Прощание с Букварём
материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
Прощание с Букварём
Учитель: Ребята, сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой – букварём. Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября. Закройте глаза. Я буду считать и как только скажу «пять» - откройте. У нас снова наступит 1 сентября. ( На сцену слева выходит мальчик Букварь. Справа – первоклассник с букетом.)
Первоклассник: Если сад цветами запестрел, в поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел – значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет, от волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет – подарю учительнице в школе. Букварь: Ждёт с волнением, как встарь, и девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Букварь среди ярких, толстых книжек.
Эта книга всем нужна: учит грамоте она. (Обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать – научись, малыш, читать.
Первоклассник: (недовольно отвернувшись)
И зачем было идти? Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер, буду целый день играть,
В интернет письмо писать.
Букварь: Подожди, не торопись, лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь и включиться в интернет.
Грамотою не владеешь – подключаться толку нет: насмешишь ты целый свет!
Первоклассник: (возмущённо)
Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.
Букварь: ( показывает на вошедшую букву)
Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?! Скажет каждый во дворе: перед нами буква «рэ».
Буква Р : (топает ногами)
Я - не рэ, не рэ, не рэ, хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах», «тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом и реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например. Моё имя – буква «эр»!
Первоклассник: (смущённо)
Извините, я не знал, но я правильно читал…
(Буква Р уходит)
Букварь: Да, читать – это полдела. Потруднее написать.
Надо звуки, надо звуки, надо звуки различать.
Учитель: Тысячи разных звуков окружают человека. Но для нас важны звуки речи. Сами по себе звуки речи вроде бы ничего не обозначают о, д, м, - никто ничего не поймёт, но достаточно произнести их в другом порядке д, о, м – как становится ясно о чём идёт речь. Звуки речи изучает особая наука – фонетика. На какие две группы можно разделить все звуки? Мы отправляемся в Город Букв. У меня есть волшебная палочка, с помощью которой можно оживить жителей этого города.
(Дети встают паровозиком и под фонограмму песни «Голубой вагон» медленно двигаются по кругу. Учитель, сделав рукой несколько воздушных витков, касается звуковичка А)
Звук А: (испуганно) А-а-а.
Учитель : Ты испуг ?(демонстрирует картинку эмоцию)
Звук А: А-а-а.
Учитель: Ты не бойся звук а! Ребята знают, какие буквы тебя обозначают.
Ну-ка, буквы, не сидите. Скорее к звуку выходите! (Буквы А,Я выходят)
Звук один, а буквы две, непонятно что-то мне.
Буква А : Если впереди согласный твёрдый, звук а обозначаю я – буква А.
Я- начало алфавита, тем, друзья, и знаменита.
А узнать меня легко: ноги ставлю широко.
Два столбца наискосок, между ними поясок.
Буква Я: Если впереди согласный мягкий, звук а обозначаю я – буква Я. Я – самая хвастливая!
Звук О: О-о-о!
Учитель: Ты догадка?
Звук О: О-о-о!
Учитель: Молодец, что догадался к нам звук о прийти. Велю платья для гостя внести!
Буква О: Если впереди согласный твёрдый, звук о обозначаю я – буква О.
Посмотри на колесо - и увидишь букву О.
Во мне нет ни уголка, оттого, что я кругла.
Буква Ё: Если впереди согласный мягкий, звук о обозначаю я - буква Ё.
У меня две точки, словно в лесенке гвоздочки.
Звук У: У-у-у.
Учитель: Ты плачешь? Да не плачь же ты, звук у! Твои платья – буквы приглашу!
Буква У: Если впереди меня согласный твёрдый, звук у я обозначу.
Я буква У, совсем проста: тяну рожки из … хвоста.
Буква Ю: Если впереди меня согласный мягкий, звук у я обозначу.
Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось: получилась … буква Ю.
Звук Э: Э-э-э! (вздыхает)
Учитель : Ты досада? Не печалься, отдохни. Платья в дар от нас прими!
Буква Э: Звук Э я обозначаю только тогда, когда нахожусь в начале слова или после гласной: эхо, поэтому.
Я всегда с раскрытым ртом и большущим языком.
Буква Е: Если впереди меня согласный мягкий, звук э я обозначу.
Звук И: И-и-и. (напевает)
Учитель: Ты весёлый, добрый И? Только платьице одно в дар тебе оно дано!
Буква И: Перед тобой всегда стоит согласный мягкий, обозначу я – буква И.
Я наискосок примеряла поясок. Снизу вверх его тянула -
К правой ножке пристегнула.
Звук Ы: Ы-ы-ы. (Мечтательно)
Учитель: Перестань мечтать, звук ы! Вот твоё платье уже, посмотри!
Буква Ы: Передо мной всегда стоит согласный твёрдый.
Я, бедняжка, буква Ы. Брожу с палочкой, увы!
Учитель: Ну-ка, гости, дорогие, попрошу вас сосчитать,
Сколько нынче гласным звукам пришлось платья примерять?
Значит, в русском языке шесть гласных звуков. Запомним это. Гласные звуки хотят вам что-то сказать.
Гласные звуки: (хором)
Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.
Учитель: Ну-ка, гости, дорогие, попрошу вас сосчитать:
Ну а сколько гласных букв пришлось на праздник к нам созвать?
Запомним: в русском языке десять гласных букв.
Букварь: Надоело мне скучать, я хочу игру начать.
В ручеёк встаём, друзья, стану-ка я звуком А.
(Проводится игра «Ручеёк». Построение пар сопровождают слова:)
- Поищите-ка слова, где вначале есть звук А
- Поищите-ка слова, где в середине есть звук А
3.Поищите-ка слова, где в конце стоит звук А Учитель: Сами себе похлопаем. Молодцы! Проходите на свои места. Букварь: Гласные звуки в песенке звонкой могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка, но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, но не хочется им петь.
