ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН по русскому языку
методическая разработка (4 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

Тема:   Ь     Н     С     Ч

             Т     З      В     О

             А     Ё     У     Х.

Цель:

1. Расширить и углубить знания учащихся по следующим разделам курса русского языка: «Фонетика», «Морфология», «Лексика. Фразеология», «Орфография».

2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, логическое мышление, внимание, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: маршрут (№ станций), маршрутные листы для учащихся, карточки с названием разделов русского языка, толковый словарь, песочные часы, плакаты с высказываниями.

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

                                                                        А. Н. Толстой.

«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

                                                                       И. С. Тургенев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

Тема:   Ь     Н     С     Ч

             Т     З      В     О

             А     Ё     У     Х.

Цель:

1. Расширить и углубить знания учащихся по следующим разделам курса русского языка: «Фонетика», «Морфология», «Лексика. Фразеология», «Орфография».

2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, логическое мышление, внимание, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: маршрут (№ станций), маршрутные листы для учащихся, карточки с названием разделов русского языка, толковый словарь, песочные часы, плакаты с высказываниями.

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

                                                                        А. Н. Толстой.

«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

                                                                       И. С. Тургенев.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент. Сообщение цели.

-Прочтите тему интеллектуального марафона. Вы хотите всё знать?

В добрый путь! Чтобы преодолеть все препятствия во время марафона, вам потребуются знания по русскому языку, внимание и смекалка. Победителем станет тот, кто наберёт максимальное количество баллов во время всего марафона.

2. Тема занятия.

-Маршрутные листы лежат у вас на столе. Вот маршрут. Что тут написано?

(№ станций – зеркальная симметрия).

а).Расшифруйте название данной станции. Для этого зачеркните повторяющиеся буквы.

С  Ф  С  М  О  Р  Н  Е  М  Т  У  И  К  Р  А  У

Справка (читает одна девочка по толковому словарю).

Фонетика – это учение о звуках речи, или фонемах.

На преодоление каждого препятствия даётся 3 минуты.

-Время пошло.

               

                      ФОНЕТИКА.

1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит.

В каких из них под ударением произносится тот же гласный, что и в слове СЫР? (1 балл за каждый правильный ответ).

2. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели.

В какие из них можно добавить ь так, чтобы получились новые слова? (1 балл).

3. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ а  ] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встаёт.

[  с ] Через поле и лесок подаётся голосок.(2 балла).

4. В каком слове все согласные глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель. (1 балл).

5. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились.(1 балл).

ДОГ       КОТ         АРАБ

-Максимальное количество баллов – 15. Проверяем как первую станцию преодолел 1 ряд. Подсчитываем промежуточный результат.

б).Читаем название следующей станции.

Л  Ф  Р  Е  А  З  К  Е  О  С  И  Л  О  Г  К  И  А  Я

Справка. Лексика – это весь словарный состав языка. Мы говорим и пишем на русском языке, следовательно, мы пользуемся лексикой русского языка. Фразеологизмы (устойчивые выражения) делают нашу речь богаче, ярче, насыщенней.

              ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.

1. Выделите третье «лишнее» слово в каждой группе.

Огонь, осень, пламя.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Буран, дождь, пурга. (1 балл).

2. Даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

а)……об….., из…..вон плохо, мастер на все….., сидеть сложа….., золотые…., своя…..владыка.

б)……на…..не попадает, положить….на полку, ни в …..ногой, скалить….., говорить сквозь….. .(2 балла).

3. Замените одним словом. (1 балл).

Держать язык за зубами (…..), во весь дух (…..), зарубить на носу (…..), вешать лапшу на уши (…..), как снег на голову (…..), кот наплакал (…..), водить за нос (…..).

-Как второе препятствие преодолел 2 ряд?

Максимальное количество баллов – 15 баллов.

-Небольшая передышка. (Упражнение для глаз – «ленивая восьмёрка»).

в).Продолжаем движение по маршруту. Прочтите название данной станции.

(Через 3 буквы по часовой стрелке лишняя буква е).

Справка. Словообразование – раздел русского языка, где разбирают слова на их составные части и строят новые слова.

3 минуты на преодоление препятствия. Вперёд!

                   СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

1. Подчеркните слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.(1 балл).

2. Отгадайте слова. (2 балла).

Его корень в слове снежинка        Его корень в слове вязать,

Приставка в слове подъехал          Приставка в слове замолчать

Суффикс в слове лесник                Суффикс в слове сказка

Окончание в слове ученики.          Окончание в слове рыба.

……………………………….          ……………………………

Приставка в слове посмотрел,        Корень с «дорогой» роднится

Корень в слове дороженька,            В «сборе» приставка таится,

Суффикс в слове лыжник.               Суффикс как в слове родник,

……………………………….           Целым же в космос проник.

                                                             ……………………………….

3. Одинаковы ли корни в выделенных словах. Докажите это.(1балл)

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.    

4. Пользуясь подсказкой – загадкой, впишите в клетки слова так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова.(1 балл).

а).То, что есть на лице у некоторых мужчин.

Яр

Пар

Какт

Реб

Глоб

б).Антоним к слову рай.

Пар

Виногр

Гр

С

в).Большой горный бык.

Краков

Мор

Хом

Дь

-С каким результатом к финишу двигается 3 ряд?

Максимальное количество баллов – 21.

-Небольшая разминка:

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям – «Физкультпривет!».

г).Выполните арифметические действия, и вы узнаете название следующей станции.

МОРС + ФО + ЛО + МА – С + ГИЯ – МА

Справка. Морфология – это учение о слове. Морфология изучает слово как часть речи.

        МОРФОЛОГИЯ.

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Подчеркните.

Рой, мой, спой, вой, открой, простой, попугай. (1 балл)

2. Уберите из существительных по одной букве и получите числительное. Везде ли это получится? (1 балл).

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3. Какой частью речи являются выделенные слова? (1 балл)

Стою на нашем берегу покой границы берегу.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

4. Укажите род имён существительных. (1 балл).

Мебель, тюль, кофе, такси, кенгуру, какао, шампунь, мозоль, радио, пальто.

5. Подчеркните слова, которые употребляются только во множественном числе. (1 балл)

Палатки, брюки, глаза, дрожжи, очки, заводы, дрова, каникулы.

- Как данный отрезок дистанции прошли мальчики?

Максимальное количество баллов – 28.

-Предлагаю немного отдохнуть перед последним рывком к победе.

Я называю существительное женского рода – вы мужского, если я мужского – то вы женского. Отвечаем очень быстро.

Он козёл – она ……..(коза).

Он бобёр – она …….(тоже бобёр).

Он осёл – она ………(ослица).

Она оса – он ………..(тоже оса).

Она ворона – он …….(ворон).

Она стрекоза – он …..(тоже стрекоза).

Она муха – он ……….(тоже муха).

д). Прочтите название последней станции, согласно условным знакам.

Ф     О     Т     О     Г     Р      А      Ф     И     Я

          .

Справка. Орфография – слово пришло из греческого языка и состоит из двух корней «ОРФО» - правильно, «ГРАФО» - пишу. В переводе на русский язык оно означает «ПРАВОПИСАНИЕ». Орфография вооружает учащихся твёрдыми навыками орфографически правильного письма.

        ОРФОГРАФИЯ.

1. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? (1 балл).

Циган купил красовки.

2. Поставьте существительные в форму Р. п. множественного числа. (1 балл).

Яблоко …………………………помидор……………………….

Телёнок ………………………..носки  ………………………….

Места…………………………..сапоги…………………………..

Встреча…………………………свечи……………………………

Ботинки…………………………туфли…………………………..

3. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву Ы, а не И? (1 балл).

Камыш…, ш…шка, мотоц…кл, ножниц…, ц…ркач.

4. Попробуйте разобрать, что было написано. (2 балла).

Рыбу не скотина крыше съел.

-Проверим, как последнее препятствие преодолели девочки.

Максимальное количество баллов – 16.                              

3.Итог занятия.

-Что вам больше всего понравилось в марафоне?

-Что вызвало затруднения?

-А сейчас, я прочитаю вам слова, вы запоминаете только первые буквы и записываете новое слово в конце своего маршрутного листа.

МЕЛ, ОБЛАКО, ЛИМОН, ОГУРЕЦ, ДОРОГА, ЕНОТ, ЦАПЛЯ.

-Все молодцы, все сегодня потрудились на славу, но в любом соревновании есть победители. Кто же среди нас набрал наибольшее количество баллов?

Максимальное количество баллов – 95.

-Приветствуем победителей интеллектуального марафона.

Маршрутный лист

участника интеллектуального марафона по русскому языку «Хочу всё знать!»

_____________________________________________________________________________

  • ……………………………………………………………………………………………...

1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит.

В каких из них под ударением произносится тот же гласный, что и в слове СЫР? (1 балл за каждый правильный ответ).

2. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели.

В какие из них можно добавить ь так, чтобы получились новые слова? (1 балл).

3. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ а  ] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встаёт.

[  с ] Через поле и лесок подаётся голосок.(2 балла).

4. В каком слове все согласные глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель. (1 балл).

5. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились.(1 балл).

ДОГ       КОТ         АРАБ

  • ………………………………………………………………….....

1. Выделите третье «лишнее» слово в каждой группе.

Огонь, осень, пламя.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Буран, дождь, пурга. (1 балл).

2. Даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

а)……об….., из…..вон плохо, мастер на все….., сидеть сложа….., золотые…., своя…..владыка.

б)……на…..не попадает, положить….на полку, ни в …..ногой, скалить….., говорить сквозь….. .(2 балла).

3. Замените одним словом. (1 балл).

Держать язык за зубами (…..), во весь дух (…..), зарубить на носу (…..), вешать лапшу на уши (…..), как снег на голову (…..), кот наплакал (…..), водить за нос (…..).

  • ……………………………………………………………………...

1. Подчеркните слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.(1 балл).

2. Отгадайте слова. (2 балла).

Его корень в слове снежинка        Его корень в слове вязать,

Приставка в слове подъехал          Приставка в слове замолчать

Суффикс в слове лесник                Суффикс в слове сказка

Окончание в слове ученики.          Окончание в слове рыба.

……………………………….          ……………………………

Приставка в слове посмотрел,        Корень с «дорогой» роднится

Корень в слове дороженька,            В «сборе» приставка таится,

Суффикс в слове лыжник.               Суффикс как в слове родник,

……………………………….           Целым же в космос проник.

                                                             ……………………………….

3. Одинаковы ли корни в выделенных словах. Докажите это.(1балл)

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.    

4. Пользуясь подсказкой – загадкой, впишите в клетки слова так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова.(1 балл).

а).То, что есть на лице у некоторых мужчин.

Яр

Пар        

Какт

Реб

Глоб

б).Антоним к слову рай.

Пар

Виногр

Гр

С

в).Большой горный бык.

Краков      

Мор

Хом

Дь

  • …………………………………………………………………………………………….

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Подчеркните.

Рой, мой, спой, вой, открой, простой, попугай. (1 балл)

2. Уберите из существительных по одной букве и получите числительное. Везде ли это получится? (1 балл).

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3. Какой частью речи являются выделенные слова? (1 балл)

Стою на нашем берегу покой границы берегу.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

4. Укажите род имён существительных. (1 балл).

Мебель, тюль, кофе, такси, кенгуру, какао, шампунь, мозоль, радио, пальто.

5. Подчеркните слова, которые употребляются только во множественном числе. (1 балл)

Палатки, брюки, глаза, дрожжи, очки, заводы, дрова, каникулы.

  • ……………………………………………………………………………………………...

1. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? (1 балл).

Циган купил красовки.

2. Поставьте существительные в форму Р. п. множественного числа. (1 балл).

Яблоко …………………………помидор……………………….

Телёнок ………………………..носки  ………………………….

Места…………………………..сапоги…………………………..

Встреча…………………………свечи……………………………

Ботинки…………………………туфли…………………………..

3. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву Ы, а не И? (1 балл).

Камыш…, ш…шка, мотоц…кл, ножниц…, ц…ркач.

4. Попробуйте разобрать, что было написано. (2 балла).

Рыбу не скотина крыше съел.

Фонетика

Лексика

Словообразование

Морфология

Орфография

Итого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени А.П. Жданова»

Внеклассное занятие по русскому языку.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

        

                                                                    Подготовила:

                                                                    учитель

                        начальных классов

                        Явкина Валентина

        Алексеевна

г. Братск

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальный марафон по русскому языку в 4 классах

Материалл дан для проведения недели русского языка в 4 классах....

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и чтению для 3-4 классов. Станция "Знатоки русского языка"

Представлены задания по русскому языку для 3-4 классов. Время работы на станции 10 мин....

Внеклассное занятие по русскому языку Игра "Путешествие в Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку.

Внеклассное занятие по русскому языку .Игра "Путешествие в "Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку....

Интеллектуальный марафон по русскому языку 4 класс

Представлено 12 заданий разной стерени сложности на повторение полученных заний по русскому языку....

Интеллектуальный марафон по русскому языку 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса....