Прощание с Букварём
материал (1 класс) на тему

Трепалова Наталия Владимировна

Материал можно использовать для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в конце 1-ого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_bukvaryom.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Прощай, Букварь!

I. Под песню «Учат в школе» дети занимают свои места.(2 слайд)

Учитель:

Дорогие ребята! Вот и подошёл момент прощания с нашей первой учебной книгой. Кажется, ещё вчера, вы переступили порог школы, пришли в первый класс. За это время вы многое узнали, многому научились. И помогала вам первая учебная книга, которая называется «Букварь». Он научил читать не одно поколение детей, а тех, кто умел читать до школы, познакомил с буквами и звуками, с частями слова, научил работать с предложением и текстом. Без этих знаний невозможно учиться дальше.

Выходят ученики под клип «Прощай, Букварь!» (3 слайд)

1ученик:

Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём!

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём!

2 ученик:

Над страною зимним утром

Занялась заря.

В нашей школе славный праздник

Все: Праздник Букваря!

3 ученик:

Мы в школе полгода уже отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

4 ученик:

А верным помощником в этом нам стал

Первая главная книжка

Все: «Букварь».

И первые буквы он  показал

Девчонкам своим и мальчишкам.

5 ученик:

Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, нам сразу.

6 ученик:

Я с этой книжкой в первый раз

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И нам так радостно сказать:

Все: «Умеем мы теперь читать!»

7 ученик:

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет.

Увлекательнее чтенья,

Ничего на свете нет!

8 ученик:

До свиданья, до свиданья,

Книга первая моя.

Приходи к нам на прощанье,

Ждут тебя твои друзья.

II. Выходит  Букварь под клип «Прощай, Букварь!» (3 слайд)

Букварь: 

Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы, бабушки и дедушки!
Привет, мальчишки и девчонки!
Как я рад встрече с вами!
Только в школу вы пришли - встретился я с вами.
Дни учебы потекли, стали мы друзьями.
Я учил вас буквам и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а еще терпению.
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: «Очень рад, друзья, за вас!»

Отгадайте загадку:

33 родных сестрицы —

Писаны красавицы.

На одной живут странице

И повсюду славятся? (Буквы)

Буквы – это мои верные помощницы, без которых я бы не научил вас читать.

(4 слайд)

1 ученик:

Ты эти буквы заучи –

Их три десятка с лишним,

И для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам.

2 ученик:

Буквы разные учили

И писали их в тетрадь

И постепенно, понемногу

Научились мы читать.

3 ученик:

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Букварь:

Приглашаю на праздник  все 33 буквы!

III. Входит Клякса под песню «Светофор». (5 слайд)

Букварь:

А ты кто?

Клякса:

-Я – Клякса! Самая вредная, злая-презлая! Вот я какая!

Ну что, мои миленькие, на праздник пришли? Веселитесь? Радуетесь? Хотите научиться читать?

-Ладно, дам вам один очень важный совет:

-Учёба для детей вредна,

Приносит много бед она!

Вы лучше балуйтесь, играйтесь,

И неучами оставайтесь!

-Сейчас я вам праздник испорчу! Поссорю в Букваре все 33 буквы и залью странички Букваря  замечательными кляксами!

-Бамбара, чуфара, лорики, ёрики,

Пикапу, трикапу, скорики, морики.

Букварь показывает залитый кляксами странички:

Что же делать? Как нам быть? Отвратительная Клякса испортила нам праздник! Теперь буквы пропадут!

Учитель:

Ребята, нельзя ей уступать! Надо бороться! Клякса, освободи наши буквы!

Клякса:

-Ишь, какие хитрые! Просто так буквы им отдай! Ща-а-ас, разбежались! Вот задание мое выполните, тогда отдам. Очень загадки я люблю. Да не умею их отгадывать.

-Коли решите, что я загадала,
Ждет вас награда.
Я так сказала!
А не решите – ждет вас тогда
В подарок большая, большая беда!

Загадки:

-Стоит весёлый, светлый дом,

Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и считают
(школа)

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
(книга)

-Отгадай, что за вещица –

острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена,
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки
(ручка)

-То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я
...(Тетрадь)

-У каждой девчонки,
Любого мальчишки
В портфеле есть
Эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...
(Букварь)

Учитель:

Все твои загадки отгадали, Клякса! Теперь твоё волшебство больше не причинит нам вреда!

Клякса уходит, ругаясь.

