Сценарий праздника "Прощай, Букварь!" (1 класс)
методическая разработка (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

Сценарий праздника "Прощай, Букварь!" разработан на основе материалов Букваря ( Авт. Журова А.О., Евдокимова А.О. УМК "Начальная Школа 21 века" ), книги "Занимательное азбуковедение" (Сост. В. Волина, - М.:Просвещение) и интернетрессурсов. В сценарий включены стихи, песни, сценки. Сценарий дополнен презентацией, которая будет помещена отдельно на сайте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                   

                        ПРАЗДНИК ПРОЩАНИЯ С БУКВАРЁМ

        Подготовила: учитель начальных классов КАМЕНКО Л.Н.        

      При подготовке к празднику была проделана большая работа.  На основе материалов Букваря ( Авт. Журова А.О., Евдокимова А.О. УМК Начальная школа 21 века, Изд. Вентана-Граф, 2015), книги «Занимательное азбуковедение» (сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991) и интернет рессурсов был составлен сценарий праздника.

      На уроках труда ребята изготовили каждый свою буквы. Буквы были представлены в образе человечков. Эти буквы ребята в начале праздника прикрепили к магнитной доске.

       Была подготовлена презентация, слайды которой сопровождали весь праздник.

Ученик 1:                              Слайд 1 (С праздником Букваря!)

Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме
нынче детвора?
Сняли с БУКВАРЯ обложку, 
и закладок нет...
Все взволнованы немножко...
В чем секрет?

Ученик 2:

Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
Это необычный праздник, 
Он  бывает в жизни раз. 
С Букварём пришёл прощаться 
Весёлый, дружный, первый класс.

                                                 Слайд 2 (Весёлый Алфавит)

(Звучит песня на слова Б. Заходера, музыка Д. Гайнанова «33 родных сестрицы». В зал под музыку входят первоклассники. Каждый прикрепляет к магнитной доске 1-2 буквы, изготовленных самостоятельно, и садится на своё место).

Ученик:

Сегодня, друзья, мы сюда собрались, 
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час 
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал, 
Теперь мы читаем страницы!

Ученик:     Мир букв – чудесная страна,

                    Как воздух всем она нужна.

                    Вы подумайте о чуде:

                    Сколько букв-сестёр родных?

                    Тридцать три!

                    А сколько люди

                    Могут слов сложить из них?

Ученик:     Буквы разуму верны,

                     И за это им даны

                    Высочайшие права

                    Образовывать слова!

Ученик:    Наш праздник именно об этом:

                    Зимой, весной и даже летом

                    Все буквы до одной прекрасны.

                    Ещё раз вспомним – десять гласных

                    И больше двадцати согласных.

Учитель: Теперь позвольте мне, друзья,

                   Представлю буквы эти я.

                    Шарма, фарма, туквы, муквы,

                   Дети, превращайтесь в буквы.

(Дети надевают на себя буковки на верёвочках и становятся в три группы – гласные, согласные и знаки).

Учитель: - Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

                  Я – командир, вы – мой отряд!

                  Гласные здесь? – Здесь!

                  Согласные здесь? – Здесь!

                   Буквы, которые не обозначают звуков? – Здесь!

                                                        Слайд 3 (Гласные: О, А, Э, У, Ы, И).

Ученик:  Представляю вам, друзья,

                  Первую команду я:

                  Буквы вместе собрались,

                  Петь готовы все на «бис», -

                  Ведь это буквы гласные –

                  Все певцы прекрасные!

                  Любую радость и беду

                  Они легко передадут

Все гласные: О! А! Э! У! Ы! И! –

                  Как выразительны они!

Ученик:   Вот ещё одна команда,  Слайд 4 (Согласные: Б, Ч, Ж, Ш, М, Р,…)

                  И кого в ней только нет:

                  Звонкие и удалые,

                  И совсем-совсем глухие.

                  Жужжать им надо и шипеть,

                  Мычать, рычать, да и пыхтеть,

                  И хохотать, и гоготать,

                  И даже просто замолкать.

Ученики- знаки:                            Слайд 5 (Буквы-знаки: Ь и Ъ).

            Ъ:  Есть среди букв и буквы-знаки,

                  Они трудяги, не зеваки.

            Ь:  Один из знаков - мягкий знак.

                  Его не сможешь ты никак

                  Произнести отдельно вслух,

                  Он лёгок, как гагачий пух.

                  Он не произносится,

                  Но в слово часто просится.

                  Почему у дома угол

                  Превратился сразу в уголь.

                  Без пожара, просто так?

                  Это буква мягкий знак!

              Ъ:Второй – знак твёрдый –

                                     очень твёрд,

                  Он краток, точен, ловок, горд.

                  И не обЪехать без него,

                  И не обЪять вам ничего.

Ученик:  Итак, не тратя время даром,  Слайд 6 (Алфавит).

                  Все буквы ищут себе пару,

                  И никогда между собой

                  Они вести не станут бой.

Ученик:  Возьмут – скорей соединятся

                  И быстро в слоги превратятся,

                  Из слогов сложатся слова,

                  И будет мысль всегда жива.

Ученик:   Всегда жива, всегда нова,

                  Как солнце, воздух и трава!

(Дети поют песню «Дружба с Букварём», слова и музыка Гульнары Азаматовой)

1.Радуются дети, мамы и отцы

Потому что вместе все мы молодцы!

В школу нас водили видно вы не зря

С буквами сдружились мы из букваря.

Припев:

Буквы разные от А до Я

Наши лучшие теперь друзья

Гласные и согласные подружки дорогого букваря. 2 раза

2.Мне не нужно к маме больше приставать

Сможем мы и сами книжку прочитать.

Потому что мчались в школу мы не зря

Буквы изучали мы из букваря.

Припев: тот же.

3.Радуются дети, мамы и отцы

Потому что вместе все мы молодцы!

И любую трудность мы переживем

Победила дружба, дружба с букварем!

Припев: тот же.

Учитель: Буквы в Алфавите обычно очень дружны, но иногда и они ссорятся. Вот однажды произошла такая история.

                                       Слайд 7 (Согласные: Кх! Пчх! Хм… Кс, кс, кс! Тсс!)

        Не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — и никак...

Кашлянули:

— Кх!

Чихнули:

— Пчх!

Хмыкнули:

— Хм...

Зачем-то позвали кошку:

— Кс, кс, кс!

И заскучали... Вдруг:

— Тсс!

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

                                            Слайд 8 (Гласные: А-а-а! О-о-о! Уа! Уа! Ау! Ау!)

— А-а-а! О-о-о! — кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

— Уа! Уа!

Аукали:

— Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

— Б-д-м     в-с-г-д   в-м-с-т! Слайд 9 (Согласные: Б-д-м в-с-г-д в-м-с-т!)

И услышали радостное, но тоже непонятное:

— у-е  е-а  е-е!                      Слайд 10 (Гласные: У-е е-а е-е!)

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

— Будем всегда вместе!      Слайд 11(Будем всегда вместе!)

      И с тех пор гласные и согласные никогда больше не разлучались.

Правда, случается какая-то из букв устроит бунт.

Выходит буква Я:                Слайд 12 (Буква Я)

- А вы знаете, кто Я?

  Вы не знаете, кто Я!

  Я не только буква Я –

  Я – буква, слог и слово!

Учитель:  – Мы всё это знаем, буква Я. А ещё мы хорошо знаем твоё место в алфавите! Ведь ты в алфавите последняя!

Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?  Неизвестно?

Дети: Неизвестно!

Учитель: Интересно?

Дети: Интересно.

Учитель:Ну так слушайте рассказ!        

Ученик 1:

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.

Ученик 2:
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":

Буква Я:
– Я, – сказала буква "Я", –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф.                                     Слайд 13 (Буква Я + Ф, С, В, П)

– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",
От обиды покраснев.

Буква С.

– Срам! –
Сердито "эс" сказало.

Буква В.

"Вэ" кричит:
– Воображала!

Буква П.

Проворчало "пэ":
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Гласные:                                     Слайд 14 (Гласные)

- Тише, буквы! Стыдно, знаки! –

Закричали гласные. –

Ученик 3:

Не хватало только драки,

А ещё согласные!

Надо раньше разобраться,

А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ!

Буква «Я» сама поймёт:

Разве мыслимое дело

Всюду «Я» совать вперёд?

Ведь никто в таком письме

Не поймёт ни бе, ни ме!

Ученик 1: "Я" затопала ногами.

Буква Я.

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Ученик 2:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором):                            Слайд 15 (Буква Я + Хорошо, идём на спор!)

– Хорошо!
Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку – 
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я.

– Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А «Я»!

Ученик 1:                                    Слайд 16 (Буква Я + Я-я-я-я-я!)

Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
"Я – я – я – я – я!"

Буква Х.                                       Слайд 17 (Буква Х + Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!)

Как зальется буква "ха":
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

                                                       Слайд 18 (Буква Я + О, А, В!)  

Буква О. "О" от смеха покатилась!

Буква А. "А" за голову схватилась!

Буква В. "В" схватилась за живот...

Ученик 2:

Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я.

– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".

Буква Ю.

– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,

                                                  Слайд 19 (Дело в том, что все мы вместе!)
Дело в том, что все мы вместе! (Все вместе).

