Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Синичкин день"
методическая разработка на тему
Данный материал поможет учителя начальных классов малокомплектной школы формированию ценностного представления о зимующих птицах Смоленщины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_sinichkin_den.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»
Сценарий
внеклассного мероприятия
на тему:
«Синичкин день»
Составитель:
учитель начальных классов
Дмитриева С.Н.
2016-2017 учебный год
Цель: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах Смоленщины.
Задачи:
- познакомить детей с зимующими птицами Смоленщины, с разными видами синиц;
- расширить представления детей о всероссийских праздниках;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц Смоленщины;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Условия для проведения: учебный кабинет.
Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц Смоленщины и разных видов синичек; иллюстрации различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно и др.), кокошники для юннатов, стулья, карточки с названиями птиц, мяч и ведёрко.
Ход мероприятия:
Ведущий: – Здравствуйте, дорогие ребята, учителя! (Звучит музыка песни «Как прекрасен этот мир, посмотри!») Мы не зря включили эту музыку «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Ведущий: – Наше сегодняшнее мероприятие, будет посвящено синицам и другим зимующим птицам Смоленщины. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день, считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. (Показ иллюстрации с изображение образа Зиновия-синичника)
Ведущий: – Пусть наша встреча сегодня откроет вам что-то новое и интересное!
Ведущий: – Сегодня мы с вами отмечаем Синицын день. Считается, что именно в Синицын день, птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку. А сейчас, послушаем, стихотворение про синиц. (Выступает обучающийся)
Синицы летали пред избой моей,
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас,
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи,
На небо смотрела, ела калачи!
Ведущий: – В народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником. Послушаем их. (Выступают обучающиеся)
- Если 12 ноября прилетели синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
- Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.
- Свистит синица – на ясный день.
- Синицы утром пищат – на ночной мороз.
Ведущий: – Уважаемые зрители, послушаем выступления наших юннатов. Они подготовили много интересной информации о синицах. (Выступление обучающихся в роли юннатов (на голове кокошники)) (На доске висят иллюстрации синиц)
1-й: Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»? Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине-голубую окраску.
2-й: Это маленькая птичка. Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
3-й: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
4-й: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
5-й: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие, в парках и садах, селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.
Ведущий: – Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах можно встретить «сестричек» синиц: гаичка, московка, лазоревка, хохлатая. (Показ фотографий с изображением синиц)
Ведущий: – Осенью и зимой всех их можно увидеть у кормушек. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан». Послушаем, как поет синица. (Прослушивание аудиозаписи)
Ведущий: –
С песней праздник веселее,
Без неё нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни,
Приглашаю вас, друзья!
Ведущий: – У каждой птички своя песня. Предлагаю вам спеть песню на мотив песни «В траве сидел кузнечик»: как ворона, как утка. (Исполнение песни)
Ведущий: – А сейчас поиграем. Игра «Птицы в гнездышках». Вы сидите на стульях, – это ваши «гнезда». (Стульев на один меньше) По сигналу «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» ребята должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стул, садится на место, взяв с собой стул. (Звучит музыка для конкурса)
Ведущий: – На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись, друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки (Показ иллюстраций с изображением зимующих птиц Смоленщины):
- Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
- Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели)
- Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей, кто это? (Воробей)
- Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока)
- На окне дремала птица: «Галка-галка, что вам снится?» Отвечала птица сонно: «Я не галка, я…» (Ворона)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
Лее! лее! лее! – поет со свистом! (Клёст)
- Серенький, аккуратненький, воркует, сидит, на подружку глядит. (Голубь)
Ведущий: – А теперь немного поиграем. Игра: «Угадай птицу по голосу». Вам необходимо прослушать аудиозапись с голосом птиц и угадать птицу. (Прослушивание аудиозаписей)
Ведущий: – Следующая игра. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт. Игра «Птичий концерт». Для участия в этой игре необходимо 3 человека. Каждому даётся название птицы, прочитав название, необходимо сказать, как поёт эта птица.
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр – тюр – тюр.
Ведущий: – Уважаемые зрители, послушаем стихотворения, про зимующих птиц. (Выступают обучающиеся)
Синицы.
Жили-были две синицы,
Чем же будем, мы кормится?
Ведь кругом белым-бело,
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно,
Там отборное зерно.
Мой приятель воробей.
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Голуби.
Голуби, голуби
Раз, два, три.
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у двери.
Кто накормит крошками сизарей?
Снегири.
Тихо-тихо сидят,
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья,
На самочке.
Ведущий: – Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там, на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь. Игра: «Зимующие и перелётные птицы».
Описание игры: каждому из вас даётся название птицы: кому перелётной, кому зимующей. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли «чужих», а если есть, то с криком выдворяют.
Ведущий: – Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их «по головам») Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем. Игра: «Найди птицу». Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Кто найдёт, получает приз.
Ведущий: – А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу) Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
Могучий, как… (орёл).
Мудрый, как… (сова).
Вороватая, как… (сорока).
Важный или спокойный, как… (гусь).
Важный или надутый, как… (индюк).
Верность…. (лебединая).
Любовь и нежность … (голубиная).
Длинноногий, как…. (журавль).
Большеглазый, как … (филин).
Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).
Взгляд хищный, как у… (ястреба).
Взгляд зоркий, как у… (сокола).
Нос с горбинкой, или … (орлиный).
Шея красивая, или … (лебединая).
Болтать или трещать, как… (сорока).
Ворковать, как… (голубь).
Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).
Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).
Ведущий: – Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой. (Показ иллюстраций с изображением видов и макетов кормушек) (Обучающиеся делают кормушки)
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень,
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки.
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Ведущий: – Я думаю, что наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе «Синичкино». Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки. Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню. (Ребята получают несколько зёрен семечек подсолнуха)
Ведущий: – Следующая игра. Игра «Посчитай птиц».
Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!
Вам задачка от синички такова
Сосчитайте сколько птичек, прилетело к нам друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Ведущий: – Кто самый внимательный! Проверим. Ответим на вопросы.
- Какие птицы прилетали на кормушку? (Синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)
- В какой день недели прилетали вороны? (В среду)
- Сколько ворон прилетало? (Три)
- Чем лакомился голубь на кормушке? (Кашей)
- Чем угощались сороки? (Пиром)
- Сколько было сорок на кормушке? (Семь)
Ведущий: – Следующая игра. Игра: «Отбери корм для птиц». Вам предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку. Когда будете сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки.
Ведущий: – Игра «Накорми птенца». Приглашаю 5 человек. Каждый получает мячик, ваша задача – попасть им в гнездо (ведерко). (Звучит музыка)
Ведущий: – С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою – послужат тебе весною».
В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала... зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все – не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. (Чтение стихотворения)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День матери, сценарий внеклассного мероприятия
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню матери. Проводился совместно с учениками 2 класса....
Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе "День именинника" с презентацией
Праздник День именинника проводится в 1 классе в любое время года....
Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "День Святого Валентина".
В документе представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дате - 14 февраля "День Святого Валентина".Цели:Ознакомление с историей праздника, расширение кругозора обучающихся.Сплочение кол...
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса « День Земли »
Цель и задачи: 1. напомнить обучающимся о существовании Дня Земли и ее происхождении; 2. расширить представление о жизни фауны и флоры Земли; 3. формировать стремление к сохранению живой природы. ...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию «День Земли»
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию «День Земли» Цель:формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому на планете ;воспитывать бережное отношение ...
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе "День Победы"
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе "День Победы"...
Сценарий внеклассного мероприятия "8 марта - маимн день"
Сценарий внеклассного мероприятия "8 марта - маимн день"...