Общешкольные мероприятия
методическая разработка (1 класс) на тему

Щучкина Светлана Сергеевна

В мире насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В мире насекомых26.75 КБ

Предварительный просмотр:

В мире насекомых.


Цель и задачи классного часа :

  • расширение знаний второклассников о жизни насекомых;
  • воспитание бережного отношения к насекомым;
  • развитие коммуникативных навыков.

  • Оборудование:
    электронная презентация, книги, компьютер, экран, проектор, картинки, смайлики, раздаточный материал.

    Ход классного часа.

    Учитель.
               - Ребята,  вы любите загадки о животных? А почему вы их любите?
    (ответы детей)

    Учитель.
    - Я тоже люблю. А еще я люблю их загадывать. Сейчас я буду  читать
    стихотворные загадки, а вы их отгадайте. Можно хором ответить.

    Загадки о насекомых

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.(кузнечик)

Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?( божья коровка)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.(гусеница)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.(бабочка)

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.(пчела)

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.(муравей)

Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит.(комар)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.(жук)

Учитель.
- Молодцы, ребята, вижу, что вы хорошо умеете разгадывать загадки. А как можно назвать всех этих животных? По какому признаку отличают насекомых от других групп животных? (6 лапок). А что вы хотели бы узнать о насекомых? (ответы детей)

- Я правильно поняла: вы хотите узнать о жизни насекомых, как они живут.
Учитель.
Назовите насекомых, которые живут в нашем крае.
( муравей, бабочка, кузнечик, муха, пчела, жук, комар и т.д.)

Учитель

- Сейчас на улице зима. Много насекомых вы увидели по дороге в школу? (ответы детей)
Почему зимой нет насекомых? (они спят )

  

         - Это правильно, однако многие из насекомых погибают, но успевают завести потомства. Именно поэтому летом всегда много комаров, мух, бабочек.

Учитель.

- Сегодня на классном часу мы с вами познакомимся с миром насекомых. А много ли мы знаем о насекомых?! Кто из вас знает,  сколько на планете насекомых? (ответы детей) А где находятся уши кузнечика? А сколько глаз у стрекозы?

             Ребята, насекомые – самая разнообразная и многочисленная группа животных на земном шаре. Ученым  стало известно уже более 1,5 млн. их видов, но  истинное число составляет более 2 миллионов. Они обитают везде, и среди вечных льдов, в горячих песках пустыни, в почве , на растениях, как паразиты на теле животных. А вы знаете, что самое большое насекомое – это бабочка – орнитоптера. Размах её крыльев около 30 см. А длина жука – голиафа более 20 см. Наряду с великанами есть и крошки. Так длина жука – трихоптерикса составляет меньше миллиметра.

А сегодня мы поговорим о некоторых  насекомых, которых вы назвали.

             Представьте, что мы с вами в гостях у бабочек, комаров, пчел, муравьев, у божьей коровки.
- Будем работать в группах. На партах лежат картинки насекомых и карточки . Вам в течение минуты надо выяснить по карточкам какую пользу приносит и какой вред наносит это насекомое и разложить их. Затем выбираете человека в своей группе, который будет представлять мнение группы. Он расскажет, и отметим на доске фигурками-смайликами пользу и вред деятельности насекомых. Все обсуждаете тихо, какая группа будет готова, поднимите руки .

              - Все готовы?

- Начнем с группы,  которая будет говорить о бабочке. ответы:  

полезные – опыляют цветущие растения, гусеница бабочки тутового
шелкопряда плетя кокон,  выделяет шелковую нить длиной около 1км, бабочки – синоптики, гусеницы служат пищей для птиц, для насекомых.
вредные – гусеницы питаются листьями, злаками,  приносят вред
с/х, гусеница моли портит одежду и др.)