Учитель: С тех пор буква Я стоит последняя в Алфавите и совсем не волнуется о своей значимости. Но другим буквам всё же не живётся спокойно и они всё время задают один и тот же вопрос. Вот послушайте.

Ученик:                                  Слайд 20  (Буквы Г,Д, Е, Ё, Ж)

Поглядите, поглядите:

Пять соседок в алфавите –

Буквы Г, Д, Е, Ё, Ж –

Все горюют о еже.

Вечно думают: «ГДЕ ЁЖ?»  Слайд 21 (Где ёж?)

Не утешишь, не уймёшь…

Учитель: Где же может быть ёж? Конечно, в лесу.

(Инсценировка песни-стихотворения Андрея Усачёвы «Жужжащие стихи»)

Встретил я в лесу Ежа.           Слайд 22 (Ёжик)

Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

Я спросил Ежа: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: - Я не жужжу,

После ужина лежу.

Я на ужин съел ужа,

Может, он лежит жужжа,  жужжа,   жужжа,   жужжа.

Я спросил ужа: -Скажите,       Слайд 23 (Уж)

Отчего вы так жужжите? – 2 раза.

Уж в ответ: - Я не жужжу,

После ужина лежу.

Жабу съел я у межи,

Может жаба и жужжит,    жужжит,   жужжит,    жужжит.

Жабе я кричу: -Скажите          Слайд 24 (Жаба)

Отчего вы так жужжите? – 2 раза.

Жаба квакнула Ужу:

И совсем я не жужжу!

Проглотила я Жука,

Жук жужжит наверняка,  жужжит, жужжит,  жужжит.

Мы кричим жуку : - Скажите,   Слайд 25 (Жук)

Отчего вы так жужжите?

Все кричат Жуку: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

- Hу жужжу, - ответил Жук.-

Это мой нормальный жвук...

Я всегда, когда лежу,

После ужина жужжу, жужжу, жужжу, жужжу!

                                                      Слайд 26 (Буква Ж)

Учитель: Эта песенка помогла нам выучить букву Ж. Изучая Алфавит, мы узнали много интересных историй о буквах и звуках. Например, когда мы изучали   мягкий знак, мы познакомились с одним замечательным семейством.

(Инсценировка рассказа  Г. Юдина «Отец и мать». Учитель читает слова автора. Птицы – ученики).         Слайд 27 (Птицы – отец, мать и 5 птенцов)

      Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.

 - Спеть?! Спеть?! – спрашивает он.

- Спеть! Спеть! – отвечает она.

- Свить?! Свить?! – Это он уже про гнездо.

- Свить! Свить!        

Через некоторое время у них появились птенцы.

- Пять! Пять! – радостно поёт отец. – Точь-в-точь! Точь-в-точь!! – Это он о том, что птенцы на него похожи.

А дети уже пищат:

- Пить! Пить! Есть! Есть!

Принёс отец червячка. Спрашивает у матери:

- Дать? Дать?

А дети хором:

- Дать!! Дать!! Дать!! – и ну рвать червяка на части.

- Жуть! Жуть! – говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

- Вернуть? – спрашивает отец.

- Пусть, пусть… - тихо ответила мать.

Учитель: Вы не поверите, но в этом рассказе 31 мягкий знак. На долгом пути по страницам Букваря нам встретились не только занимательные истории, но и первые трудности. То вдруг слово не читается, то стихотворение не учится, то солнышко прячется за тучи и хочет испортить нам настроение проливным дождиком. Но наших первоклассников не пугали никакие трудности. 

                                                     Слайд 28 (Дети с зонтиком под дождём)

Ученик: Дождик, дождик, кап, кап, кап!              

                Ты не капал бы на пап,

                Ты не капал бы на мам –

                Приходил бы лучше к нам!

Ученик: Папам – сыро,

                Мамам – грязно.

                Нам с тобою –

                Рас-пре-красно!

Ученик: Дождик, дождик, дождик, лей.

                Нам с тобою веселей.

                Не боимся сырости,

                Только лучше вырастем!

(Первоклассники танцуют танец «Капельки»)

Учитель: Первые месяцы вместе с изучением Букваря ребята овладевали трудным навыком письма. Не всем это давалось легко. Вот послушайте стихотворение.

Ученик:                                   Слайд 29 (Ученик за партой и Прописи)

Мой учитель, папа с мамой

Даже не подозревают:

На письме так тяжело

Сладить с буквами бывает.

То в строку не умещаются,

То друг к дружке прижимаются.

Буковки, угомонитесь!

Дружно вправо наклонитесь!

Я стараюсь, но опять

Мне «пятёрки» не видать.

