Что за прелесть эта осень?
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

Праздник осени в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eta_osen.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Что за прелесть эта осень?

(праздник осени, 4 класс)

Действующие лица:

Учащиеся

Автор

Старичок-Лесовичок

Лебеди

Сороки

Воробьи

Ежик

Лиса

Медведь

Ворона

Дятел

Волк

Зайчиха-мать

Зайчонок 1

Зайчонок 2

Зайчонок 3.

Мышка

Осень

   Зал празднично оформлен: разноцветные листья различной формы из бумаги, выставка детских рисунков «Осень взмахнула кистью», ваза, с собранными в парке осенними листьями, осенние цветы

                         ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит осенняя мелодия (вальс)

1уч.  Пора разлук и увяданья,

Цветенья пышных хризантем,

Пора последнего свиданья,
Творец  лирических поэм.

2уч. Пора любви, богатства красок.

И муза творческих начал,

И волшебство забытых плясок,

Как торжество-последний бал.

Пора величия и нрава,

Бушующих страстей на миг,

Пора божественного права,

И журавлей прощальный крик.

Пора могущества природы

И трепета извечных драм,

И наслажденья через годы,

И мудрости великий храм.

3уч. Осень пришла внезапно.

Так приходит ощущение счастья

От самых незаметных вещей-

От далекого пароходного гудка или

От случайной улыбки.

Осень пришла врасплох.

И завладела землей-

Садами и реками, лесом и воздухом,

Полями и птицами-

Все сразу стало осенним.

Что за прелесть эта осень!

У, березки, может спросим,

У журчащего ручья.

Она наша иль ничья?

Она ветры-что бушуют,

Она песни-что волнуют,

Она – двери в холода.

Она-вечно молода.

Как художник наряжает,

Как хозяйка провожает,

Как ребенок пошалит,

Она-доктор Айболит.

4уч. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился о ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновенье остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа-неясный звук, похожий на детский шепот.

   Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владеет только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

  И все это кажется нам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

Звучит музыка. Дети вальс танцуют.

5 уч. Отделился лист кленовый:
Красный, желтый и лиловый,

Задрожал… и закружился

Что-то с кленом не ужился.

-Может, есть тому причина?

Почему же крошку сына

Отпускает клен так лихо…

Улетают листья тихо.

6уч. Начался листопад.

Листья падали дни и ночи.

Они то косо летели по ветру,

То отвесно ложились в сырую траву.

Леса моросили дождем облетающей листвы.

Этот дождь шел неделями.

Праздник продолжается.

Сказка начинается.

Автор. Это было или нет?

Кто теперь нам даст ответ?

Да и дело не в ответе.

Жил да был на белом свете

Старичок-Лесовичок.

Треснет где-нибудь сучок,

Заболеет ли осинка,

Зарастет ли к ней тропинка-

Тут как тут наш друг лесной

Озадачен с головой,

И тревожится, и злится.

Старичок-Лесовичокю

Как же так могло случиться,

Умирают, пропадают, погибают,

Незаметно исчезают

Травы, кустики, цветы

Уникальной красоты.

Автор. На поляне шум и крик.

Старичок-Лесовичок.

Ко всему я здесь привык.

 Что случилось в этот раз?

Автор.

Оторвать не мог он глаз

Рядом, здесь, вот у реки

Где рыбачат рыбаки,

Стая птиц собралась вместе

Донеслись такие вести:

Лебеди:

Путь далек, пора в полет

Неизвестность всех нас ждет…

Ну, куда? Зачем? На сколько?

Непонятно, да и только.

Автор.  Говорливые сороки предпочли прочесть уроки:

Сороки.

Здесь тепло, всего хватает

Все растет, благоухает,

Насекомых целый рой,

Не ленись да рот  открой,

Будешь сыт с утра до ночи

Вспомни это, между прочим.

Автор. Разгалделись не на шутку,

Замолчали на минутку.

Встрепенулись воробьи.

Воробьи.

Гнезда на кого оставляете, друзья?

Наша дружная семья

Без жилища мается.

Просто так считается,

Что давно, испокон века

(Расспросите человека)

Мы свободны, выбирать и не стоит называть брата моего по цвету

(Мало нас на белом свете!)

Лодырем или воришкой,

Беззащитны мы, мальчишки.

Автор. Горделиво, грациозно,

Удивительно серьезно

Шла беседа среди пар.

Лебединый этот дар

Невозможно не отметить

Распрекрасной птицы этой.

Лебедь.

Здесь любовь и верность рядом.

Волшебство увидеть взглядом невозможно. Знает, Бог,

Он ведь каждому помог,

Кто так предан и любим.

Помоги же нам двоим

Долететь. И может быть

Легче в мире будет жить,

Когда преданность так зрима

Уникальна  и терпима.

Звучит песня  « Осень наступила»

Автор. Вмиг у озера-водицы

Где шумели чудо-птицы,

С бородой до самых пят,

Не спугнув в воде утят

Наш волшебник появился.

Как он вмиг здесь очутился

Не понятно до сих пор.

Этот тихий разговор старичок вел, незаметен,

Самый маленький на свете.

Старичок-Лесовичок

Да, да, да. Не скрою речи

И с утра, под самый вечер

Все твержу, не уставая,

Уголки родного края мне знакомы много лет,

Исходи весь белый свет

Но милее не сыскать.

Пусть простит природа-мать:

Потрудилась в совершенстве,

Лишь в гармонии блаженство-

Грустно, но  неотвратимо

Удивительна картина!

Только так и не иначе-

Осень милостиво плачет.

Может, в этом и причина.

Лишь красавица-калина

Удивляла, восхищала

И поэтов вдохновляла.

Автор.

Наш невидимый дружок,

Вышел тихо на лужок.

Стал свидетелем бесед.

Но какой остался след,

Впечатление от встречи?

Мы послушаем их речи.

Фыркнул ежик: « Мрачный вид!»

Накопилось в нем обид

На листву такого рода, Что меняется погода.

Ежик.

На иголках желтый лист,

Неприятен, не душист.

В чем тут дело,

Что за цвет?

Непонятный мне букет я принес к себе домой.

Автор.

Что-то ежик очень злой!

Он, сердитый, не поймет

Что пора дождей идет!

Лиса.

Видно вам совсем не ясно:

Желтый лист-это прекрасно!

Время пурпура и злата.

Удивительно богата,

Сказочно неотразима,

Ко всему всегда терпима

Осень властвовать пришла

Нам богатства принесла.

Медведь

Ах ты, кумушка, распелась,

Что, курятинки наелась?

Распеваешь серенады,

Ждешь от осени награды?

Я скажу чуток попроще:

Меньше стало птичек в роще,

Но зато грибов и ягод

От души наелся за год

Трудно высказать словами,

Попрощаться, видно, с вами

Вдруг решила птичья стая

До весны, начала мая!

Автор.

Медленно кружась, курлычут,

Поделив давно добычу,

Значит, их торопит время.

Тяжкое избрали бремя,

Но судьбинушка горька-

Видно им издалека,

Что другие ждут их страны.

Ворона.

Кто такие строит планы?

Отчего так рисковать,

А потом и тосковать?

От волненья? Тревоги,

Бесконечные дороги

Станут испытаньем, болезнями, страданьем.

Автор. У вороны голос сник,

А вдали вдруг слышен крик.

Далеко за косогором

Лебеди кричали хором.

Лебеди.

Нам приятны ваши речи!

До свидания, до встречи!

Автор. Дятел лишь стучал и слушал,

Что достанет, то и скушал,

Доктор просто уникален.

Молчалив, но гениален!

Дятел.

Золото-молчание,

Дали даром звание

Врачевателя! Не надо!

Для меня это награда!

Я тружусь и тут же ем;

И желаю это всем.

Расшумелись вы напрасно,

Многим братьям так опасно

Оставаться в холода!

Приключится вдруг беда!

Я ведь доктор не от хвори!

Пусть летят за сине море,

Будем ждать их с нетерпеньем

И поможем с новосельем.

Среди птиц в едином роде,

Мы признательны природе.

Звучит песня «Летят журавли на юг»

  Журавли летят на юг

От холодных зимних вьюг.

В небе сером белый клин

Гонит ветер-исполин.

В небе тают, улетают

Вместе с летом журавли.

Холод злее стал к утру,

Снег кружится на ветру.

Застеклил пруды мороз,

Ветер гнет стволы берез.

Улетаают, улетают вместе слетом журавли.

Автор. Все утихло, наконец,

Но волнения сердец

Чувствовал наш друг лесной,

Дело было не весной.

Тишиной окутан лес,

Берег речки вдруг исчез

Принакрылся, растворился

И в тумане очутился.

Рано-рано на рассвете,

Когда спит честной народ

Птичий хор, а с ним и дети,

Собирается в полет.

Старшие, у них есть опыт,

Да и силушки под стать,

Это не лесные тропы,

Да и то их нужно знать.

1-й заяц. Отчего переполох?

2-й заяц. Почему прохладный мох?

1-й заяц. Что творится за рекой?

Автор. Кто нарушил ваш покой?

 Зайка спрашивал, трудился,

Еще больше удивился,

Ведь ответа не услышал…

Пропищала рядом мышка:

Мышка.

Видят небо, облака,

Донимает их тоска.

Но чего им не хватает?

Птица волю обожает,

Это знают грызуны

Подземельной всей страны.

Коль собрались-есть причина,

Столь печальная картина

Покидать края родные.

Мы же местные, лесные,

Интересно только знать,

Кто их будет провожать?

Автор.

