Поздравим их с праздником,

Со Христовым днём,

С красным яйцом!

Мальчик 2.

Не гуси летят, не лебеди –

Христос воскрес на весь свет!

Идут-бредут волочебники,

Волочебники-полуночники:

«Челом здоров, хозяинушка!

Чи спишь-лежишь аль спочиваешь?»

Мальчик 3.

Нам подарок поднесёшь –

Своё счастье сбережёшь!

Не жалей, не береги,

По яичку одели!

Да пожалуй-ко яичко

Ещё красненькое,

Что на красном блюдце

И при добрых людях!

У. Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово волочебники?

Д. Волочить, волочить ноги.

У. Давайте исполним старинную песню.

Дети исполняют русскую народную песню «На горе-то калина»                   ( хоровод).

У. С каким настроением вы водили этот хоровод?

Д. С весёлым, радостным, светлым, озорным.

У. Вы обратили внимание, что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

У. - Круг символ солнца. Крестьяне считали его способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота.

Пасхальная неделя – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянках.

В традициях русского народа были музыкальные игры-пляски – весёлые и задорные, под гармошку.

Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет плясать. А мы похлопаем.

Проводится игра-пляска «передача платочка» под русскую народную мелодию.

У. Пасхи в старину не было без качелей.

Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули, были чрезвычайно любимы и популярны в пасхальных народных гуляньях.

Девочки исполняют качульные частушки:

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Верёвок не хватает.

Подкачнуся высоко

И увижу далеко,

Где мой братка гуляет,

Червоно яйко катает!

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся!

Раскачайте, раззыбайте.

Я скажу вам жениха:

Соне-то Кузеньку, ха-ха-ха!

Тане-то Витеньку, ха-ха-ха!

Я качаюсь, нарываюсь,

Мне не надо жениха!

Я качаюсь, нарываюсь.

Мне не надо жениха!

На Святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься!

У. В Пасхальную неделю повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных музыкальных инструментах. А какие из них  узнаете, отгадав загадки.

1. Хороводом мы пойдём,

Песню громко запоём,

Забренчит нам, угадай-ка,

Веселушка …  балалайка.

2. Есть у нас весёлый друг,

Очень любит звонкий стук.

Тут вопрос совсем не труден,

Знают все, что это… бубен.

3. Ящик на коленях пляшет,

То поёт,

То громко плачет. ( Гармонь).

4. Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется …  свирель.

5.Громче флейты, громче скрипок,

Громче труб наш великан,

ОН ритмичен, он отличен

Наш весёлый…. барабан.

У. Какие народные инструменты ещё знаете?

Д. Балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки.

У. Выходите, музыканты, поскорей!

В Святу Пасху нам сыграйте поскорей!

Дети, играющие на различных инструментах, исполняют русскую народную мелодию «Калинка».

У. Как всякий Большой праздник, Пасха заполнена различными забавами, играми.

Игры.

1. «Не урони яйцо».

Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернётся на место.

2. «Дружеское рукопожатие».

Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать три шага вперёд, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на пять шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать пять шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.

3. «Чьё яйцо крепче?»

Вызываются два человека. Им даётся по одному яйцу, и они должны их стукнуть друг об дружку. Чьё яйцо окажется крепче?

У. – Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха.  Большое спасибо за помощь в организации и проведении праздника……  

Но, как говорится, соловья баснями не кормят. Приглашаем всех присутствующих  на чай с пирогами, куличами.

Проходите! Проходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

- Давайте закончим наш праздник  весёлой русской народной песней.

Под ксилофон исполняется русская народная песня «Калинка»,

  «Пойду ль да выйдуль я»

Литература:

  1. Календарные, фольклорные, тематические праздники. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К.  Москва, 2006 г.
  2. Игровые праздники  и тематические вечера. Скоркина Н.М. Волгоград, 2002 г.
  3. Газета  «Начальная школа»,  № 5, 2007 г.
  4. Праздники народов России. Энциклопедия. Москва., 2002 г.
  5. Православные и народные праздники. И Громова., Москва, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....

Устный журнал "Православные традиции на Руси. Светлый праздник Пасхи"

Данное занятие  знакомит детей с обычаями православной церкви – празднованием Светлой Пасхи; прививает интерес к традициям наших предков; способствует воспитанию сострадания, терпения, прощ...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.

Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"...

Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси

Российская школа в своем развитии прошла  длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С  тех пор произошло немало изменений....