Под фонограмму из мультфильма «Бременские музыканты» вбегают буквы М,Н, Р,Л,Й.
Буква М: Звучные, смирно! По порядку назовись! А начну я с себя.
М, М, а буква М. Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: два звука обозначает буква М.
Буква Н: Н, Н ,а буква Н. Там я букву Н найду, где гамак висит в саду.
И понятно сразу всем: два звука обозначает буква Н.
Буква Р: Р,Р, а буква Р. Буква Р – на мачте парус, вдаль плывёт, небес касаясь.
И понятно сразу всем: два звука обозначает буква Р.
Буква Л: Л, Л, а буква Л. Парад букв продолжит наш буква Л – лесной шалаш.
Буква М: Эй, разбойник, не икай, лучше выпей крепкий чай.
Буква Й: А я вовсе не икаю, такой звук обозначаю.
Называюсь я «И кратким». Я, как И в твоей тетрадке,
Но не путай меня с И: сверху галочку пиши.
Учитель: Следующая остановка парных звуков.
У звучных пары нет, мы это помним твёрдо.
Но что же вижу я? Здесь пары стоят гордо.
Дети выходят парами под фонограмму песни «Вместе весело шагать»
Буквы (хором):
Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам.
Парный звук произносить лучше хором (3 раза).
Буква Г: Г, Г, а буква Г. Как цапля на одной ноге.
Буква К: К, К, а буква К. На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит – буквой К на нас глядит.
Буква Г протягивает букве К руку : Ходим парой, произносим браво!
Буква З : З, З , а буква З. На меня ты посмотри: я совсем как цифра три.
Буква С: С, С, а буква С. Как мой серпик светится в небе ясным месяцем?
Буква Д: Д, Д, а буква Д. Я домик аккуратный с высокой крышею двускатной.
Буква Т: Т, Т, а буква Т. Я молоток, стучу: «Тук-тук!» Букве Т я старый друг.
Буква Б: Б, Б, а буква Б. Я хожу с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Буква П: П, П, а буква П. На хоккее, на футболе буква Б – ворота в поле.
Буква В: В, В, а буква В. К единице три приставили- быстро вы меня составили.
Буква Ф: Ф,Ф, а буква Ф. Федя ходит руки в боки, значит выучил уроки.
Буква Ж: Ж – всегда твёрдый звук, а буква Ж. Жук давно уполз уже.
Буква Ш: Ш – всегда твёрдый звук, а буква Ш.
Ну не правда ль хороша, потому что из неё можно сделать Е и Ё.
Учитель: Наградим пары дружными аплодисментами. Во всех домишках мы погостили? Может быть, про кого- то забыли?
Непарные согласные буквы:
Забыли про меня, и про меня и про меня. Мы не звонкие, глухие, одинокие такие.
Буква Ч: Ч – всегда мягкий звук обозначаю я.
Да, вы правильно решили: я пишусь ведь как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
Буква Щ: Щ – всегда звук мягкий обозначаю я.
Я, как играющий щенок, кверху лапками прилёг.
Буква Х: Х, Х – глухих два звука обозначаю я.
Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.
Буква Ц: Ц – всегда звук твёрдый, одинокий, гордый обозначаю я.
Буква Ц – внизу крючок, точно с краником бачок.
Учитель: Давайте буквы поблагодарим… И немножко помолчим.
В тупичке беззвучных букв поселилась тишина,
Королевою здесь стала почему-то здесь она. Почему?
Твёрдый знак и мягкий знак звуков не обозначают,
Но для них работа есть, в городишке не скучают.
Мягкий знак: Я – мастак, мягкий знак, я смягчаю, предупреждаю.
Учитель: Кого смягчает мягкий знак? Кого предупреждает?
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Нас.
Учитель: О чём он вас предупреждает?
Буквы Е, Ё, Ю, Я: О том, что мы можем обозначать два звука, если стоим после него.
Твёрдый знак: Ну а я – твёрдый знак, тоже не скучаю, их предупреждаю.
Учитель: По алфавиту ли построены буквы в нашем Городе Букв? А у меня возник вопрос, что такое алфавит? Давайте, поделившись на команду взрослых и детей, вспомним этот строгий порядок, называя буквы поочерёдно.
Вы букварь прошли до корки, вам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд слогового чтения,
Получайте за заслуги удостоверения. Ученики торжественно награждаются удостоверениями и детскими книгами.
Учитель : Ну что же, пришло время сказать «До свидания» умной и доброй книге, научившей вас читать, мечтать, размышлять.
Ученики исполняют песню «Чему учат в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Прощание с Букварём"
Сценарий праздника "Прщание с Букварём" по программе "Школа 2100". К сценарию прилагается презентация, которую могу выслать....
Прощание с букварём
Материал для учителей, работающих в первых классах. Используется после окончания работы с букварём или азбукой....
Презентация к празднику "Прощание с букварём"
Материал к празднику....
Праздник «Прощание с Букварём»
Хороша сегодня школа,Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём! Если всё у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда! Заходите, пр...
Открытый урок в 1 классе "Прощание с букварём"
К концу III четверти обучающиеся 1 класса заканчивают изучение Букваря. Учитель вместе с родителями готовит большой праздник. На уроке в игровой форме дети закрепляют знания об изученных буквах и звук...
Внеклассное мероприятие «Прощание с букварём!»
Подготовлено и проведено совместно с учителями: Хановой Т.В., Загорулько Е.В., Русиновой Н.В....
Праздник "Прощание с Букварём"
Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса...