Литературный праздник «Добрый волшебник Урала»
материал
Предварительный просмотр:
Литературный праздник
«Добрый волшебник Урала»
Чтец 1: Мы держим с тобою, приятель в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случилось историй.
Тут были и радость, и горе.
Чтец 2: Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нам басен
Уральский лес чудный, прекрасный.
Чтец 3: Здесь горы до неба почти достают,
Красива природа, покой и уют.
И добрые люди тут сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Представьте, что нас окружают высокие деревья, могучие ели и сосны. А вдалеке видны горы. Если посмотреть на карту России, то в самой середине ее можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна под названием Урал. Уральские горы делят нашу страну на два континента – Европу и Азию.
Чтец 4: На Урале, среди гор,
Пограничный стоит столб.
Букв резной на нем узор
Можно без труда прочесть.
С правой стороны – Европа,
Здесь за куст уходят тропы...
Чтец 5: Но шагнуть лишь стоит – раз,
Как на левой стороне
Снова надпись видно мне.
Что за безобразие?
Написано тут «Азия»
Ведущий: Вот какой загадочный этот Урал. Наша сегодняшняя встреча связана с именем великого русского писателя, сочинившего множество сазов о родной земле. Много историй об Уральских горах, о его чудесах и о людях, которые здесь жили и трудились, написал Павел Петрович Бажов.
Родился этот писатель 27 января 1879 года в городке Сысерти, возле Екатеринбурга. Отец Бажова работал на горном заводе мастером. С молодых лет Бажов собирал сказки и фольклорные истории, в которых рассказывалось о волшебниках и горных духах – покровителях мастеров. Какие-то из них вы читали или видели мультфильмы, поставленные по его сказкам.
Давайте сейчас вместе с вами вспомним одно из них.
Ведущий: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.
В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядел Кокованя на девчонку и спрашивает у сиротки…
Кокованя: Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить?
Даренка: Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?
Кокованя: Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
Ведущий: Ребята, из какого сказа пришли к нам в гости эти герои? («Серебряное копытце»)
Кокованя: Говорят, сказы бажовские у вас сегодня вспоминают.
Даренка: Дедуль, смотри, сколько ребят собралось. Дедушку Бажова, видно, любят очень. Давай и мы на празднике немного побудем.
Кокованя: Отчего ж не побыть? Побудем – поиграем, себя покажем людям.
Даренка: Дедуль, давай поспрошаем ребят, знают ли они сказы Бажова.
Кокованя: Отчего не поспрошать. Поспрошаем.
Ведущий: Ну что, ребята, давайте расскажем Коковане и Даренке какие сказы П.П.Бажова вы знаете.
(Ребята перечисляют сказы Бажова: «Серебряное копытце», «Малахитовая копытце», «Каменный цветок». «Синюшкин колодец», «Золотой волос» и др.)
Ведущий: Истории, которые написал Павел Петрович Бажов, необычные, они даже называются особым словом «сказы». Люди работали в горах, добывали драгоценные камни, а мастера эти камни обрабатывали, изготавливали из них удивительные красивые вещи: шкатулки, вазы, украшения. В главном музее Санкт – Петербурга Эрмитаже есть целая комната, отделанная малахитом, привезенным с Уральских гор.
(Даренка достает из под лавки короб и начинает в нем что-то перебирать)
Кокованя: А что это у тебя, Даренка? Короб какой-то…
Даренка: Это не просто короб, это – игра такая. Отгадать надо, кому принадлежат эти предметы, и из каких они сказов.
Ведущий: Итак, проводим конкурс «Угадай владельца»
Предметы:
- Малахитовая шкатулка. ( Танюшка, сказ «Малахитовая шкатулка»)
- Оранжевый платочек. (Огневушка – поскакушка)
- Кошка Мурена (Даренка, сказ «Серебряное копытце»)
- Ящерка (Медной горы хозяйка из одноименного рассказа)
Кокованя: А я слышал, будто хозяйка медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях народ видел.
Хозяйка: Кто это тут про меня вспоминает? Вот заберу вас в свою медную гору да заставлю камни драгоценные добывать.
Ведущий: Какая гостья суровая к нам пришла! Ребята, вы догадались кто это?
Хозяйка: Надо же, узнали.
Ведущий: Да, строгий характер у тебя, Хозяйка! И правду говорят: «Злому человеку с тобой встретиться – горе, да и доброму радости нет».
Хозяйка: Мало ли, что про меня болтают! Ребята, а не устроить ли мне вам экзамен? И если вы не справитесь, то…
Ведущий: Слышали уже: то ты заберешь всех к себе в горные мастера! Но запомни, ребята у нас умные и на все твои вопросы готовы ответить.
Хозяйка: Посмотрим.
(Вбегает Козлик – Серебряное Копытце)
Козлик: Стучу я «цок – цок – цок» копытцем,
Хочу я с вами подружиться!
Я Козлик лесной,
Дружите все со мной!
Хозяйка: Вот вам, ребята, первое задание. Угадайте, как зовут Козлика? У него на правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топнет – там дорогой камень появится.
Дети: Серебряное Копытце.
Хозяйка: Хорошо. Но это только начало. Вот вам список вопросов. Отвечайте!
(Передает Ведущему список вопросов)
Ведущий: Вопросы:
- В какой сказке П.П.Бажова мы встречаем старика по прозвищу Кокованя, девочку Дарёнку и кошку Мурёнку? (Серебряное Копытце)
- Скажите, чем отличался от других козликов Серебряное Копыце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пять веточек, а у обычных козликов только по три)
- Ребята, а почему козлик появился именно у балагана старика Коковани? (Его привела кошка Мурена, чтобы Даренка не грустила)
Хозяйка: Молодцы ребята. Порадовали меня. Жаль только в гору теперь забирать некого.
Ведущий: Не огорчайся, Хозяйка. Ребята, Павел Петрович Бажов писал рассказы о простых бедных людях, которые занимались тяжелым трудом. И во всех его историях главное – это надежа людей на помощь волшебных сил. И как вы помните, ребята, к добрым людям волшебные герои всегда приходят на помощь.
Козлик: Я, например, одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю.
Ведущий: Правильно, а бабка по имени Синюшка помогла Илюхе – простому работяге с добрым сердцем, а Голубая Змейка заставила двух мальчиков понять что плохо, а что хорошо, как научиться быть справедливыми, и за это же еще и подарила каждому по мешочку с золотым песком. Только вот эти истории вы прочитаете, когда немного подрастете. А сейчас, ребята, я хочу сказать спасибо вам за участие. И вам, сказочные герои, тоже большое спасибо. Без вас я бы сегодня не справилась.
Козлик: Ну что, Хозяйка, убедилась, что ребята знают и любят сказы Бажова?
Хозяйка: Конечно, ведь…
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь.
Запах лесов заструился –
Ты в мир волшебный поверь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"
Оценивание деятельности в проекте признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания показана в данной...
"Добрый волшебник"
Адаптационно-развивающая программа...
"Лучший в мире волшебник" Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"
Литературный праздник с викторинами и конкурсами по сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"
Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....
лэпбук "Волшебник Урала", посвященный произведениям Д.Н. Мамина - Сибиряка
Цель лэпбука: Закрепить у детей знания о творчестве писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Задачи: 1.Выяснить, как поняли дети и запомнили содержание произведений Д.Н. Мамина-Сиб...
Внеклассное мероприятие «Волшебник Урала»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящена 170-летию со дня рождения уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Данное мероприятие направлено на...