«Почему мы любим кошек и собак».
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Маргарита Николаевна Щадных

Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_._pro_koshek_i_sobak_.doc49.5 КБ
Файл prez.pro_koshek_i_sobak.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»

«Почему мы любим кошек и собак».

Урок окружающего мира в 1 «Б» классе

    Подготовила: Щадных Маргарита Николаевна

                   учитель начальных классов  

2018 г.

Окружающий мир

         

         Тема: «Почему мы любим кошек и собак?» [СЛАЙД № 1]

Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и радости открытия новых знаний.

II. Актуализация знаний.

Урок окружающего мира сегодня он необычный, так как у нас гости.

Давайте поприветствуем, друг друга за партой и скажем такие слова:

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.  И так, мои хорошие, желаю вам успеха  на уроке  по окружающему миру, тема которого…, хотя  назвать её мне  поможете  вы …..чуть позже. Будьте внимательны

Я рада, что у вас отличное настроение, надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно.Дети, прежде чем начать изучение нового материала нам нужно повторить то, что изучали на предыдущем уроке.

1. Загадка.

1) Мордочка усатая, шубка полосатая,

Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)

2) Проживает во дворе в личном доме – в конуре,

И на всех кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака)

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.

Глаза, усищи, хвостище

А моется всех чище. (Кошка)

* * *

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком

А хвост колечком. (Собака)

– Предположим, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О кошках и собаках)

– Прочитайте тему урока на с. 42.

(Почему мы любим кошек и собак)

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставили перед собой?

– Познакомимся с различными породами собак и кошек; с условиями их жизни и особенностями ухода за домашними животными.

Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

– Сегодня на уроке вы будете моими помощниками.

IV. Работа по теме урока.

– На какие две большие группы можно разделить животных?

(Дикие и домашние)

– Чем отличаются домашние животные от диких? Все ли животные добывают сами пищу и строить жилье?

(Домашние животные не добывают самостоятельно пищу, жилье строит человек.)

– Какие домашние животные есть у вас дома?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается

А с водой не знается. (Кошка)

– Что вы знаете о кошках?

Кошка – обыкновенный зверек. У нее очень тонкий слух. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть. Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах. Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведь все кошки – охотники.

Помогает кошкам очень острое зрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когти прячут в мягкие подушечки лапок. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу-не вырваться.

– Какие породы кошек вы знаете? [СЛАЙД № 2]

(Персидская [СЛАЙД № 3], сиамская [СЛАЙД № 4], ангорская [СЛАЙД № 5], сибирская [СЛАЙД № 6], сфинкс [СЛАЙД № 7], вислоухая [СЛАЙД № 8], бенгальская [СЛАЙД № 9])

– Кто желает рассказать о своем домашнем питомце?

1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на с. 42. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой?

В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.

– Отгадайте следующую загадку.

Не говорит, не поет

А кто к хозяину идет? –

Она знать дает.

(Собака)

– Правильно. Дальше наш разговор будет о собаках.

– Что вы знаете о собаках?

Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к человеку из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно 15 тыс. лет назад.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.

Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте отыскивать дичь и приносить ее хозяину.

– Какие породы собак вы знаете?

(Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)

Все породы собак делятся на три группы [СЛАЙД № 10]:

– служебные

– охотничьи

– декоративные.

– Почему этих собак называют служебными?

Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор [СЛАЙД № 11], сенбернар, ньюфаундленд, черный терьер [СЛАЙД № 12].

– Что вы знаете об охотничьих собаках?

Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие [СЛАЙД № 13], сеттеры, таксы [СЛАЙД № 14], фокстерьеры и др. 

– Что вы можете сказать о декоративных собаках?

Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, болонок [СЛАЙД №  15], пекинесов, чау-чау [СЛАЙД №  16].

Кроме этих пород есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице[СЛАЙД № 17]. На севере используют собачьи упряжки как средство передвижения [СЛАЙД № 18]. Такие упряжки остаются важным видом транспорта.

Во время войны собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали собаки – Белка и Стрелка. Все это было увековечено в памятниках собакам:

– памятник Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж) [СЛАЙД № 19]

– памятник преданности собаки (г. Тольятти) [СЛАЙД № 20]

– памятник собаке-космонавту (г. Ижевск) [СЛАЙД № 21]

– памятник служебным собакам МВД России (г. Новосибирск)

[СЛАЙД № 22].

В наше время собаки выполняют много важных функций: служат в полиции (ищут наркотики и взрывчатку), охраняют границу России.

– Кто расскажет о своем четвероногом друге?

– Рассмотрите рисунок на стр. 43. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой?

