Внеклассное занятие по произведению В.Ф.Одоевского Городок в табакерке.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Материал включает разработку занятия, презентацию, сценки из произведения, биографию писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyaz_odoevskiy_avtor_m._shadrina.ppt | 955.5 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_proizvedeniyu_gorodok_v_tabakerke.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Ёлгина Елена Степановна
Негосударственное образовательное учреждение
«Русская гимназия полного дня» г. Чита
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОЧИТАННОМУ НА ЗИМНИХ КАНИКУЛАХ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» В.Ф.ОДОЕВСКИЙ
Цель: организация деятельности обучающихся по чтению сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».
Задачи: 1. Создать условия для мотивации чтения.
2. Формировать универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные) с помощью драмы, рисования, моделирования, компьютерной презентации, настольной игры, сочинения стихов и синквейна, работы в группах и парах.
Оборудование: проектор, экран, книга, большая шкатулка.
К внеклассному мероприятию желающие рисуют рисунки по сказке, делают шкатулки из разных материалов, составляют настольную игру, делают шляпы в виде колокольчика – требуются для сценки № 4, готовится презентация и сообщение об авторе сказки.
План
- Организационный момент (2 минуты).
- Представление рисунков и изготовленных табакерок (2 минуты).
- Вопросы друг другу (вытягивают из табакерки) (5-7 минут)
- Презентация про В.Ф.Одоевского (выполненная учеником) (5 минут)
- Инсценирование эпизодов из сказки (15 минут)
- Творческое задание. Сделать рекламу сказке (чтобы ее захотели прочитать ребята параллельного класса): в виде стихотворения - четверостишья или синквейн, или другой форме по желанию. (3 группы) (7-10 минут)
- Показ реклам от групп (3 минуты)
- Подведение итогов (1 минута).
1. Организационный момент.
- Дорогие ребята! Мы с вами на зимних каникулах прочитали сказку «Городок в табакерке». (Учитель показывает книгу).
Недаром дети любят сказку, ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. (В. Берестов)
(Отрывок из стихотворения читает учитель, демонстрируя на слайде, чтобы дети могли следить).
Занятия по прочитанным на каникулах книгах уже стали у нас традиционными. (Тема записывается на доске: В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке)
2. К сегодняшнему занятию мы готовились: придумали и нарисовали настольную игру, в которую уже поиграли, нарисовали рисунки к сказке, сделали шкатулки, заготовили вопросы, сделали презентацию про автора, приготовили сценки. Итак, начнем…
3. Заготовленные вопросы складываем в шкатулку. Затем по очереди достаем и отвечаем.
- Мы все говорим: табакерка, табакерка. А что такое табакерка?
(принимаются ответы детей, показывается изображение табакерок)
Табаке́рка (от фр. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения нюхательного табака. Может быть с одним или с несколькими отделениями для хранения табака разных сортов. Табакерки изготавливаются из металла, дерева, фарфора, хрусталя, янтаря, слоновой кости и других материалов. Табакерка была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом. Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
- Вам понравилась сказка? А чем она вам понравилась? Она вас чему-то научила? Вы узнали что-то новое? (Ответы детей: понятие перспектива, нужно размышлять, думать своей головой)
Перспектива – это явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
4. Попросим Машу рассказать об авторе. Презентация и рассказ о Владимире Федоровиче Одоевском. (приложение )
- Я приглашаю вас вспомнить некоторые эпизоды этой замечательной сказки.
Сценки. (приложение)
- Но вы знаете, ребята, некоторые дети читать не любят. Давайте попробуем сделать рекламу сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Сделать рекламу можно в виде стихотворения или синквейна. А потом мы сходим в гости к ребятам из других классов и прорекламируем эту сказку.
- Ребята показывают, что у них получилось.
- Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно, и вы с удовольствием поучаствовали. В конце – традиционные призы.
Сценки
Сцена первая.
Автор:
Миша:
Папенька:
Папенька поставил на стол табакерку: "Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка".
Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке.
Какая прекрасная табакерка!
А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой,
третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
- Что это за городок? - спросил Миша.
- Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку...
Автор: И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям - не из другой ли комнаты? прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол... Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние.
- Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
- Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
- Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается...
- Право, мой друг, там и без тебя тесно.
- Да кто же там живет?
- Кто там живет? Там живут колокольчики.
С этими словами папенька поднял крышку на табакерке. И Миша увидел и колокольчики, и молоточки и валик, и колеса...
"Зачем эти колокольчики? зачем молоточки? зачем валик с крючками?" - спрашивал Миша у папеньки.
А папенька отвечал: "Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе все изломается".
Сценка вторая.
Автор
Миша:
Мальчик-колокольчик:
Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?
Между тем музыка играет да играет.
Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.
"Да отчего же папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости".
Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.
- Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?
- Динь-динь-динь, -отвечал незнакомец, -я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.
Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пестрой тисненой бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, еще меньше; четвертый, еще меньше, и так все другие своды - чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.
- Я вам очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу,
но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, - там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними
проходите.
- Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной.
Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся. Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.
- Отчего это? - спросил он своего проводника.
- Динь-динь-динь! - отвечал проводник, смеясь. - Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали все кажется
маленьким, а подойдешь - большое.
- Да, это правда, - отвечал Миша, - я до сих пор не думал об этом, и оттого вот что со мною случилось: …
(Здесь вставляется сцена 3).
Миша: Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.
Сцена 3.
Миша:
Маменька:
Миша: Третьего дня я хотел нарисовать, как
маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а все на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина.
Маменька: Миша, папеньку надобно нарисовать маленьким. Миша: Но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше ее ростом; но теперь вижу, что она правду говорила: папеньку надобно было
нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке.
Сцена 4: Песня колокольчиков (все дети класса предварительно надевают колпачки-колокольчики): дин-дон, дин-дон. У каждого ряда свой «голос» колокольчика: высокий или низкий.
Миша: Ходил я по городку, ходил. Видел, как по городу ходят дядьки-молоточки и без всякого сожаления колотят по бедным мальчикам- колокольчикам. А в палате лежит надзиратель-валик. Он и заставляет молоточков бить по колокольчикам. А еще есть царевна-пружина. Она то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Понял я как музыка получается!
Сообщение о Владимире Федоровиче Одоевском.
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». В этом сборнике была напечатана первая научно-художественная сказка в русской литературе «Городок в табакерке» в 1843 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения с использованием ИКТ В.Ф.Одоевский" Городок в табакерке"
Урок литературного чтения с использованием презентации....
В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Конспект урока литературного чтения для 4 класса....
урок литературы в 3 классе В. Одоевский «Городок в табакерке».
конспект урока по литературе с использованием технологий критического мышления...
Работа с текстом по произведению В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»
В файле представлены вопросы к сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" для самостоятельной работы и ответы на них....
В.Ф. Одоевский. «Городок в Табакерке»
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского; литературная сказка «Городок в Табакерке»; ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; формирование навыка выборочного чтения, грамотного составления ...
В.Одоевский. Городок в табакерке.
Урок литературног чтения в 4 классе с использованием компетентностно-ориентированных заданий....
Викторина по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"
Викторина по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"...