Потирает лапкой нос,-

Вновь последовал вопрос!

И не может быть иначе,

Заяц, видно, озадачен!

Волк.

Интересно вас послушать!

Постоянно хочу кушать!

И при чем здесь красота?

У меня одна мечта:

Летом, осенью, зимой

Приходить к себе домой

Не  уставшим, не  голодным,

Не измученным, холодным.

Осень-время в самый раз

 И охота-высший класс!

 Ну а ты, лиса-хитрюга,

Подозрительна подруга,

Ты меня не забывай,

Чаще хвост мой вспоминай,

Тебя знают все в округе,

А нуждаешься в услуге-

Заходи по дружбе старой,

Будем мы прекрасной парой.

АВТОР.

А в лесу свои заботы:

Не увидишь без работы

Ни медведя, ни лисы,

Но в очень разные часы,

Вспоминают птиц с надеждой,

Что весною, как и прежде,

Будут вместе рядом жить,

Вечной дружбой дорожить.

Зайчиха-мать.

Скоро, скоро холода,

А сейчас везде-вода.

Дождь стучит и шелестит

У детей моих отит,

Простудились, непоседы,

Уговоры и беседы-

Никакого толку с них.

Вот и солнышко, ребятки,

Просушите свои пятки,

Хвостиками потрусите,

Только больно не шалите.

А как ушки:?

Зайчонок 1. На макушке.

Зайчиха-мать. А какое время года?

Зайчонок 2. Да осенняя погода.

Зайчиха-мать. Что для вас сей час морковь?

Зайчонок 3. Витамины и любовь.

Автор.

 Вот семейство, просто чудо!

Не бывает у них худо!

Будь то осень иль зима

Удивляет нас весьма.

Любопытство, нрав веселый.

А какие у них школы!

Но доверчивость их губит,

Зайчика ведь каждый любит

Здесь вмешалась вновь Лиса, Медведь рычал с полчаса,

В знак согласья Волк завыл,

Заяц тут же все забыл.

Разговор прервала мышка, Пропищала:

Мышка

Вот делишки!

Вы о чем ведете речь?

Дело в том, ну как сберечь,

Сохранить все то, что есть?

Приглашаю всех присесть.

Здесь перины и подушки

А детишкам есть игрушки,

И с едой проблемы нет,

Дайте мне теперь ответ.

Автор.

Как назойливые осы,

Возникали вновь вопросы.

Все про осень толковали,

Но не ведали, не знали,

Что среди берез, у клена

Начинает все с поклона

 И без излишней суеты,

А в руках-листва, цветы,

Сама Осень-что царица!

Осень.

Здравствуйте!

Это я, слуга природы,

Издаю прогноз погоды.

Все владенья мне подвластны, Измененья не напрасны

Дорожу волшебной силой

Для добра природы милой.

А сейчас, мои друзья,

Нарядилась я не зря.

Осень любит чудеса,

Так велели небеса.

Только ветра многовато?

Ох, как сильно виновата…

За дожди и холода.

Рановато? Вот беда..

Не имею зла и мести,

Выполняю честь по чести

Да по совести великой.

 У природы многоликой

Есть вопросы к человеку,

Их все больше век от веку,

Наслаждайтесь и вкушайте,

О добре не забывайте.

 Звучит песня И. Грибулиной « Рыбы, птицы, звери, я вас не обижу!»

Старичок-Лесовичок

Вот уж впрямь в лесу мой дом,

Старичок я или гном?
Называйте, как хотите,

Но в ладу с собой живите.

Главное-наша земля,

Горы, речки и поля,

Бабочки, шмели и осы.

По утрам блистают росы.

Волки, лисы и медведи,

На земле мы все-соседи.

Но по-разному живем:

У нас солнце, где-0то гром,

Тучи ходят табунами, Что-то происходит с нами.

Я волшебник доброй воли,

Мое место-лес  и поле,

И прошу лишь об одном:

Сохраните общий дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературная викторина  по  сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»       Наименование предмета, класс и тип образовательной программы, к которым от...

Литературное чтение - КВН "Что за прелесть эти сказки!"

КВН "Что за прелесть эти сказки!" можно использовать на уроках литературного чтения,  внеклассного чтения  или на классном часе, посвещенному А.С. Пушкину....

Урок музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»

Урок музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»  подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №17 (филиал) по программе Критской .« ТРИ ЧУДА» Проблема: Музыкальная живопись оперы...

Презентация к уроку музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»

Презентация к уроку музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»  подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №17 (филиал) по программе Критской .« ТРИ ЧУДА» Проблема: Музыкальная живопись о...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

Проект по творчеству А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Данный учебный проект вызвал огромный интерес у ребят. Каждая группа участников проекта работала над своей темой. В ходе работы над проектом ребята обогатили свои знания, получили богатый опыт поисков...