Проект "Дом Мурзилки". К 95-летию выхода в свет первого номера журнала "Мурзилка".
проект (2 класс) на тему
Представляю вниманию коллег и заинтересованных лиц сценарий семейного литературно-творческого проекта Дом Мурзилки для 2-го класса, успешно реализованного в сотрудничестве учителя начальных классов, педагога-библиотекаря, учащихся 2Б класса лицея №1 и их родителей, г. Петрозаводск. В материалах представлен сценарий, презентация и фотоальбом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Гиенко,
учитель начальных МБОУ «Лицей №1», г. Петрозаводск, Республика Карелия
«Дом Мурзилки»
Информационно-творческий проект
2 класс
Педагоги нашего лицея работают в тесном контакте с информационно-библиотечным центром лицея №1, сотрудничая в области библиотечной и информационной грамотности, продвижения чтения, развития самостоятельной исследовательской и творческой деятельности младших школьников.
В ряду интересных инициатив, реализуемых на базе образовательной среды библиотеки, является программа семейного чтения, цели и задачи которой соотносятся с требованиями ФГОС.
Предлагаю вашему вниманию презентацию проекта «Дом Мурзилки», реализованного в рамках программы семейного чтения в связи с 90-летием выхода в свет 1-го номера журнала «Мурзилка».
Предлагая участникам проекта активно включиться во все виды совместной читательской, исследовательской и творческой деятельности, мы хотели протянуть связующую ниточку между читателями разного возраста.
За 95 лет своего существования журнал поистине стал домом для многих поколений читателей: домом тёплым, интересным, добрым и радостным. Дети узнали, что «Мурзилка» был любимым журналом детства не только их родителей, но и бабушек и дедушек. Удивление вызвало интерес, дети «загорелись», и нам важно было поддержать этот интерес и направить его в творческое русло. Мы старались организовать деятельность детей так, чтобы им было интересно и весело общаться в процессе работы, чтобы положительные эмоции являлись мотивом в поиске новых знаний и в совершении новых, интересных, маленьких и больших открытий.
Тема проекта: «Дом Мурзилки».
Цель: популяризация семейного чтения.
Задачи:
- Развитие интереса к чтению через знакомство с детской периодикой.
- Развитие коммуникативных, творческих способностей в сфере совместной читательской деятельности детей и взрослых.
- Воспитание интереса к чтению в семье, как важнейшей ценности, способствующей возвышению в обществе «человека читающего».
Образовательная область: межпредметная
Режим работы: внеурочный
Класс: 2Б
Возраст детей: 8-9 лет
Участники проекта: учитель, библиотекарь, дети и их родственники.
Направленность проекта: социальный, информационный, творческий.
Сценарий презентации результатов работы над проектом «Дом Мурзилки».
1. Инсценировка.
Класс. В классе дети: Маша, Игорь, Даня, Оля. Маша сидит за столом и раскрашивает рисунок. Игорь читает журнал «Мурзилка», рядом лежат такие же журналы. Оля делает поделку из бумаги. Рядом лежат кубики (конструктор «Лего»). А Даня всем им мешает, подкидывает кубики.
Маша (серьёзно, не отрываясь от раскраски):
Даня, сколько можно баловаться? Займись наконец чем-нибудь. Оле помоги или книжку почитай.
Даня: А что почитать-то?
Игорь: Вон «Мурзилка» лежит. Я его очень люблю. К тому же мы уже давно готовимся и сегодня защищаем проект по журналу «Мурзилка».
Даня (берёт журнал и читает вслух):
Облепили лампу мошки.
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
Даа, весело! Маша, смотри, а тут ещё «Мурзилку» с днём рождения поздравляют!
(Откладывает журнал и кричит) Значит, у «Мурзилки» тоже день рождения бывает? Вот чудеса!
Маша: Это почему же?
Даня: Да потому, что он не человек, а журнал!
Маша: Нет, человек, человек! Только очень маленький!
