Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
план-конспект на тему

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей младшего  и среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx190.62 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Бюджетное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Конспект открытого занятия по программе

«Знатоки права»

«Умники и умницы»

(интеллектуальная игра

                         H:\фото умники и умницы\DSC05071.JPG

Воспитатель: Степанова Т.И.

г.п. Игрим

2014г.

Цель:

  • обобщить знания детей об их правах;
  • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Предварительная работа:

  • чтение художественных произведений;
  • разучивание стихотворений о правах ребенка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рисование на тему «Мои права»;
  • проведение цикла занятий «Конвенция о правах ребенка».


Материал: иллюстрации к сказкам, кроссворд, карточки-липучки с изображением символов прав, папка с рисунками детей «Конвенция о правах ребенка, глазами детей» медальки для награждения, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок, музыка к песне

Ход игры

Ведущий: 

День необычный сегодня у нас,

        Я искренне рада приветствовать Вас!

        Здесь для игры собралась детвора,

 Её начинать нам настала пора.

Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную тему. В современном мире каждый человек, должен знать свои права. Права есть взрослых и  у детей.

А вы, ребята, знаете свои права?

Какие права у вас есть? 

Какие международные и российские документы вы знаете, в которых закреплены права детей?

(Ответы детей)

Ведущий:

 Молодцы! Чтобы больше узнать о своих правах,  я предлагаю вам игру, которая  называется «Умники и умницы». В ней участвуют 2 команды. А оценивать нашу игру будет  многоуважаемое всезнающее, строгое, но справедливое жюри.

(представляются члены жюри)


Ведущий:

Итак,  вы готовы? 
Участники игры: Да. 
Ведущий: 

 Наш первый  гейм «Приветствие». Вы должны были приготовить приветствие своей команды,  а наше жюри оценит вас по достоинству. 

1 гейм:  «Приветствие»

Капитан: команда…
Все: «Солнышко»
Капитан: наш девиз:
Все: 

Мы, весёлые ребята,
Очень умные ребята.
Мы покажем на делах,
Что мы знаем о правах.

Ведущий: 

Хорошо, с одной командой мы уже познакомились. Теперь ваша очередь.

Капитан: команда…
Все: «Улыбка»
Капитан: наш девиз:
Все: 

А мы тоже хороши,
Вам расскажем от души:
Есть права у всех детишек,
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
Жизнь похожую на сказку.
Ведущий:

 Молодцы, ребята!

(жюри оценивает приветствие команд)


Ведущий:
В небе солнышко взошло,
И всем улыбнулось.
Всем нам стало хорошо,
И больше не взгрустнулось!

Ведущий:

Внимание! Следующий гейм «Разминка».

2 гейм «Разминка»

Ведущий:

Давайте прогуляемся по страницам любимых книжек и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Где нарушены  их права и какие? Сейчас будет зачитан отрывок из сказки, а вам нужно отгадать название произведения, найти иллюстрацию к сказке и прикрепить символ права, которое здесь нарушено. За правильный ответ члены жюри дают три балла,  за добавление к ответу, дается команде  один балл.
 Готовы?

Для команды «Солнышко:

1. «…Идет она лесом, а навстречу ей – Серый Волк. Очень ему захотелось съесть девочку, да только не посмел –  где-то близко стучали топорами

дровосеки….»( Сказка «Красная Шапочка». Право на жизнь)
2. «…Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро детей, все мальчики Самый младший мальчик был очень маленького роста –  он был не больше пальца. Однажды в той стране случился страшный голод. Дровосек не знал чем кормить своих детей и решил как-нибудь от них избавиться…»
(Сказка «Мальчик - с пальчик». Право на достаточное питание и достойную

жизнь)

3. «…Вот идет Гиппопотам
Он идет из Занзибара,
Он идет к Килиманджаро-
И кричит он, и поет он:
«Слава добрым докторам!»…»(Сказка К.Чуковского «Айболит» Право на медицинский уход)
4. «…Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким то и попала девочка. Она осталась сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили…»
(Сказка «Хаврошечка». Право на защиту от эксплуатации детского труда)

Для команды «Улыбка»
1. «…Самый старший и самый трудолюбивый из братьев решил построить крепкий дом. Он привез на тачке целую груду кирпичей. Стройка началась…»
(Сказка «Три поросенка». Право на жилище)

2.«….Теперь сядьте, положите руки перед собой, не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела. Мы займемся арифметикой…»
(Сказка «Приключения Буратино». Право на образование)
3. «…А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли…»
(Сказка «Гуси-лебеди». Право жить и воспитываться в семье)
4. «…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Мачеха и сестры отправились на праздник, а ее не взяли. Бедняжка принялась снова за работу»  (Сказка «Золушка». Право на отдых)

Ведущий:

Слово предоставляется жюри. 
(Жюри объявляют результаты двух геймов,  к команде, у которой больше очков, ставиться  российский флажок). 
Ведущий:

  Вы готовы к  следующему гейму? 


Следующий гейм называется «Собери пословицу».  Внимание, начали!

3 гейм  «Собери пословицу»


 «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
«Учение — путь к умению».
«Делу время, а потехе час». 
«Вся семья вместе, так и душа на месте». 
«При солнышке тепло, при матери добро». 
«Умей дитя родить, умей и научить». 
«У дружбы нет границ, а у знаний нет дна».
«Мир освещается солнцем, а человек знанием». 
«Хочешь, есть калачи, не лежи на печи». 
«Труд человека кормит, а лень портит». 
Ведущий: 

Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами отдохнем немножко. 
Ведущий  произносит слова, показывает движения; дети  встают в круг без рук, повторяют за ним. 
Мы потопаем ногами, 
Мы похлопаем руками, 
Покиваем головой. 
Руки дружно поднимаем, 
Руки дружно отпускаем, 
Дружно руки подаем.   (Дети берутся за руки) 
И побегаем кругом. 
Ведущий: 

Что же нам скажут наши  уважаемые члены жюри. 
Жюри говорит количество баллов  у команд за три гейма.


Ведущий: 

Спасибо жюри. А наша игра продолжается. Следующий гейм называется «Проблемная ситуация». Вы получите конверты с заданиями.  Вы должны будете выбрать, в какой ситуации нарушается право. За правильный ответ   дается два балла, за добавление к ответу команде дается один балл.

4 гейм  «Проблемная ситуация»

Для  команды «Солнышко»

В какой ситуации нарушается право на жизнь и здоровье? 
  a) Водитель во время движения превысил  скорость. 

  б) Коля и Петя поссорились. Коля ударил Петю. 
  в) Во время прогулки Миша промочил ноги и сильно заболел. Мама заставила Мишу выпить микстуру. 
  г) Во время строительных работ рядом с объектом не было написано предупреждение «Осторожно! Опасная зона!» 

Для команды «Улыбка»

Выберите  ситуацию, в которой нарушается право на отдых. 
  а) По соседству  с Колей живут пожилые люди. После школы Коля приходит домой и очень громко слушает музыку. 
  б) После привала в лесу, туристы оставили много мусора там. 
  в) Во время занятия  физкультурой  педагог  запрещает детям садиться на стульчики, хотя они устали.

  г) Коля хорошо потрудился в школе и на следующий день решил отдохнуть и остаться дома, но мама запретила ему делать это и отправила на занятия.

Ведущий:

 Дети имеют право на отдых. Сейчас мы с вами тоже отдохнем.

Физминутка


Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево- вправо десять раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам».
Красной Шапочки совет:

«Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет».
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули –  снова в путь.
(Дети повторяют движения по тексту)


5 гейм «Капитаны, вперёд!»

(Капитаны с помощью 2 членов команды решают кроссворд)

По вертикали:
1.Документ, защищающий права детей? (Конвенция)

 2.Злой, жестокий человек с длинной бородой, который использовал труд детей? (Карабас)
3.Как звали мальчика, которого похитила Снежная Королева? (Кай)
4.Добрый дедушка, который лечил зверей? (Айболит)

По горизонтали:
1.Девочка, у которой были нарушены права на отдых? (Золушка)
2.Животное, посягнувшее на жизнь Красной Шапочки и ее бабушки? (Волк)
3.Деревянный мальчик, который боролся за права детей? (Буратино)
4.Злая баба, которая похищала детей у родителей, тем самым нарушала их права на семью? (Яга)

6 гейм: «Правовой цветник»

Ведущий: 

Перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого – «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла.

