День Знаний. 3 класс.
методическая разработка (3 класс)
На празднике дети ведут разговор о Москве и её истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass._den_znaniy.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
День Знаний. 3 «А» класс.
Учитель: Кретова Людмила Николаевна.
Тема: «Москва вчера, сегодня, завтра…»
Цель: сформировать понятие «столица», представление о столице России,
познакомить с достопримечательностями Москвы,
воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к историческому прошлому России,
формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории.
Оборудование:
презентация «Москва – столица России»;
записи песен о Москве; иллюстрации Москвы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Под песню "Чему учат в школе" дети заходят в класс и рассаживаются по местам.)
Прозвенел звонок, начинается урок.
2. Сообщение темы урока.
-Как называется наша маленькая родина, городок, в котором мы живём?
- Как называется столица нашей Родины?
-Что вы знаете о Москве?
Значит, мы не всё знаем о столице. Сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие по столице нашей родины – городу Москве.
Вы узнаете много интересного. Вы готовы?
-А кто-нибудь из вас бывал в Москве?
-Какие впечатления? Что запомнилось?
3. Объяснение нового.
Москва
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало
Когда б ты говорить могла,
Ты много б рассказала
Ты отражала б глади вод,
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав ,
Он стоит из года в год –
Наша гордость и оплот
И любыми временами
За кремлевскими стенами,
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ. (Н. Жмуров)
Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит «сидеть на престоле (троне)». Отсюда и появилось слово «столица».
- А откуда пошла Москва? Кто же её основал?
Послушайте, давным-давно, более 860 лет назад из славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный холм на берегах Москвы - реки. Место было тихое, рыбное, охотничье. Обнесли холм деревянным забором, поставили с запада на восток ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.
Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукову установлен в Москве.
Впервые упомянули Москву в летописи за 1147 год. Эту дату и принято считать годом ее основания. Несколько веков спустя (в середине 13 века(1276г.)), младший сын замечательного героя древности Александра Невского – Даниил получил во владение Москву. Это было самое незавидное владение «на задворках» великого княжества Владимиро-Суздальских князей. Московское княжество было самым маленьким. Князь Даниил в результате набегов на соседние княжества увеличил свое княжество в 3 раза.
Москва строилась на болоте. Дома были построены из дерева, обнесены вокруг высоким забором с башнями - стрельницами, построена церковь, княжеский двор.
С мала ключика студена потекла река, Невеличка начиналась Матушка Москва
- пелось в старинной песне о Москве. Почти 2 века Москву окружали дремучие леса и болота, покрытые мхом. Между холмами текли реки, речки и ручьи. По подсчетам географов по территории Москвы древней было свыше 800 озер, болот, прудов; протекало не менее 150 речек и ручьев. В современной Москве помнят старину, в названиях улиц звучит - Болотная площадь, Моховая улица.
Давно стоит на Боровицком холме Кремль. Кремль – сердце Москвы, строился несколько раз. Сначала Кремль был обнесён деревянным забором.
- Как вы думаете, для чего? ( для обороны от врагов).
Но через 30 лет стены обветшали и решено было строить его из белого камня (1367год). С тех пор прозвали Москву белокаменной. Башни выступали за линию стен, бойницы предназначались для стрельбы из лука, были поставлены пушки с ядрами. Все это делалось для укрепления города от врагов. К сожалению, частые пожары сильно разрушали каменные стены и башни Кремля. Башен было двадцать, а проездных пять. Очень часто враги сжигали Москву, и народ снова возрождал её, отстраивал, укреплял, расширял её границы. Еще через 100 лет при Иване 3, выстроили новые стены и башни – из красного кирпича. И стали они такими, как мы видим сейчас. Мощной крепостью был Кремль. Под землей – потайные ходы. Под кремлевскими стенами протекала Москва – река и река Неглинная. Вдоль стены, со стороны Красной площади , вырыли глубокий ров шириной в 30 метров. Через ров к воротам башни были перекинуты мосты. Засыпали ров лишь в 19 веке.
Перед входом в город была построена баня. Гостей принимали только тогда, когда они приводили себя в порядок.
Богатые жители города строили свои дома поближе к княжескому дому. Дома эти были из дорогого белого камня.
Суда с товарами приплывали к Москве из разных концов Руси. На берегу реки шла торговля. Зимой, когда река замерзала, всю торговлю переносила на лед.
С утра до ночи в Москве толпились множество людей - одни по делам спешили в Кремль, другие торговали. Площадь, на которой торговали, называлась Торг. Третьи приезжали в гости.
На башне Кремля установили часы с боем (1692 год).Для этих часов были отлиты 13 колоколов. Которые отбивали каждый час (куранты).
А в современной Москве на театре кукол имени Образцова установлены сказочные часы.
С каждым годом Москва крепла и хорошела. В ней много достопримечательностей. Москвичи любят свой город. Считают его самым лучшим в мире. И это понятно: ведь они в нем живут, стараются сделать его краше. Интересно узнать , что В США есть пять городов с названием МОСКВА.
4. Презентация "Путешествие по Москве"
5. Дополнение об исторических и современных памятниках Москвы:
Спасская башня – это одна из самых красивых башен Кремля. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы – куранты. Они занимают 3 этажа.
Успенский собор – один из самых первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь проходили важные церемонии, венчались на престол русские цари.
Царь – пушка. Отлита она из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире, она никогда не стреляла.
Есть в Кремле и царь – колокол. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся «кусок» весом 11 тонн.
На главной площади города – Красной, находится ещё один памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного. Он построен в память о победе над Казанским ханством. Существует легенда, что царь Иван грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы он не мог построить более красивый храм.
Москва – один из крупнейших городов мира. Это главный город страны, здесь находится правительство и президент.
Москва – духовный центр России. Здесь находятся крупнейшие храмы, монастыри, центр Русской Православной Церкви.
Москва – культурный центр страны, в котором располагаются крупнейшие библиотеки, киностудии, театры.
Москва – научный центр. Здесь находится Академия Наук России, главный университет – МГУ.
Москва – общий и любимый город всех россиян. Он раскинулся на семи холмах.
Кроме архитектурных памятников в Москве много скульптурных. Это памятник Гражданину Минину и князю Пожарскому.
А также памятник великому русскому гению – поэту А.С. Пушкину, царю Петру 1, маршалу К. Жукову и другие.
6. Викторина о Москве.
− В каком году основана Москва? (1147г.)
- Кто запомнил из моего рассказа, кто основал Москву?
- А сколько лет назад произошло основание Москвы?
- На берегах какой реки построена Москва?
- Какой памятник в Москве самый известный, с чего начиналось строительство Москвы? ( Кремль.)
- Из чего строили стены Кремля в разное время? (Из дерева, из белого камня, из кирпича).
∙ На скольких легендарных холмах стоит Москва? (На семи холмах: Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трёхгорный, Лефортовский, Нескучный, Ушивая горка)
∙ Какая площадь в Москве самая древняя? (Соборная)
∙ Где она находится? ( В центре Кремля)
∙ Почему Соборная площадь так называется? ( Здесь находятся Кремлёвские соборы).
∙ Сколько башен в Кремле? ( Двадцать).
∙ А сколько проездных? (Пять).
∙ Что находится на Спасской башне? ( Кремлёвские куранты).
∙ Какая площадь в Москве самая главная? ( Красная площадь). - Почему площадь названа Красной? (Красивая).
∙ Кто знает первоначальное название Красной площади? (Торг.)
∙ О каком храме идёт речь в стихотворении: «А ещё в воспоминанье о победе над Казанью двум умелым мастерам царь велел построить храм»? ( О храме Василия Блаженного).
∙ Какое другое название имеет храм Василия Блаженного? (Покровский Собор).
∙ Кто жил в древних палатах Кремля? (Царская семья).
- Где проходили главные события Московской Руси в Кремле? ( Грановитая палата)
- Где находится памятник Минину и Пожарскому? ( Красная площадь).
- Какому полководцу установлен памятник рядом с Красной площадью? (Жукову)
-Какие ещё памятники установлены в Москве? (А.С. Пушкину, Петру 1).
- Какое историческое сооружение находится на Красной площади? (Мавзолей В.И. Ленина).
- Где установлен почётный караул? (Могила неизвестному солдату).
- Где хранятся ценности русских князей и царей? (Оружейная палата).
- Как называется самый большой колокол? (Царь-колокол).
- Какова его масса? (200 тонн).
- Какая пушка ни разу не стреляла? (Царь-пушка).
- Кто её мастер? (Иван Чохов).
- Какова её масса? (40 тонн).
- Какой храм построен в Москве в память о победе в войне 1812 года, войне с армией Наполеона? (Храм Христа Спасителя).
∙ На каком театре установлены сказочные часы? ( Государственный Театр кукол им. Образцова)
∙ В какой стране пять городов имеет название «Москва»? В США
Красива и величава наша столица. Поистине, главный город великой России. О ней сложено много песен, и я предлагаю вам послушать одну из них.
7. Рисование на тему "Какой я вижу Москву завтра". (Дети рисуют под музыку).
(После окончания работы дети показывают свои рисунки всему классу)
8. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведём итог.
- Когда была основана Москва?
- Кто её основал?
- На какой реке стоит Москва?
- Что вам особенно запомнилось?
9. Домашнее задание. Рассказать кому-либо из близких людей о Москве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на темы: «День Знаний» «День правовых знаний»
В мероприятии участвовали:обучающиеся 4Б классародители обучающихся 4Б классагости...
День знаний 2 класс Тема: «По морям, по волнам к океану Знаний».
Разработка к празднику «День Знаний». Учитель: Аверина Л.В. МОУ СОШ №6, 2Бкласс.Тема: «По морям, по волнам к океану Знаний».Цель: Выработать у учащихся ...
День Знаний - 1 класс "Путешествие на планету Знаний"
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...
Сценарий на День знаний "Путешествие в страну Знаний", 1 класс
Цель: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить учащихся друг с другом, школой и учителемЗадачи:- поздравить детей с первым учебным днём;- обобщить представления детей о школе;- выз...
Сценарий на День знаний "Путешествие в страну Знаний", 1 класс
Цель: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить учащихся друг с другом, школой и учителемЗадачи:- поздравить детей с первым учебным днём;- обобщить представления детей о школе;- выз...
Сценарий на День знаний "Путешествие в страну Знаний", 1 класс
Цель: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить учащихся друг с другом, школой и учителемЗадачи:- поздравить детей с первым учебным днём;- обобщить представления детей о школе;- выз...
Сценарий на День знаний "Путешествие в страну Знаний", 1 класс
Цель: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить учащихся друг с другом, школой и учителемЗадачи:- поздравить детей с первым учебным днём;- обобщить представления детей о школе;- выз...