Даня: Какой же он маленький, если здесь написано (тычет пальцем в журнал), что ему целых 90 лет! Ничего себе – маленький!
Оля: (отрываясь от дела) Да, этот журнал читала ещё моя бабушка, когда была такая, как я…
Игорь: И мои родители его читали!
Маша: А я видела в Интернете страничку - дом Мурзилки!
Даня: ( перебирая кубики) А давайте сами построим дом Мурзилки!
2. «Строительство» дома Мурзилки.
Ведущий: Как вы думаете, каким будет этот дом? ( большим, светлым, тёплым, весёлым, гостеприимным, уютным, дружным, многолюдным, прочным.)
А чтобы наш дом был, действительно, прочным, мы будем строить его по всем правилам.
Приглашаем всех на строительную площадку!
В. С чего начинается строительство дома? (в основе любого дома лежит фундамент – крепкая опора, основание дома) Слайд 1.
На фундаменте мы будем крепить прочные ………..(стены)
Слайд 1.
И завершением строительства будет ……… ( крыша)
Слайд 1.
Ведущий: Эскиз нашего дома готов, теперь приступаем к осуществлению проекта.
В строительстве дома Мурзилки будут принимать участие 5 групп, работающих над проектом, а также – наши гости.
2.1. Закладывание фундамента.
Фундамент – это начало.
С чего же всё начиналось?
Давайте обратимся к истории создания журнала.
На строительную площадку приглашаем группу «Мурзилковеды».
2.1.1. Сообщение группы «Мурзилковеды».
После каждого выступления дети закладывают кирпичик фундамента.
Тимофей : Свою работу мы начали с установления личности Мурзилки. Вашему вниманию мы предлагаем личное дело Мурзилки.
«Мурзилка» - один из старейших журналов. Первый номер журнала вышел в 1924 году. Слайд 2.
Мурзилка – сказочное жёлтенькое пушистое существо в красном берете. Слайд 2.
Но не всегда он был таким…
Когда-то, ещё 100 лет назад, он был озорным лесным человечком Брауни, жившим в Царстве эльфов-невидимок. Слайд 3.
Затем Мурзилке пришлось стать маленькой собачкой,( Слайд 3) хозяином этого щенка был мальчик Петя. Слайд 3.
Имя нашему герою дала русская писательница Анна Хвольсон.
А Мурзилку, хорошо знакомого нам, намного позднее придумал известный художник Аминодав Каневский в 1937 году. Слайд 4.
Ведущий:Что вы можете сказать о занятиях Мурзилки?
Вместе со своими читателями наш герой
(ответы детей с места)
- путешествует
- приглашает в гости писателей и художников
- рисует
- мастерит
- организует различные конкурсы для читателей
- помогает детям учиться
- дарит читателям хорошее настроение
Ведущий:Пообщавшись с Мурзилкой, вы смогли узнать и его характер.
Какой он, Мурзилка? (Ответы детей с места)
- дружелюбный
- приветливый
- любознательный
- находчивый
- добрый
- весёлый
- общительный
Ведущий:Тимофей закладывает самый первый кирпичик фундамента дома Мурзилки. А мы продолжаем изучать его личное дело.
Мы выяснили, что Мурзилка общительный и дружелюбный.
С кем же он дружит?
Игнат: На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, БорисЗаходер, Агния Барто, Даниил Хармс, Аркадий Гайдар, Николай Носов. Слайд 5.
В настоящее время в журнале печатаются писатели младшего поколения: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Андрей Усачёв, Юрий Кушак, Марина Дружинина, Катя Матюшкина и многие другие авторы. Слайд 6.
Также на страницах «Мурзилки» мы увидели стихи нашего земляка – талантливого поэта Андрея Сунгурова. Слайд 6.
Ведущий: Спасибо, Игнат. Закладывай следующий кирпичик.
А мы узнаем, с кем ещё дружит Мурзилка.
Егор: В разные годы в журнале работали и работают сейчас известные художники: Татьяна Маврина, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Евгений Рачёв, Евгений и Никита Чарушины, Фёдор Хитрук, Юрий Молоканов. Слайд 7.
