Сценарий "Всемирный день поэзии"
методическая разработка (4 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vdp_.docx | 43.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «Всемирный День поэзии»
(Для учащихся начальной школы)
(Слайд №1) Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас на праздник, посвященный Всемирному Дню поэзии. Хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.
(Слайд №2)
Да здравствует поэзия,
Ее родник живой!
Пусть наполняет душу
Безбрежной синевой
И дарит вдохновение
И настроенье вам
И рифмы легкие летят,
Летят от уст к устам!
С днем поэзии вас поздравляем,
Пусть на сердце весна лишь цветет,
Мы сегодня добра пожелаем
Всем, кто поэзией дышит, живет!
Поздравим всех, кто говорит стихами,
Поздравим, кто в поэзию влюблен,
А может, сочиним стихи и сами,
Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!
Пусть от счастья сердце бьется,
И стихи текут рекой,
Пусть не будет видно края
Благодарности людской!
(Слайд №3) Ведущий: Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Есенина, современных авторов…. Это будет скучная жизнь .
Поэзия нам дарит красоту
И новый мир волшебный открывает,
Показывая жизни полноту
Пускай весь мир поэтов прославляет!
Путь в этот день поэтов посетит
Особая, торжественная муза,
На истые шедевры вдохновит
Служителей прекрасного союза.
(Слайд №4) Ведущий: Поэзия — это то, что создано человеком, его мыслью, чувством, воображением. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию, философский спор или поздравление другу.
(Слайд №5) Ведущий: В наше время сложилось представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В самом деле: любить, читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живет поэтическое начало, умение понимать условный, воображаемый мир поэтических образов.
Тихо, чуть нервно читаешь стихи.
Каждая строчка, как лезвие бритвы,
Режет пространство и жизнь на куски.
Стихи - откровенье, стихи, как молитва.
Поэзия сердцем с тобой говорит.
Поэзия мир наделяет душой
И каждый, кто нервно читает стихи
Немножечко грешник. И много - святой.
(Слайд №6) Ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание?
Из смиренья не пишутся стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Нет!
Диктует их только прозренье.
Леонид Мартынов
Ведущий: Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться летать невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.
(Слайд №7) Ведущий: 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО на 30-й конференции приняла резолюцию об учреждении международного дня поэзии. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Главная цель международного дня поэзии -подчеркнуть величайшее значение, которое играет мировая литература в культурной жизни современного общества.
(Слайд №8)Ведущий: «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание.
Сколько в мире народов разных,
Как по-разному можно жить,
Но есть в мире один лишь праздник,
Позволяющий всем нам творить!
Всем поэтам на земле
Мы желаем вдохновенья,
И таланта, и любви,
Величайшего творенья!
(Слайд №9-12) Ведущий : С творчеством поэтов мы знакомы с ранних лет. Это стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова и др.
(Слайд №13)Ведущий: В школе мы начали знакомиться с творчеством таких великих русских поэтов как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей Есенин, Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет и другие.
(Слайд №14)Ведущий: Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне. Об этом сегодня мы и будем читать стихи.
«Русские поэты о Родине, о родной природе, о весне»
(Слайд №15) А.С.Пушкин
Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин явился первым национальным поэтом, гордостью нашей литературы. Именно он ввел русское искусство художественного слова в число самых развитых.
«Ещё дуют холодные ветры…»
(Слайд №16)Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
(Слайд №18) Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
(Слайд №19) Зацветет черемуха душиста.
(Слайд №20) Ведущий: Какие блистательные строки Пушкин посвятил природе весной! Весной пробуждается природа. Именно весенней порой проявился бесценный поэтический дар Александра Сергеевича
«В те дни в таинственных долинах»
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
(Слайд №21)Ведущий: И всё же не смотря на то, что именно «весной, при кликах лебединых, являться муза стала мне…», Пушкин не любил весну. Его любимыми временами года были осень и зима.
-Назовите стихи Пушкина о зиме и осени.
«.ЗИМНЕЕ…»
«ЗИМНИЙ …»
«ЗИМНЯЯ …»
«.Унылая пора! …»
«Уж небо …»
« Октябрь уж …»
Ведущий: Но , конечно, самые любимые произведения Пушкина для детей –это его сказки.
Особенности сказок Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши . И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.
(Слайд-видео №22) Стихотворение «У лукоморья»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
(Слайд №23) Викторина по сказкам А.С.Пушкина
(Слайд №24-36) 1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Конёк-Горбунок»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)
2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...»
3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)
4. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
5. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
(царь Дадон)
7. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?
(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)
8. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!»
9. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?
(в комара, муху, шмеля)
10. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…»
11. Кто дал царю Дадону золотого петушка?
(мудрец-звездочёт)
12. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?
(Шамаханская царица)
13. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», где поп нашел себе работника?
(Пошел поп по базару)
14. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
15. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)
«Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…»
«А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
(Слайд-видео №37) Песня «Белка» на стихи Пушкина (исполняет хор)
(Слайд №38) М.Ю. Лермонтов
Ведущий: М.Ю. Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью.
(Слайд №39) «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
(Слайд №40) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
(Слайд №41) Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берез.
(Слайд-аудио №42) Танец «Во поле березка стояла»
Ведущий: Поэзия Михаила Лермонтова многогранна и поучительна, в ней раскрывается жизнь русского народа. Стихи поэта сложны и наполнены особой силой.