Учитель. Спасибо. Ребята, может у кого-то есть дополнения? (выслушиваются ответы)

Послушаем, что выяснили о комарах

ответы:

полезные- служат пищей для птиц, животных,

вредные-  переносчики болезней, укусы
могут вызвать зуд, даже аллергическую реакцию, а их тонкий писк может
вызвать(особенно ночью) нервное возбуждение.

Учитель. Спасибо. У кого есть дополнения? Послушаем группу, которая обсуждала пользу и вред муравьев.
ответы:

Полезные – уничтожают гусениц, тлей, служат пищей для насекомых(некоторые жуки
питаются  личинками и яйцами муравьев ),
в медицине  используют е для
приготовления мед-х препаратов; делая ходы, они разрыхляют почву,

вредные- в садах муравьи угнетают  ягодные
культуры, а также овощи с высоким содержанием сахара, враги цветников- поедают
лепестки пионов, распространяют тлей, в природе существуют муравьи яд которых
опасен  для жизни человека.
Не зря муравьев  называют «лесными санитарами».

Учитель. Спасибо. У кого есть дополнения? Послушаем следующую группу.                                          
ответы:

 Полезные – питаются тлями – за день 1 насекомое может съесть от50 до 100тлей;
Вредные – некоторые виды питаются картофелем, свеклой.


Учитель.   Спасибо. У кого есть дополнения?

Послушаем группу, которая обсуждала пользу и вред пчёл.                                      

ответы:
Полезные
– опыляют цветущие растения, служат пищей для насекомых и птиц, собирают
мед, используют в медицине для приготовления мед.  препаратов,
предсказывают погоду.

Вредные – укусы болезненны, может развиваться аллергическая реакция
(может попросить ребят посмотреть и сделать вывод о пользе и вреде насекомых,

Ребята, мы с вами увидели, что насекомые бывают и полезные и
вредные. Но они не зря существуют в природе. Одни насекомые служат  пищей
для других насекомых, а также для птиц, для животных. Насекомые опыляют
цветущие растения. В медицине используют для приготовления медицинских
препаратов, специально разводят для развития сельского хозяйства.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Учитель. Ребята, как вы узнаёте о погоде? (ответы детей) А знаете ли вы, что предсказывать погоду могут и насекомые. Я расскажу вам  о некоторых насекомых, которые умеют это делать.

- Знаете, погоду предсказывают около 600 животных. Поэтому их называют животными –
синоптиками
- Посмотрите, чьи это домики? (показ изображения ульев) Да, в этом  чудо –
домике живут трудолюбивые пчелы.
Пчелы-  верные предсказатели погоды. Утром перед  дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, если даже светит солнце. А если
они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший
день. На кустах акации много пчел – перед дождем.
Если пчелы из улья вылетают рано, весна будет хорошая.

      - Узнаете это насекомое?
Это бабочка– крапивниц, Она безошибочно предсказывает дождь.  Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Но если бабочки вылетают из своих укрытий, когда на небе есть еще тучи, можно быть уверенным - наступит ясная погода.

       - Вы наблюдали за муравьями?  
Муравьиперед дождем или грозой
прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи
погибнут. Поэтому муравьи прячутся и закрывают все ходы.
        Муравейники осенью большие — зима будет суровая.

- Наблюдениями установлено, что навозники могут служить живым барометром.

В тихие, теплые вечера они с громким гудением летают, разыскивая кучки навоза, а в холодную погоду или перед дождем остаются в норах.

- Мухи перед дождем стремятся укрыться и залетают в закрытые помещения и в окна домов

-  Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером говорит о том, что на следующий день будет хорошая погода.

- О хорошей погоде предскажут и
комары. Если они летают роем - будет хорошая погода.

- Много интересного о жизни насекомых можно узнать из книг. Например
:
«Я познаю мир», «Животные луга», Серия книг «Большая Серия Знаний – Бионика,
Ботаника», где рассказывается о том, как многие насекомые послужили примером для инженеров-конструкторов при создании летательных аппаратов (показ книги и страницы), Многие насекомые стаои героями сказок и мультфильмов. Назовите, ребята, какие вы знаете? ( Стрекоза и муравей, Муха – Цокотуха, Лунтик),

- А теперь послушаем стихотворения о насекомых. (думаю хорошо, если дети будут объявлять автора стихов)

Про бабочку
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул
А после - отпустил...

