Сценарий "Всемирный день поэзии"
методическая разработка (4 класс) по теме

Горячева Маргарита Викторовна

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vdp_.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Всемирный День поэзии»

(Для учащихся начальной школы)

(Слайд №1) Ведущий:   Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем  вас на праздник, посвященный Всемирному  Дню поэзии.  Хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.

(Слайд №2)

Да здравствует поэзия,

Ее родник живой!

Пусть наполняет душу

Безбрежной синевой

И дарит вдохновение

И настроенье вам

И рифмы легкие летят,

Летят от уст к устам!

С днем поэзии вас поздравляем,

Пусть на сердце весна лишь цветет,

Мы сегодня добра пожелаем

Всем, кто поэзией дышит, живет!

Поздравим всех, кто говорит стихами,

Поздравим, кто в поэзию влюблен,

А может, сочиним стихи и сами,

Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!

Пусть от счастья сердце бьется,

И стихи текут рекой,

Пусть не будет видно края

Благодарности людской!

(Слайд №3) Ведущий:  Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова,  Есенина,  современных авторов…. Это будет скучная жизнь .

Поэзия нам дарит красоту

И новый мир волшебный открывает,

Показывая жизни полноту

Пускай весь мир поэтов прославляет!

                

Путь в этот день поэтов посетит

Особая, торжественная муза,

На истые шедевры вдохновит

Служителей прекрасного союза.

(Слайд №4) Ведущий:  Поэзия — это то, что создано человеком, его мыслью, чувством, воображением. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию, философский спор или поздравление другу.

(Слайд №5) Ведущий:   В наше время сложилось представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В самом деле: любить, читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живет поэтическое начало, умение понимать условный, воображаемый мир поэтических образов.

Тихо, чуть нервно читаешь  стихи.

Каждая строчка, как лезвие бритвы,

Режет пространство и жизнь на куски.

Стихи - откровенье, стихи, как молитва.

Поэзия сердцем с тобой говорит.

Поэзия мир наделяет душой

И каждый, кто нервно читает стихи

Немножечко грешник. И много - святой.

(Слайд №6) Ведущий:   Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому,  от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание?

Из смиренья не пишутся стихотворенья,

И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

Говорят, что их можно писать из презренья.

Нет!

Диктует их только прозренье.  

                                                                                      Леонид Мартынов  

Ведущий:   Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться летать  невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.

(Слайд №7) Ведущий:  15 ноября 1999 года ЮНЕСКО на 30-й конференции приняла резолюцию об учреждении международного дня поэзии. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Главная цель  международного дня поэзии -подчеркнуть  величайшее значение, которое играет мировая  литература в культурной жизни современного общества.

 (Слайд №8)Ведущий:  «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание.

Сколько в мире народов разных,

Как по-разному можно жить,

Но есть в мире один лишь праздник,

Позволяющий  всем нам творить!

Всем поэтам на земле

Мы желаем вдохновенья,

И таланта, и любви,

Величайшего творенья!

(Слайд №9-12) Ведущий  : С творчеством  поэтов мы знакомы с ранних лет. Это стихи Агнии  Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова и др.

                                                                                                                                                                           

 (Слайд №13)Ведущий: В школе мы начали знакомиться с творчеством таких великих русских поэтов как Александр Сергеевич  Пушкин, Михаил Юрьевич  Лермонтов, Сергей  Есенин, Федор  Иванович  Тютчев, Афанасий Афанасьевич  Фет  и другие.

(Слайд №14)Ведущий: Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне. Об этом сегодня мы и будем читать стихи.

«Русские поэты  о Родине, о родной природе, о весне»

(Слайд №15) А.С.Пушкин

Ведущий:  Александр Сергеевич Пушкин явился первым национальным поэтом, гордостью нашей литературы. Именно он ввел русское искусство художественного слова в число самых развитых.

«Ещё дуют холодные ветры…»                                            

(Слайд №16)Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

(Слайд №18) Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у  березы

Распустятся клейкие листочки,

(Слайд №19) Зацветет  черемуха душиста.