(Слайд №43) «Весна»
Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведёт,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдёт.
(Слайд №44) Ведущий: Вспомните названия стихов Лермонтова :
1. Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят; ( Осень)
2 .Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя; (Утес)
3. Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?.. (Парус)
4.Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,( Весна)
5. Люблю отчизну я, но странною любовью! (Родина)
6. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана? (Бородино)
Ведущий: С этим стихотворением вы познакомитесь в 4 классе.
(Слайд №45) С.Есенин
(Слайд №46) Всем известны его стихи:
-«Береза»
-«Черемуха»
-«Нивы сжаты, рощи голы»
-«Пороша»
-«Поет зима – аукает»
(Слайд №47) Ведущий: «Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым по праву певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин..
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых вех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(Слайд-аудио №48) Ведущий:
«И гудит за косогором
На лугах веселый пляс»
Танец «Солнце красное»
(Слайд №49) Ведущий: Сергей Есенин — исконно русский поэт. Родная природа – его страсть и любовь.
(Слайд №50) Стихотворение «Черемуха»
Ведущий: Матушка-природа щедро вплёскивала в поэзию Есенина цвета и многоголосье.
Там, где иной пройдёт мимо и не заметит ничего особенного, Есенин сумеет разглядеть прекрасное.
«Опять весенним гулом»
Опять весенним гулом
Приветствует нас дол,
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
Теперь бы песню ветра
И нежное баю
За то, что ты окрепла,
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
(Слайд №50) Песня «Утро» на стихи Есенина ( исполняет хор)
Тютчев Ф. И.
(Слайд №51,52) Ведущий: Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства. Кто не знает его строк: «Люблю грозу в начале мая…», «Весна идёт, весна идёт, мы молодой весны гонцы…», «Зима недаром злится…»? Стихи Тютчева, посвящённые природе – это своего рода пылкое признание в любви. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.
(Слайд №53) Ведущий: Послушаете стихи, которые вам еще незнакомы.
«Еще земли печален вид»
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
(Слайд №54) Задание:
Дополнить текст стихотворения «Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Афанасий Фет
(Слайд №55) Ведущий: Афанасий Фет – человек, удивительно понимающий поэзию, охотно открывающей ей душу. Присущее Фету тонкое чувство природы, способность передать словами нюансы и оттенки душевной жизни, подмечены не одним поколением читателей.
(Слайд №56) Его стихи мы знаем наизусть:
«Ласточки пропали…»
«Мама! глянь-ка из окошка …»
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
(Слайд №57) Ведущий: Стихи Фета о весне добры и удивительно понятны. Послушайте их. Многие из вас услышат эти стихи впервые.
«Еще весны душистой нега»
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
(Слайд №58) «Уж верба вся пушистая»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
.
Викторина по творчеству русских поэтов.
(Слайд-видео №59-61) Ведущий: Назовите автора и название стихотворения по видеоклипам.
- «Весенняя гроза» Ф. Тютчев
- «Дед Мазай и зайцы» Н.Некрасов
- «Травка зеленеет» А. Плещеев
Души прекрасные порывы (стихи детей)
(Слайд №62) Ведущий: Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить
(Слайд №63) Мультфильм «Незнайка - поэт»
(Слайд №63) Игра «Буриме»
Ведущий: Мы приглашаем на сцену ребят, которые прочитают стихи собственного сочинения.
(Слайд №63) 1.Егорова Ульяна 3г – «Матушка-весна»
(Слайд №64) 2.Рогулин Денис 3г – «Девица весна»
(Слайд №65) 3. Красильникова Анна 3в – «Сестра»
(Слайд №66) 4. Полишин Илья 3б –« Наш 3б»
(Слайд №67) 5. Сергеев Алексей 3б – «Пес»
(Слайд №68) 6. Успенский Артем 3а – Береза»
(Слайд №69) 7. Руднев Даниил 3а – «Яхта»
(Слайд №70) 8. Матюшина Вика 3д - «Собака»
(Слайд-загадка №71) 9. Бажанова Ангелина 3д – «Слон»
(Слайд №72) 10. Матвеева Анна 3д – «Котик Ярик»
(Слайд №73) Ведущий: Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.
Смотрите в будни и слагайте строки
Во славу жизни, счастья и любви,
Хвала поэтам, что стихом высоким
Всю нашу жизнь украсили они!
Пусть вас Муза посещает
В будни, праздники, всегда,
Пусть читают ваши книги,
Рукоплещут города!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День поэзии
Всемирный день поэзии — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в резолюции 30-й сессии Ге...
День поэзии
Всемирный день поэзии — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в резолюции 30-й сессии Ге...
Внеклассное мероприятие "День поэзии"
Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, а также включать в методическую неделю, если она совпадает с датой проведения Всемирного Дня Поэзии- 21 марта....
Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.
Цель:• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творче...
Сценарий открытого занятия по литературному чтению «День поэзии»
В 1999 году было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Было принято решение провести коллективный краткосрочный проект по литературному чтению в 3Б классе, который бы способствовал - развити...
Творческое занятие "День поэзии"
Это занятие помогает детям лучше познакомиться с произведениями русских поэтов о родине, родной природе. Ребята могут сами попробовать себя в роли поэтов, подбирая простые рифмы, сочиняя небольшие сти...
Всемирный день поэзии
Всемирный день поэзии...
- Мне нравится (1)