Ведущий: К 90-летию журнала вышла книга «Художники Мурзилки», в которой собраны замечательные иллюстрации художников, работавших в журнале с выхода в свет первого номера до настоящего времени.
Слайд 8.
Ведущий: Спасибо, Егор. Заложи и ты кирпичик в основание нашего дома.
Фундаментом дома Мурзилки являются и читатели старшего поколения.
Конечно, детям интересно знать, каким помнят журнал взрослые . Журналистами у нас поработают Настя и Даня.
(Дети берут интервью у гостей)
- Каким вам запомнился журнал «Мурзилка»?
- Что в журнале было для вас особенно интересным?
- Какие воспоминания детства связаны с «Мурзилкой»?
- Хотели бы Вы, чтобы «Мурзилку» читали Ваши дети, внуки?
Ведущий:Из интервью мы узнали, что журнал хорошо помнят читатели старшего поколения.
Обратите внимание на выставку журналов, которые сохранились в семьях.
Мы благодарим наших «журналистов», подаривших взрослым прекрасные воспоминания о детстве. Пусть они заложат следующий кирпичик в фундамент дома Мурзилки. (Даня, Настя)
Ведущий: Но это ещё не всё. Мы с радостью предоставляем слово замечательному человеку, очень хорошо знакомому с Мурзилкой: ведь Галина Михайловна Смирнова работала в нашей библиотеке с первых дней открытия лицея.
(Г.М. Смирнова приветствует гостей, читает стихотворение, напечатанное в журнале «Мурзилка» №10, 2004г.)
Ведущий: Галина Михайловна, положите и Вы свой кирпичик в фундамент нашего дома.
Фундамент готов. Спасибо мурзилковедам и нашим гостям!
2.2. Закладывание «стен».
Ведущий: На фундамент нашего дома мы поставим прочные …… (стены), это – содержание журнала.
В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники, и те детские писатели, чьи книги давно известны во всём мире: о них мы говорили, когда закладывали фундамент нашего дома.
История, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня – на страницах «Мурзилки» каждый читатель найдёт для себя то, что ему интересно.
Как вы думаете, что в журнале является прочным и неизменным и повторяется из номера в номер?
Галина Михайловна говорила в своём стихотворении о рубриках журнала «Мурзилка». Некоторые из них остались прежними, но появились и новые.
К строительству стен нашего дома приступает группа рубриковедов: ребята остановятся на тех рубриках, которые их особенно заинтересовали.
Группы выступают с сообщениями по рубрикам и закладывают кирпичики в «стены».
2.2.1. Рубрика «Галерея искусств «Мурзилки»
Милан:
Более 20 лет в журнале ведётся рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Слайд 9.
В каждом номере читатель знакомится с творчеством одного из русских или зарубежных художников – классиков.
Слайды 10, 11.
А на специальной вкладке печатаются репродукции картин этого художника. Слайд 11.
Из рубрики мы узнаём также о ремёслах и художественных промыслах мира. Слайды 12, 13.
Ева:
К юбилею Мурзилки наш класс решил сделать ему подарок:
создать галерею портретов Мурзилки.
Соня : Многие известные художники создавали образ Мурзилки, и каждый из них вносил в портрет героя свои, особенные черты. (Слайд 14.)
Мы тоже попробовали себя в роли художников, и вот что у нас получилось.
Ева: У Мурзилки – юбилей! Поэтому на большинстве портретов он изображён на фоне разноцветных воздушных шаров, тортов, подарков и праздничного фейерверка.
Наш Мурзилка любит путешествия и спорт. Вместе с российскими спортсменами он участвовал в зимней Олимпиаде в Сочи.
Соня: Мурзилка нам очень нравится, он стал нашим настоящим добрым другом.
В. Спасибо детям, представившим рубрику, а экскурсоводы заложат кирпичик в стены дома. (Ева, Соня)
2.2.2. Рубрика «Переменка»
Настя Вакулич:
Ни один номер журнала «Мурзилка» не обходится без увлекательных кроссвордов, забавных игр и сложных весёлых загадок, головоломок и ребусов. Рубрики «Весёлая математика» и «Прогулки со словами» помогают нам разобраться со школьными предметами.
Представляем рубрику «Переменка» Слайд 15.
Настя Вакулич : Начнём с загадок:
Весёлый журналист в берете
Расскажет обо всём на свете. (Мурзилка)
В журнале много игр, затей.
Мурзилка – лучший друг ….. (детей)
Света Соколова : Предлагаем вам решить задачу:
В тетрадочке у Галочки
Есть тридцать три считалочки:
Три – в Интернете найдено,
Одна – моя и Надина.
Одна – семейства Лапиных,
А двадцать восемь – папиных…
Остаток – тёти – Мотины…
Сочти считалки тётины…
Настя Васильева : А эта считалка – астрономическая. Она поможет нам запомнить названия планет Солнечной системы.
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон…
Кто не видит – выйдет вон!
Игорь Ишутин:
На уроках русского языка мы изучаем синонимы, антонимы, омонимы.
Омонимы – слова, похожие по звучанию, но разные по значению.
Поэт Сергей Белорусец пишет много весёлых стихов, которые помогают нам лучше узнать наш родной язык. Попробуйте найти омонимы в его стихах:
- На уроке
Вы читали?
- Нет, мы числа вычитали…
- В обеих руках
Несу мел.
- А классный журнал?
- Не сумел…
Когда гуляешь
По сети –
Мой сайт, приятель,
Посети!
Настя Васильева: С Мурзилкой мы встречаемся и в Интернете. На электронных страничках мы не только знакомимся с содержанием номеров журнала, но и разгадываем кроссворды, загадки, головоломки. Слайд 16.
Ведущий: Мы услышим сегодня ещё много весёлых стихов и даже попробуем сочинить стихи сами. А вы знаете, что бывают бесконечные стихи?
Послушайте стихотворение Марины Дружининой и потренируйте свою память:
Папа мне «Мурзилку» дал!
Замечательный журнал!
На одном дыханье, сразу
Прочитал я все рассказы!
Выучил стихи, загадки,
Записал потом в тетрадке:
«Папа мне «Мурзилку» дал!
Замечательный журнал!...»
Ведущий: На уроках литературного чтения вы пробуете сочинять стихи. Сегодня Илья с папой проведут с нами мастер – класс по сочинению весёлых стихов.
Начало стихов уже есть – их написала Инна Гамазкова – осталось только выбрать окончание. Все группы (в том числе и наши гости) получат четыре весёлых двустишия, к каждому из них нужно придумать весёлое окончание.
Лебедев Илья с папой:
Илья: Однажды мы с папой отправились в лес.
Вдруг папа чихнул и …. (на ёлку залез)
(в берлоге исчез)
(взлетел до небес)
Папа: Зашли в чащу леса, там – универмаг.
И папа купил мне …….. (разбойничий флаг)
(дырявый башмак)
(двенадцать собак)
Илья: Потом вместе с папой мы вышли к реке,
Увидели там… (рыбака вдалеке)
(маму в грузовике)
(динозавра в платке)
Папа: И вот наконец мы вернулись домой,
В корзинке у нас ….. (пистолет водяной)
(Змей Горыныч больной)
(три ватрушки с луной)
Ведущий: Спасибо всем за участие в игровых заданиях со страниц «Мурзилки». А Илью и его папу мы попросим заложить в стены дома новый кирпичик.
2.2.3.
Ведущий: А сейчас дети представят рубрику «Наши любимые писатели»
Слайд 17.
Артём Ярвенпяя:
В рубрике «Наши любимые писатели» мы найдём интересные истории о жизни писателей, самые лучшие стихи, рассказы, сказки.
Ведущий: Послушаем, какие стихи подготовили ребята.
Елена Липатова
Миндально-ванильная история
(Инсценировка стихотворения)
Нам позвонили:
Вам – ТОРТ
Миндально-ванильный.
Но мы не просили…
- А может, мы просто забыли?
- Да, пахнет ванилью.
Зовите скорее
Марину и Лилю!
- Мне – с розой!
- Мне – с башней!
- А мне – серединку!
-А можно отрезать ещё половинку?
- М-м-м… Вкусно!
- М-м-м … Сладко!...
Тут в дверь позвонили:
- Скажите,
У вас
НАШ торт
Миндально-ванильный?
- ???...
- Но нам позвонили…
- Мы двери открыли…
Нам тётя сказала: «ВАМ ТОРТ ИЗ ВАНИЛИ»…
- Всё ясно: вам торт принесли
По ошибке!
Но где он?
-А он…
- А его съели рыбки!
Они не хотели…
Он съелся нечаянно!
… Такая история
Ванильно-печальная.
Виктор Лунин
Утреннее настроение (читает Тимофей Суринов)
У папы настроение
Зазавтракомчитательное,
У мамы настроение
Напапуобижательное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня
Покомнатампрыгучее.
Борис Вайнер
Специалист (читает Лёня Серебро)
Ни соринки на полу.
Скучно венику в углу.
Вот придёт из школы Сеня –
И исправит настроенье.
Если в доме слишком чисто –
Лучше нет специалиста!
Чуть приложит Сеня руки –
Сразу станет не до скуки!
В. Молодцы, ребята! Вы замечательно потрудились над строительством дома. Заложите и вы свой кирпичик.
В. Часто авторами журнала выступают сами читатели.
(стихотворение читает Номеровкина Оля)
К нам в гости дедушка пришёл,
И в комнату мою зашёл.
- Давай играть? Вот мой планшет!
Но тихо дед ответил:
- Нет…
- Ты - не умеешь? А смартфон?
Плэй-стэйшен, лего, покемон?
Дед грустно головой качал,
Печальным голосом сказал:
- За модой нынче не слежу,
Болею часто, да лежу…
Я не сдавалась:
- А читать?
Давай-ка книгу выбирать!
Вдруг голос деда задрожал:
- Гляди-ка, это – мой журнал!
«Мурзилка» жив! И краше стал!
Мальчонкой я его читал!
Не может быть!
- Дед, очень просто!
«Мурзилке» скоро – девяносто!
Дед, нацепив на нос очки,
Мне декламировал стихи!
Все рубрики мы прочитали,
Над шутками - похохотали!
- Я первый ребус разгадал! –
Мне гордо дедушка сказал.
Узнали мы про Эверест,
Про белорусский город Брест.
Про Бабку-Ёжку прочитали,
Мы спорили, мы обсуждали!
- Да, значит, я и не отстал!
Читаю модный я журнал!
- Конечно, дед! Идут года,
«Мурзилка» - в моде, как всегда!
Он в книгу Гиннесса попал,
Он поколения связал!
Тут мама в комнату пришла.
- Отец, помолодел на 10 лет!
А ну, скорей открой секрет!
- Я друга детства повстречал! –
С улыбкой дед ей отвечал.
Ведущий: Мы благодарим детей и их родителей за творчество.
Следующий кирпичик заложит Оля.
2.2.4. Рубрика «Это интересно!»
Номеровкина Оля : Название рубрики «Это интересно!» говорит само за себя. Здесь печатаются занимательные рассказы о животных и их повадках, о растениях и разных разностях.
Слайд 18.
Гезалов Дениз : А ещё мы решили дополнить эту рубрику интересными фактами про журнал «Мурзилка» и про самого пушистого юбиляра.
(Сообщения детей – одной строкой)
Оля Номеровкина: Знаете ли вы, что…
- В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесён в книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире журнал для детей с самым длительным сроком издания.
- За 90 лет вышло больше тысячи номеров журнала «Мурзилка».
