Прощание с Букварём
материал (1 класс)

Праздник для первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_bukvaryom.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Букварём

Учитель:   Ребята, сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой – букварём. Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября. Закройте глаза. Я буду считать и как только скажу «пять» - откройте. У нас снова наступит  1 сентября.                                                                                            ( На сцену слева выходит мальчик Букварь. Справа – первоклассник с букетом.)

Первоклассник:     Если сад цветами запестрел, в поле колос налился пшеничный,

        В огороде урожай поспел – значит, праздник близится отличный.

        Надеваю брюки и жилет, от волнения сердечко ноет,                                                                    

        Мама приготовила букет – подарю учительнице в школе.                                                              Букварь:        Ждёт с волнением, как встарь, и девчонок, и мальчишек

        Книга скромная – Букварь среди ярких, толстых книжек.

Эта книга всем нужна: учит грамоте она.                                                                                                      (Обращается к первокласснику)

        Хочешь многое узнать – научись, малыш, читать.

Первоклассник:  (недовольно отвернувшись)

        И зачем было идти? Я читаю лет с пяти.

        Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас,

        Попрошу купить компьютер, буду целый день играть,

        В интернет письмо писать.

Букварь:   Подожди, не торопись, лучше к школе приглядись,

        А уйти всегда успеешь и включиться в интернет.

        Грамотою не владеешь – подключаться толку нет: насмешишь ты целый свет!

Первоклассник:  (возмущённо)

        Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.

Букварь: ( показывает на вошедшую букву)

        Эту тоже?

Первоклассник:

        Ну а как же?! Скажет каждый во дворе: перед нами буква «рэ».

Буква Р : (топает ногами)

        Я -  не рэ, не рэ, не рэ, хоть пишусь я во «дворе»!

        Ты меня найдёшь в «горах», «тундре», «речке», «берегах».

        Рокочу я громким громом и реву звериным рёвом-

        Вот тигриным, например. Моё имя – буква «эр»!

Первоклассник: (смущённо)

        Извините, я не знал, но я правильно читал…

        (Буква Р уходит)

Букварь:    Да, читать – это полдела. Потруднее написать.

        Надо звуки, надо звуки, надо звуки различать.

Учитель:  Тысячи разных звуков окружают человека. Но для нас важны звуки речи. Сами по себе звуки речи вроде бы ничего не обозначают о, д, м, - никто ничего не поймёт, но достаточно произнести их в другом порядке д, о, м – как становится ясно о чём идёт речь. Звуки речи изучает особая наука – фонетика. На какие две группы можно разделить все звуки?  Мы отправляемся в Город Букв. У меня есть волшебная палочка, с помощью которой можно оживить жителей этого города.

(Дети встают паровозиком и под фонограмму песни «Голубой вагон» медленно двигаются по кругу. Учитель, сделав рукой несколько воздушных витков, касается звуковичка А)

Звук А: (испуганно) А-а-а.

Учитель : Ты испуг ?(демонстрирует картинку эмоцию)

Звук А:  А-а-а.

Учитель: Ты не бойся звук а! Ребята знают, какие буквы тебя обозначают.

        Ну-ка, буквы, не сидите. Скорее к звуку выходите! (Буквы А,Я выходят)

        Звук один, а буквы две, непонятно что-то мне.

Буква А : Если впереди согласный твёрдый, звук а обозначаю я – буква А.

        Я- начало алфавита, тем, друзья, и знаменита.

        А узнать меня легко: ноги ставлю широко.

        Два столбца наискосок, между ними поясок.

Буква Я:    Если впереди согласный мягкий, звук а обозначаю я – буква Я. Я – самая хвастливая!

Звук О:   О-о-о!

Учитель:   Ты догадка?

Звук О:   О-о-о!

Учитель:   Молодец, что догадался к нам звук о прийти. Велю платья для гостя внести!

Буква О:    Если впереди согласный твёрдый, звук о обозначаю я – буква О.

        Посмотри на колесо -  и увидишь букву О.

        Во мне нет ни уголка, оттого, что я кругла.

Буква Ё:     Если впереди согласный мягкий, звук о обозначаю я  - буква Ё.

        У меня две точки, словно в лесенке гвоздочки.

Звук У:          У-у-у.