На лепестках цветка «Право»:

  • Иметь фамилию, имя, отчество
  • Иметь игрушки
  • Посещать кружок или секцию
  • Жить с родителями
  • Высказывать свои мысли
  • Отдыхать на перемене
  • Посещать доктора

На лепестках цветка «Обязанности»:

  • Делать уроки
  • Читать книги
  • Заботиться о животных
  • Мыть посуду
  • Делать зарядку
  • Посещать школу
  • Помогать родителям

Ведущий: 

Тишина в зале! Уважаемые леди и джентльмены,  наша игра подходит к концу. У нас с вами остался последний гейм «Гонка за лидером». Правила гейма: команды по очереди называют  права человека или права ребенка, команда, которая не может сказать, отдает свое слово команде соперников. За каждое сказанное право команда получает два балла. Первыми начинают гейм, команда лидеров. 
Ведущий:

  Пока наше жюри подводит,  подсчитывает баллы, мы с вами поиграем. 

 Психотренинг «Я уважаю твое право…»

Все стоят в кругу. Дети по очереди передают мягкую игрушку (сердечко)  и, глядя соседу в глаза, говорят: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке». (Игра идет по кругу.)
Ведущий:

 Молодцы, ребята! Слово предоставляется нашему жюри. 


(
Жюри  подводит  и объявляет итоги игры и  вручает  всем участникам игры медали и буклеты по правам детей)   

Ведущий:  

Спасибо всем за очень интересную, увлекательную игру! До новых встреч!

Приложение 1

 «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

 Без труда

не вытащишь и рыбку из пруда.

Учение —

 путь к умению.

Делу время,

 а потехе час. 

Вся семья вместе,

так и душа на месте. 

При солнышке тепло,

 при матери добро. 

Умей дитя родить,

умей и научить. 

У дружбы нет границ,

а у знаний нет дна.

Мир освещается солнцем,

а человек знанием. 

Хочешь, есть калачи,

 не лежи на печи. 

Труд человека кормит,

 а лень портит. 

Приложение 2

«Проблемная ситуация»

Для  команды «Солнышко»

В какой ситуации нарушается право на жизнь и здоровье? 
  a) Водитель во время движения превысил  скорость. 

  б) Коля и Петя поссорились. Коля ударил Петю. 
  в) Во время прогулки Миша промочил ноги и сильно заболел. Мама заставила Мишу выпить микстуру.
  г) Во время строительных работ рядом с объектом не было написано предупреждение «Осторожно! Опасная зона!» 

Для команды «Улыбка»

Выберите  ситуацию, в которой нарушается право на отдых.
  а) По соседству  с Колей живут пожилые люди. После школы Коля приходит домой и очень громко слушает музыку. 
  б) После привала в лесу, туристы оставили много мусора там. 
  в) Во время занятия  физкультурой  педагог  запрещает детям садиться на стульчики, хотя они устали. 
  г) Коля хорошо потрудился в школе и на следующий день решил отдохнуть и остаться дома, но мама запретила ему делать это и отправила на занятия.

Приложение 3

Надписи на цветики-семицветики

Помогать родителям

Посещать школу

Делать зарядку

Заботиться о животных

Читать книги

Делать уроки

Отдыхать на перемене

Посещать кружок или секцию

Иметь игрушки

Жить с родителями

Высказывать свои мысли

Иметь фамилию, имя, отчество

Мыть посуду

Посещать доктора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"

Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов

Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.

Конспект урока для внекласного мероприятия....

Умники и умницы (интеллектуальная игра)

Игра для учащихся 3-4 классов. Основная цель - активизация познавательного интереса к урокам математики, развитие нестандартного мышления, вдумчивого подхода к каждому заданному вопросу. Задания соотв...

Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"

Игра разработана педагогами МКОУ СОШ №5 г. Фролово Волгоградской области: Пономаревой В. М., Вершининой Т. И., Плехановой О. А., Патриной В. Н.Цели игры: закрепить знания учащихся по предметам програм...