Волшебные сказы Бажова
план-конспект занятия (4 класс)
Утренник, посвящённый юбилею П.П.Бажова. Можно использовать на литературном чтении как обобщение по теме "Сказы Бажова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_skazy_bazhova.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебные сказы Бажова
Ход занятия.
Под мелодию дети входят в зал, садятся на стульчики.
(На экране 1 титульный слайд)
Ведущий:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, его знаете? (ответы детей)
Верно, это - Павел Петрович Бажов. В этом году ему исполнилось бы 135 лет.
На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)
Его друзья писатели говорили о нем так:
• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»
• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
(кадр с домом)
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…
След копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
(презентация дальше)
(Звучит музыка, выходит Хозяйка Медной горы.)
Хозяйка Медной горы: - Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! А вы меня узнали? Я – Хозяйка Медной горы, еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Поставлена оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми.
Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.
Я гляжу и здесь мастера собрались. Хотите умения свои показать, сноровку в деле, тогда члены жюри проходите смелей на первый ряд, представьтесь нам. Начинаем состязание.
(выбрать по 5 чел. в команду от 4 кл.)
1. Конкурс «Вылепи чашу».
Хозяйка Медной горы: А сделайте-ка, мастера, и вы для меня чаши каменные, красоты невиданной, как Данила-мастер.
(Командам раздаётся поделочный материал по 1 чел.)
Ведущая:
2. Конкурс «Узнай героя».
Узнайте по описанию героев сказов.
- Девчонка годов так 18-ти. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. И пригожая сказать нельзя. Брови дугой, глаза звездой, губы – малина, руса коса трубчатая, через плечо перекинута, а лента в ней синяя. (Бабка Синюшка)
- Вдруг из самой середины выпрыгнула девчонка махонькая, вроде кукленка, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, ботбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка- Поскакушка)
3.Конкурс Бабки Синюшки.
Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно – белое, другое – черное, а третье – рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка – бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и у кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.
4. Конкурс «Собери рисунок».
Хозяйка Медной горы: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать изображение ящерицы. Кто первый соберет, тот и будет победителем.
- В каком сказе вы встречали ящерку?
5. Викторина по сказам.
( по презентации)
6. Конкурс на знание самоцветов.
Хозяйка Медной горы: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой самоцветных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы бывают.
- Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
- Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
- Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
- Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
- Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
- Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ)
7. Конкурс «Камушки».
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Сейчас мы проведем игру, которая называется «камушки».
Один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.
Ведущий подводит итоги конкурса.
Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателями, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До новых встреч!
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по творчеству П.П.Бажова и к сказу "Серебряное копытце"
Данный материал можно использовать к любому уроку по произведениям П.П. Бажова...
Сказы П.Бажова
Презентация содержит краткую биографию Бажова и викторину по его произведениям...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"
Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...
Проверочная работа по сказу Бажова "Серебряное копытце"
Данная работа проверяет умения учащихся по работе с текстом Бажова "Серебряное копытце"...
Презентация "Викторина по сказам Бажова"
Презентация "Викторина по сказам Бажова" для учащихся начальной школы....
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...