С чего начинается родина?
методическая разработка (2 класс) на тему

Косарева Валентина Ивановна

Разработка мероприятия для воспитания у учеников любви к большой и малой Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Внеурочная деятельность            « Юный  патриот»  

                             Кагальник – крупиночка России                                                                     

Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях села

• Формировать понятие: старина, старинный дом;

• Знакомить детей с жизнью людей в старые времена

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родному краю

Развивающие:

• Развивать желание больше знать о родном крае

• Потребность к творческому преобразованию окружающей среды

• Логическое мышление, внимание

Интеграция: коммуникативная, познавательная, игровая, музыкальная, двигательная деятельность

«Познание», «Социализация», «Чтение», «Коммуникация», «Музыка»

                       Ход  занятия.

Ребята, у меня в руках появился необычный клубочек. Он все время куда-то катится, просто выпрыгивает из рук.

Давайте пустим его, куда же он покатится (клуб подкатился к музыкальному центру, включаем музыку. Звучит музыка «С чего начинается Родина? »

Прослушивание.

Учитель: - О чем эта песня?

Дети: Это песня о Родине

Учитель: А что такое родина?

Дети: - это страна, в которой мы живем

-это село, где мы родились

-это дом, где я живу

-это школа, в которую я хожу

Стих 1. –Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

2.Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

3.Что мы Родиной зовем

Край, где мы с тобой живем

И рубиновые звезды

Звезды мира над Кремлем

Стих: Я узнал, что у меня

Есть огромная родня

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо надо мною

Это все мое, родное

Учитель: Правильно, ребята. Родина – это не только огромная страна, но и место, где ты родился.

Родина  - большая и малая.  Большая – это наша  страна – Россия,  а малая – это  место, где  вы  родились,  живёте и ходите в школу.

Наше  село  замечательное, потому что в нём живут замечательные люди, которые прославляют его. Наш земляк, поэт Владимир Олефиренко написал о Кагальнике так:                (Я  здесь   встречал  вечерние  закаты )

               (Владимир  Олефиренко)

 У  тихой  речки,  с  морем  по  соседству,

Стоит  утёсом  гордо  Кагальник.

Он  для  меня  любовь  и  память  детства,

Он  для  меня  как  песенный  родник.

Из  детства  в  мир  он  для  меня  тропинка,

Неугасимый  прошлых  лет  костёр,

Он  для  меня  родимых  мест  кровинка  

И  путь,  ведущий  в  жизненный  простор.

Я  здесь  встречал  вечерние  закаты,

Благоухали  нежностью  сады.

Я  видел  на  реке  улов  богатый,

В  цехах  пленили  песней  столяры.

Сегодня  новь  повсюду  смело  веет,

Над  речкой  детства  чаек  слышу  крик,

Моя  земля  цветёт  и  молодеет,

Живи  и  здравствуй  вечно,  Кагальник!

                 

Сейчас мы узнаем, как вы знаете места, где родились и поиграем в игру «Собери и назови правильно».

Дети за столами собирают фотографии достопримечательностей села, разрезанные на части.

Учитель: Молодцы, ребята, вы быстро собрали фотографии. Давайте посмотрим на экране эти фотографии. Дети называют достопримечательности.

Учитель: Вот столько достопримечательностей в нашем селе! Наше село очень красивое. Но всегда ли оно было такое?

Ой, клубочек покатился к сундуку.

Посмотрим, что интересного лежит в этом сундуке? Вот какая фотография! Это фотография старинного дома.

Раньше люди жили по другому, крыша была крыта соломой, дома не красили, но люди старались, украшали свою жилье: внутри дома белили известкой, около дома косили траву для коз, коров и барашек. Для того, чтобы вспоминать, как люди жили раньше, а как сейчас, поиграем в игру. «Раньше и сейчас»

Хорошо, мы с вами вспомнили, как люди жили раньше. А сейчас посмотрите, в каких красивых домах живут наши дети.

Презентация – села КАГАЛЬНИКА

Учитель: А как вы, ваши родители украшаете дома, чтобы они были красивыми? (красим, обиваем сайдингом… и т. д.)

Показ фото дома с резными наличниками.

- Посмотрите на эту фотографию дома? Что здесь особенно красиво? (наличники) Какой мастер помог украсить этот дом? (плотник и столяр)

- Из какого материала изготовлены наличники? (Столяр вырезает наличники из дерева)

- А сейчас посмотрите на эту фотографию, что здесь особенно красиво? (палисадник)

- Какой мастер помог изготовить? (палисадник, елочку)

Дети: это сварщик.

Учитель: Из чего изготовлена елочка? Палисадник?