- Вместе с Мурзилкой в разное время путешествовали по страницам журнала злая волшебница Ябеда – Корябеда, говорящая кошка Шунька, сорока-белобока и божья коровка.
- В журнале сотрудничают более двухсот авторов и художников.
- В январе 2014 года журнал был награждён премией Союза журналистов Москвы «Золотое перо» «За большой вклад в воспитание и просвещение подрастающего поколения России».
- За 90 лет журнал так и не открыл свою главную тайну: кто такой Мурзилка. Гном – дворняжка – не понять кто – таким его и полюбили. Возможно, эта загадка и есть счастливый талисман долголетия журнала.
Ведущий: Малоизвестное и самое интересное, то, что мы знаем, и то, что ещё предстоит узнать – это и есть последний кирпичик стен нашего дома Мурзилки.
Сейчас нам нужно закончить строительство стен нашего дома, и я ставлю последний кирпичик…
Как вы думаете, ребята, может ли наш дом Мурзилки перестраиваться, меняться?
(Да, потому что будут появляться новые рубрики. Ведь время не стоит на месте, а «Мурзилка» всегда идёт в ногу со временем.)
3. Закладывание «крыши» дома.
Ведущий: Посмотрите, чего не хватает нашему дому?
Крыша – это то, что укрывает, защищает наш дом сверху. Чтобы крыша была надёжной, долговечной, мы постараемся её укрепить. Мы приглашаем читателей разных поколений достроить наш дом.
А все участники проекта вместе построят крепкую, надёжную крышу нашего дома.
(Все становятся в круг, держась за руки, поднимают руки вверх, образуя «крышу»)
Ведущий: - Кто же является «крышей» дома? (все читатели журнала)
Дом получился замечательный. Его стены хранят в себе яркие воспоминания, он наполнен вашими новыми знаниями, маленькими открытиями и нашими общими добрыми чувствами к замечательному журналу многих поколений.
Как вы думаете, понравится Мурзилке наш дом?
День рождения – праздник, в который имениннику говорят добрые слова.
Давайте и мы скажем добрые слова Мурзилке. И пусть в этом послании останется частичка каждого из вас.
4. Рефлексия.
Слайд 19.
( Дети дополняют своими высказываниями текст на слайде)
Дорогой «Мурзилка»!
Мы познакомились с тобой всем классом в год твоего юбилея.
Мы говорим тебе «спасибо» за то, что …
ты знакомишь нас….
ты научил нас …
благодаря тебе мы узнали…
Мы желаем тебе…
Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Мы надеемся, что она запомнится всем участникам проекта, потому что мы все хорошо поработали.
Но какой же день рождения без подарка? Подарки от детей Мурзилка уже получил – замечательную галерею своих портретов и бумажные поделки.
А подарок от взрослых уже прибыл к нам в класс – вот такой замечательный сладкий Мурзилка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Первый выход в космос"
Презентация содержит информацию о А.А. Леонове и первом выходе в космос....
Классный час к 50-летию выхода Алексея Леонова в открытый космос
Данная методическая разработка может быть применена на классном часе, посвящённом выходу космонавта Алексея Леонова в космос, или во внеурочной деятельности. Я разработала и пр...
Пасхальный концерт: начало концерта (выход сказок) и сценарий сказки "Первое красное яичко"
Материал к Пасхе, интересное начало концерта с выходом героев сказок, вовлечение маленьких зрителей в суть сценария. Сценка "Первое красное яичко" поясняет младшим школьникам историю появления традици...
Проект "Дом Мурзилки". К 95-летию выхода в свет первого номера журнала "Мурзилка".
Представляю вниманию коллег и заинтересованных лиц сценарий семейного литературно-творческого проекта Дом Мурзилки для 2-го класса, успешно реализованного в сотрудничестве учителя начальных классов, п...
НПК к 90-летию Закаменского района ФАП. Первые шаги
Моя малая Родина У каждого в жизни есть свой уголок, своя малая родина. Моя родина - это мое село, которое входит в состав Закаменского района. Закаменский район в 2017 году отм...