300 лет спустя
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цель праздника

Привить детям любовь к Санкт-Петербургу и способствовать формированию у детей своей значимости и ответственности за судьбу города.

Задачи

Воспитание чувства долга и ответственности, любви к родному городу и его истории.

Обучение приёмам коллективной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся.

Расширение кругозора.

Формирование начал нравственности.

Оформление

Большая панорама Стрелки Васильевского острова, Ростральная колонна со съёмными рострами, Герб города,  плакат «300 лет спустя», атрибуты для конкурсов.

Действующие лица

Пётр I, Меншиков А.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 300_let_spustya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель праздника

Привить детям любовь к Санкт-Петербургу и способствовать формированию у детей своей значимости и ответственности за судьбу города.

Задачи

Воспитание чувства долга и ответственности, любви к родному городу и его истории.

Обучение приёмам коллективной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся.

Расширение кругозора.

Формирование начал нравственности.

Оформление

Большая панорама Стрелки Васильевского острова, Ростральная колонна со съёмными рострами, Герб города,  плакат «300 лет спустя», атрибуты для конкурсов.

Действующие лица

Пётр I, Меншиков А.Д.

Музыкальное сопровождение

«Гимн Великому городу» Глиер

«Санкт-Петербург» А. Кваша

Танцы: «Кадриль», «Матросский танец», «Менуэт»

Используемая литература

Сборник: «Решётки, ограды, мосты».

1. Вступление.

(Играет торжественная музыка)

Ведущий:

* * *

Санкт-Петербург – гранитный город,

Взнесённый словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись твои туманы

Виденья трёхсотлетних снов,

О! Самый призрачный и странный

Из всех Российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли

Сверкнувши молнией в веках,

Так титанически воспели

Тебя в граните и стихах!

И – майской ночью в белом дыме,

И – в завываньях зимних пург –

Ты всех прекрасней несравнимый,

Блистательный Санкт-Петербург!

* * *

В этом году нашему любимому городу исполнится 300 лет!

Только задумайтесь – городу 3 века!

Давайте закроем глазки и представим наш город 300 лет назад…

2. Старый город.

(Играет музыка, стук кареты)

Входит царь Пётр со свитой.

               Над Невою резво вьются

Флаги пёстрые судов

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов;

В царском доме пир весёлый.

Речь гостей хмельна, шумна,

И Нева пальбой тяжёлой

Далеко потрясена.

(Дамы обращаются друг к другу,

ведут светскую беседу)

Что пирует царь Великий

В Петербурге городке?

Отчего пальба и крики,

И эскадры на реке?

Озарён ли честью новой

Русский штык или русский флаг?

Побеждён ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь?

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

Пётр:

Нет! Я праздную рожденье

Петербурга-городка

И от этого в смятенье

Полноводная река!

Оттого-то шум и клики

В Петербурге-городке,

И пальба, и гром музыки,

И эскадра на реке.

Пётр:                   От того-то в час весёлый

Чаша царская полна

И Нева пальбой тяжёлой

(Взрывают хлопушки)

Далеко потрясена.

Ведущий:

Здравствуйте, государь, Пётр Алексеевич!

Пётр:

Здрава будь, сударыня. (Обращается к Меншикову)

Данилыч! Что-то я в толк не возьму: снится мне аль ясно вижу; откуда гостья сия, дети малые, неразумные?

(Осматривается кругом) Где мы?

Меншиков:

Пётр Алексеевич, Отец родной, Государь!

Это же школа. По Вашему Указу создана, чтобы подданные ваши могли научиться поныне неизвестным им познаниям.

(Обводя рукой зал).

А отроки эти весьма учтивы и вежливы, на руки не дерзки и не драчливы. В науках и искусствах преуспевают.

Пётр:

Так, так! Ну, а сия сударыня?

Меншиков:

А то наставница их. Боярыня Завьялова, свет Юлия Викторовна.

Пётр:

(Обходя и любуясь)

Хороша! Ну, хороша!

А по какому поводу, сударыня, собрались?

Ведущий:

Как по какому поводу? Год то нынче настал юбилейный. Городу твоему, 300 лет! Ведь по царскому указу город День рождения празднует!

