Внеклассное мероприятие для обучающихся 2-4 классов. Литературная гостинная по произведениям Валентина Дмитриевича Берестова
план-конспект
Внеклассное мероприятие "Литературная гостинная по произведениям В.Д.Берестова для учащихся начальных классов. Представлен сценарий. предложены материалы презентации, аудио и видео записи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.gostinnaya.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
по произведениям Валентина Дмитриевича Берестова
для учащихся 2 – 4 классов.
Составила:
Боровская Надежда Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №4
Г.Бердск, Новосибирская область
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Ведущий.
Эти замечательные строки написал Валентин Берестов. Слайд 1
Ребята!
Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Валентина Дмитриевича Берестова - поэта, прозаика, переводчика, критика, литературоведа.
1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. “Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. “Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. - Не иначе СССР!” Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: сказки Андерсена и “Гекельберри Финн”, “Одиссея” и баллады Жуковского. Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.
Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.
Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.
Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.
Послушаем стихи, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе”.
Ученики читают наизусть стихотворения “Где право, где лево»
Ведущая.
Слайд 2. Особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Ученик читает наизусть стихотворение В. Берестова “Прогулка с Чуковским”
Мне четырнадцать лет, а ему шестьдесят.
Он огромен и сед, и румян, и носат.
Он о сыне скорбит, я грущу без отца.
Май цветёт. А войне всё не видно конца.
Осторожно мою он решает судьбу
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.
И прочтёт мне стихи, что великий поэт
Сочинил про любовь двадцати семи лет,
Вспомнит то, что меня ещё ждёт впереди.
О поэзия! Души людей береди,
Чтоб нашли в тебе силы и общий язык
Этот хилый мальчишка и крепкий старик.
В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью”
Послушайте шутливое стихотворение, которое Валентин Берестова посвятил К.И. Чуковскому.
Ученик читает наизусть стихотворение
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых важных книг?
Ведущий.
Слайд 3. В 1946 году произведения В.Берестова начинают публиковаться в периодике. А 1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину”
Посмотрите сценку, которую подготовили ребята по этому стихотворению.
Ученики инсценируют стихотворение “Про машину”
Вот девочка Марина,
А вот её машина.
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу.
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила они, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой Мишка.
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять
И завести!
Ведущий.
Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.
Его стихи для малышей полны озорной выдумки.
Ведущая.
Слайд 4. Он стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых “стишков” было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей и малюток.
Ученик читает наизусть стихотворение “Гололедица”
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Стихотворная миниатюра для малышей – одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху. В “крошечных” стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Поэтому, наверно, и, кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.
Ученики читают наизусть стихотворения.
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Весенняя сказка
Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд –
И на реке
Начался
Ледоход.
Тучка
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
Заяц - барабанщик
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Ведущий.
Слайд 5
Давайте поиграем со стихами В. Берестова. В маленьких стишках о школьных предметах, я пропустила слова – названия и ваша задача их отгадать.
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
(щелчок) ПОРТФЕЛЬ
Карандаш в … мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
ПЕНАЛЕ
Почему из-под …
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,—
Вот она его и точит.
ТОЧИЛКА
Я — малютка …,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
… — наоборот.
КАРАНДАШ
Я — … .
Прямота —
Главная моя черта.
ЛИНЕЙКА
Ведущий.
Стихи В. Берестова очень хорошо ложатся на музыку и получаются замечательно весёлые песенки.
Послушайте песенку на стихотворение В. Берестова «Три серых мышки» в исполнении Владимира Щукина
Слайд 6
Дети читают стихи.
Картинки в лужах
В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки.
Непослушная кукла
Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
Что за воспитание!
Просто наказание!?
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет на кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть она лежать,
Все лежать, она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ведущая.
Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:
Как хорошо уметь читать!
Давайте вместе прочтем это стихотворение.
(Дети подхватывают и произносят следующие строки хором)
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий.
Слайд 8. Менее известен Берестов как сказочник.
А тем не менее он написал несколько интересных сказок для детей
- “Как найти дорожку”
- “Змей - хвастунишка”
- “Честное гусеничное”
- “Мастер птица”
Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.