Дети: Елочка изготовлена из металла

Учитель: Сварщик куёт узоры из металла

Вот какие мастера помогают украшать наше село!

- А что мы можем сделать, чтобы наше село хорошело, становилось всё красивее? (не ломать, не сорить, сажать деревья, цветы, ухаживать за цветами, ставить лавочки)

 Подведение  итога : Да, ребята, своё село, свой дом нужно беречь и любить. Нужно любить своих родных, друзей.

Когда вы вырастите, то всегда в памяти будет жить тот уголок России, ваш край, ваша малая Родина!

                  С  чего  начинается  Родина?

Внеурочная  деятельность.  Доноведение.

Цель: познакомить детей с понятием «Родина»;

формировать представление о России как о родной стране.

Задачи:

1. Дать детям понятие «Родина».

2. Познакомить с Россией как родной страной.

3. Воспитывать чувство любви к Родине.

4. Обогащать словарный запас слов.

Материалы и оборудование:

Слайдовая презентация «С чего начинается Родина? », мультимедийное оборудование, тематический уголок «Моя Родина – Россия», альбом «Природа России».

Предварительная работа:

Беседа «Родные места», чтение стихотворений о Родине: А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», Л. Некрасов «Это наша Родина», прослушивание песен российских композиторов о Родине.

Ход занятия:

1. Орг.момент

- Ребята, давайте  подарим   улыбки  и поприветствуем  друг друга.                                   Звучит песня сл. М. Матусовского муз. В. Баснера в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина? ».

- Сегодня мы с вами поговорим о том, с чего начинается родина, что такое родина.

2.Основная часть:

Учитель: Послушайте стихотворение «Что мы Родиной зовем? »

- Ребята, так что мы родиной зовем?

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – это то место, где мы родились, где живем со своими родителями, родными, своими друзьями, где жили наши прадедушки и прабабушки. У каждого человека есть любимые родные места, куда он любит приезжать, где любит бывать.

- А у вас есть родные места? Почему они родные?

- Вот из таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

- А наша Родина – это страна, в которой мы с вами живем. Как она называется?

- Правильно, Россия.. А мы с вами граждане России – россияне. Давайте повторим.

Воспитатель: Наша Родина – Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту – это Россия.

В России много городов, сел, деревень, рек, озер, морей. Очень красива и богата природа России. Природа – это тоже наша Родина. Мы должны ее беречь и любить.

       1.Как велика моя земля,

                     Как широки просторы.

                     Озера, реки и поля,

                      Леса, моря и горы.

- На севере нашей страны вечные льды и снега, а на юге теплое Черное море. В России протекают могучие широкие реки: Волга, Обь, Амур и несут свои воды в моря и океаны. В России находится самое глубокое и чистое озеро в мире – озеро Байкал.

В России самые большие леса, там растут разные деревья. Но есть дерево, которое является символом России. Отгадайте, что это за дерево?

Загадка:

Стоит Алена-

Платок зеленый.

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза). 

-Поэты во все времена с любовью описывали ее:

Ты до того, березонька, красива,

И в полдень жаркий и в час росы.

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Всякий русский человек очень любит березку, вспоминает о ней, когда уезжает в далекие края.

Физминутка:

Сначала буду маленьким.

К коленочкам прижмусь.

Но скоро вырасту большим-

До неба дотянусь.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте их вспомним.

Нет в  мире  краше Родины нашей. .                                                                                         Человек без Родины, что соловей без песни.

- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать ее от врагов. Надо беречь и охранять нашу Родину – Россию.

Игра «Доскажи словечко»:

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне поможете:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное.

Слышишь песенку ручья-

Это – Родина моя!

Детский центр, моя семья-

Это – Родина моя!

Всех люблю на свете я- это - Родина моя!

Итог : Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что такое Родина? Как называется наша Родина? А мы с вами – жители России? Россияне. Какое дерево символ России? (Береза). Я хочу подарить вам раскраску березки. Пусть с вами всегда будет символ России – нашей Родины. Молодцы, очень хорошо поработали.

Конспект внеклассного занятия

в 2 классе.

Тема: «С чего начинается Родина…»

Цель занятия:

- создать условия для усвоения понятий «Родина», «малая родина», «семья», умение работать с информацией.

Задачи:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ее истории, к своей малой родине, природе, родному дому;

- развивать речь обучающихся, умение анализировать и рассуждать;

Планируемые результаты:

- развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья»;

- уметь обмениваться мнениями, слушать товарища и учителя, умение вступать в диалог;

- отвечать на вопросы учителя, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему;

- использовать знание пословиц и поговорок.