(Слайд №20) Ведущий:  Какие блистательные строки Пушкин посвятил природе весной! Весной пробуждается природа. Именно весенней порой проявился бесценный поэтический дар Александра Сергеевича

«В те дни в таинственных долинах»

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

(Слайд №21)Ведущий:  И всё же не смотря на то, что именно «весной, при кликах лебединых, являться муза стала мне…», Пушкин не любил весну. Его любимыми временами года были осень и зима.

-Назовите стихи Пушкина о зиме и осени.

«.ЗИМНЕЕ…»

«ЗИМНИЙ …»

«ЗИМНЯЯ …»

«.Унылая пора! …»

«Уж небо …»

« Октябрь уж …»

Ведущий:  Но , конечно, самые  любимые произведения Пушкина для детей –это его сказки.

Особенности сказок Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши . И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.

(Слайд-видео №22) Стихотворение «У лукоморья»  

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(Слайд №23) Викторина по сказкам А.С.Пушкина

(Слайд №24-36) 1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Конёк-Горбунок»

в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

г) «Сказка о золотом петушке»

(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)

2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря...»

3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?

(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,

вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,

третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)

4. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»

5. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..»

6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

(царь Дадон)

7. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?

(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)

8. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

9. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?

(в комара, муху, шмеля)

10. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»

11. Кто дал царю Дадону золотого петушка?

(мудрец-звездочёт)

   

12. Кто вскружил голову  царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?

(Шамаханская царица)

13. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», где поп нашел себе работника?

(Пошел поп по базару)

14. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

15. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

«Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…»

«А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…»

(Слайд-видео №37) Песня «Белка»  на стихи Пушкина  (исполняет хор)

(Слайд №38) М.Ю. Лермонтов

Ведущий:   М.Ю. Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя  стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью.

 (Слайд №39) «Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

(Слайд №40)     Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

      (Слайд №41) Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

(Слайд-аудио №42) Танец «Во поле березка стояла»

Ведущий:  Поэзия Михаила Лермонтова многогранна и поучительна, в ней раскрывается жизнь  русского народа. Стихи поэта сложны и наполнены особой силой.

(Слайд №43) «Весна»

Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведёт,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдёт.

(Слайд №44)       Ведущий: Вспомните  названия стихов Лермонтова :

1. Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;   ( Осень)

2 .Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;  (Утес)

3. Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.. (Парус)

4.Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт,( Весна)

5. Люблю отчизну я, но странною любовью! (Родина)

6. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу  отдана? (Бородино)

Ведущий:  С этим стихотворением  вы познакомитесь в 4 классе.

(Слайд №45)     С.Есенин

(Слайд №46)      Всем известны его стихи:

-«Береза»

-«Черемуха»

-«Нивы сжаты, рощи голы»

-«Пороша»

-«Поет зима – аукает»

(Слайд №47) Ведущий:  «Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым по праву певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин..

 Стихотворение  «Гой ты, Русь, моя родная»     

     

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас,

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых вех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(Слайд-аудио №48) Ведущий:

«И гудит за косогором

На лугах веселый пляс»

Танец «Солнце красное»

(Слайд №49) Ведущий: Сергей   Есенин — исконно русский поэт.  Родная природа – его страсть и любовь.

(Слайд №50) Стихотворение «Черемуха»

Ведущий: Матушка-природа щедро вплёскивала в поэзию Есенина цвета и многоголосье.  

 Там,  где   иной  пройдёт мимо и не  заметит  ничего  особенного,  Есенин  сумеет  разглядеть  прекрасное.

«Опять весенним гулом»

Опять весенним гулом

Приветствует нас дол,

Младенцем завернула

Заря луну в подол.

Теперь бы песню ветра

И нежное  баю

За то, что ты окрепла,

За то, что праздник светлый

Влила ты в грудь мою.

Теперь бы брызнуть в небо

Вишневым соком стих

За отческую щедрость

Наставников твоих.