Слайд 9. Послушаем сказку «Как найти дорожку»
Ведущий.
Слайд 10 - Посмотрите , ребята, на этого необычного мальчика. Подскажите, кто это?
(Ответы детей)
(щелчок)
- Правильно – это домовёнок Кузя.
Сказку о домовёнке Кузьке написала Т. И. Александрова, но благодаря усилиям В. Берестова она была издана после её смерти .
Книга увидела свет в 1991 году.
Ведущий.
Слайд 11.
-Легенда утверждает, что Кузька родился в имении Поленово. (Имение известного художника Поленова. Супруги - Берестов В.Д. и Александрова Т.И. прожили там несколько месяцев.)
Он был обнаружен в поленовской бане под веником. Кузька явился в её рисунках смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях “нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся”. Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на “родословную”.
Но Кузька – не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё хранитель “живого великого языка”. Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими для детского уха с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька всё удивляется: “Вот тетёха, недотёпа, невразумиха непонятливая!”
Татьяна Александрова так и не увидела книжку изданной.
В.Берестов подготовил полный текст сказки про Кузьку к изданию.
По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым . Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей.
С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.
Показ отрывка из м/ф
Ведущий.
Слайд 11
- Ребята, давайте вспомним, какие стих звучали сегодня в нашей литературной гостиной. А помогут вам иллюстрации.
Петушки
Гололедица
Больная кукла
Картинки в лужах
Тучка
Про машину
Как хорошо уметь читать – Читалочка
Где право, где лево.
Слайд 12.
Ведущий.
Валентин Дмитриевич стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора.
“Берестов, - писал поэт Коржавин, - это прежде всего талантливый, умный и , если можно так выразиться, весёлый лирический поэт”.
Я не верю в опустевший двор,
Я играю с вами до сих пор.
Посмотрим видео фрагмент, в котором В.Д. берестов под гитару поет свои стихи
Слайд 13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источники.
1. Писатели нашего детства”, ч.1., биографический словарь, Изд “Либерия”, 1999 г.
2. Ирина Линкова “О писателях. Валентин Берестов”
3. Марина Аромштам “С днем рождения, домовенок!”
4. http://rusmarina2007.livejournal.com/253888.html
5. http://er3ed.qrz.ru/berestov.htm
6. http://www.playroom.ru/content/view/435/
7. http://biografii.my1.ru/index/berestov_v_d/0-72
8. https://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное внеклассное мероприятие для обучающихся 1-4 классов "Осенины"
Данное мероприятие разработано для обучающихся 1-4 классов. Праздник посвящён осени. Ребятам, в качестве разминки, предложено отгадать загадки на осеннюю тематику, затем основные конкурсы. Для того, ч...
Защитникам Отечества посвящается (внеклассное мероприятие для обучающихся 1 - 4 классов)
Внеклассное мероприятие включает в себя: теоретический материал об армии, конкурсы и вопросы для мальчиков....
Открытое внеклассное мероприятие для родителей 3 класса "Литературная гостиная. Весна." в рамках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.
Дети познакомят родителей с четырьмя этапами весны, которые изобразили в своих произведениях поэты и художники....
Конспект школьного внеклассного мероприятия для обучающихся 4-5 классов на тему: «Осенины - осени именины»
Цели и задачи:· Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;· Нравственное и эстетическо...
Внеклассное мероприятие ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-2 КЛАССА Тема: Сказочное путешествие
Групповое занятие, в форме игры-путешествия....
Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы "Бал литературных героев"
Бал литературных героев стал апофеозом недели начальных классов. Мероприятие прошло ярко, красочно, на высоком эмоциональном уровне. Дети с желанием выступали, развивая свои творческие способности....
Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 2-3 классов "Путешествие в страну сказок"
В сказочной стране нас ждет много интересных и увлекательных заданий, которые покажут ваши знания о сказках. А чтобы не заблудиться в сказочной стране, мы будем путешествовать по маршруту, указанному ...