Собакам нужен сбалансированный корм: мясо и кости, растительные добавки – овсяные хлопья и овощи. Для ухода за шерстью ее расчесывают специальной щеткой. Собака нуждается в движении, ее надо выгуливать, можно обучать простым командам. Собаку надо показывать ветеринару, им делают прививки от бешенства (и не только).

2. Беседа.

Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому, что не только ответственность за них ожидает нас с приобретением питомца, но и наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки.

Давайте послушаем стихотворение Г.Мельниковой «Котенок».

Котенок

(Г.Мельникова)

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис-кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

Это грустное стихотворение, но, к сожалению, такое встречается и в нашей жизни. Все чаще на улицах города можно встретить бродячих кошек и собак. Чтобы такого не случилось, помните твердое правило: животные – не игрушка. Не берите котят или щенков от матери. Не относите животных от места их обитания, чтобы они не заблудились. Прежде, чем взять котенка или щенка, спросите, согласны ли родители, подумайте: готовы ли вы кормить питомца, занимать его, убирать за ним. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш маленький друг остался бездомным. Ведь не зря эпиграфом нашего урока стали слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

3. Работа в рабочей тетради.

– Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?

– Какое правило забыл один из мальчиков?

– Почему опасно гулять с собакой без ошейника и поводка?

– Выполните задание.

4. Викторина.

Кто родится с усами? (Котенок)

* * *

Эти шалунишки

Играют в кошки-мышки. (Том и Джерри)

* * *

Он – кот, звезда экрана.

Практичен, мудр и деловит

Сельскохозяйственными планами

На всю Россию знаменит. (Матроскин)

* * *

Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

* * *

Однажды он стал главным в лесу

И взял в жены лису. (Котофеевич)

* * *

Сидит на окошке,

И хвост, как у кошки,

И нос, и усы,

А не кошка. (Кот)

VII. Подведение итогов урока.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

Домашнее задание: найти стихи, рассказы о собаках и кошках.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. Кошка Черный нос, колечком хвост, Дом охраняет, Громко лает, Кошек пугает! Собака

Слайд 2

Тема урока: «Почему мы любим кошек и собак?» Учитель начальных классов: Щадных Маргарита Николаевна.

Слайд 3

С О Б А К И

Слайд 4

Дикие родственники собак Человек приручил собаку еще в каменном веке

Слайд 9

Собаки на войне Собаки - космонавты Памятник собаке Бальт

Слайд 10

Собаки на службе людей «Профессии» собак «Охотники» «Ищейки»

Слайд 11

« Пограничники» «Полицейские» «Спасатели»

Слайд 12

Ездовые «Пастухи» «Поводыри» «Циркачи»

Слайд 14

К О ш К И

Слайд 15

Дикие родственники кошек

Слайд 16

Породы кошек Персидская Сибирская Русская голубая Сиамская

Слайд 17

«Профессии» кошек «Охотники» «Синоптики» « Лекари» «Артисты»

Слайд 18

Как ухаживать за кошкой и собакой

Слайд 19

Ветеринар – специалист, ухаживающий за животными. Ветеринар – это врач, который лечит и помогает животным, если они заболели. Владельцы животных обязательно должны периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения.

Слайд 20

- Кто лечит животных? Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ...

Слайд 21

– А в каком произведении мы его встречали? – Кто по профессии Айболит?

Слайд 22

22 Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков. Для питания животных нужны три миски: для еды, молока и воды Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет. Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской. Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поили выгуливал. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.

Слайд 23

23

Слайд 24

24 Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приучили .»

Слайд 25

Спасибо за работу! Вы молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему мы любим кошек и собак

Интересные живые фотографии выполнены автором. Презентацию можно использовать на уроке окружающег мира и внеклассных  мероприятиях....

Урок по окружающему миру в 1 «А» классе по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»22 марта 2013 года

Урок по окружающему миру в 1 «А» классе  по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»Дата проведения:22 марта 2013 года...

Открытый урок "Почему мы любим кошек и собак". (Окружающий мир по А.А.Плешакову)

Помещённый ресурс содержит структуру и  ход урока, технологическую карту, схему зоны внимания учителя при опросе учащихся, а также творческую ученическую  презентацию по теме урока....

Урок окружающего мира 1 класс "Почему мы любим кошек и собак?"

Окружающий мирТема: «Почему мы любим кошек и собак?»Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их м...

Тема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

План-конспект урока по Окружающему миру  в 1 классе по программе «Школа России» согласно требованиям ФГОС....

ТЕМА: «Почему мы любим кошек и собак?».

•Цель: воспитывать доброе и отзывчивое отношение к животным. •Задачи: •-расширять представления о кошках и собаках, знакомить  с правилами ухода за кошками и собаками, учить работать ко...