Муравьи
Муравьишки - муравьята,
торопливые ребята.
Рано утром на дорожке,
по зелёненькой тропинке -
муравьиные сапожки,
муравьиные ботинки.
Муравьишки - муравейки,
посидите на скамейке!
Но бегут быстрей девчонок,
торопливее мальчишек
муравьиха, муравьёнок, муравьишка...

Божья коровка
Мне на пальчик села.
«Божья коровка,
Ты куда летела?
И куда, малютка,
Ты теперь спешишь?
Скоро пальчик кончится,
Ты и улетишь.
Крылышки-скорлупки
Весело расправишь...
Поиграть тебя со мной
Как заставишь?»

Пчела.
Жу-жу-жушка – я пчела,
Деткам мёду принесла.
Я про мёд вам прож-жу-жу,
Как полезен расска-ж –жу,
Тот, кто мёдик мой лизнёт,
Здоров будет, подрастёт!
Чайчик с мёдом выпивайте,
И ЖУ-ЖУ-ШКУ вспоминайте!

Комар

Жил да был комар-зуделка.
Не давал он людям спать.
Что ни ночь – его проделка,
Что ни утро – он опять.
Хлопать мы себя устали
И газетами махать,
Руки-ноги расчесали -
Комару на всё чихать.
Он гундосит носом длинным
Нам с упорством комариным:
- Мне безззззззавтрака не спится.
Апоззззвольте покуситься!
Ззззазевайтесь кто-нибудь,
Разззрешите вас куснуть!


Учитель.

 - А какие песни знаете про насекомых? (про Кузнечика)

 - Давайте послушаем эту песню , а кто знает слова подпевайте.

 -Ребята, а как люди относятся к насекомым? (ответы детей: ловят, коллекционируют, убивают и т.д.). Хорошо ли это? Почему вы так думаете? Как вы думаете что может произойти, если исчезнут все насекомые? (ответы детей) !!!!Насекомые украшают нашу жизнь!!!!!

 - А как мы можем помощь насекомым. ( ответы детей: не  разорять муравейники, не
растаптывать червяков, если мы уничтожим всех гусениц, то красивых бабочек
останется мало, если уничтожим комаров, то рыбы и птицы останутся без пищи)

Итог.

_ Молодцы, ребята!

 - Что нового вы узнали о насекомых? Что вы можете рассказать своим знакомым о насекомых?
Игра «Верю или не верю» Давайте поиграем. Для этого всем надо встать. Если я называю насекомое, то вы хлопаете в ладоши, а если я называю другое животное, вы тихо стоите. Если кто- то ошибается, то тот человек сядет на место. Посмотрим кто у нас самый внимательный?


Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Сценарий открытого общешкольного мероприятия "Мы за здоровый образ жизни!" для учащихся 1-2 классов и их родителей

Открытое мероприятие "Мы за здоровый образ жизни!" проведено с целью пропаганды здорового образа жизни среди участников образовательног процесса...

общешкольное мероприятие для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по правилам дорожного движения

Праздник проводится в рамках недели безопасности .Цель: актаализировать знания по правилам дорожного движения, способствовать предупреждению дорожно-транстпортного травматизма школьников....

Общешкольное мероприятие "Новогодний серпантин"

Готовое общешкольное мероприятие для проведения новогодних утренников в младших классах. Сценарий сказочного представления, где роли исполняют и педагоги с учащимися старших классов. Авторская ра...

общешкольное мероприятие "День Победы"

конспект общешкольного мероприятия...

Внеклассное общешкольное мероприятие "Масленица"

Мероприятие рекомендуется проводить как общешкольное. По возможности - в параллели....

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...