Сценарий внеклассного мероприятия "Воронья каша".
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сценарий внеклассного мероприятия
««Воронья каша» (Каргатуй)»
Разработчик сценария:
Фатхуллина Л.Р., учитель начальных
классов МБОУСОШ №1 с. Верхние
Татышлы МР Татышлинский район РБ
Уфа – 2018
Целью данной разработки являются: знакомство с обрядовой культурой башкир, воспитание уважения к традициям и обычаям народа.
Задачи:
Образовательные:
- популяризация истории родного края;
- углубление и расширение знаний об этническойистории и культуре народов населяющих Южный Урал, их традиций и обрядов,
календарных праздников, местного фольклора;
Воспитательные:
- формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде;
- повышение уровня экологической культуры;
Развивающие:
- развитиеи пропаганда применения метода ролевых игр в обучении;
- развитие любознательности, мышления, кругозора.
Оборудование: аудиоаппаратура и музыкальное сопровождение мероприятия, народные башкирские костюмы, ленточки разного цвета, стол, корзинка, обруч, кубики, каша.
Ход мероприятия:
Звучит веселая мелодия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на празднике Весны «Каргатуй»! Сегодня мы познакомимся с этим веселым мероприятием, узнаем обычаи и традиции его празднования, поиграем, повеселимся и потанцуем! Тем самым провожая холодную зиму и приближая теплые дни. В давние времена думали, что весну на своих крыльях проносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Каргатуй". Они радовались прилету птиц и весне.
Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.
У башкир есть примета: «Если грачи сели на гнезда с прилета — будет год урожайный, а если сели на навоз (на дорогу) — год будет голодный». Вот и
посмотрим сегодня, куда же сели грачи!
Ведущий:
Эй, хозяева!
Открывай ворота,
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц!
Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.
Кар-кар кричат грачи,
Есть бялеш в печи,
Если в печи бялеш есть
Значит дома гости есть!
Ведущий: Ребята, а как выдумаете, как проводился в былые времена этот праздник? (Дети дают ответы на вопрос).
А проводился он следующим образом: издома в дом дети ходили и собирали яйца, крупу, масло, молоко, чтобы потом собраться на поляне и сварить кашу. Так отмечался праздник «Каргатуй или Карга боткасы» (Вороний праздник). Пока варилась каша, дети играли, пели песни, рассказывали разные истории. В этом празднике участвовали только дети и женщины. Вороний праздник, обычно, отмечался после схода снега. Но он считается неотъемлемой частью Сабантуя.
Акакие мы сейчас с вами отгадаем ЗАГАДКИ
1. Мы в скворечнике живем
Песни звонкие поем (скворцы)
2. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? … (соловей)
3. Эта птица никогда для птенцов,
Не вьет гнезда (кукушка)
4. Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам … (грачи)
5. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит …(жаворонок)
Ведущий: Ой, какие молодцы ребята, справились со всеми загадками, а теперь давайтерезвиться и веселиться! Давайте дружно попробуем полетать! Сейчас мы с вами
поиграем в очень интересную игру «Птицы, собирайтесь в стаю».
Игра «Птицы, собирайтесь в стаю»
Правила игры: дети строятся в две колонны («Скворцы» и «Грачи»). Под музыку они «разлетаются» врассыпную по всей площади. По команде "Птицы, собирайтесь в стаю!" детистроятся в колонны за своими вожаками. Побеждает команда, построившаяся первой.
Ведущий: Послеприлета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.
Тили-тили, птички пели,
Взвились - к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
А чтобы мы все не замерзли и неулетели снова в теплые края проведем эстафету!
Эстафета «Кто быстрее построит дом дляптиц?»
В игре участвуют 2 команды по 6-8 человек. Каждый участник держит в руках дощечку (кубик). По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят
свой кубик так, чтобы получился домик. Побеждает команда, чей дом будет построен
быстрее.
Вот и у птичек наших появились свои домики!
Ведущий: Ребята, а всезнают, какие у нас бывают птицы? (Дети отвечают на вопрос)
Правильно, перелетные и зимующие. А ответьте - ко мне еще на вопросы!
Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплыестраны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и
остаются здесь.)
Когда прилетают птицы? (Весной).
Перелетные– утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел,сорока.
2. Перелетные птицы.
Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едятнасекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края. Как летят перелетные птицы?
Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гусичаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Сейчас мыпоиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Я буду называть птицы, если птица перелетная все машут руками, а если зимующая все садимся на корточки. (Грачи, голуби, соловьи, синицы, жаворонки, кукушки, чибисы, чижи). Итак, попробуем!
А теперьребята, давайте устроим настоящую встречу Весны! Потанцуем. Итак, ребята, все повторяют движения за мной!
Звучит музыка.
Флешмоб
Ведущий: По традиции некоторыебашкиры обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Вспоминая эту традицию, давайте и мы завяжем ленточки с пожеланиями,чтобы на земле был мир, никогда не было войн, вовремя шли дожди, были хорошие урожаи, чтобы всегда светило солнышко, пели птицы, бежали ручейки, зеленела трава, чтобы не было пожаров, не гибли деревья и звери в лесу, чтобы планета цвела.
Ведущий: Вот и каша готова,
Поиграли и плясали,
Грачей весело встречали,
А теперь пора настала
Вкусной кашей угощаться.
Итак, ребята, вот наше мероприятие подходит к концу, однако,мы еще не угостили наших «каркуш» нашей вкусной кашей! Давайте, мы с вами, произнесем благопожелания, обращенные к природе, птицам и предкам спросьбами об изобилии и благополучии, урожае и плодородии.
Список используемой литературы:
1) Бромлей Ю. В. Новая обрядность — важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М., 198l. — С.12.
2) Галлямов Р.Р. Многонациональный город: этносоциологические очерки. — Уфа, 1996. — С. 21-27.
3) Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — М.; 1955. — С.186, 277—278; Полевые материалы автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме: «Все работы хороши, выбирай на вкус». ...
Внеклассное занятие "Каша - здоровье наше"
Интегрированное практическое занятие по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности в 3 классе...
Внеклассное мероприятие "Каша - пища наша"
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов. Данный ресурс содержит сценарий мероприятия и презентацию. Школьники получат представления о зерновых культурах, из которых делают кашу...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....
Конспект внеклассного мероприятия "Каша-основная пища наша"
Разработка внеклассного меропрятия "Каша- основная пища наша"...
Сценарий театральной постановки "Каша из топора"
Музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки...
Внеклассное мероприятие "Каша - кормилица наша"
Цель: сформировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак. Задачи: - рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; - учить различать и ...