Глашатай:

(зачитывает указ)

В честь Петербурга городка

Праздновать во все века

Столицы северной рожденье

И в мае отмечать весельем

На улицах и площадях,

И в близлежащих деревнях.

Встречать сей праздник

Пушечной пальбой

И развесёлою народною гульбой!

Пусть празднует его и воин и подъячий,

Лакей и скороход,

И весь честной народ!

Пётр:

Мой указ! Но чтоб на сей ассамблее быть, надобно уметь вести себя, как подобает.

Фрейлины зачитывают указ:

  1. Являться на ассамблею в одежде нарядной и опрятной.
  2. Уметь красно глаголить и добрый разговор вести.
  3. Во время бытия в ассамблее сидеть, ходить, танцевать, никому худа не желать.

Пётр:

Да не дерзнет нарушить сей указ всякий под штрафом Великого Орла!

Ведущий:

Манеры у нас, Пётр Алексеевич, не царских времён, да и времена ассамблей давно прошли. Но вести себя ребята  умеют. Позвольте пригласить вас, Государь, на нашем действе поприсутствовать. Посмотреть, как дети города Вашего живут спустя три века. Как город свой знают, да как Вас почитают.

Пётр:

Не откажусь! С охотой посмотрю, как мои указы выполняются. И господа мои с дамами пусть присмотрятся. Мало ли что? Глядишь, где и помогут.

Ведущий:

Сегодня у нас  игровая программа.  На ней ребята покажут как они  знают и любят свой город.  Играют три команды.Представят они себя сами. Их визитка – это первый этап соревнования.

А оцениваться команды сегодня будут необычно. Надо укрепить на Ростральной  колонне недостающие ростры, носы побеждённых кораблей:  большие,  средние,  малые. Чья команда укрепит больше ростр, та и победит.

Команда   Летний сад.

Представление.

           Я – Наташа, капитан команды. У нас в команде ребята, которые очень любят наш город за его красоту и неповторимость. И название нашей команды – это самое красивое и романтическое место  Санкт- Петербурга.

Когда-то здесь фонтаны были,

А кавалеры вдоль аллей

Дам в кринолинах проводили

Под шум весёлых ассамблей.

Зелёные густые кроны,

Дворец, изящных статуй ряд.

Цветы, скамьи и павильоны, -

Всё это чудный Летний сад.

Цвет команды «Летний сад» - жёлтый.

Это цвет солнца, что так нечасто балует Петербург своими лучами, цвет дворца Петра, что в саду стоит, да цвет листвы осенней, что так бережно и нежно покрывает мраморные статуи нашего неповторимого Летнего сада.

Команда   Васильевский остров.

Представление.

        Я – Кристина, капитан команды. Каждый в нашей команде – это юный горожанин, желающий знать историю нашего славного города. Мы хотим, как можно больше знать о достопримечательностях города – героя. Наше название – это место в городе, которое мы уже немного знаем и уже сильно любим.

Вот мы по городу вышли гулять.

Остров родной, как тебя не узнать.

С этого места мосты чрез Неву

Как на ладони у нас на виду.

Тихо скользят по Неве корабли.

Шпиль Петропавловки блещет вдали.

Биржа спокойно стоит пред Невой.

Краснеют колонны над самой водой.

Видны на них очертания ростров.

Это же стрелка! Васильевский остров.

Наш цвет – красный. Это цвет знамён, что хранятся в Военно-морском музее, цвет побед и морской славы, да цвет колонн Ростральных, что так гордо стоят на стрелке Васильевского острова.

Команда   Нева.

Представление.

          Я – Георгий, капитан команды. Наша команда – это смелые и отважные ребята, которые не дадут в обиду наш город. Мы всегда готовы встать на его защиту, всегда готовы помочь, чем можем. Название нашей команды – это имя сильной и гордой реки Петербурга.

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин. Сказали: «Постой-ка».

Я спросил: «Это речка Нева?»

Мне сказали: «Ты что, это ж Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

 «нет, канал Грибоедова это».

А потом шелестела листва.

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Это речка Нева?»

«Нет, Фонтанка у летнего сада».

А потом – синева, синева!

Шпиль, и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал. Это – Нева!

Я и сам бы любому ответил.

Цвет команды «Нева» - синий. Это цвет балтийского неба, по которому плывут облака над нашим городом, цвет формы моряков, что служат на наших кораблях, да цвет воды студёной, что плещется в самой красивой реке, имя которой – Нева.

Пётр:

Отроки эти, смотрю, весьма учтивы и говорят дюже складно. Вид их опрятный и поводу соответствующий.

Больно люба мне команда …………. (большая).

Хороша команда …………… (средняя).

Да и …………… тоже неплоха (малая).

Ну, капитаны, крепите ростры.

(Обращаясь к ведущей)

А в знаниях и науках преуспевают?

Ведущий:

Конкурс-разминка покажет это.

Предложим ребятам вопросы по истории Санкт-Петербурга. И посмотрим.

Пётр:

Ну, братцы, не робейте, дайте ответ, о чём спросят. Что знаете – сказывайте, а чего не знаете – так и скажите.

Блиц – турнир для команды ………………………

Назовите День рождения нашего города

(год, месяц, число)

Самая первая деревянная постройка

нашего города

Что можно увидеть на гербе

нашего города?

На каком сооружении Санкт-Петербурга

можно увидеть 546 гербов?

Шпиль какого здания в нашем городе

увенчан корабликом?

Какой остров нашего горда самый

большой?

Назовите главную площадь города

 

Листы проверяют члены жюри.

Называют Петру очерёдность команд по баллам. Пётр вручает капитанам ростры.

Пётр:

(Обращаясь к Меншикову)

Да, в этих малых толк будет. А кто неграмотный (журит пальцем) и не изучил науку – историю, объявлять недорослем и потому жениться права не давать.

Ведущий:

Жениться, нам, Пётр Алексеевич, рановато, а вот стать архитекторами ребята сегодня попробуют.

У них было задание: подготовить архитектурную композицию связанную с названием своей команды. Остальные должны угадать: что это за место в нашем городе.

Команда «Летний сад» показывает памятник Крылову.

Команда «Нева» показывает фрагмент решётки Литейного моста.

Команда «Васильевский остров» - Ростральные колонны.

  1. Команда «Летний сад» показывает памятник И.А. Крылову.

Сколько есть на белом свете

Замечательных оград!

К этой взрослые и дети

Часто ходят в Летний  сад.

Стиль Крылова добр и ясен.

Не пугаясь никого,

Собрались герои басен

У подножия его.

  1. Команда «Нева» демонстрирует фрагмент решётки Литейного моста.

Нева широкая в гранитных берегах

Течёт медлительно, закат волной качая.

Покой, вечерний свет на вольных островах.

Мосты соединили их у края.

Как много их – мостов – по городу кругом

В оградах вырезных, в наряде кружевном

Щиты чугунные с гербами у ограды

Литейного моста. Их берегут наряды,

Морские девы голубой страны

С хвостами, горделиво завитыми

То Посейдона дочери. И с ними –

Диковинные рыбы глубины.

  1. Команда «Васильевский остров» показывает Ростральные колонны.

На стрелке острова,

Где красные колонны

Возвёл когда-то де Томон

Остановись на миг,

Послушай, бьются волны.

Весь остров тайной окружен.

Перед тобой

Столпов Ростральных очертанья –

Наследье прошлого, пришедшее в наш век.

И у подножия их два светлых изваянья,

Два строгих символа

Могучих русских рек!

          (Волхов, Нева, Днепр и Волга)

Пётр:

Молодцы все! Даже не знаю, кому предпочтение отдать. Ну, пожалуй, большую ростру…………. вручим, среднюю ……..,

и про ………. тоже не забудем.

Пётр:

Но в моё время отроки младые обучены были не только языкам и наукам, конной езде и шпажной битве, но и в танцевании преуспевали.

Пары танцуют «Менуэт» под музыку В. Моцарта

«Менуэт фа-мажор».

Ведущий:

Прекрасный менуэт, Пётр Алексеевич. Но и наши ребята нынче танцам обучены. Покажут тебе в танце город твой, и морской, и великий богатырский, и вечно-молодой.

Команды представляют танцы.

«Летний сад» - «Кадриль»

Слышишь, русская гармоника поёт?

На гулянье в Летний сад зовёт народ!

Не стесняйся, выходи народ смелей

Нам с тобою вместе будет веселей.

В русской пляске озорной, да удалой

Пусть кружится под ногами шар земной!

            «Васильевский остров»- «Богатыри»

 Расступись, народ честной.

Богатырь пред вами удалой

Всех, кто стар и всех, кто млад

Богатыри повеселят!

«Нева» - «Матросский танец»

С широкими плечами

Отважны и сильны

По Невскому шагают

Красавцы – моряки.

Им не страшны ни ливни

Ни ветер ледяной

И мы шагаем с ними

По Большой Морской.

Пётр:

Ну, молодцы, ребятишки! Еле удержался, ноги так сами в пляс и идут. Но тут мои симпатии однозначны! Эх, люблю я моряков. Им большую ростру отдам! И богатыри меня порадовали, и «Летний сад» повеселил.

А теперь настал черёд старших из вас.  Капитанам предстоит ответ держать.

Ведущий:

Пётр Алексеевич, не сердись, не взыщи государь. Осмелились мы нарушить указ твой. Возвели через Неву мосты узорчатые. Да много возвели. Так много, что все и не припомнишь. А решётки! Залюбуешься! Да все разные.

Вот пусть капитаны и справятся с нелегкой задачей: мосты по порядку расставят, да решётки с названиями соотнесут. А Вы, Пётр Алексеевич, на то полюбуетесь. А команда, чтоб не скучала, и ей дело дадим. Мозаику соберут, да что получилось  - узнают.

Капитаны расставляют названия мостов по порядку.

Команды собирают:

  • Адмиралтейство
  • Казанский собор
  • Смольный собор

Подводим итоги по этому конкурсу, крепим ростры.

Пётр:

(обходя команды)

Зело любы мне эти отроки. Двигайтесь вперёд, учитесь без устали. Не отчаивайтесь, когда чего не умеете. Усердствуйте, и толк будет.

А покамест советую твердо надеяться, что, быть может, ещё на вашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесёте на высшую ступень славу русского имени!!!

Ну, победитель, зажигай факел!

(Играет торжественная музыка)

Фейерверк (хлопушки)

Пётр:

Красуйся, город мой!

И стой неколебимо, как Россия!

Виват, Санкт-Петербург!

Виват, Россия!

Повелеваю:

  1. Всем юным петербуржцам от меня – медали памятные.
  2. Капитанам –  наградные бумаги.
  3. Команде лучшей – грамоты царские.
  4. Судьям справедливым – особые депеши.

А всем присутствующим – сладости несказанные!

Заканчиваем песней «Санкт-Петербург».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер отдыха " 15 лет спустя"

Вечер отдыха " 15 лет спустя". Встреча выпускников после 15-летней разлуки.В программе игры, конкурсы, поздравления, шутки и хорошее настроение!...

Праздник выпускного бала в 4 классе "Однажды... четыре года спустя..."

- Что происходит сегодня?   - У нас – выпускной!Бал выпускной, мы уходим из школы начальной…Здесь мы учились с тобою совсем не случайно,Знаний огромный багаж мы уносим с собой!...

Сценарий встречи выпускников 30 лет спустя

Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!  Важно то, что многие приехали издалека и поэтому, надо дать время для общения. В этом материале можно найти стихи, перекличку, шуточные конкурсы...

Классный час «Трагедия Беслана. 10 лет спустя».

Маленьким жителям Беслана, их  учителям, несгибаемым отцам и матерям Беслана –   всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы на...

Презентация «Трагедия Беслана. 10 лет спустя».

. Мы с вами живём в большой, многонациональной стране, которая зовётся Россией – Российская Федерация, где все люди стремятся жить в мире и согласии. Но есть люди, которые не желают так жить, он...

Десять лет спустя

Классный час посвящен трагическим событиям в Беслане. ...

Фразеологизм "Работать спустя рукава"

Презентация про фразеологизм...