Учитель:          Ты плачешь? Да не плачь же ты, звук у! Твои платья – буквы приглашу!

Буква У:        Если впереди меня согласный твёрдый, звук у я обозначу.

        Я буква У, совсем проста: тяну рожки из … хвоста.

Буква Ю:    Если впереди меня согласный мягкий, звук у я обозначу.

        Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.

        Ой, смотрите, что случилось: получилась … буква Ю.

Звук Э:        Э-э-э! (вздыхает)

Учитель :  Ты досада?  Не печалься, отдохни. Платья в дар от нас прими!

Буква Э:  Звук Э я обозначаю только тогда, когда нахожусь в начале слова или после гласной: эхо, поэтому.

Я всегда с раскрытым ртом и большущим языком.

Буква Е:   Если впереди меня согласный мягкий, звук э я обозначу.

Звук И:     И-и-и.  (напевает)

Учитель:    Ты весёлый, добрый И? Только платьице одно в дар тебе оно дано!

Буква И:     Перед тобой всегда стоит согласный мягкий, обозначу я – буква И.

        Я наискосок примеряла поясок. Снизу вверх его тянула -

        К правой ножке пристегнула.

Звук Ы:   Ы-ы-ы. (Мечтательно)

Учитель:    Перестань мечтать, звук ы! Вот твоё платье уже, посмотри!

Буква Ы:     Передо мной всегда стоит согласный твёрдый.

        Я, бедняжка, буква Ы. Брожу с палочкой, увы!

Учитель:         Ну-ка, гости, дорогие, попрошу вас сосчитать,

        Сколько нынче гласным звукам пришлось платья примерять?

Значит, в русском языке шесть гласных звуков. Запомним это. Гласные звуки хотят вам что-то сказать.

Гласные звуки:  (хором)

        Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных.

        Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.

Учитель:         Ну-ка, гости, дорогие, попрошу вас сосчитать:

        Ну а сколько гласных букв пришлось на праздник к нам созвать?

        Запомним: в русском языке десять гласных букв.

Букварь:           Надоело мне скучать, я хочу игру начать.

        В ручеёк встаём, друзья, стану-ка я звуком А.

(Проводится игра «Ручеёк». Построение пар сопровождают слова:)

  1. Поищите-ка слова, где вначале есть звук А
  2. Поищите-ка слова, где в  середине есть звук А

3.Поищите-ка слова, где в конце стоит звук А                                                                             Учитель:      Сами себе похлопаем. Молодцы! Проходите на свои места.                                                                                                                     Букварь:      Гласные звуки в песенке звонкой могут заплакать и закричать,                                                                                                                

         Могут в кроватке баюкать ребёнка, но не желают свистеть и ворчать.

        А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, но не хочется им петь.        

Под фонограмму из мультфильма «Бременские музыканты» вбегают буквы М,Н, Р,Л,Й.

Буква М:      Звучные, смирно! По порядку назовись! А начну я с себя.

        М, М, а буква М. Палочка и палочка, между ними галочка.

        И понятно сразу всем: два звука обозначает буква М.

Буква Н:         Н, Н ,а буква Н. Там я букву Н найду, где гамак висит в саду.

        И понятно сразу всем: два звука обозначает буква Н.

Буква Р:          Р,Р, а буква Р. Буква Р – на мачте парус, вдаль плывёт, небес касаясь.

                         И понятно сразу всем: два звука обозначает буква Р.

Буква Л:          Л, Л, а буква Л. Парад букв продолжит наш буква Л – лесной шалаш.

Буква М:         Эй, разбойник, не икай, лучше выпей крепкий чай.

Буква Й:           А я вовсе не икаю, такой звук обозначаю.

        Называюсь я «И кратким». Я, как И в твоей тетрадке,

        Но не путай меня с И: сверху галочку пиши.

Учитель:        Следующая остановка парных звуков.

        У звучных пары нет, мы это помним твёрдо.

        Но что же вижу я? Здесь пары стоят гордо.

Дети выходят парами под фонограмму песни «Вместе весело шагать»

Буквы (хором):

        Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам.

        Парный звук произносить лучше хором (3 раза).

Буква Г:    Г, Г, а буква Г. Как цапля на одной ноге.

Буква К:    К, К, а буква К. На прямую палочку справа села галочка.

        Там поныне и сидит – буквой К на нас глядит.

Буква Г протягивает букве К руку :     Ходим парой, произносим браво!

Буква З :      З, З , а буква З. На меня ты посмотри: я совсем как цифра три.

Буква С:        С, С, а буква С. Как мой серпик светится в небе ясным месяцем?

Буква Д:          Д, Д, а буква Д. Я домик аккуратный с высокой крышею двускатной.

Буква Т:          Т, Т, а буква Т. Я молоток, стучу: «Тук-тук!» Букве Т я старый друг.

Буква Б:         Б, Б, а буква Б. Я хожу с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

Буква П:       П, П, а буква П. На хоккее, на футболе буква Б – ворота в поле.

Буква В:        В, В, а буква В. К единице три приставили- быстро вы меня составили.

Буква Ф:       Ф,Ф, а буква Ф. Федя ходит руки в боки, значит выучил уроки.

Буква Ж:      Ж – всегда твёрдый звук, а буква Ж. Жук давно уполз уже.

Буква Ш:     Ш – всегда твёрдый звук, а буква Ш.

        Ну не правда ль хороша, потому что из неё можно сделать Е и Ё.

Учитель:    Наградим пары дружными аплодисментами. Во всех домишках мы погостили? Может быть, про кого- то забыли?

Непарные согласные буквы:

        Забыли про меня, и про меня и про меня. Мы не звонкие, глухие, одинокие такие.

Буква Ч:      Ч – всегда мягкий звук обозначаю я.  

        Да, вы правильно решили: я пишусь ведь как четыре.

        Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Буква Щ:     Щ – всегда звук мягкий обозначаю я.

        Я, как играющий щенок, кверху лапками прилёг.

Буква Х:        Х, Х – глухих два звука обозначаю я.

        Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.

Буква Ц:          Ц – всегда звук твёрдый, одинокий, гордый обозначаю я.

        Буква Ц – внизу крючок, точно с краником бачок.

Учитель:          Давайте буквы поблагодарим… И немножко помолчим.

        В тупичке беззвучных букв поселилась тишина,

        Королевою здесь стала почему-то здесь она. Почему?

        Твёрдый знак и мягкий знак звуков не обозначают,

        Но для них работа есть, в городишке не скучают.

Мягкий знак:      Я – мастак, мягкий знак, я смягчаю, предупреждаю.

Учитель:              Кого смягчает мягкий знак? Кого предупреждает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я:   Нас.

Учитель:    О чём он вас предупреждает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я:       О том, что мы можем обозначать два звука, если стоим после него.

Твёрдый знак:      Ну а я – твёрдый знак, тоже не скучаю, их предупреждаю.

Учитель:       По алфавиту ли построены буквы в нашем Городе Букв? А у меня возник вопрос, что такое алфавит? Давайте, поделившись на команду взрослых и детей, вспомним этот строгий порядок, называя буквы поочерёдно.

        Вы букварь прошли до корки, вам по чтению пятёрки.

        Позади нелёгкий труд слогового чтения,

        Получайте за заслуги удостоверения.                                                                                                                                                                                         Ученики  торжественно награждаются удостоверениями и детскими книгами.

Учитель :       Ну что же, пришло время сказать «До свидания» умной и доброй книге, научившей вас читать, мечтать, размышлять.

Ученики исполняют песню «Чему учат в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощание с Букварём"

Сценарий праздника "Прщание с Букварём" по программе "Школа 2100". К сценарию прилагается презентация, которую могу выслать....

Прощание с букварём

Материал для учителей, работающих в первых классах. Используется после окончания работы с букварём или азбукой....

Праздник «Прощание с Букварём»

Хороша сегодня школа,Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём! Если всё у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда! Заходите, пр...

Открытый урок в 1 классе "Прощание с букварём"

К концу III четверти обучающиеся 1 класса заканчивают изучение Букваря. Учитель вместе с родителями готовит большой праздник. На уроке в игровой форме дети закрепляют знания об изученных буквах и звук...

Внеклассное мероприятие «Прощание с букварём!»

Подготовлено и проведено совместно с учителями: Хановой Т.В., Загорулько Е.В., Русиновой Н.В....

Праздник "Прощание с Букварём"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса...