ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
материал (1 класс) на тему

Сукочева Алла Викторовна

Сценарий праздника для учеников 1 класса "ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий праздника718.9 КБ
Файл Текст песен14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

Корабль.JPGАвтор: учитель начальных классов

Сукочева А.В.

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.

Задачи: Повторить изученные звуки и буквы. Способствовать раскрытию талантов у учащихся. Формировать у учащихся самооценку своих достижений. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом, воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего «я”. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми. Прививать бережное отношение к книгам.

Слайд 1

Учитель.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней. Исполнение «Песенки - азбуки», автор Б. Заходер.

На доске рисунки.

Учитель

– Какой вид транспорта перед вами? (СЛАЙД 2)

Дети.

Водный.

Учитель

На чем будем путешествовать?

Дети

На корабле, так как нас много.

Учитель

А на каком корабле – мирном или военном?

Дети

На мирном.

Учитель

Что с собой возьмем?

Дети

Еду, воду, фотоаппарат...

Учитель

Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Книга.

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только станут в ряд, Сразу вдруг заговорят.

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

Тетрадь.

Буквы.

Учитель

Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Дети

Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

Учитель

На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)

На доске: (СЛАЙД 3)

Матрос      Моряк      Радист

Боцман      Капитан      Штурман

Дети

Это слово моряк.

Учитель

Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.

На магнитной доске:

АЗБУКА

(буквы перевернуты) (СЛАЙД 4)

– Пошел ты в школу первый раз,

Принес ее ты в первый класс.

Дети

Азбука.

Учитель

Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.

Стук в дверь: вбегает Пират.

Учитель

Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?

Дети

Пират.

Пират

Зачем вы тут собрались? Как вас много!

Дети

Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!

Учитель

Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.

Ученик 1.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик 2.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

Ученик 3.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Пират

Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!

Дети

Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.

Каюта.jpgПират

Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.

На доске: (СЛАЙД5) 

КАЮТА

Учитель

Ребята, а что такое каюта на корабле?

Дети

Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа. (СЛАЙД 6)

Учитель

Сколько слогов в этом слове?

Дети

Три.

Учитель

Какой слог ударный?

Дети

Второй.

Учитель

Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Дети

Пять букв, шесть звуков.

Учитель

Почему звуков больше, чем букв?

Дети

Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

Учитель

Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Дети

Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Учитель

Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.

Дети

Я

Учитель

Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом листе? (СЛАЙД 7)

Дети

Буква а.

Учитель

А какая на последнем?

Дети

Буква я.

Учитель

Почему буква я последняя в алфавите?

Дети

Мы не знаем.

Учитель

Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

           

              А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте.

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.

Пират

Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?

Учитель

Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?

В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.

Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!

Гласные тянутся с песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(Входят «гласные»)

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Буква Ё  есть в слове «ёж»

Ты легко её найдёшь.

Буква И

И - игрушки,

И -  игра.

Любит игры детвора.

Буква О

О – похожа на колечко,

Словно шёрстка на овечке.

Буква У.

Замычит бурёнка : «Му-у!»

Узнаёте букву У?

Буква Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш-

У него один этаж.

 Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

 Ты твердишь всё: «Я да я!Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –Самая последняя!

Учитель:

-Ну-ка гласные встаньте в пары!

(а-я, о-ё,  е-э, у-ю, ы-и)

Учитель:

Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!

Что не получается!  А почему?

Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.

(Входят «согласные»)

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама»!

Буква Н.

Н – весёлый Новый год,

Скоро в гости к нам придёт!

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц , как будто цапля

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

Буква Б.

По полю барашек белый

Тёмной ночью брёл несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаёте букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове « вол»,

Я её легко нашёл!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Ж.

Узнаёшь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З  звенит, словно звонок,

Нас  торопит на урок.

Буква К.

Буква К, как куколка

Славненькая буковка!

Буква П.

П- прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква С.

С- свистит, словно свисток,

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква Ф.

Я в лесу нашёл фиалку-

Только рвать фиалку жалко!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шина

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

Учитель:

Согласные,  найдите свои пары!

( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с, ж-ш.)

А вы почему не в парах?

Буквы:

-А мы только звонкие!

-Мы только глухие!

(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)

Учитель:

-А вы почему такие грустные?

Буквы Ъ и Ь:

-Вы про нас забыли!

Учитель:

-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?

Твёрдый знак:

Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак: Я – мягкий знак.

Меня найдёшь

И в слове « льёт»

И в слове «дождь».

Учитель: Отгадайте загадки про буквы!

Мы запомнили легко:
Номер первый - буква ...
(не О, а А)

Кусок от бублика я съел,
И получилась буква ...
(не Л, а С)

Круглой формы голова,
Той же формы буква ...
(не А, а О)

Видим мы в Москве метро,
А над входом букву ...
(не О, а М)

Скажешь ты наверняка,
На турник похожа ...
(не К, а П)

На одной стоит ноге
На крыше дома буква ...
(не Г, а Т)

Слово вкусное УХА
Начинает буква ...
(не Х, а У)


Буква первая, друзья,
В алфавите - это ...
(не Я, а А)

Алфавитную семью
Возглавляет буква ...
(не Ю, а А)

Это вовсе не враньё:
Звука нет у буквы ...
(не у Ё, а у Ь или Ъ)

Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква ...
(не Ц, а Я)

Пират

Молодцы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех.

Учитель

Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?

Дети

К коку.

Учитель

А как называется столовая на корабле?

Дети

Камбуз.

Учитель

Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.

На доске: (СЛАЙД 8)

Уха      Макароны по- флотски      Хлеб   Чай

– Что такое уха и макароны по-флотски?

Дети отвечают на вопросы.

– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?

Дети  (СЛАЙД 9)

Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.

Хлеб к обеду в меру бери.

Хлеб драгоценность – его береги.

Хлеб – всему голова.

Пират

Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?

Дети

Спасибо.

Учитель: А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.

                            Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

                     Мы в нарядах нынче новых,

                                    И у всех счастливый вид,

                                    Ведь сегодня мы досрочно

                                    Изучили алфавит!

                           Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

                            Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

 Эти буквы мы поем!

                            Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

                            Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Учитель: Ну а теперь – все по местам! На доске: (СЛАЙД 10)

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.

Дети выполняют задание.

– Что такое СОС!

Дети

Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.

Учитель

Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Учитель: Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

На доске: (СЛАЙД 11)

Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …                                                 (здравствуй)

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …                                                         (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …                                                                 (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте …                                         (добры)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня …                                         (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …                                                         (до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …                                                                 (спасибо).

Учитель

– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

Ученик 1

Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Ученик 2

Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Ученик 3

До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Все ученики хором:          

Дети исполняют песню «Прощай, букварь».

Слова и музыка Людмилы Мельниковой. 



Предварительный просмотр:

Прощай, букварь!

Слова и музыка Людмилы Мельниковой 

Мой букварь, мой друг надёжный,

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,

 Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём, 

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Расстаёмся с букварём, 

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Заходер ПЕСНЯ ПРО АЗБУКУ

Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...