Утренник "Прощание с азбукой"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
Прощание с «Азбукой» (1класс)
Цели : формирование творческих и познавательных способностей, сплочение детского коллектива, прививать чувства уважения.
Оборудование :мультимедийный проектор
Учит. За окном весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник -
День прощанья с Азбукой!
______В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарки)
На столах своих нашли.
______Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дня бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
______Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
______Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Учит. - Ребята, а кто знает, почему эта книга так называется - «Азбука»? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы! Сегодня Азбука пришла к нам в гости.
______Я - Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
______А в книгах этих есть про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло, и газ.
______Машинисты и ткачи,
______Трактористы и врачи,
______Лесорубы и шахтёры,
______Космонавты и актёры,
______Повара и кузнецы,
______Водолазы и певцы...
______Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели
Все на Азбуку глядели.
Учит. - И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня вспомним, чему научила нас Азбука. С чего начиналось наше путешествие по страницам Азбуки? (знакомство со звуками).
- Мы отправляемся в путешествие - в город Звукоград. Я предлагаю вам выполнить задание «Слушай внимательно». Я читаю слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово. Задание для первой команды:
крот бабушка
ночь умница
иволга кран
грач волк
астра айва
(книга) (буква)
- Что общего у этих слов? (5 звуков: 3 согласных и 2 гласных, 2 слога; ударение падает на первый слог, обозначают один предмет, отвечают на вопрос ЧТО? ; 5 букв)
- Молодцы, справились с заданием. Но, пока мы находились в Звукограде, жучок-буквоед подъел буквы в Буквограде.
Предлагаю дописать буквы и правильно назвать их: (каждая буква прописана частично)
М О Л О Д Ц Ы !
- Молодцы, с этим заданием тоже справились. А чего больше в русском языке: букв или звуков? (Ответы детей: звуков больше: их 42, а букв только 33. Некоторые буквы обозначают 2 звука, например, м - м,.)
- Если все буквы встанут в ряд, что получится? (Алфавит)
- Из какого языка пришло к нам слово «алфавит»? (Из греческого) А на русском языке какое слово имеет такое же значение? (Азбука) Как образовалось это слово? («Аз» и «Буки» - название двух первых букв русского алфавита)
- Молодцы! А вы знаете алфавит? Сможете его рассказать? Отлично! Давайте расскажем его в стихах.
_____А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
_____Б: Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
_____В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
_____Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
_____Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
_____Е и Ё: Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже.
_____Ж: Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
_____З: Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлём.
_____И: Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
_____К: Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
_____Л: Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
_____М: Мёд в лесу медведь нашёл -
Мало мёду, много пчёл
_____Н: Носорог бодает рогом.
Не шутите и носорогом!
_____О: Ослик был сегодня зол -
Он узнал, что он осёл.
_____П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
_____Р: Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
_____С: Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.
_____Т: Таракан живёт за печкой -
То-то тёплое местечко.
_____У: Ученик учил уроки -
У него в чернилах щёки.
_____Ф: Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
_____Х: Ходит по лесу хорёк -
Хищный маленький зверёк.
_____Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
_____Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
_____Ш: Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несёшь, как мяч!
_____Щ: Щёткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
_____Э: Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
_____Ю:Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привёз.
_____Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
- Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?
- Про какие буквы мы не вспомнили? (Ъ и Ь) (Ы)
Чтобы они на нас не обиделись, давайте расскажем и о них стихи.
____Ъ: Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
____Ь: Я - мягкий знак. Меня найдёшь
И в слове «льёт» и в слове «дождь».
____Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны!
- У меня вопрос: на какие три группы можно разделить все буквы?
(Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, не обозначающие звуков.)
_____ Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать. (Выход букв гласных звуков)
_____А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (Выход букв согласных звуков)
Физминутка
- А сейчас давайте проведём физминутку. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимете руки вверх, если услышите согласный - присядете. Готовы?
утюг стол книга
апельсин окно школа
лошадь карандаш ослик
игра доска жук
доска яма (ловушка) эхо
- Продолжаем наш разговор о звуках и буквах Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Инсценировка сказки Б. Заходера.
Автор: ______
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети: (хором)
Неизвестно!
Автор:
Интересно?
Дети: (хором)
Интересно!
Автор:
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я: ________
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор:
Говорят ей:
Буквы: _____
Встань на место!
Автор: _____
Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение -
Не более, не менее!
Автор:
Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: ______
Фу - ты, ну - ты!
Автор:
Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: ____
"Срам!"
Автор:
Сердито ЭС сказала!
Все кричат:
Буквы: (хором)
- Воображала!
Автор:
Проворчала П:
Буква П: ____
"Попробуй, потолкуй с такой особой!"
Автор:
Я затопала ногами:
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А: ____
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела...
Написать она сумела только
Я Я Я Я Я Я Я!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х: _____
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха!
Буква О: _____
О от смеха покатилась!
Буква А:
А за голову схватилась!
Буква Б: ____
Б схватилась за живот...
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревёт!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор:
"Что ж", - решил весь алфавит, -
Буква А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: (хором)
Чтобы все от А до Я -
Жили как одна семья!
______Буквы строго встали в ряд,
Строго по линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
______Ещё прадедовской порой
Стали буквы в четкий строй,
Да не простой,
Был он прозван Алфавит,
И повсюду знаменит.
______Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я»!
- Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки - Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда была напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году «Азбуке» исполняется 434 года.
- Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово «первоклассники». Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
- А теперь загадки про буквы. Вы любите загадки?
Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра 3. (З)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква ... (М)
- Молодцы, все загадки отгадали. А теперь - испытание. Выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)
Сценка «Овсянка»
_____ А у меня дома овсянка!
_____ Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
_____ Как я люблю овсянку!
_____ И я люблю!
_____ Она жёлтая, красивая такая!
_____ И вкусная. Особенно с молоком!
_____ Как это - вкусная?
_____ Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
_____ Да ты про что говоришь?
_____ Как это - про что? Про овсянку! А ты про что?
_____ И я про овсянку!
_____ Ты про какую овсянку?
_____ Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
_____ Каша песни пела?
_____ Какая каша? Не каша, а птица!
_____ Птица овсянка, что ли? Не слыхала про такую.
_____ Айда ко мне - мою овсянку слушать!
_____ Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!
Учит. - Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами вы встречались на страницах Азбуки? (коса, ручка, ножка, замок)
_____ Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
_____ Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -
Расставаться нам пора!
_____ Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы - до свиданья!
Здравствуй! - новой книге говорим.
_____ Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой
Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с элементами нотной грамоты. В форме игры мале...
Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"
Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....
Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.
Для 1 класа праздник прощания с Азбукой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Азбука, азбука каждому нужна..
Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...