IV. Выходят 33 буквы под песню «Песенка о буквах. (слайд 6)

А
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В
Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г
Перед вами буква Г,
Стоит подобно кочерге.
Д
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е
Е на грядке пригодилась,
Вместо грабель потрудилась.
Ё
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки!
Ж
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!
З
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка!
И
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква?
-И!
Й
Букву Й зовут «И кратким».
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К
Это – Ж, а это – К:
Целый жук
И полжука!
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш!
М
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
О
Посмотри на колесо,
И увидишь букву О!
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О!
П
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.

Р
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом!
Т
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф!
Х
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка!
Ц
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

Ш
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша.
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Щ
На расческу Щ похожа,
Три зубца всего,
Ну и что же?
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Ь
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э
Буква Э на С дивиться,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Ю
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась …. Буква Ю.
Я
«Я» сказала про себя:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен Алфавит!

Букварь:
Вот такие наши буквы –
Славный русский Алфавит
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.

Учитель:

Но, не скрою, в этот миг

У меня вопрос возник

Не вопрос, скорее просьба…

Попрошу я вас особо

Рассказать мне Алфавит.

Не зря же он так знаменит!

Ну, друзья, не подкачайте!

Дружно, громко. Начинайте!

Ученики поют песню под клип «Паровоз - Алфавит». (слайд 6)

Учитель:

Поиграем в игру «Угадай букву». Угаданная буква делает шаг вперёд. (слайды 7-11)

1 ученик:

С этой буквы начинаются

«Арбуз» и «Альманах».

Она нам всем встречается

Почти во всех словах. (А)

2 ученик:

Если букву потерять,

Гусь не сможет гоготать,

Гавкать пес цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет? (Г)

3 ученик:

Шляпу буква надевала

И иначе зваться стала.

Превратилась буква «И»

В букву новую, смотри! (И')

4 ученик:

«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить!
(Н)

5 ученик:

Что находится посередине Киева? (Е)

Учитель:

Проведём физминутку.(слайд 12)

Мимикой и жестами покажите букву под минусовку песни «Азбука».

Буквы уходят под песню «Дружба с букварём». (слайд13)

V. И вбегает Незнайка.

Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Букварь! Здравствуйте все! Я  тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на каждой странице Букваря побывал. Я теперь все буквы знаю, все слова. Даже стихи  запоминать научился, хотите послушать?

Учитель:

Слушайте внимательно. Если Незнайка ошибется, поправьте его.

Незнайка:

Тает снег, течет ручей

На ветвях полно врачей.

Учитель: Кого-кого? Какое слово должно здесь быть, ребята?

Дети: Грачей!

Незнайка: Ну, подумаешь! Разочек ошибся. Слушайте дальше.

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Учитель: Кто попался  рыбаку на крючок?

Дети: Это сом!

Незнайка: Я опять ошибся! Ну, тогда я скажу еще один стишок:

Сели в ложку – айда!

По реке туда – сюда.

Учитель: Все ли правильно сказал Незнайка?

Дети: Нет, надо было сказать в лодку.

Учитель:

Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто. Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные поэтом А. Шибаевым. Я начну, а заканчивать будете вы.

-Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Видел Настю я сегодня

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс!

Но давно уже от настии

Я не слышу слова… (Здрасьте)

-Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (Извините)

-Он про внучку  говорил:

Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо)

Учитель:

Молодцы, ребята! Хорошие стихи вы выучили. И слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Ну как, Незнайка, понял, как стихи учить надо?

 Незнайка:

Спасибо, Букварь, спасибо, ребята! Научили уму-разуму. А теперь мне пора  в свою сказку.

(Уходит под песню «Дружба с букварём»). (слайд 13)

VΙ. Танец под песню-клип «Алфавит». (слайд 14)

Учитель: Давайте проведем весёлую переменку.

1 ученик:

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько!

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь.

2 ученик:

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! –

Нельзя скучать!

VΙΙ. Почтальон Печкин с телеграммами.(слайд 15)

- Телеграммы! Телеграммы! Это гимназия №7? Первые классы здесь? Для вас поступили телеграммы, только все они не подписаны, а вам нужно догадаться, кто их мог прислать.

Телеграмма 1:

Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро)

Телеграмма 2:

Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин)

Телеграмма 3:

 Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар - победитель сделал мне предложение. («Муха-цокотуха» К.Чуковский.)

Телеграмма 4:

Поздравляю с праздником Букваря. Но приехать не смогу,  так как нельзя отменить уроки для Буратино. (Мальвина «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой)

Сценка: Мальвина отправила вместе с телеграммой и видеоурок. Давайте посмотрим. (слайд16)

Под песню «Буратино» вбегает Буратино и садится за парту на стул, поджав ноги. Входит Мальвина.

Мальвина: Сейчас мы займёмся арифметикой.

Она проходит мимо Буратино. Когда она отворачивается, Буратино запихивает в рот руками печенье.

Мальвина, повернувшись, восклицает:

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки! Кто вас воспитывает?

Буратино:

Когда папа Карло, а когда никто!

Мальвина:

Теперь я займусь вашим воспитанием!

Буратино:

Вот так влип!

Мальвина: Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. У вас в кармане два яблока…

Буратино: Врёте, ни одного…

Мальвина: Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Буратино: Два.

Мальвина: Подумайте хорошенько.

Буратино: Два.

Мальвина: Почему?

Буратино: Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике! Займёмся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Буратино окунает нос в чернильницу и ставит кляксу.

Мальвина: Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!

Выбегает Артемон, хватает Буратино и уводит.

А Буратино, уходя, кричит: Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь…У самой голова фарфоровая, туловище ватой набито…

Почтальон Печкин:

Спасибо, ребята, вы очень хорошие читатели. Новых побед вам в стране Знаний! Ой, чего это я с вами заигрался! Меня же ждут в Простоквашино! До свидания! До новых встреч!

Учитель: Почему у Буратино ничего не получалось?

VΙΙΙ. Частушки. (слайд 17)

Мы читать все научились,

Вам не хвастаем, не врём,

И навеки подружились

С лучшей книжкой - Букварём!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид!
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!

Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в Букваре

Кончились странички!

Буквы гласные мы любим

И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Мы простимся с Букварем,

И рукой помашем,

И спасибо 10 раз

Дружно хором скажем!

ΙX. Сценка  по стихотворению  С. Михалкова «Словечки-калечки». (слайд 18)

Ученик: Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опелсын!» -

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечька!»

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Састна!»

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи! Ежи! Брось лениться!

Так учиться не годится!

Невозможно без внимания

Получить образование!

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты еще хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас –

Мы с тобой поступим круто.

Нашей честью дорожа,

Имя Ежи в полминуты

Переделаем в Ежа!

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!»

Ученик: Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу.

Учитель: Почему с Ежи произошла такая история?

X. Азбука. (слайд 19)

1 ученик:

Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга  во всём мире.

2 ученик:

Это сейчас, ребята, вы учите буквы по  Букварю. А раньше, много-много лет назад у детей не было ни Букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. Азбука – это старшая сестра Букваря.

Выходит Азбука под минусовку песни «Азбука».

 Кто знает, почему меня так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.

Все вместе поют песню «Азбука»: (слайд 19)

1. Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Припев:

Азбука, азбука

Каждому нужна.

Нам поможет книжки

Прочитать она!

2. Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибки, точно.

Припев:

 

3. Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Припев:

XI. Заключение. (слайд 20)

Ученик 1:

Беру Букварь в последний раз

Несу Букварь в просторный класс.

И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!».

Ученик 2:

Ты - книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть,

Все книги я могу прочесть.

Ученик 3:

До свиданья, Букварь дорогой!

Грустно нам расставаться с тобой.

Книг других ты милей и родней –

Мы читали тебя много дней!

Букварь:

Пора, друзья, проститься нужно.

Всех поздравляю от души.

Пусть в этой школе живут дружно

И старшие, и малыши!

Чтобы побольше вы книжек читали,

Чтобы красиво в тетрадках писали,

Чтобы умели считать, рисовать.

Чтобы учились на круглые «пять».

Все исполняют песню «Чему учат в школе»

 

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощание с Букварём"

Сценарий праздника "Прщание с Букварём" по программе "Школа 2100". К сценарию прилагается презентация, которую могу выслать....

Прощание с букварём

Материал для учителей, работающих в первых классах. Используется после окончания работы с букварём или азбукой....

Праздник «Прощание с Букварём»

Хороша сегодня школа,Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём! Если всё у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда! Заходите, пр...

Открытый урок в 1 классе "Прощание с букварём"

К концу III четверти обучающиеся 1 класса заканчивают изучение Букваря. Учитель вместе с родителями готовит большой праздник. На уроке в игровой форме дети закрепляют знания об изученных буквах и звук...

Внеклассное мероприятие «Прощание с букварём!»

Подготовлено и проведено совместно с учителями: Хановой Т.В., Загорулько Е.В., Русиновой Н.В....

Праздник "Прощание с Букварём"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса...