Классный час.
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
в 4 классе
«Дети войны»
Посвящается 65 годовщине Победы
в Великой Отечественной войне
На экране заставка презентации «Дети войны».
Учитель: - Наступила весна. И все чаще на улицах можно встретить человека с военными наградами на груди. Это ветераны. В преддверье праздника Победы ветераны иногда приходят в школы, встречаются с детьми, чтобы рассказать о той далекой жизни, о той тяжелой поре, о той страшной войне, которую они пережили.
- И мы сегодня будем говорить о войне. О людях на войне. О детях войны.
- Но вначале давайте вспомним, а как называется эта последняя война с фашистами?
Дети: ( Великая Отечественная война)
Учитель: - Почему «Великая»?
Дети: (большая война, многие государства были втянуты в нее)
Учитель: - Почему «Отечественная»?
Дети: (все Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины. И дети, и стрики, и женщины помогали нашим войскам как могли…)
Учитель: - А сейчас попробуйте отгадать зашифрованное слово.
На доске написаны слова. От первого слова возьмите приставку, от второго – корень, от третьего – суффикс, от последнего – окончание.
Солдат, помирились, танковый, красная
- Что получилось?
Дети: (мировая)
Учитель: - Имеет отношение это слово к данной войне?
Дети: ( Да, ее еще называют II Мировая )
Учитель: - Почему?
Дети: (в эту войну был вовлечен почти весь мир, многие государства мира воевали с фашистами )
Учитель: - Ребята, вспомните, а когда началась Великая Отечественная война? Дети: (22 июня 1941 года)
Учитель: - Приближается 65-я годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов могут отмечать этот праздник. Но нам, их потомкам, нельзя забывать имена тех, кто отдал жизни, или свой труд, свое здоровье, свою молодость за то, чтобы мы сейчас могли свободно жить под мирным небом в своей стране. «Человек жив до тех пор, пока хоть кто-то о нем помнит». Нельзя забывать те годы. Страшные, голодные, с ужасными бомбежками и тяжелыми вестями. Мало осталось людей, которые воевали в рядах Советской Армии. Но еще живы очевидцы тех лет, которые сами в то время были детьми. Которые перенесли тяготы эвакуации, трудовой фронт, мизерные продуктовые пайки по карточкам…
На экране слайд «Разные судьбы»
Учитель: - Какие разные судьбы, какие разные характеры. Тысячи детей потеряли во время войны родителей, тысячи погибли в концлагерях. Некоторым удалось пережить блокады, оккупации, угон в Германию. Есть дети, которые сами воевали в партизанских отрядах или воинских частях. Многие из них награждены орденами и медалями. А сколько детей и подростков стояли по три смены у станков, работали в полях, шили обмундирование для армии…
На экране слайд «Памятник детям войны»
Учитель: - Но детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и сорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира.
Нельзя забывать те годы. Почему? А чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями.
1-й ученик читает стихотворение:
* * *
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые…
Звучит песня «Священная война»
(муз. А. Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)
Учитель: - Сегодня мы расскажем лишь некоторые истории жизни. Это те истории, которые нам поведали сами очевидцы происходящих событий. Рассказали наши родственники, которые смотрели на войну глазами детей.
Сегодня к нам на классный час пришла прабабушка Антона Мельника – Маркина Тамара Георгиевна. Она расскажет о своем военном детстве.
На экране слайд с фотографией Тамары Георгиевны.
Тамара Георгиевна рассказывает о первых днях войны (рассказ смотри в приложении):
- О страшном известии, которое люди услышали из репродукторов;
На экране слайд с репродуктором
- о быстром изменении привычного облика Москвы;
Слайд с баррикадами
- о маскировке известных зданий Москвы;
Слайд про Большой театр
- об аэростатах, которые несли по улицам города;
Слайд про аэростаты
- рассказывает о противотанковых заграждениях на улицах;
Слайд с «ежами» на Дорогомиловской улице
- о мешках с песком, закрывающие витрины магазинов;
Слайд про мешки с песком
- о трудовом фронте, на котором люди копали противотанковые рвы;
Слайды о трудовом фронте
-о страшных бомбежках города;
Слайд про бомбежку
- о маленьком продуктовом пайке и милосердии наших людей
Слайд «Дети за столом»
- рассказ о школьной жизни, о помощи школьников на полях, в сборе средств и посылок для армии.
Слайд «Школьные годы» и слайд со стихотворением.
2-й ученик читает это стихотворение:
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким-
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Десять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет…
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали.
Тихо звучит песня «Московские дворики» (Стихи и музыка М.Михайлова) СД «Штандарты победы»
Учитель: - А вот прабабушка Светы Корниенко – Корниенко Элеонора Даниловна не смогла прийти к нам на классный час. Зато Света записала ее рассказ и сейчас его прочитает.
Ученица читает военные воспоминания своей прабабушки.
Во время рассказа на экране меняются слайды:
- эвакуация,
- переезд в другой город,
- и снова переезд.
Учитель: Некоторые люди уезжали в эвакуацию сами на поездах, на машинах. А некоторых угоняли насильно. Угоняли в другие города и страны, чтобы они там работали на новых хозяев. Гнали часто пешком, охраняя строй солдатами с собаками или просто автоматчиками. Многие не доходили до места назначения.
На экране слайды со стихотворениями
3-й ученик читает стихотворение вслух.
На Минском шоссе.
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось у дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы.
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну было непонятно:
Зачем свой дом оставили они?
Что значат слезы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,
Вместе с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы..
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у кювета,
И этим мамам никогда не встать!
Но сын вопросы задавал упрямо
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От пули не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг.
В его глазах, доныне безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось.
Он прежним больше не был.
Малыш, седой от пыли, лет шести. (А. Кулешов)
4-й ученик читает стихотворение про эвакуацию:
Тогда нам было 10 лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.
Кто прожил только 10 лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей в далёкий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
С. Маршак
Учитель: - Дети и женщины в тылу, как могли, помогали фронту. А мужчины защищали своих детей и женщин с оружием в руках. Защищали свои семьи, свой мир, свою Родину. Защищали и на земле, и на воде, и в воздухе…
А дети писали отцам письма на фронт. Непрочная связь разлученной семьи.
5-й ученик читает стихотворение:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, -
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
6-й ученик:
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
( К. Симонов )
Звучит песня «С чего начинается Родина»
(муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)
Учитель: - Папа Элеоноры Даниловны участвовал в высадке морского десанта в Новороссийске. Был сильно ранен, но чудом выжил в этом бою.
Слайд «Высадка десанта»
Учитель: - Прадедушка Кирилла Гончарова – Гончаров Леонид Ефимович, был военным летчиком, защищал наше небо.
Слайд «Гончаров Л.Е – военный летчик»
Учитель: - А прадедушка Сережи Быкова – Кузнецов Сергей Иванович был танкистом.
Слайд «Кузнецов С.И. – танкист»
Учитель: - Было очень трудно, но всё же наш народ победил. И есть кому радоваться, кому кричать «Ура!». И теперь уже дети, видевшие войну своими глазами, не вздрагивают от грохота пушек, потому что это грохот салюта, грохот нашей победы.
Слайд со стихотворением о победе
7-й ученик читает это стихотворение:
***
В цветы все улицы одеты,
Смеется и ликует май!
В тот самый первый День Победы
Цветы дарили нашим дедам –
Бойцам, что мир несли в наш край!
Они Отчизну защищали,
Бесстрашно шли на смертный бой,
Чтоб дети в счастье вырастали
В стране свободной и родной.
(М. Познанская)
Учитель: - Послушайте, что о победе вспоминает
Корниенко Элеонора Даниловна.
«Очень запомнился Парад Победы на Красной площади. Мне уже было 14 лет. Папе дали билеты на этот парад. Мама осталась дома, а мы с папой пошли. Он надел все свои ордена и медали. Мы вышли со Староконюшенного переулка, пошли по Арбату. Рядом бежали мальчишки, разглядывая медали. По билетам пришли на Красную площадь, встали на трибуны с левой стороны от мавзолея. Смотрели, как солдаты кидали поверженные фашистские знамена на землю. Но самое сильное впечатление произвел на меня Жуков, ехавший по площади на белом коне! Аж сердце от восторга замирало!»
Слайд «Парад победы»
Учитель: - Память о погибших хранят памятники. Один из наиболее известных памятников Великой Отечественной войны – это Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь на ней.
Слайд «Александровский сад»
8-й ученик читает стихотворение:
Александровский сад, ты для нас дорогой!
Словно сердце Земли, бьётся Вечный огонь
Над положенным здесь Неизвестным Солдатом.
С огненных рубежей сорок первого года,
Что знамёнами славы поныне шумят,
Верный Родине, сын трудового народа,
Ты вернулся в Москву, Неизвестный Солдат.
Учитель: - Каждый год ветераны приходят в школы, встречаясь с детьми. Радуются, что новые поколения помнят о них. Ведь мы – наследники победы. Не забывайте ветеранов!
Слайды о встречах с ветеранами в школе
9-й ученик
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
Звучит песня «День Победы»
(муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова).
Приложение.
Рассказывает Маркина Тамара Георгиевна (1928 г.р.)
Я родилась и выросла в Москве. Мы жили с мамой и моей старшей сестрой Лидой. Незадолго до войны наша семья переселилась из деревянного барака в каменный дом на улице Абельмановская. Квартира была коммунальная. Мы втроем жили в одной комнате, а в других еще две семьи. Летом нас с сестрой отправляли отдыхать за город.
27 мая 1941 года у сестры Лиды родилась дочка Надя. Поэтому в то лето мы никуда не поехали. Помню, сидим мы как-то в комнате за столом, вдруг вбегает соседка: «Что вы сидите, не знаете что ли – война началась!» И мы кинулись включать репродуктор радиоприемника.
Жизнь в городе сразу изменилась. Ускорился темп жизни. За несколько дней все окна домов были заклеены крест накрест бумажными или тряпичными лентами, чтобы не выбило взрывной волной. Вечером город полностью погружался во тьму, потому что у всех на окнах должны были быть плотные шторы или одеяла. Меняется облик города. На многих домах и известных зданиях появилась маскировка, то есть дома (Кремль, центральный телеграф, мосты и т.д.) были раскрашены в разные цвета, чтобы их трудно было узнать. На улицах появились противотанковые ежи. На некоторых улицах (например, Дорогомиловской) оставляли лишь узкий проход для проезда троллейбуса. Витрины магазинов были обложены мешками с песком. Город готовили к обороне. На Тверской улице мы часто видели молодых девушек в военной форме, которые несли аэростаты. В парках, скверах, укромных уголках города появились зенитки. На стены домов повесили указатели «Бомбоубежище». Кстати, наша семья спускалась в бомбоубежище только один раз, потому что мама считала, что больше надо бояться людскую панику, страх и разговоры. Так что спать ночью мы ложились на полу недалеко от окна, чтобы не накрыло взрывной волной. Одна бомба все же упала прямо посередине нашей улицы.
Страшно. Это постоянное чувство тревоги. Боязнь воздушного налета, боязнь, что кого-то отправят на фронт… Все мужчины с нашей улицы уже ушли воевать. Молодые парни ходили каждый день отмечаться в военкомат. Начиналась эвакуация. Появилось такое понятие как «бронь». Женщины ходили на курсы медсестер. Многие отправлялись на рытье противотанковых рвов. Люди должны были сдавать машины, мотоциклы и радиоприемники.
Муж моей сестры (отец малышки Нади) был направлен на военные курсы под Солнечногорск. Выпустился уже лейтенантом. Это было важно, так как семья офицера получала денежное пособие. И вот, не успев даже попрощаться с женой и дочкой, молодой лейтенант срочно уехал на фронт. (С фронта муж сестры вернулся живым. Умер только в 1979г.)
От эвакуации мама отказалась из-за маленького ребенка. На детскую карточку полагалось получать 400 граммов хлеба. Мама меняла этот хлеб на молоко для малышки. На поле взяли кусок земли для огорода. Сажали картошку. Никто друг у друга не воровал.
И все равно постоянный страх.
В октябре началась паника. Радио часто молчало. Иногда из него доносилась немецкая речь. Было жутко!
Но в то же время работали кино и театры! Однажды мы с сестрой пошли в театр на Таганке. Во время спектакля началась воздушная тревога. Что делать? Спускаться в бомбоубежище – так там можно просидеть всю ночь, потому что поздно все равно патруль по улицам не пропустит. Бежать домой – а вокруг зенитки громыхают. Решили все же бегом домой. Это был кошмар! Ночь, темно, вокруг ухают разрывы пушек, где-то слышны взрывы. В темноте ударилась о металлическую урну, из коленки потекла кровь. Не помню, как и добежали… Страшно.
16 октября – день знаменитой паники. Вышел указ об эвакуации высших органов власти. Были заминированы около 1000 объектов. Радио молчало. Слухи ползли. Началось мародерство.
От страха за свою судьбу люди уничтожали комсомольские и партийные билеты, картины с изображениями Ленина и Сталина, книги этих авторов. Но в нашем дворе была команда молодых ребят, которые, наоборот, в этот день пошли в райком и написали заявления о приеме их в комсомол. С ними побеседовали и тут же приняли. Один из них показывал потом комсомольский билет, выданный именно 16 октября 1941 года.
Через некоторое время отрядам милиции удалось остановить мародерство на улицах и восстановить порядок в городе.
Продукты получали по карточкам. На ребенка 400 г. хлеба, на взрослого 600 г., на работающего 800 г. По карточкам можно было раз-два в месяц получать масло, крупы, муку. Иногда давали талоны на спички, мыло, обувь и т.д. Кожуру от картошки сушили, добавляя муку, делали лепешки. К нам в дом приходил иногда какой-то человек. Он приносил небольшие игрушечки для маленькой Нади. Видно, ему совсем нечего было есть, поэтому игрушки были предлогом для входа в дом. Мама наливала ему суп или похлебку, т.е. подкармливала бедного человека.
Мы с сестрой начинали учиться в школе №12. Перед войной младшие классы этой школы (и меня) перевели в другое здание. С начала войны школа №12 была превращена в госпиталь. Сейчас в этом здании больница №84.
С 1941 по 1942 год школы не работали. Затем дети опять пошли учиться. Я пошла в 6 класс школы №422. В 1943 году школы стали раздельно для мальчиков и для девочек. Топились школы дровами. Осенью нас с одним из учителей отправили в колхоз собирать урожай. Некоторые дети из нашего класса принесли справки, что по каким-либо причинам им нельзя ехать. Мне мама запретила даже думать об освобождении, сказав: « Что же за тебя и на фронт, если надо будет, кто-то другой пойдет?» За работу в колхозе нам выдали по мешку пшеницы.
А еще наш класс собирал деньги на строительство танка. Потом на школу пришла благодарственная телеграмма, подписанная самим Сталиным. Мы были этому очень рады. И для фронта собирали посылки: клали туда варежки, кисеты для табака.
После 7 класса я закончила школьное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...