Основные понятия: «Родина», «малая родина», «семья», «родной дом».

Межпредметные связи:

- взаимосвязь с предметом «окружающий мир», «литературное чтение», «история».

Ресурсы: , компьютер, презентация , рисунки учащихся, пословицы, книги.

Ход занятия.

1. Орг.момент. Самоопределение деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице прекрасная погода, светит солнышко, поют птицы. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы начинаем наш урок.

Деятельность ученика

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение учебного материала, необходимого для изучения нового.

Учитель:

Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Учитель: - Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.

Назовите село, в котором мы живем?

Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем селе Кагальнике?

Учитель: - Послушайте стихотворение и ответьте мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?

Учитель: - С чего же начинается Родина?

Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученик: Россия.

Москва, Кагальник, Азов – это наша малая Родина.

Читает ученик стихотворение «С чего начинается Родина?»

Ответы детей

С чего начинается Родина?

3. Постановка цели занятия.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Учитель:

- Правильно, сегодня на уроке мы узнаем ,что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества.

Любить свой край, значит хорошо знать его историю, географию и культуру. А хорошо ли вы знаете историю своего края? Эти знания мы сегодня и проверим.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

4. Открытие нового знания.

Цель: формировать усвоение понятий «Родина», «малая родина»

Учитель:

- Как называется область в которой мы с вами живем?

- Почему наш город Ростов- на-Дону называют город – герой?

- На берегу какой реки находится Ростов?

- На берегу какой реки находится наше село?

-Почему так назван наше село?

- Чем знаменито  наше село?

- Берегите нашу малую родину, любите и цените её, ведь от того, как вы будете относиться к ней, зависит её будущее, её судьба.

Самое дорогое у человека - Родина, семья, самое важное для людей - мир и спокойствие, согласие и дружба.

Какие слова самые важные, дорогие на Земле?

Давайте произнесём их все вместе.

Родина, мир, семья.

5. Физминутка.

Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

6. Первичное закрепление материала.

Цель: проговаривание нового знания.

Учитель:

- В русском языке существует огромное количество пословиц и поговорок о Родине. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».

Работа в парах.

- Составление пословиц о любви к Родине.

-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

Учитель:

- А сейчас я вам предлагаю рассмотреть выставку книг о Родине, которую я для вас приготовила.

- Я рекомендую эти книги. Их можно взять в нашей библиотеке.

Послушайте рассказ Константина Ушинского «Наше отечество». И ответьте на вопросы.

Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение.

Почему мы зовем Россию Отечеством?

Почему мы зовем нашу страну Родиной?

Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? Почему?

Почему у человека только одна родина?

Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой.

Учитель: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Учитель размещает на доске "бревна", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.

Учитель: Вот мы и построили дом, в котором тепло.

(Ученик читает стихотворение.)

Крыша дома твоего 

Дети читают предложения и составляют пословицы

(Гордость, любовь к родному краю)

(Отечеством мы зовем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.)

(Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.)

(Матерью.)

(Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.)

(У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое дорогое для человека.)

Доброта, забота, понимание, уют….

1

Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего.

Вмиг - огорчения любые
Исчезнут все до одного,
Лишь вспомнишь звёзды голубые
Над крышей дома своего.

И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего.

Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего…
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего!
(М. Пляцковский)

7. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Итог: Понравилось вам занятие?  Какие же самые важные слова на земле?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Братская могила в хуторе Вертячий

 

Появилась сразу же после Сталинградской битвы. Около трех с половиной тысяч погибших захоронено в ней.

В центре мемориала высоко к небу взметнулись две стелы. В нижнем ярусе их опоясывает большая пятиконечная звезда, верхнюю часть монумента венчает металлический лавровый венок. На одной из стел надпись:

«Нет, не затем солдаты шли в крутое пламя, нет, не за тем, чтоб обезглавить или с лица земли стереть. А чтобы жизнь в живых оставить и сделать мертвой только смерть...»

В Вертячем тысяча человек населения, а в братской могиле в три с половиной раза больше.

О том, сколь велики были потери и как дорога была цена Победы, говорит и такой факт: 23 августа 1942 года в боях за Вертячий 98-я стрелковая дивизия потеряла более двух с половиной тысяч человек.

По окончании Сталинградской битвы здесь были обнаружены останки десятков советских военнопленных — узников фашистского концлагеря. Сооруженный на возвышении памятник и им — замученным, но не покорившимся.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.


Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!


«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….



Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной  мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.


1) Если дружба велика,

будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке

рад своей воронушке.

3) Нет земли краше,

чем страна наша.

4) На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой,

тот и герой.

6) Всякому мила

своя сторона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....