"Народными умельцами славится Россия". Праздник в начальной школе.
методическая разработка (3 класс)

Митина Людмила Валерьевна

Материал праздника знакомит учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, особенностями народных промыслов России и их историей, способствует воспитанию  любви  и интереса к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_umeltsy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Праздник   «Народными умельцами славится Россия»

3 класс

                                     Автор  разработки:

                    Митина Людмила Валерьевна,

              учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2019

Народными умельцами славится Россия.

Цель: познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства,

Воспитывать интерес к народному творчеству и народным промыслам. 

Учащиеся в народных костюмах, с изделиями представляют народные промыслы.

Стихотворения и материал о видах декоративно-прикладного искусства учащиеся готовят заранее.

Ход мероприятия.

Выходят ведущие под музыку:

1 Ученик:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной нашей,

Мы родиной милой зовём.

2 Ученик:

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы роса умывает,

Речка, лес, цветы, поля – сердцу милая земля. 

Учитель

- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и  лето,  свою весну и осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

- Звучит музыка, выходят чтецы.

1-й чтец. Откуда появилось такое название – «Россия»?

2-й чтец. В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

3-й чтец. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

4-й чтец.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия, Россия, раздолье, равнины.

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства, всё памятно с детства,

И всё же не можем никак наглядеться.

1-й чтец. В большой стране у каждого человека есть  свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился.

2-й чтец. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

3-й чтец. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими дочерями и сыновьями, заботиться о них, приходит на помощь, придаёт силы.

4-й чтец.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь  издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

- Исполнение песня «А я –русская». Автор Татьяна Чубарова.

5-й чтец. Мы любим  Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

В начале третьего класса мы отправились с ребятами в новую экспедицию под названием «Родниковия». Мы узнаём о символах нашей страны, её  героических страницах, а сегодня хотим рассказать о народных умельцах, которыми испокон веков  славилась русская земля.

6-й чтец

Это люди, способные своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов мы можем проследить связь прошлого с настоящим, в произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Дымковская игрушка

- Выходят в народном костюме девочки:

Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!

- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите игрушку, друзья.

(Дымковская игрушка)

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

- Выходят коробейники с игрушками в руках, показывают их друг другу и рассказывают в стихах. Инсценировка.

1-ученица

Привезли мы глину с дальнего пруда,

Ну-ка, за работу, чудо- мастера!

Я слеплю лошадку и её поглажу,

И седельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь, а потом распишем.

2- ученица

Все игрушки не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Посмотри, как хороша эта девица-душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.

3-ученица

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами. (Посвистеть)

Посмотрите: пышный хвост у птицы той совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, - как корона у царя.

4 ученик

И нарядны и новы расписные сани.

Медведь с гармошкой, солдат с усами,

Козёл – золотые рожки, да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Хохлома

Ученики в нарядных костюмах выходят на сцену  с изделиями в руках  и ведут рассказ.

Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

- Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

- Как же создаются изделия с хохломской росписью?

- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 Исполнение песни.

Песня  «Хохлома». Слова Ольги Зарубиной, музыка А.Колкер-М.Рябинин

Городок красивый есть,

И хвала ему, и честь,

Просто русский городок -

Волго-Вятский говорок.

Островок в лесах зелёных

В окружении озёр.

Город сказочный - Семёнов -

О тебе наш разговор.

Припев:

Покупайте, покупайте для красы и для души:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,

Огненные кони в бликах солнца, золотые купола…

И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома!

Хохлома, Хохлома.

А теперь сказать пора

О самих о мастерах.

Что ни мастер - чудодей -

Нет узора без затей!

Мастера резца и кисти -

Из-под ваших добрых рук

Травы, ягоды и листья

Распускаются вокруг!

Припев:

И молва идёт не зря

Через горы и моря,

Восхищается весь мир -

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо-краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы.

Припев:

Матрёшка

- Девочки выходят в нарядных сарафанах и платочках, за спиной матрёшки:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко – это русская … (матрёшка)

Матрёшка на окошке под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо: матрёшенька – детёныш.

А там ещё! Откуда? А там опять… найдёныш.

Поют матрёшки в хоре, живут не зная горя:

И дружно, и счастливо, и весело на диво.

Вместе разные подружки, но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Поколдую я немножко. У меня одна матрёшка.

На столе она стояла…а теперь их десять стало.

Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки и танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем: шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая и салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно, потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно, спим мы все одна в другой.

Танец матрёшек.

- Матрёшка  для всего мира является самым ярким национальным символом России. Прообраз её – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, художник Сергей Васильевич Малютин  увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Выточил первую русскую матрёшку Василий Звёздочкин, и состояла она из восьми фигурок, которые отличались не только размером, но и оформлением. Чаще всего матрёшки бывают пятиместными, хотя рекордное количество в одной игрушке доходило до сорока восьми.

 - Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Матрёшка и в настоящее время остаётся символом плодородия, семейного очага и материнства.

Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего государства. Красный – значит красивый, и это в точности отвечает облику матрёшек.

Существует несколько традиций росписи матрёшек. Самая известная из них -  семёновская роспись. Основные её цвета – жёлтый, красный и синий. Обязательный элемент – букет из цветов и трав на фартуке. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Выходят ведущие и участники праздника:

1-й чтец

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

2-й чтец

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

3-й чтец

Берегите Россию – без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Исполнение песни «Святая Россия» Автор Жанна Колмагорова

Святая Русь

Не спроста родилась я на этой земле,

На земле под великим названьем Россия.

И бегу босиком я по чистой росе,

По полям васильков удивительно синих.

 

Припев:  

Россия, Россия, храни свои силы,

Умножь свои силы во веки веков.

Россия, Россия, сильна и красива,

Я чувствую нежность твоих родников.

 

Купола твоих храмов – святая святых.

Я, прочувствовав гордость, предчувствую радость.

И прольётся на землю свет крестов золотых.

Ты Россией была – ты Россией осталась.

 

 Припев:  Россия, Россия, храни свои силы,

                Умножь свои силы во веки веков.

                Россия, Россия, сильна и красива,

                Я чувствую нежность твоих родников.

 

        Россия, Россия! Россия, Россия!

                Будь стойкой и сильной во веки веков.

                Святая Россия…

Дополнительный материал:

Городецкая роспись

Едет в город Городец покупать товар купец:

Разрисованные прялки, люльки, доски и качалки.

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок  манит.

Городецкая роспись душу нам  веселит!

- Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая, лаконичная, Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны. Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый фон – ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья. Изображения «петух» и «курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Гжель

Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.

Что за синие просторы! И картины, и узоры!

- Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке.  Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью.

Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или архитектурными сооружениями. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.

Богородская игрушка.

Богородские игрушки: тут клюют зерно пеструшки,

Тут медведь и мужичок, тут лошадка и ездок!

- Существует сказание, как появилась богородская  игрушка. Оно повествует о крестьянской семье, жившей в селе Богородское  неподалёку  от Сергиева Посада. Мать решила как-то развлечь своих малолетних детей и вырезала из чурбачка забавную фигурку «ауку». Позабавившись с ней немного, ребятишки утратили к «ауке» всякий интерес и бросили игрушку за печь. Спустя некоторое время отец семейства засобирался на базар и решил взять с собой деревянную поделку. Чтобы народ подивить. Купцы заинтересовались необычной безделушкой. Они дали мужику денег и заказали ещё несколько игрушек. С тех пор, говорят, и повелось это ремесло в Богородском. Для изготовления фигурок резчики использовали древесину липы, осины и берёзы. Как правило, резные изделия не раскрашивают, хотя расписные фигурки тоже встречаются. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи верёвочек, планок, пружинок. Например, курочки клюют зёрнышки, кот ловит рыбу. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь» в разных вариантах: они и куют, и пилят, и воду возят, и на балалайках играют.

Жостовская роспись

На подносе из металла я цветы нарисовала.

Россыпь маков, лилий, роз. Вот он – жостовский поднос.

- Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. История этого промысла ведётся  с 1825 года, когда в деревне обосновались братья Вишняковы. Они организовали мастерскую и занялись росписью металлических подносов. Изделия сразу начали пользоваться большим спросом, однако другие мастера не смогли составить конкуренцию жостовцам, традиции росписи которых, сохранились до наших дней. Технология изготовления подносов включает несколько этапов. Сначала поднос тщательно шлифуется, затем покрывают двумя слоями грунта, основой которого служат сажа и каолин и шлифуют ещё раз. Подготовленный поднос покрывают несколькими слоями цветного лака, каждый полируется в отдельности. И только после завершения этого процесса мастер приступает к росписи подноса. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы: круглой, овальной, квадратной, гитарной. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. Фон может быть и красным, синим, зелёным, золотым. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.

Палех

В Палехе картины не рисуют в рамах,

В Палехе картины на шкатулке прямо.

Русские мотивы о счастливой  доле:

Девицы и парни на гулянье, в поле…

- Село Палех Ивановской области с XVII века славилось своими мастерами-иконописцами. Их работы отличались особой тонкостью письма и применением большого количества золотой краски. От других видов подобного искусства палехскую живопись отличают чёткость силуэтов, вытянутые изящные фигуры людей, декоративность природных пейзажей. Роспись строится на трёх цветах: красном, зелёном и жёлтом. Это сочетание восходит к традициям древних иконописцев, а композиция обрамляется изысканным золотым орнаментом. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены – все картинки озарены волшебным светом. Палехская лаковая миниатюра занимает одно из ведущих мест в русском декоративно-прикладном искусстве.

- Много интересного вы узнали о традиционных русских ремёслах. Перед нами раскрылся многовековой опыт и мудрость русского народа, его душа, юмор, смекалка. Изучая историю народных промыслов, мы возвращаемся к истокам национальной культуры.

Литература.

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 272 с.
  2.  Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В.,Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с. – ( Педагогика. Психология. Управление )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник в начальной школе "Прощай, начальная школа"

Разработка праздника "Прощай, начальная школа!"...

Праздник окончания начальной школы " До свидания, начальная школа!"

Сценарий праздника " До свидания, начальная школа!" предназначен для двух выпускных 4-х классов. На празднике дети инсценируют две сказки, поют, рассказывают стихотворения о школьной жизни, получают п...

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» «Начальная школа XXI века» 1 класс

ПРОЕКТ   УРОКА Литературное слушание 1 класс Тема. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Программа УМК «Начальная школа XXI века»...

Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания....

Сценарий праздника для начальной школы "День народного единства"

Сценарий праздника "День народного единства"...

Разработка классного часа на тему:"Доблесть и слава Российских воинов" для начальной школы.

Разработка классного часа на тему: "Доблесть и слава Российских воинов" включает в себя конспект занятия и презентацию. Данное  занятие можно провести в начальной школе, приурочив к Дням воинской...

Сценарий праздника в начальной школе «Культурное наследие России»

Праздник помогает познакомить детей с народными традициями, прививает любовь и уважение к России....