Буквы пляшут, буквы жмутся,

Надо мной они смеются.

Ученик:   

 Мы в школе полгода уже отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.

Ученик:                                     Слайд 30 (Спасибо, Букварь!)

А верным помощником в этом нам стала
Первая школьная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

Ученик: 

Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

        

Ученик: 

Букварь нам в руки ключик к знаньям дал, 
Поэтому Букварь – начало всех начал.

И говорим мы Букварю: «Спасибо! 
И как мы без тебя прожить смогли бы?» 

Ученик:

Не можем мы представить жизнь без книг, 
И каждый уже к чтению привык.

Ученик:

Ну вот и перевёрнута последняя страница,

Теперь уже не с Букварём нам предстоит учиться.

Ученик:

Ты, Букварь наш, отдохни,

И на полке полежи.

В школу в сентябре опять

Первоклассники придут.

И страницами твоими

В царство грамоты войдут.   Слайд 31 (Прощай, Букварь!)

 (Ребята поют песню «Прощай, Букварь», слова и музыка Людмилы Мельниковой)

1.Мой букварь, мой друг надёжный,

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,

Песню мы о нём поём! (2 раза)

2.Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём,  

Песню мы о нём поём! (2 раза)

 

3.Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Расстаёмся с букварём,  

Песню мы о нём поём! (2 раза)

(Слышен громкий плач. Одна из первоклассниц плачет.)

Учитель: Что такое? Что случилось?

                   Почему так огорчилась?

Ученица: Жалко с Букварём прощаться.

                  Может с ним не расставаться?

                  С ним нам было так чудесно!

                  Очень-очень интересно!

Ученики старших классов: 

               Дальше будет ещё интересней,

                Пускай пройдут года и много-много дней.

                Вы прочитаете хороших книг немало,

                Ведь ваш Букварь – это всего начало.

               

                 Библиотеки откроют вам двери,

                 И самые лучшие книги доверят.

                 Гляди веселее и слёзы утри,

                 Вас столько чудесного ждёт впереди.

Ученица: Раз так, с дорогим Букварём попрощаюсь,

                  И вместе со всеми сейчас улыбаюсь.

                  Скажу очень громко: «Прощай, наш Букварь!»,

                  Хотя расставаться с тобой очень жаль…

Учитель: Дорогие первоклассники! Вы пришли в этот класс в начале сентября. Времени прошло не так много, а вы уже выросли, повзрослели, узнали много нового. В народе говорят: «Азбука – к мудрости ступенька.» Вы преодолели свою первую ступеньку. Я от души поздравляю вас с этим и желаю новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к знаниям. А знаете ли вы, что надо взять с собой в путешествие по стране знаний?

Ученик: Чтобы дело спорилось,

                Учёба, труд любой,

                Возьмём с собой старание

                Плюс интерес к познаниям,

                Добавим прилежание

                И вычтем лень с тобой!

                И станет ясно всем одно,

                Что будет это всё равно…

Вместе:  Хорошим крепким знанием!

Учитель: - Да, конечно, старание и прилежание – это очень нужные вещи в этом трудном путешествии, но есть ещё кое-что, что вы не назвали.

Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я должна вам буду только
Буквы слова подсказать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Легче будет с ним идти.

(Учитель раздаёт детям буквы слова ДРУЖБА).

Учитель:        

Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами 
В слово буквы все собрать.

(Дети собирают слово ДРУЖБА).  Слайд 32 (ДРУЖБА)

Ученик:

Получилось слово «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.      
Слайд 33 (Мир похож на цветной луг!)

(Дети поют песню «Мир похож на цветной луг…», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника "Прощай, Букварь" 1 класс

После изучения курса "Обучение грамоте" в классе прошёл праздник "Прощай, Букварь". Предлагаю свой сценарий этого мероприятия. Надеюсь он вам понравиться и вы найдёте для себя что-то новое. Мелодии к ...

Сценарий праздника "Прощание с букварем", 1 класс.

Сценарий праздника с приложением необходимых для проведения материалов....

Спасибо тебе, Букварь! Сценарий праздника для 1 класса

Внеклассное мероприятие для 1 класса...

Сценарий праздника в 1 классе "Прощай, Букварь!"

Цели внеклассного мероприятия:- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;- совершенствовать навык правильного выразительного чтения;- формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и ...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА В 1 КЛАССЕ «ПРОЩАЙ,БУКВАРЬ!»

Вы в школе почти целый год отучились,Вы много успели и много узнали.Писать и считать вы уже научилисьИ первые книги свои прочитали.А верным помощником в этом вам сталаПервая главная книжка.И пер...

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".Презентация к празднику....