(Слайд №50)  Песня «Утро»  на стихи Есенина   ( исполняет хор)

 Тютчев Ф. И.

(Слайд №51,52) Ведущий:  Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства. Кто не знает его строк: «Люблю грозу в начале мая…», «Весна идёт, весна идёт, мы молодой весны гонцы…», «Зима недаром злится…»? Стихи Тютчева, посвящённые природе – это своего рода пылкое признание в любви. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.

(Слайд №53)   Ведущий: Послушаете стихи, которые вам еще незнакомы.

«Еще земли печален вид»

 

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

(Слайд №54) Задание:

Дополнить текст стихотворения «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Афанасий Фет

(Слайд №55) Ведущий:  Афанасий Фет – человек, удивительно понимающий поэзию, охотно открывающей ей душу. Присущее Фету тонкое чувство природы, способность передать словами нюансы и оттенки душевной жизни, подмечены не одним поколением читателей.

(Слайд №56) Его стихи мы знаем наизусть:

«Ласточки пропали…»

«Мама! глянь-ка из окошка …»

«Зреет рожь над жаркой нивой…»

(Слайд №57) Ведущий:  Стихи Фета  о весне  добры и удивительно понятны. Послушайте их. Многие из вас услышат эти стихи впервые.

 «Еще весны душистой нега»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

(Слайд №58) «Уж верба вся пушистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

.

Викторина по творчеству  русских  поэтов.

(Слайд-видео №59-61) Ведущий:  Назовите автора и  название стихотворения по видеоклипам.

  1. «Весенняя гроза» Ф. Тютчев
  2.  «Дед Мазай и зайцы»  Н.Некрасов
  3.  «Травка зеленеет» А.  Плещеев

Души прекрасные порывы (стихи детей)

(Слайд №62) Ведущий:  Не многие становятся    великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить

(Слайд №63) Мультфильм «Незнайка - поэт»

(Слайд №63) Игра «Буриме»

 Ведущий:  Мы приглашаем на сцену ребят, которые прочитают стихи собственного сочинения.  

(Слайд №63) 1.Егорова Ульяна 3г – «Матушка-весна»

(Слайд №64) 2.Рогулин Денис 3г – «Девица весна»

(Слайд №65) 3. Красильникова Анна 3в – «Сестра»

(Слайд №66) 4. Полишин Илья  3б –« Наш 3б»

(Слайд №67) 5. Сергеев Алексей  3б – «Пес»

(Слайд №68) 6. Успенский Артем 3а – Береза»

(Слайд №69) 7. Руднев Даниил 3а – «Яхта»

(Слайд №70) 8. Матюшина Вика 3д -  «Собака»

(Слайд-загадка №71) 9. Бажанова Ангелина 3д – «Слон»

(Слайд №72) 10. Матвеева Анна 3д – «Котик  Ярик»

(Слайд №73) Ведущий:  Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.

Смотрите в будни и слагайте строки

Во славу жизни, счастья и любви,

Хвала поэтам, что стихом высоким

Всю нашу жизнь украсили они!

Пусть вас Муза посещает

В будни, праздники, всегда,

Пусть читают ваши книги,

Рукоплещут города!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День поэзии

Всемирный день поэзии — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в резолюции 30-й сессии Ге...

День поэзии

Всемирный день поэзии — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в резолюции 30-й сессии Ге...

Внеклассное мероприятие "День поэзии"

Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, а также включать в методическую неделю, если она совпадает с датой проведения Всемирного Дня Поэзии- 21 марта....

Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.

Цель:• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творче...

Сценарий открытого занятия по литературному чтению «День поэзии»

В 1999 году было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Было принято решение провести коллективный краткосрочный проект по литературному чтению в 3Б классе, который бы способствовал - развити...

Творческое занятие "День поэзии"

Это занятие помогает детям лучше познакомиться с произведениями русских поэтов о родине, родной природе. Ребята могут сами попробовать себя в роли поэтов, подбирая простые рифмы, сочиняя небольшие сти...

Всемирный день поэзии

Всемирный день поэзии...