Проект "Посиделки" для начальной школы
материал на тему

Голева Татьяна Михайловна

 

     Помещение оформлено под деревенскую избу. Стоит стол, накрытый узорчатой скатертью. На столе поставлен самовар, посуда, блюдо с пирогами. Выходят хозяин с хозяйкой. Хозяйка поёт песню, а хозяин играет на баяне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект занятия «Посиделки» для начальной школы.

Цель: Популяризация подвижных игр, забав, национальных традиций коми-пермяцкого народа среди детей, сохранение и развитие культурно-исторического наследия коми-пермяков, пробуждение интереса к прошлому своего народа.

Задачи: 1. Формировать познавательный интерес к самобытности коми –             пермяцкого народа.

                2. Содействовать развитию интереса к особенностям языковой культуры, желанию употреблять коми – пермяцкие слова в своей речи.

Способствовать развитию двигательной активности.

               3. Воспитывать уважительные отношения к культуре коми – пермяков.

Ход занятия

     Помещение оформлено под деревенскую избу. Стоит стол, накрытый узорчатой скатертью. На столе поставлен самовар, посуда, блюдо с пирогами. Выходят хозяин с хозяйкой. Хозяйка поёт песню, а хозяин играет на баяне.

Хозяйка.
Светит месяц
Высоко не низко.
Где же гости дорогие?
Далеко ли, близко?                                                                                                                

Стук в дверь.

Хозяйка.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин.
Веселья вам да радости!
Гость не гость – хозяину радость!

Мальчики.
Мы пришли, песни в дом принесли,
Пляски задорные,
Хороводы народные,
Потешки, прибаутки
И весёлые шутки.

Девочки.
А пришли мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хороводом песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть

Хозяйка.
Милости просим.
Все гости уселись?
Всем ли места хватило?
Хозяйка поворачивается к гостям и поёт
«Мы вам рады, гости наши.
Добрый день вам,
Добрым людям»!

Садятся.

Хозяйка.
Наша изба ровно тепла.
На дворе капель так и у нас тепель.

Живём мы с вами в Коми округе. Край  богатый. У нас  перво-наперво богатство – люди, а второе – лес-батюшко. Каждое дерево наш народ знает, каждому дереву свой почёт оказывает и в работе и на празднике. Живут у нас коми-пермяки – люди крепкие и стойкие. Самое необходимое для жизни на земле – жить в мире и согласии с матушкой природой. Беречь и любить её, как свою мать: охранять, содержать в чистоте и порядке, как свой дом – наш общий дом. Помнить, что «Каково в дому – таково и самом».

    Исполняется хоровод «Во поле берёза стояла»                                                                                     Хозяин.
Коми-пермяки  народ работящий. За что ни возьмётся – всё в руках спорится. Всё он умеет: и шить, и рубить, и мастерить, и плести. Умеет работать – умеет и отдыхать.
Эй, вы, гости да гостьи,
Молодцы да молодицы!
Вас хозяева просят
Поиграть, повеселиться!                                                                                                
Девочка.
Сделал дело – гуляй смело.                                                                                          
Мальчик 2.
С шуткой, с песней и весельем
И работа спорится.
Люди сходятся –
В хоровод становятся.

Исполняется  песня «Озъягőд»                                                                                               Хозяйка.
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть.
Мы продолжим занимательный наш путь.
Ждёт забава, не дождётся молодцов,
Коми-пермяцкая
  игра «Кушак». Играющие встают в большой круг. Выбираются  два игрока. Один из них в руках держит кушак (ремень), а другой должен убежать и встать перед любым игроком. Тот игрок, перед которым встал,  убегает, если его догоняют, то водящий «бьет» кушаком и выбрасывает его на пол. Осаленный поднимает и догоняет его. Оба игрока могут встать перед игроком, стоящим в кругу. Перед кем встали, тот игрок убегает, а второй с кушаком догоняет.                                                                                                                               Мальчик.
Эй, девчата-хохотушки,
Мастерицы петь частушки.
Запевай поскорей,
Чтоб порадовать гостей.                                                                                                
Девочки исполняют частушки.

Днём на солнышке привольно,
Тихо ночью под луной,
Всё широкое приволье,
Коми-пермякам – дом родной.

Ёлочки, сосёночки зелёные, колючие
Наши девчоночки – самые певучие.

По задорным по залесьям
Солнце улыбается
Наши  весёлые  песни
До небес взвиваются.

Ты играй, моя гармошка,
Ты подруга, подпевай.
Землю коми-пермяцкую                                                                                                               Во весь голос прославляй.

Пусть же ярче светит солнце!
Пусть цветут сады, поля!
Что б ещё была прекрасней
Родная сторона.

Хозяйка.
Гости дорогие! Где же наши небылицы?

Девочка.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах.
Щёлкают орешки
Да творят насмешки.

1 небылица
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Так он не идёт.
- Так сам иди.
- Так он меня не пускает.

2 небылица
- Федул, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Мальчик.
А что наши девчата делают?

Девочка.
Шьют да порют.

Мальчик.
А матушки?

Девочка.
Порют да плачут.

Хозяйка.
Язык болтает, рукам мешает.
Делу время – потехе час.

Выбегают два скомороха
- Я – скоморох Прошка.
- Я – скоморох Егорша.
- У меня, скомороха Прошки
- Игр, забав полное лукошко.

Егорша.
Собирайся, народ!
Становись в хоровод.
Без толчеи и спешки
Вас ожидают потешки.

Хозяйка.
А ну-ка, Данилка, начинай дразнилки…

Мальчик.
Федя-медя, съел медведя...

Девочка.
Плакса, вакса, гуталин.
На носу горячий блин.

Мальчик.
Андрей – воробей, не гоняй голубей.
Голуби боятся – на крышу не садятся.

Прошка.
Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один,
Что забавы и Потешки
Заменяют витамин.

Егорша.
Где же это видано,
Уж, где это слыхано,
Чтоб курочка бычка пасла,
Поросёнок яичко снёс.
Чёрный медведь по небу летал,
Чёрным хвостиком помахивал.

Прошка.
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла.
92 блина, 2 корыта киселя,
47 пирогов, да нашла едоков.

Игра «Ручеёк»

Хозяйка                                                                                                                                             А теперь, гости дорогие,                                                                                                            коли знаете скажите что это такое?                                                                                          (Детям загадываются коми-пермяцкие загадки )                                                

Девочка.
Коля, Коля, Николай!
Сиди дома, не гуляй!
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

Мальчик.
Серёжа оглянулся.
Пузырьком надулся.
А пузырёк скок-скок,
Скачет, скачет в погребок.

Мальчик.
Ой, да хватит вам ребята!
Играть давайте

Дети встают в круг и рассчитываются.
Игра «
Растяпа».                                                                                                             Хозяйка.
Пусть кружится веселее хоровод,
Пусть потешит сам себя честной народ.
Исполняется коми-пермяцкий  танец «Тупи -тап»

Девочка.
Красна песня ладом.
А сказка – складом.
Сказке конец,
А кто слушал – молодец!

Мальчик.
Играть – не уставать,
Не ушло бы дело.

Девочка.
Гостю почёт – хозяйке честь.

Мальчик.
Гость доволен – хозяйка рада.

Девочка.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья.

Все хором.
Где труд – там и счастье.

Хозяйка.                                                                                                                                      Жил – был Колобород,
Он развёл огород.
Уродился огурец,
Играм, песенкам конец!

Литература:                                                                                                                                       1. Зубов Ю.П., «Спортивная летопись Пармы» г. Пермь Издательство «Горт» 2003г.

2.  Климов В.В. «Коми – Пермяцкое народное устное поэтическое творчество».                 г. Кудымкар 1960г.

3. Климов В.В. «Олан вужжез»» г. Кудымкар  Коми – Пермяцкое книжное издательство. 2007г.

 4. Ратегова Л.П., Коколева В.Н., Бормотова В.В., Новикова Н.Ю.«Гордость Пармы». г. Кудымкар Коми – Пермяцкое книжное издательство. 2010г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна

     Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...